Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Кавказ

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится
История Кавказа

Категории

Зона повышенного недопонимания.

Дата публикации: 2019-01-12 05:24:30
Дата модификации: 2019-01-12 05:24:30
Просмотров: 1196
Материал приурочен к дате: 1997-08-04
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-08-04 Материалы за: Год 1997
Автор:
 
Сергей Скляров.
Позиции России на Кавказе по-прежнему крепки. Оценки отдельных
политических неудач оказались настолько преувеличены, что
неправомерно затмили несомненные успехи.
        В последнее время в средствах массовой информации признаком
хорошего тона стало критиковать политику России на Кавказе: мол, и то
не так, и это, и вообще скоро нам там делать будет нечего, так как все
пространство между Черным и Каспийским морями будут
контролировать США, НАТО, Турция, Иран, Иордания, Саудовская
Аравия и еще Бог знает кто. Особенно часто критика звучала в последние
две недели в свете обострения осетино-ингушской проблемы и окончания
31 июля мандата российских миротворческих сил в зоне грузино-
абхазского конфликта. Конечно, нельзя отрицать продолжающийся
процесс снижения роли России в кавказском регионе, во многом
подстегиваемый отдельными неуклюжими действиями Москвы, но
представлять все в черном свете нам кажется неверным. Во-первых, его
темпы в последнее время явно замедлились, во-вторых, на фоне
преобладавшего в последние годы негатива все явственней пробивается
позитив.
        Да, в хитросплетении кавказских проблем любой предпринятый
шаг напоминает ходьбу по минному полю -- что ни сделаешь,
обязательно наступишь на любимую мозоль не одному, так другому, но
это в равной степени относится как к Москве, так и к любому иному
субъекту кавказской политики. Другой вопрос, что России, безраздельно
господствовавшей в этом регионе на протяжении всего XX века, есть что
терять, тогда как иностранные державы здесь могут только приобретать.
Однако основные потери уже позади. К середине девяностых годов
Москва успела перессориться с руководством всех закавказских стран,
кроме Армении; к этому же моменту определились и основные очаги
сепаратизма на российском Северном Кавказе. При этом в последние два-
три года пусть и непоследовательно, но все-таки проявились попытки
налаживания конструктивных взаимоотношений Москвы как с
"ненадежными" южными регионами, так и с закавказскими
государствами. Москва и ее визави на Кавказе вдруг осознали, что друг
без друга они жить не могут, и стали искать пути сближения.
        Очевидным успехом России является примирение на "нефтяной"
почве с Азербайджаном. Подписанию в ходе московского визита Гейдара
Алиева в Москву ряда соглашений о совместной разработке нефтяных
месторождений каспийского шельфа и прояснению судьбы нефтепровода
Баку--Новороссийск не воспрепятствовали ни разоблачения тайных
поставок российского оружия в Армению, ни жесткий режим на
российско-азербайджанской границе, ни нежелание Москвы выдавать
Баку экс-руководителя Азербайджана Аяза Муталибова. При этом
Россия сохранила традиционно дружественные отношения и с Арменией.
Более того, в это же время в ходе визита в Ереван российской
правительственной делегации во главе с вице-премьером Валерием
Серовым был подписан ряд соглашений о сотрудничестве, а председатель
правления РАО "Газпром" Рем Вяхирев обсудил с армянским
руководством практическую сторону реализации заключенного в январе
договора о поставках российского газа в Армению и через ее территорию
в третьи страны.
        Не так плохи оказались позиции России и в Грузии. Речь идет не
только об экономике -- здесь Грузия, так же как и Армения, еще долго
будет крепко привязана к России, -- прогресс наблюдается и в чисто
политических вопросах. После нескольких месяцев сетований
грузинского руководства на нецелесообразность пребывания в
республике российских миротворцев, неспособных обеспечить
возвращение грузинских беженцев в Абхазию, на прошлой неделе в
Тбилиси вдруг выяснили, что пока никакой альтернативы их
пребыванию там нет. ООН отказалась посылать туда
интернациональный контингент "голубых касок", а пытаться
форсировать решение абхазской проблемы силовыми методами, не
будучи уверенными в боеспособности своей армии, грузины не решились.
Здесь, видимо, сыграли свою роль и опасения Эдуарда Шеварднадзе
выпустить ситуацию из-под контроля, еще не забыта судьба первого
президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, вынужденного бежать из страны
после серии военных поражений и последовавшего за ними бунта военно-
криминальных командиров.
        Есть определенные, пусть и не столь явные, как в Закавказье,
подвижки и в северокавказском регионе. Если несколько лет назад здесь
присутствовали исключительно центробежные тенденции (республики не
только требовали от Москвы большей самостоятельности, стремление к
национальному обособлению проявлялось и внутри них самих), то в
последнее время здесь стали наблюдаться и центростремительные
тенденции. В конце июля главы наиболее лояльных центру республик --
Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии -- решили создать
свою межпарламентскую ассамблею, при этом подчеркивалось
отсутствие у этой организации каких-либо сепаратистских устремлений.
Все отчетливее проявляется стремление северокавказских руководителей
не ссориться с Москвой, а в обмен на собственную лояльность получать
от нее экономические льготы, субвенции и трансферты. И хотя такой
подход не лишен ущербности, он выглядит все-таки предпочтительнее,
чем неприкрытая враждебность.
        В создавшихся условиях Москва, похоже, избрала оптимальную
тактику поведения в северокавказском регионе -- не предпринимать
ничего такого, что могло бы спровоцировать обвинения в
необъективности в ее адрес. Кому-то может показаться, что чеченский и
осетино-ингушский вопросы пущены на самотек, но это не так. Москва
действует, но очень осторожно, одни вопросы решая немедленно, а
другие, более сложные, оставляя на потом, до тех пор пока окончательно
не будут ясны наиболее выгодные для нее пути их решения. Постепенно
проясняются взаимоотношения с Грозным: где-то связующие нити рвутся
(например, на прошлой неделе был введен в эксплуатацию участок
железной дороги Кизляр--Каланюрт, соединяющий Дагестан с остальной
Россией в обход Чечни), где-то, как в случае с согласием Чечни на
пребывание в рублевой зоне и на обеспечение транспортировки через
свою территорию азербайджанской нефти в Новороссийск, наоборот,
укрепляются. Подобным же образом Центр действует и в отношении
Назрани и Владикавказа. Если, сохранив статус-кво в вопросе
управления Пригородным районом, Кремль вроде бы сыграл на руку
Владикавказу, то, обязав его уволить из органов внутренних дел
беженцев из Южной Осетии, многие из которых ныне проживают в
оставленных ингушами домах и с оружием в руках препятствуют
возвращению прежних хозяев, он сделал шаг в направлении "обиженной"
Назрани.
Эксперт
 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Позиции России на Кавказе по-прежнему крепки. Оценки отдельных политических неудач оказались настолько преувеличены, что неправомерно затмили несомненные успехи.

Остальные материалы раздела: Кавказ

Предыдущая На развалинах Горской республики

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...