Путь:
Навигация
- Архив рассылки
- В мире
- Вооруженные силы
- Гражданская оборона
- Даунгрейд
- Забытые компьютерные новости интернета
- Исторические заметки
- История Белоруссии
- История городов
- История Руси
- История Украины
- Кавказ
- Космос
- Миp искусства
- Наука
- Новости спорта
- Образовательные учебные материалы
- Общество
- Обычные истории
- Политика
- Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е
- События 2000х
- События 90х
- Специальная военная операция
- Экология
- Электроника
- Югославский кризис
- Великая Отечественная война
- Пользовательское
- Союз советских социалистических республик
- Современная Россия
- Полезное
- work-flow-Initiative
- Союз маньяк
- Архив исторических материалов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Вооруженные силы
Оценка раздела:
-1
Категории
Мероприятия по охране окружающей среды Республики Беларусь
Дата публикации: 2016-10-04 11:04:35Дата модификации: 2016-10-04 11:04:35
Просмотров: 1621
Автор: lomasm
Экологическая ситуация в РБ.
Проблема взаимодействия общества и природы стала сегодня источником постоянных тревог не только населения Республики Беларусь, но и всего человечества.
Люди вырвались в космос, впервые окинув взглядом родную планету во всей ее целостности, многообразии, поразились столь небольшим размерам Земли, начали гораздо внимательнее, чем когда-либо ранее, оценивать ее «здоровье», полнее осознать ее относительную «хрупкость» и «ранимость».
Можно с уверенностью сказать, что впервые за всю многовековую историю лишь в последние два-три десятилетия человечество учится понимать свое предназначение – творцов цивилизации и защитников окружающей среды.
Сегодня мы ставим, по сути дела, единственный вопрос: хватит ли нам природного потенциала для сохранения и приумножения богатств человеческой цивилизации.
Вопрос этот не праздный. От его верного решения зависит будущее наше и тех, кто будет созидать после нас.
Вот почему нынешнее отношение человека к природе, в том числе и военнослужащего, ее осмысление требует серьезной перестройки.
Задача офицерского состава – помочь военнослужащим лучше узнать тайны природы, чтобы познав их, суметь создать более гармоничную систему взаимоотношений с ней и этим одновременно обезопасить себя от экологический эпидемий.
А сделать это возможно только через познание сути окружающей среды, владея емкой и научной информацией о состоянии экологической ситуации в Республике Беларусь.
В целом экологическая ситуация за последние годы в республике была стабильной. Удалось избежать крупных аварий, залповых сбросов и выбросов загрязняющих веществ в природную среду.
Главной экологической проблемой для Республики Беларусь является радиационное загрязнение большей части ее территории после аварии на Чернобыльской АЭС. В значительной мере пострадали земельные и лесные ресурсы, подземные и поверхностные воды. По оценке специалистов, республика, как никакая другая страна мира, пострадала от этой катастрофы: 38 тыс.км2, то есть 18% территории, загрязнено до уровня, превышающего 1 кю/км2. В зоне загрязнения оказалось 27 городов, 2666 населенных пунктов, более 2,1 млн. человек
В республике создано 73 хранилища радиоактивных веществ с общей вместимостью 1800 м3. Вызывает тревогу тот факт, что эти хранилища не оснащены контрольно-измерительными и техническими системами, обеспечивающими надежную изоляцию и мониторинг состояния радиоактивных веществ.
Промышленное и сельскохозяйственное производство, а также обслуживающий сектор, в основном, базируются на технологиях, далеких от совершенства. В Белоруссии действуют около 2100 крупных и средних предприятий, на которых имеется 63 тыс. точечных источников выбросов, из них две трети (67%) не имеют оборудования для контроля за выбросами в атмосферу. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 11 млн. тонн различных веществ: 103 тыс. тонн пыли, 184 тыс. тонн окиси углерода, 575 тыс. тонн двуокиси серы, 98 тыс. тонн азота, 185 тыс. тонн различных токсичных примесей.
Серьезного улучшения требует работа по решению проблемы утилизации отходов. Основной объем образующихся отходов (а их ежегодно образуется более 20 млн. тонн) складируется на полигонах, шлакохранилищах и свалках, но уровень эксплуатации и содержания этих участков остается низким.
Требует решения проблема утилизации опасных отходов, которых образуется в год до 13 млн. тонн. Уровень их использования довольно низок (около 20%). Неиспользованные опасные отходы вывозятся на полигоны промышленных и бытовых отходов либо накапливаются на площадках накопления на территориях предприятий.
Общая площадь земель, занятых под полигоны бытовых и промышленных отходов, составляет около 3 тысяч гектаров. Из них более 1350 га приходится на солеотвалы и шлакохранилища ПО «Беларуськалий». Всего в республике функционирует 160 полигонов ТБО и 80 накопителей промышленных отходов. Около половины полигонов эксплуатируется более 15 лет и резерв вместимости на них почти исчерпан.
