В районе аварии атомной подлодки "Курск" находятся тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", большие противолодочные корабли "Адмирал Чабаненко", "Адмирал Харламов", спасательные суда "Рудницкий" и "Алтай". Всего привлечено к спасательным работам около 15 кораблей, в том числе и другие подводные лодки.
Грунт в месте аварии "Курска" представляет собой илистый песок. Подводные исследовательские аппараты испытывают большие трудности в работе, потому что на этой глубине в мутной воде крайне плохая видимость. Оценивая ситуацию, главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Владимир Куроедов отметил: "В настоящее время прогноз возможных последствий происшествия на "Курске" для жизни ее экипажа представляется крайне тяжелым".
Возможность благоприятного исхода операции по спасению подводников в значительной степени определяется сейчас ситуацией внутри корпуса подводной лодки. Эта ситуация может осложняться целым рядом таких факторов как количество затопленных отсеков, повышение давления и температуры в отсеках, наличие запаса воздуха высокого давления. Эти факторы напрямую влияют на продолжительность пребывания людей в этих условиях.
Вместе с тем по информации, полученной нами от одного петербургского подводника, капитана второго ранга, пожелавшего остаться неизвестным, подобная ситуация долго продолжаться не может, поскольку при заглушенном реакторе, что моряки сделали сразу же, кислород вырабатывается химическими регенераторами. Их мощности хватит на 7 дней. Другими словами, не позже чем через 2 дня экипаж любым способом должен покинуть субмарину, иначе он погибнет. В таких случаях для экстренной эвакуации людей на каждой подлодке существуют аппараты для экстренного выхода. По штату их количество составляет - экипаж плюс 10%. Однако, по словам нашего источника, как правило, около 20% такого оборудования не пригодно, потому что на практике им никто не пользуется. Опыта всплытия с этими аппаратами личный состав не имеет, потому что тренировки с ними очень дороги, и в последнее время они не проводятся.
Кстати, наш эксподводник сказал, что он ушел в отставку именно потому, что из-за редких учений, которые весьма дороги, экипажи в полной мере не владеют всем необходимым оборудованием. К тому же на это накладывается общая усталость личного состава, который в период учений сильно измотан и может не справиться даже с работающим прибором.
Анализ аналогичных катастроф показывает, что при подъеме с глубины более 100 метров (максимальная глубина использования спасательного прибора подводника - 120 метров), где и находится лодка, около трети личного состава погибнет.
Именно поэтому экипаж все еще находится на борту судна. Капитан, по-видимому, надеется, на помощь извне. Однако если корпус субмарины сильно поврежден, то лодка, лежащая на дне, самостоятельно всплыть не может, даже с внешней помощью, потому что в этом случае имеется большая вероятность, что попытка поднять ее приведет к разлому корпуса по реакторному отсеку. В этом случае экологическая катастрофа неизбежна. Поэтому так долго и так тщательно, даже ставя под угрозу жизнь людей, обследуется всеми способами именно корпус субмарины.
Пока, в связи с аварией "Курска", радиационной опасности нет
Вторник, 15 августа 2000
Администрация Мурманской области (Северо-Запад РФ) поддерживает постоянный контакт с командованием Северного флота в связи с аварией атомной подводной лодки "Курск". По сообщению пресс-секретаря губернатора Мурманской области "глава администрации прервал свой отпуск и сегодня во второй половине дня должен вернуться в Мурманск".
В администрации области прошло совещание с участием руководителей региональных структур Министерства чрезвычайных ситуаций и здравоохранения. Обсуждался вопрос о возможной помощи, которую военным можно оказать силами и средствами гражданских организаций. Большинство членов экипажа "Курска" - офицеры, жители поселка Гаджиево, "а, значит, и жители Мурманской области, и нам небезразлична их судьба". Представитель администрации области отметил, что в администрации готовы "к любому развитию событий". Пока сообщается, что в связи с аварией "Курска" радиационной опасности нет, и радиационный фон соответствует норме.
12 норвежских ныряльщиков в пятницу, вечером прибудут в акваторию Баренцева моря
Четверг, 17 августа 2000
Корабль министерства обороны Норвегии "Морской орел", на борту которого находятся 12 глубоководных ныряльщиков из спецподразделения военного ведомства этой страны, в пятницу, вечером прибудет в акваторию Баренцева моря на место аварии российской атомной подводной лодки "Курск". Об этом "Интерфаксу" сообщили в четверг в генеральном консульстве Норвегии в Мурманске. Кроме того, по данным норвежских дипломатов, в субботу, 19 августа, примерно в 13:00 на место аварии будет доставлена малая подводная спасательная лодка британской подводной службы спасения LR-5.
Как отметили в консульстве, "Морской орел" и норвежское судно "Норманд пионер", на борту которого находится LR-5, покинули порт Тронхейм (Норвегия) в четверг. По информации консульства, договоренность об использовании лодки и водолазов в работе по спасению экипажа российской субмарины была достигнута вечером в среду между официальными представителями России, Великобритании и Норвегии.
Переходный модуль пока не готов
Четверг, 17 августа 2000
Судоверфь в норвежском заполярном Киркенесе "Квэрнер Кимек" готова к выполнению срочного заказа по изготовлению переходного модуля для английской мини-подлодки, использование которой предполагается при спасении экипажа "Курска".
Административный директор судоверфи, которая давно и успешно сотрудничает с Россией, Грегер Маннсверк сказал, что в Киркенесе могут изготовить переходный отсек для соединения английской мини-подлодки с подлодкой "Курск". "Это технический вопрос, который мы решим, если потребуется", - сказал представитель верфи.
В Баренцевом море сложные погодные условия
Четверг, 17 августа 2000
Сложные погодные условия в Баренцевом море не смогли помешать интенсивности подводной операции по спасению экипажа атомохода "Курск". Как сообщили корр. СПБ-ТАСС в штабе Северного флота, на 10.45 мск ни одному из трех работающих глубоководных аппаратов не удалось состыковаться с люком лодки.
Эти попытки будут продолжаться сегодня весь день, несмотря на то, что с утра погода снова начала ухудшаться - снизилась видимость, порывы ветра превышают 15 м/сек. Сильные подводные течения вокруг лодки относят глубоководные аппараты в сторону. На флоте пока не сообщают, возобновлен ли сегодня с утра акустический контакт с лодкой.