Анимация
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Продвинутый поиск
Подписка и соц. сети

Поделиться

Мы в социальных сетях

Подписаться на обновления сайта


Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Образовательные учебные материалы

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Образовательные учебные материалы

Категории

Общая характеристика психики животных

Дата публикации: 2025-10-04 22:45:08
Дата модификации: 2025-10-04 22:45:08
Просмотров: 88
Автор:
Проблема инстинкта и научения. Ранние представления о психической деятельности животных.
1.Врожденное и приобретенное в поведении животных.  
2.Понятие инстинкта. Концепции инстинкта.
3.Пластичность инстинктивного  поведения   (концепции   В.А.Вагнера, А.Н.Северцева).
4.Инстинктивное поведение   как   основа  жизнедеятельности  животных.
5.Структура инстинктивного поведения.
6.Инстинктивное поведение и общение.
7.Общая характеристика процесса научения.
8.Навыки и методы их изучения.
9.Научение и общение.
1.Врожденное и приобретенное в поведении животных.
Проблема инстинкта и научения.
Ранние представления о психической деятельности животных.
При изучении любой формы психической деятельности существует воп­рос о врожденном и приобретенном, об элементах инстинкта и научения в поведении животных.
Более широко - это вопрос о внешних и внутренних факторах поведе­ния, о его генетических основах, о мотивации поведения.
Одни психич. структуры в бол. степени определяются средой, др. –наследственностью (задатки и способности)
Многие животные обладают такими формами поведения, которым они не могли научиться на протяжении своей жизни. Эти локомоторные и поведенческие реакции возникают даже в ситуации когда животное было лишено общения с себе подобными.
 
САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО УЧЕБНИКУ:
Платон
Лукреций: "Целесообразные действия животных являются результатом естественного отбора, т.к. выживать могут лишь животные, обладающие полезными для них свойствами.
Аристотель: "Представления об индивидуальном приобретении опреде­ленных компонентов поведения".
Э.Б.Кондильяк "Трактат о животных" (1755) - рассматривал вопрос о происхождении инстинктов животных: инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного включения познания (разумное поведение превращалось в привычку, а последняя - в инстинкт).
Ш.Ж.Леруа (натуралист и мыслитель) считал, что этот ряд следует читать в обратном порядке. Видел в инстинктах животных воплощение их потребностей: необходимость удовлетворения их и приводит к появлению инстинктов.
Ж.Б.Ламарк (17в.) - видел в инстинктах животных естественные ре­акции организма на воздействия cреды, сформировавшиеся в процессе эво­люции. Происхождение привычек (навыков) обусловлено механическими при­чинами, лежащими вне организма.
К.Ф.Рулье (19в., Россия) - доказывал, что инстинкты являются ес­тественной составной частью жизнедеятельности организма животных. За­рождение и развитие инстинктов - это частный случай общей биологичес­кой закономерности, как результат материальных процессов, как продукт воздействия внешнего мира на организм. Инстинкт - это сформировавшаяся на протяжении истории вида, выработанная условиями жизни наследствен­ная реакция на определенные воздействия cреды. Факторы происхождения инстинктов - изменчивость, наследственность, постепенное повышение уровня организации животного в ходе исторического развития.
Ч.Дарвин: Происхождение инстинктов объяснял действием естествен­ного отбора, закрепляющего даже совсем незначительно выгодные виду из­менения в поведении животных и накапливающего эти изменения до образо­вания новой формы инстинктивного поведения.
 
