Вновь в сфере государственных интересов.
Дмитрий Гришанков, Андрей Онуфриев*.
Основным экспонатом МАКС-97 стал Борис Ельцин.
*Корреспондент "Прайм-ТАСС" специально для "Эксперта".
Парад VIP.
Если авиакосмический салон рассматривать как PR-акцию, то
можно сказать, что МАКС-97 удался на славу. Нет, его эффективность не
следует сравнивать с Ле Бурже -- все-таки полвека истории французской
выставки в сочетании с благополучной экономикой игнорировать никак
нельзя. Но возможности российской действительности были
использованы если не на все сто, то близко к этому.
Прежде всего МАКС-97 побил все рекорды для подобных
мероприятий по вниманию со стороны первых лиц. Аэродром в
Жуковском посетили и Борис Ельцин, и Виктор Черномырдин, и
госчиновники рангом ниже, а также лидеры большинства политических
партий и течений. Тем самым всему миру было показано, что в России
наконец всерьез озаботились проблемами авиапрома. Конечно, наивно
полагать, что на авиастроителей теперь прольется дождь госзаказов,
инвестиций и дотаций. На серьезную финансовую помощь со стороны
государства пока рассчитывать не приходится. Однако есть и такие
формы поддержки, как лоббирование интересов отечественной авиации
за рубежом, госгарантии, протекционистские меры внутри страны и т. д.
Что же касается иностранцев, то они впервые смогли напрямую
выйти на представителей высшего эшелона власти, а это многого стоит.
Эффект был столь велик, что его не смогли испортить
многочисленные организационные неурядицы. Например, полное
пренебрежение интересами сотен журналистов со всего мира со стороны
организаторов салона (в пресс-центре не было не то что материалов об
отечественной авиации, но даже перечня участников салона). Или крайне
неудачное расположение натурных экспонатов (если в Ле Бурже две с
половиной сотни летательных аппаратов были сосредоточены буквально
на пятачке, то в Жуковском полторы сотни экспонатов выстроили в
шеренгу длиной более двух километров. И лишь самые ливые посетители
смогли насладиться видом продукции фирм-неудачниц, получивших
стоянку в конце полосы.
Хроника салона.
Итак, широкий общественный резонанс был обеспечен. И
большинство участников салона смогли этим воспользоваться.
Одним из самых ярких событий стало подписание соглашения о
сотрудничестве между "Эрбас Индастри" и Минэкономики РФ.
Европейский авиаконсорциум довольно давно заявлял о своем желании
сотрудничать с российскими самолетостроителями. Однако сдерживало
его, в частности, отсутствие в России единой структуры, объединяющей
разработчиков и производителей. Вести же работу с каждым
предприятием по отдельности довольно трудоемкое и малоэффективное
занятие.
Сейчас в качестве представителя российской авиационной элиты
выступило министерство. Однако в дальнейшем для сотрудничества в
реализации проекта сверхбольшого пассажирского самолета А-3ХХ в
России будет учреждена специальная организация. Помимо А-3ХХ
соглашение с "Эрбас" предусматривает оказание России помощи в
получении европейского сертификата на Ту-204, содействие в
совершенствовании системы управления качеством на отечественных
авиазаводах и расширение закупок конструкционных материалов для
аэробусов.
Вызвал определенный оптимизм и контракт на поставку
"Красноярским авиалиниям" десяти самолетов Ту-204-120 с двигателями
Rolls-Royce лизинговой компанией "Сирокко аэроспейс интернейшнл".
Благодаря этому контракту наконец-то начнется широкая эксплуатация
Ту-204 (до сих пор лишь два Ту-204 с пермскими двигателями
эксплуатировались "Внуковскими авиалиниями"). А АНТК им. Туполева,
испытывавшее в последнее время, мягко говоря, определенные трудности,
сможет перевести дух.
Фирма "Ильюшин" объявила о том, что один из крупнейших
грузовых перевозчиков России -- компания "Волга-Днепр" намерена
приобрести четыре грузовых самолета Ил-96Т, оснащенных
американскими двигателями. Если учесть, что ранее "Аэрофлот" и
"Трансаэро" приняли решения закупить по двадцать самолетов Ил-96, то
можно констатировать, что "Ильюшин" уже набрал весьма солидный
пакет заказов.
ВПК "МАПО" заключил два соглашения с французскими
компаниями "Снекма" и "Секстант Авионик". Соглашения
предусматривают создание совместной маркетинговой структуры для
продвижения учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ на
международном рынке, а также возможность включения программы
МиГ-АТ в кредитные линии под гарантии французского (!)
правительства.
Кстати, ВПК "МАПО" порадовало еще и тем, что, судя по всему,
затяжной конфликт в этой структуре завершился. Помимо
многочисленных заявлений руководителей ВПК, об этом
свидетельствовало и то, что на авиасалоне ВПК "МАПО" и МАПО
"МиГ" впервые за последние год-полтора выступали как единая команда.
Видимо, именно это единодушие подтолкнуло генерального директора
АО НАЗ "Сокол", крупного серийного завода, производившего МиГ,
заявить о намерении АО войти в состав обновленного ВПК.
Наконец, нельзя не упомянуть о демонстрации российской
авиатехники. В прошлом номере мы уже писали об удачной премьере
грузового самолета с короткой дистанцией взлета-посадки Ан-70.
Большое впечатление на 600 тысяч посетителей авиасалона произвели
полеты МиГ-29, вертолетов Ка-50 и Ка-52, а также полет уже
легендарного Су-37. Правда, никаких контрактов на поставки наших
боевых машин не последовало, но это и неудивительно. Подобные
контракты готовятся в течение нескольких лет, а в последнее время
наших партнеров изрядно пугала нестабильность в руководстве
авиационных фирм. Смена же руководителя ведущего экспортера
военной техники компании "Росвооружение" в разгар авиасалона внесла
еще большее смятение в умы потенциальных покупателей.
Впрочем, негативный эффект был частично компенсирован 25
августа. В этот день авиасалон официально уже был закрыт, рабочие
потихоньку разбирали экспозиции в павильонах. Однако посетители в
этот день на авиасалон все же пришли. Это была китайская делегация во
главе с заместителем председателя Центрального военного совета КНР
генерал-полковником Лю Хуацином. Можно предположить, что
результатом "дополнительного времени" станут очередные поставки
авиационной техники в Китай, где российские самолеты исторически
имеют хорошую репутацию.
И последний штрих, показывающий изменившееся отношение
руководства страны к авиации. Если президентский указ и распоряжение
правительства о проведении МАКС-97 были подписаны едва ли не за
месяц до открытия салона, то распоряжение о МАКС-99 подписано
Виктором Черномырдиным уже сейчас.
Источник информации : Эксперт