Новосибирск - один из крупнейших и стратегически важных транспортных центров страны, связывающий восток и запад, юг и север. Не случайно научно-практическая конференция "Транспортная стратегия России" проходит именно в нашем городе. Автомобильный транспорт, соответственно и сеть автодорог, являются одной из основных составляющих экономического потенциала области. Но за парадной вывеской скрывается немало проблем, о чем открыто заявил на встрече с журналистами первый заместитель руководителя департамента строительства, архитектуры и дорожного комплекса администрации области Александр Барсуков.
Если какой-нибудь автовладелец или его пассажир скажут, что их никогда не трясло на кочках, не верьте - они ездили не по нашим дорогам. Да и ни к чему чужое мнение, имеющий глаза сам увидит их состояние. "Вторая русская беда" ежегодно требует колоссальных средств, но решается крайне натужно. Причем, если где-то положили твердое покрытие, это еще не решение всех проблем, а лишь замена одних на другие. Содержание, поверхностная обработка, ямочный ремонт - вот основные заботы дорожников в течение рабочего сезона. Для примера несколько цифр: за 2000 - 2002 годы в области построено и реконструировано 178 километров дорог, отремонтировано (капитально) 750 километров, текущим ремонтом охвачена практически вся сеть автодорог области. А ведь это без малого 15000 километров... Александр Барсуков откровенно сказал, что наши дороги на сегодняшний день не соответствуют объемам и требованиям транспортных перевозок. Может быть, у нас асфальт совсем никчемный, или машины какие-то особенные? Нет, все гораздо проще - не хватает денег. Не хватает даже на ремонт, не говоря уже о новом строительстве. Некоторый кризис наметился в последние годы, когда законодатели отвернулись от финансирования дорожной сети. До 2001 года существовал налог на пользователей автодорог, поступавший в федеральный и территориальные дорожные фонды. При ставке 2,6 процента в нашей области собирали около 2 миллиардов рублей. Два года назад ставка снизилась до 1 процента, а с нынешнего года и вовсе отменена. Понятно, что государственный бюджет не резиновый, и деньги понадобились на другие, возможно, более популистские программы. Но в природе, в том числе и финансовой, всегда основополагающими были гармония и равновесие. А латание одних дыр путем создания новых всегда заканчивается плачевно. Каких усилий стоило областным властям изыскивать средства и не снижать объемы дорожного строительства - разговор отдельный, но это удалось. Сегодня основная база для сбора денег - транспортный и земельный налоги, а также акцизы с предприятий и фирм, торгующих ГСМ. Трудности есть, но, как заверил Александр Филиппович, обладминистрация ведет постоянную работу по привлечению средств, жестко работает с неплательщиками, так что есть уверенность в выполнении поставленных на 2003 год задач.
Сомнений в том, что власти приложат все силы и добьются намеченного, нет. Вот только радости особой не ожидается. Нынешний год, к сожалению, не станет даже маленьким шагом вперед, объемы останутся на уровне 90 - 100 процентов в сравнении с 2002 годом. Планируется ввести 48 километров новых дорог, 110 километров отремонтировать и 300 подвергнуть поверхностной обработке. В частности, завершится строительство дороги до границы Томской области, будут введены участки на трассах до Ленинска-Кузнецкого и Камня- на-Оби, в ближайших планах - еще один выход на Казахстан через Купинский район. Эти объекты межрегионального значения и финансируются на паритетных началах из федерального и территориального бюджетов. Из местных проектов можно отметить перспективу открытия движения по дороге Новосибирск - аэропорт Толмачево с последующим выходом на запад и работы на улице Ипподромской. Крупнейшей же дорожной стройкой области останется северный обход Новосибирска, где будет освоено 500 миллионов рублей федеральных средств. Обстановка на объекте стабилизировалась, все скандально-судебные вопросы сняты, генподрядчики "Сибмост" и "Фицит" продолжили работу. По словам Александра Барсукова, этот обход не станет единственным, в областной программе развития дорожного строительства есть план строительства и восточного обхода Новосибирска. Но это вопрос будущего. Пока...
Получит около 300 миллионов и областной центр, где дороги за осень-весну разбивают до неприличия. Будет опробована новая импортная технология, применяемая на ямочном ремонте и защите асфальта. По сравнению с отечественным аналогом она более чем в два раза экономичнее, что позволяет увеличить масштаб работ на аналогичную величину. Мы далеко ходить не будем, а оценим новую технологию на улице Сибиряков- гвардейцев, что в ста метрах от редакции. Хотя, откровенно говоря, и эти деньги, и всевозможные новшества проблему мегаполиса не решат. Как не решит проблему сельских дорог миллиард рублей, выделенный из бюджета. Самая разветвленная и напряженная дорожная сеть области требует гораздо больших средств, но их попросту нет. Приоритетом по-прежнему остаются содержание и ремонт дорог, а строительство и реконструкция финансируются по остаточному принципу. С таким "принципом" сельчане еще многие годы будут месить грязь на проселках, теряя на горючем, ремонте техники и тому подобном. Не берусь утверждать, но если сопоставить потери в масштабах страны из-за плохих дорог и затраты на строительство хороших, вряд ли разница будет огромной. Увы, но понятие "упущенная выгода" многими еще не принимается в расчет.
Винить власть в плохих дорогах просто глупо. Многое делается в области, видна реальная работа, но губернатор и его команда - не волшебники, и одним махом все проблемы решить не смогут. Сегодня в области есть основная программа дорожного строительства на 2000-2010 годы с перспективой до 2020 года и программа по внутрихозяйственным дорогам, в которой к 2010 году планируется построить только основные дороги. Сами сроки наглядно показывают, как сложна задача. Но останавливаться на полпути нельзя, иначе лет через пятьдесят наши потомки со вздохом произнесут бессмертную фразу: "В России две беды...
Виталий ЗЛОДЕЕВ.