---- Проблема инстинкта и научения
 
Движущие силы поведения животных на различных этапах развития науки предоставлялись по-разному. Еще древние мыслители задумывались над этим вопросом. Лукреций высказывал мысль, что целесообразные действия животных являются следствием того, что выживать могут лишь животные, обладающие полезными для них свойствами. Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями.
Согласно Аристотелю поведение животных направлено на самосохранение и продолжение рода. ощущения боли и удовольствия, желания и влечения, зачатки разума придают поведению определенную направленность.
Хризипп, представитель философской школы стоиков, рассматривал инстинкт как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного к приятному, полезному и уводящее от вредного и опасного. Такие действия как гнездостроение, постройка сот у пчел, умение паука ткать паутину совершаются животными одного и того же вида одинаково, без участия разума, на основе чисто врожденных знаний. Таким образом, уже в античные времена ставился вопрос врожденного и приобретенного в поведении животных.
Следующим значительным этапом в развитии представлений о поведении животных стали работы выдающихся ученых 18-го века. Ж.О.Ламерти, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, показал прогрессивное усложнение этих способностей по направлению к человеку. Ламерти представлял инстинкты как совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от разума и опыта.
Э.Б.Кондильяк выводил инстинкт из разумных действий, которые сначала превращались-в привычку, а последняя - в инстинкт.
Ш.Ж.Леруа считал, что основа инстинкта - это потребность, а привычки могут передаваться по наследству и также включаться в естественное поведение.
Ж.Л.Леклерк-Бюффон видел движение силы поведения во взаимосвязи действий окружающей среды с внутренним состоянием животного, в сочетании врожденных функций и привычек.
Создатель первого целостного учения об эволюции животной природы Ж.Б.Ламарк полагал, что внешняя среда действует на животный организм опосредованно, через изменение поведения животного. К этому выводу он пришел составляя строение первой системы с характером психической деятельности животных на рмных уровня филогенеза. Инстинкты по мнению Ламарка возникли в процессе эволюции под воздействием среды как полезные привычки, которые закрепились в результате многократного повторения. Соотношение инстинкта и научения Ламарк представлял следующим образом. Потребности порождают привычки, а последние превращаются в стойкие наклонности, которые затем могут передаваться новым особям до тех пор, пока не изменятся условия существования.
Ч.Дарвин уделял большое внимание проблемам эволюции психической деятельности животных и человека, инстинкт он рассматривал как действие, которое может совершаться без предварительного опыта, одинаково многими особями. В отличие от Ламарка Дарвин считал, что инстинкты не могут зародиться из привычки одного поколения и наследственно передаваться последующим поколениям. Инстинкты появляются и изменяются под воздействием естественного отборы, который закрепляет выгодные с точки зрения выживания изменения в поедении животных и устраняет вредные или бесполезные. Наличие инстинктов у человека и животных Дарвин рассматривал как одно из доказательств общего эволюционного происхождения.
 Идеи Дарвина послужили основой для представлений классической этологии, которые были сформулированы австрийским ученым Лоренцом и голландцем Н.Тинбергсном. согласно Лоренцу многие типы поведения животных сформировались на основе комплексов фиксированных действий, которые являются видотническими и мотивированными энергией специфического действия. Тниберген считал, что инстинктивное поведение организовано по иерархическому принципу, т.е. жэнергия, ответственная за один тип активности может вызывать ряд починенных активностей. Например, размножение будет стимулировать гнездостроение, брачное и родительское поведение.
В настоящее время в зоопсихологических исследованиях существенное место занимает вопрос о пластичности инстинктивного поведения, то есть насколько инстинкты постоянны, вариабельны. По данным В.А.Вагнера, изменчивость инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичными рамками, иногда в поведении животного бывает очень трудно отделить условнорефлекторные компоненты, формирующиеся в процессе онтогенеза от собственно инстинктивных. Вместе они и обусловливают пластичность инстинктивного поведения.
Основоположник эволюционной морфологии А.Н. Сеперцев рассматривал принципиальное значение различий в изменчивости инстинктивного и приобретенного поведения. Он показал. Что у высших животных существует два способа приспособления к изменениям окружающей среды. Первый способ связан с медленным и постепенным изменением морфологической организации животных и соответствует плавным, постепенным изменениям среды. Второй способ - изменение поведения животных без изменения их морфологической организации, выработка гибких и пластичных навыков для эффективного приспособления к быстрым изменениям Среды. Оба вида приспособления важны, так как отражают закономерности изменений окружающей среды.
Таким образом, инстинктивное поведение представляет собой врожденные полезные для вида приспособления. Стабильность этих приспособлений обеспечивает выполнение наиболее важных жизненных программ, поскольку в них хранится итог эволюционного развития вида.
Как отмечает К.Э.Фабри, инстинктивное поведение также обладает достаточной резервной пластичностью для обеспечения выживания животных в экстремальных условиях. Конкретные условия развития животного отражаются в возможностях научения, то есть индивидуального приспособления врожденной видовой программы к окружающей среде.
Л.С.Выготский, рассматривая поведение от самых простых форм до самых сложных и высших, выделяет три основных ступени в его развитии.
Первую ступень образуют у всех животных наследственные, врожденные способы поведения, обычно называемые инстинктами. Они выполняют биологическую функцию самосохранения, продолжения рода и функционируют в силу наследственной структуры организма. В отличие от других форм поведения инстинктивные реакции не возникают в результате проб и ошибок, и не являются следствием подражания. Для низших форм животных (прежде всего насекомых) инстинкт является основной формой приспособления к среде. По мнению О.Меннинга это создает преимущества для животных с коротким сроком жизни или лишенных родительской заботы.
Вторая степень в развитии поведения - это ступень условных рефлексов. Она отличается от предыдущей тем, что возникает в процессе накопления индивидуального опыта животного. В работах И.П.Павлова показано, что всязкий условный рефлекс возникает на основе безусловного рефлекса или инстинктивной реакции.
 Научение не создает новых реакций, а комбинирует порожденные реакции, связывает их с определенными стимулами окружающей среды. На этом этапе наследственные реакции приспосабливаются к индивидуальным условиям существования животного. Если у низших животных наблюдается сдвиг в сторону инстинктивных реакций, то у высших - в сторону преобладания условных рефлексов.
Третья ступень в развитии поведения образуют интеллектуальные реакции, которые надстраиваются над двумя первыми.
 Основным критерием (на который указывает О.Меннинг) разграничения инстинктивного поведения и научения является способ развития, а методом тестирования - так называемый опыт с изоляцией. С рождения животных содержат вне контракта с сородичами. Когда животное вырастает. Проверяют его реакции на различные стимулы и сравнивают их с реакцией нормально выросших животных. Исследования показали, что многие рыбы, птицы, насекомые совершенно нормально выполняют многие комплексы пищевого, полового ориентировочного поведения после выращивания в изоляции??.
Таким образом, инстинкт и научение представляют собой две формы адаптации, первая из которых формируется на протяжении истории вида, а вторая - в ходе индивидуального развития.
 
