Понятие штабной культуры
Дата публикации: 2017-03-23 18:02:56Дата модификации: 2017-03-23 18:02:56Просмотров: 1928
Автор: lomasmВ научной литературе штабная культура рассматривается как понятие, тождественное культуре управления, управленческой деятельности.
На практике эти понятия в своей основе также считаются однопорядковыми, однако "штабная культура" в определенном смысле выступает как образец, эталон, с которым должны сверяться руководители отраслевых служб, организуя деятельность подчиненных подразделений и служебных коллективов.
Специалисты в области права и управления, конструируя дефиницию штабной культуры, единодушно подчеркивают, что в этом понятии получают свое суммарное, концентрированное выражение качественные характеристики системы управления во всей совокупности составляющих ее элементов. Это и структурное построение аппарата, и четкость служебных коммуникаций, и степень профессионализма управленческого персонала, и организаторское мастерство руководителей, и уровень совершенства работы на всех стадиях управленческого процесса - от сбора информации до обеспечения практической реализации принятых решений.
Культура управления - универсальное понятие, единое для всей системы органов внутренних дел. Общность принципов и требований к содержанию, организации, формам и методам, личностному стилю управленческой деятельности является мощным фактором обеспечения слаженной, согласованной, подчиненной единым задачам и целям оперативно-служебной деятельности органов, подразделений, учреждений, воинских частей, образующих единую систему МВД.
Культурологический срез управления особо важен еще и потому, что культура управленческой деятельности складывается исторически, впитывает в себя все разумное, целесообразное, продуктивное и отторгает наносное, случайное, чуждое, идущее вразрез с общественно-исторической практикой и объективными закономерностями развития общества, государства и его институтов, включая систему органов внутренних дел. Штабная управленческая культура обеспечивает тесную связь прошлого, настоящего и будущего системы, выполняя роль своего рода гена наследственности, преемственности, здорового консерватизма, остро необходимых для поступательного развития органов внутренних дел, наращивания оперативно-служебного потенциала, постоянного совершенствования форм и методов работы.
Особо возрастает значение культуры управления в острые периоды истории, так как называемые "переходные периоды", когда привычное, устоявшееся, традиционное уступает место новому, не имевшему аналогов и образцов в прошлом.
Именно такой переходный период переживает страна, общественные и государственные институты. Не являются в этом отношении исключением и органы внутренних дел.
Сейчас,как никогда,важны духовно-нравственные ориентиры при выполнении управленческих и оперативно-служебных задач, полная мобилизация иммунной системы правоохранительных органов, что позволит удержаться от искушения снизить планку требовательности, ссылаясь на трудности и сложности переходного периода.
Напротив, общественные и профессиональные интересы диктуют необходимость вновь обращаться в милицейских коллективах к понятиям честь, долг, совесть.
Таким образом, нравственный императив выдвигается в число важнейших факторов, без которых невозможно всерьез говорить об организации современной системы управления органами внутренних дел.
Не случайно, что именно в последнее время отмечается ощутимый поворот в сторону обеспечения культуры управления и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в целом.
Принят Кодекс чести работника органов внутренних дел. О нравственном аспекте задач борьбы с преступностью и защиты прав и безопасности граждан говорится в директивах Министра по итогам двух последних лет. В Академии управления в течение года проведены две крупные научно-практические конференции, посвященные духовному воспитанию и повышению культуры управленческой деятельности.
Система, ориентированная в своем развитии на подлинно культурные ценности, более надежно защищена от рывков, метаний, импульсивных движений и попыток отдельных руководителей каждый раз начинать все как бы заново, с нуля и чистого листа. Культура системы - залог ее способностей к самоорганизации, уровень защищенности "от дурака".
Из сказанного со всей очевидностью следует, что культура управления имеет объективный генезис, базируется на историческом
опыте поколений и общечеловеческих духовных ценностях как в духовной, так и материальной сфере.