2.Понятие инстинкта. Концепции инстинкта.
Понятие инстинкта (с 4 рукоп.)
Факторы происхождения иснстинктов
Наследственность
Изменчивость
Их вз.связь
Концепция инстинкта:
  1. ранние представления с4-5 рукоп)
  2. современная концепция инстинкта (с 6 рукоп), примеры

3.Пластичность инстинктивного поведения
(концепции В.А.Вагнера, А.Н.Северцева).
Современное понимание проблемы инстинкта и научения на первое место ставит вопрос о пластичности инстинктивного поведения, т.к. он важен не только в эволюции инстинктивного поведения, но и в вопросах психической деятельности животных.
В.А.Вагнер "Биологические основания сравнительной психологии" (1910-1913гг.). Опираясь на большой фактический материал, при изучении животных полученный, сделал вывод, что инстинктивные компоненты пове­дения животных возникли и развились "под диктовку cреды и под контро­лем естественного отбора" и их никак нельзя считать неизменными, сте­реотипными. Инстинктивное поведение - это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними условиями (воздействиями).
Вариабильность инстинктивного поведения на примерах деятельности пауков и ласточек: лабильность инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичными рамками, стабильными в пределах вида являются не сами инстинктивные действия, а пределы амплитуд их изменчивости (это одно из положений этологии).
Принципиальное значение различий в изменчивости инстинктивного и приобретаемого поведения проанализировал А.Н.Северцов, основоположник эволюционной морфологии. ("Эволюция и психика", 1922г., "Главные нап­равления эволюционного процесса, 1925г.). У высших животных есть 2 ти­па приспособления к изменениям окружающей cреды:
1) изменение организации (строения и функций животных), соверша­ющееся весьма медленно и позволяющее приспособиться лишь к очень мед­ленно протекающим постепенными изменениям cреды;
2) изменения поведения животных без изменения их организации на основе высокой пластичности ненаследственных, индивидуально приобрета­емых форм поведения. Успех будут иметь особи, способные выработать гибкие, пластичные навыки и другие формы индивидуального изменчивого поведения.
4.Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных.
Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение) - совокупность врож­денных компонентов поведения и психики животных и человека. (ПОВТ.)
Инстинктивное поведение и научение существуют совместно. Вся жиз­недеятельность животного организма, проявляющаяся во внешней активнос­ти, основывается на инстинктивных движениях и других инстинктивных ре­акциях (термических, электрических, изменения окраски, и т.д.). В этих реакциях (движениях) - вся жизнь животного.  Они обеспечивают все жиз­ненные функции организма, процессы обмена веществ, и тем самым сущест­вование особи и размножение.
И.П. – это совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных, т.е. в филогенезе, наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида (видоспецифичных) компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных.
 
Инстинктивное поведение понимается в настоящее время как врожденная совокупность инстинктивных действий, которые в свою очередь состоят из отдельных инстинктивных движений (поз, звуков и т.п.) заданных морфологическими особенностями животных.
Движущие силы инстинктивного поведения представляют собой более или менее значительные и длительные отклонения от нормального уровня физиологических функций, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Эти сдвиги выражаются в появлении потребностей, на удовлетворение которых и направлено поведение.
Периодические колебания внешней активности животных определяются ритмом "внутренних" или "биологических часов", которые синхронизированы с космическим временем. В нормальных условиях этот ритм синхронизирован с изменениями в среде, зависящими от вращения Земли вокруг своей оси в течение суток. Внутренние факторы поведения лишь относительно независимы от внешних условий. Существует определенная внутренняя готовность реагировать нужным образом в жизненно важной ситуации. Это готовность обеспечивается так называемой системой "врожденных пусковых механизмов", которая представляет собой нейросенсорных систем, "запускающих" поведение в биологически адекватных условиях ("пусковой ситуации").
 Как только животное оказывается в ситуации, позволяющей удовлетворять потребность, соответствующий врожденный пусковой механизм обеспечивает распознавание, оценку и интеграцию специфических для данной инстинктивной реакции раздражителей, что и служит "толчком" к развертыванию инстинктивного поведения.
Отличительной способностью врожденных механизмов является избирательность реагирования на внешние стимулы. Инстинктивную реакцию вызывают только совершенно определенные комбинации стимулов, которые могут вызвать биологически целесообразную реакцию. К.Э.Фабри относит эту особенность к некоторой "фильтрующей" функции сенсорной сферы.
Внешние раздражители, вызывающие инстинктивную реакцию получили название "ключевых раздражителей". Они являются такими признаками жизненно важных компонентов среды, на которые животное реагирует независимо от индивидуального опыта видотипичными формами поведения. Это могут быть форма, размер. Цвет, запах, подвижность, пронстранственные отношения и др.
В опытах Н.Тинбергена изучалась пищевая реакция птенцов серебристых чаек при появлении родительской особи. в опытах предъявлялась серия более или менее упрощенных макетов головы взрослой серебристой чайки. Макет изменяли, избирая отдельные детали. В конце концов остался лишь плоский красный предмет с продолговатым выступом, т.е. ключевыми раздражителями в этом случае были цвет (красный) и форма (продолговатая). Интересно, что самая сильная реакция была на поперечно исчерченную красными полосками палочку (сильнее, чем на настоящий клюв живой птицы). Это явление получило название "супероптимальной реакции".
Американский исследователь У.Крейч показал, что инстинктивные действия состоят из отдельных фаз. В этологической литературе они получили название "поисковой" и "завершающей".
В ходе поисковой фазы животное избирательно отыскивает необходимые для удовлетворения потребностей пусковые ситуации и ключевые раздражители, его поведение пластично, характеризуется ориентировочно- исследовательской активностью, переплетением поврежденных компонентов поведения.
Завершающая фаза состоит и из нескольких строго последовательно выполняемых движений, которые К.Лоренц называл "врожденными двигательными координациями". Например, пищедобывающее поведение хищника начинается с поиска стимулов, исходящих от животного - жертвы, уточнение его местонахождения, преследование, умерщвление, проглатывание. В этой цепи лишь собственно акт поедания относится к завершающей фазе поведения, а все остальные - к подготовительной.
 Поисковая фаза инстинктивного поведения содержит некоторые этапы поведения, которые относятся к научению и интеллектуальным реакциям. Пластичность поведения на разных этапах фазы неодинакова и уменьшается по мере приближения к завершающей фазе. По мнению К.Э.Фабри у животных с наиболее высокоразвитой психикой промежуточные этапы поискового поведения могут стать основой сложных форм интеллектуального поведения.
 Изучение психического отражения при инстинктивном поведении животного представляет интерес как на подготовительной, так и завершающей фазах. На первых этапах поискового поведения животное ориентируется во многих признаках окружающей среды. В дальнейшем поведение направляется ключевыми раздражителями, т.е. элементарными физическими и химическими признаками - ориентирами, которые, как показали опыты с абстрактными моделями, могут быть отделены от носителя этих признаков.
Таким образом, в ходе эволюции отбираются и закрепляются наиболее простые и простые ориентиры, реагируя на которые животные могли бы с наименьшими усилиями осуществлять важные жизненные функции (врожденные двигательные координации осуществляются благодаря врожденным пусковым механизмам, этот процесс максимально автоматизирован).

5.Структура инстинктивного поведения. (Фабри с. 75-84)
1. Поисковая и завершающая фазы поведенческого акта.
2. Инстинктивные движения (врожденная координация).
3. Благоприобретаемые  компоненты инстинктивного акта.
4. Большое разнообразие инстинктивного поведения. Инстинктивные действия (акты) - комплексы четко скоординированных движений, поз,  звуков, кожных реакций (секреция, изменение окраски) и т.п.
Поисковая и завершающая фазы поведенческого акта.
Американский исследователь У. Крейч показал, что инстинктивные действия состоят  из отдельных фаз  В этологической литературе они получили название поисковой и завершающей.
  1. В ходе поисковой фазы животное избирательно отыскивает  необходимые для удовлетворения потребностей  пусковые ситуации и ключевые раздражители, его поведение пластично, хар-ся ориентировочно-исследовательской активностью, переплетением врожденных и приобретенных  компонентов поведения.
  2. Завершающая фаза состоит из нескольких строго  последовательно выполняемых движений, которые К.Лоренц нывал "врожденными двигательными координациями". Например, пищедобывающее поведение хищника начинается с поиска стимулов, исходящих от животного - жертвы, уточнение его местонахождения, преследование, умерщвление, проглатывание. В этой цепи лишь собственно акт поедания относится к завершающей фазе поведения, а все остальные - к подготовительной.
Поисковая фаза инстинктивного поведения содержит некоторые этапы поведения, которые относятся к научению и интеллектуальным реакциям. Пластичность поведения на разных этапах фазы неодинакова и уменьшается по мере приближения к завершающей фазе. По мнению К.Э.Фабри у животных с наиболее высокоразвитой психикой промежуточные этапы поискового поведения могут стать основой сложных форм интеллектуального поведения.
Изучение психического отражения при инстинктивном поведении животного представляет интерес как на подготовительной, так и завершающей фазах. На первых этапах поискового поведения животное ориентируется во многих признаках окружающей среды. В дальнейшем поведение направляется ключевыми раздражителями, т.е. элементарными физическими и химическими признаками - ориентирами, которые, как показали опыты с абстрактными моделями, могут быть отделены от носителя этих признаков.
Таким образом, в ходе эволюции отбираются и закрепляются наиболее простые и простые ориентиры, реагируя на которые животные могли бы с наименьшими усилиями осуществлять важные жизненные функции (врожденные двигательные координации осуществляются благодаря врожденным пусковым механизмам, этот процесс максимально автоматизирован).
 
6.Инстинктивное поведение и общение.
Биологическое взаимодействие между животными (поиск пищи и т.д.) является основой для зарождения явлений общения в процессе эволюции. Контактирование животных еще не является общением, но групповое пове­дение предполагает не только физическое или биологическое, но прежде всего психическое взаимодействие - обмен информацией - выражающееся в согласовании, интегрировании их действий. Это относится и к низшим моллюскам, и к животным, стоящим выше кольчатых червей.
 
7.Общая характеристика процесса научения.
Научение – процесс приобретения и накопления животными в онтогенезе инди­видуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инс­тинктивной) основы психической деятельности соответственно конкретным условиям среды обитания;
 - конкретное воплощение в жизни особи опыта вида, на­копленного и закрепленного в процессе эволюции.
Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение. По терминологии Г.Темброка, облигатное научение, которым обозначается индивидуальный опыт, необходимо для выживания всем представителям вида независимо от конкретных условий жизни особи. Второй вид научения, выделяемый этим автором - так называемое факультативное научение, включающее в себя все формы индивидуального приспособления к конкретным условиям среды, в которых  живет данная особь. Диапазон этих двух видов научения является видотипичным, то есть существуют генетически фиксированные пределы способности к научению. Высшие животные обладают большими резервами и возможностями приспособления к различным ситуациями у низших животных способность к научению не достигает столь высокого уровня.
 Наиболее простая форма научения - привыкание (габитуация) состоит в понижении реактивности организма на стимулы, не сопровождаемые подкреплением или наказанием. Например, ориентировочная реакция лягушки на потенциальную добычу снижается, если многократно предъявляется несъедобные, но похожие на пищу предметы.
Работы И.П.Павлова способствовали развитию представления о том, что условные рефлексы могут служить парадигмой для научения. В своих опытах Павлов голодную собаку помещал в специальное фиксирующее движения устройство и через определенные промежутки времени давал ей небольшие порции пищи, сопровождая кормление внешним стимулом (звонком). Через некоторое время животное начинало реагировать на звонок слюноотделением. Павлов назвал звонок условным стимулом, пищу безусловным стимулом. Слюноотделение в ответ на предъявление пищи он назвал безусловным рефлексом, а в ответ на звонок - условным рефлексом.
Основным компонентом изучения является навык, то есть действие или двигательная координация, сформированные путем повторения. Выработка навыков по методу американского ученого Скиннера получило название "оперантное" или "инструментальное" обусловливание. Животное помещают в проблемную клетку, где оно должно проявить двигательную активность, самостоятельно "изобрести" способ поведения, который ведет к получению пищи.
 Существует также латентное научение, которое заключается в образовании связей между индифферентными стимулами или ситуациями без явного подкрепления. Например, сытая крыса запускается в лабиринт и пока ее не запустить туда голодной - остается неясным - запоминает ли' она его или нет. Если она быстрее найдет пищу, значит имело место латентное научение.
Животное совершает ряд случайных движений, пока одно из них не приведет к результату. В опытах Павлова сначала действует условный раздражитель (звук или свет), а затем безусловный (пищевое подкрепление), т.е. животное отвечает на стимул. При оперативном обусловливании животное вначале производит движение и, если оно адекватно, то получает пищевое подкрепление.
В начале нашего века сложилось мнение, что образование навыков происходит путем "проб и ошибок" (Г.Спенсер, Э.Торндайк). Согласно этой концепции животное запоминает действия, которые случайно привели к успеху, их многократное повторение закрепляет навык. Вместе с тем, было замечено, что активность животных не всегда хаотична. Животные могут "анализировать" ситуацию и избирать направление движений к цели, что было продемонстрировано в опытах с крысами, которых помещали в лабиринт.
Следующий вид научения - дрессировка. При этом целенаправленно подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетание, а нежелательные движения устраняются. Дрессировка основана на учете естественного поведения животных, приручении, сочетании поощрения за желательное поведение с наказанием за нежелательное.
К сфере научения также относится явление подражания. Широко известен факт, что выполнение видотипичных действий одними животными является побуждающим фактором к аналогичной активности для других животных.
Научение путем подражания, называемое также имитационным научением заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения путем восприятия поведения других животных. Этот вид научения может быть как облигатным, так и факультативным. В первом случае результат научения соответствует рамкам видовых стереотипов. Сюда входят, прежде всего, реакции бегства, защиты. Во втором случае формируются сложные формы пищедобывательного, гнездостроительного поведения. Сюда же относятся случаи имитирования домашними животными (обезьянами, собаками) действий человека, решение задач путем подражания. При этом у животного "зрителя" происходит научение при созерцании действий другой особи.

8.Навыки и методы их изучения.
Навык
- автоматические условные связи, основывающиеся на научении;
- важнейшая форма факультативного научения.
Навыки характеризуются применением врожденной двигательной коор­динации и необходимостью упражнения, Навык сохраняется при дальнейшей тренировке.
Метод "лабиринта" - животное ставится в условия выбора сигналов или способов действия при решении задачи.
Дрессировка - форма выработки навыка у животных.
Познавательные процессы при формировании навыков играют очень большую роль.
 
9.Научение и общение.
Научение путем подражания - "имитационное научение"- индивидуаль­ное формирование новых форм поведения, но путем одного лишь непосредс­твенного восприятия действий других животных.
Подражание - особая форма научения в условиях общения.
Коммуникация у животных - передача информации от  одной  особи  к другой ("язык животных"). Закрытая врожденная система сигналов (зву­ков, поз, запахов), посылаемых одним животным и адекватно воспринимае­мых другим.
Ритуализированные компоненты поведения - видотипичные, генетичес­ки фиксированные сигналы (позы, звуки), выполняемые демонстративно, в определенной последовательности в виде "ритуалов" с четким информатив­ным содержанием.
Зоосемантика - направление, изучающее информативное содержание коммуникативных действий, которое может относится к сферам опознава­ния (опознавание особи среди сородичей и т.п.), мотивации поведения (информация о физиологическом состоянии животного, например о состоя­нии голода), отношений со средой (оповещение об опасности и т.п.).
Зоопрагматика - направление, изучающее происхождение и механизм действия способов коммуникации у животных.
 

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Проблема инстинкта и научения. Ранние представления о психической деятельности животных.

Остальные материалы раздела: Образовательные учебные материалы

Предыдущая МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕРМЕНВОКСУ

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...