Большую озабоченность вызывает проблема сбора, вывоза и обезвреживания отходов в сельских населенных пунктах, поддержания надлежащего порядка на прилегающих территориях к сельхозобъектам. Работа в этом направлении требует объединения усилий служб Минжилкомхода, Минсельхозпрода, Минпрома, Госсаннадзора, землеустроителей, лесной охраны, МВД и служб Минприроды.
Характерной особенностью Республики Беларусь является обилие водных ресурсов. На ее территории находится более 10 тыс. озер и водохранилищ, протекает более 20 тысяч рек и ручьев. В средних по водности в год объем поверхностных вод оценивается в 58 миллиардов кубометров. Кроме того, запасы подземной пресной воды оцениваются в 17-18 миллиардов кубометров в год.
Используем мы около 2 миллиардов кубометров пресной воды. Но проблема заключается в том, что поверхностные воды непригодны для питьевых целей, а более 60% шахтных колодцев содержат грунтовую воду, не соответствующую стандарту «питьевая вода». Выход – максимально обеспечить население Беларуси питьевой водой из подземных источников, которая на большинстве территории, как и в Минске, является, почти идеальной по своему качеству. Правда, на отдельных территориях подземная вода требует обезжелезивания.
Последние годы отмечено стабильное состояние качества воды в реках и водоемах республики. Снизилось содержание загрязнения в большинстве рек и озер.
Повысилась эффективность работы очистных сооружений во многих городах. Хорошо показала себя в работе новая технология по очистке сточных вод, внедренная на очистных сооружениях Бешенковичах, позволившая сократить капитальные и эксплуатационные затраты. Новые технологии применены в Лиде, п.Березовка, Молодеченском районе и так далее.
Вместе с тем, во многих городах очистные сооружения перегружены или не имеют запаса мощностей. К ним относятся: гг. Минск, Гродно, Речица, Береза, Лепель, Скидель и другие. По-прежнему проектные организации предлагают устаревшие, дорогостоящие проекты.
Основной причиной загрязнения водных объектов по-прежнему остается сброс недостаточно очищенных сточных вод от объектов коммунального и сельского хозяйства, а также промышленных предприятий.
Требует улучшения воздухо-охранная работа, хотя и существенно уменьшилось число случаев повышенного содержания вредных веществ в воздухе.
В последние два года в воздушном бассейне республики не зафиксировано случаев высокого загрязнения. Улучшилась экологическая обстановка в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Новополоцке, Пинске, Полоцке. Стабилизировалась обстановка в Могилеве. Средние за год концентрации пыли, сернистого ангидрида, окиси углерода и окислов азота во всех контролируемых городах были в пределах санитарно-гигиенических норм. В месте с тем, больше всего загрязнен атмосферный воздух в городах формальдегидом. Средние за год концентрации его во многих составляли 2-3 ПДК, а в отдельные периоды при неблагоприятных метеуловиях до 6-8 ПДК. Основным загрязнителем воздушной среды остается автомобильный транспорт.
Благодаря предпринятым в последние годы мерам удалось получить первые положительные результаты в охране животного мира. Численность лося и оленя стабилизировалась, бобра возросла до уровня 1991 года. Сегодня не взывает серьезных опасений и поголовье кабана и косули.
Завершен 5-летний этап осуществления программы по сохранению и расселению зубра. В настоящее время зубры расселены в шесть отдельных мест обитания. Общая численность зубров составляет 444 особи. Наилучшим образом работа по содержанию зубров поставлена в Воложинском лесхозе.
Но остается высокий уровень браконьерства и работа по борьбе с ним предстоит еще длительная и упорная.
Пока не удалось стабилизировать ситуацию в рыбной отрасли. Вылов рыбы из естественных водоемов за последние годы снижен вдвое. Причины известны – это неудовлетворительная работа по зарыблению водоемов и недостаточное использование рыбохозяйственного фонда.
Выполнение природоохранного законодательства в ВС РБ.
В соответствии с природоохранным законодательством в каждой воинской части Вооруженных Сил должна осуществляться охрана окружающей природной среды от загрязнения.
Военные объекты, специальная техника и жилые городки воинских частей, если не принимать установленных мер по ликвидации и предотвращении загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, могут оказаться источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду и, как следствие, вызвать ухудшение состояния здоровья военнослужащих и местного населения.
Обслуживание вооружения и различной техники, повседневная эксплуатация технических систем, всех видов транспортных средств, обучение и обеспечение быта личного состава воинских частей сопровождается образованием отходов и выбросов различных веществ. Эти отходы и выбросы должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Источники возможного загрязнения природной среды в воинской части достаточно многочисленны. Основными источниками являются: котельные, казармы, жилые и общественные здания, пищеблоки, медицинские учреждения, бани и прачечные, системы канализации, очистные сооружения, подсобные хозяйства, места сбора и свалки бытового мусора, склады ГСМ и заправочные пункты, ПТО, транспортные средства общего и специального назначения и так далее.
Все образующиеся в воинской части загрязнения, можно объединить в следующие группы:
- газообразные токсические вещества, сажа и пыль, образующаяся в результате сжигания топлива при работе котельных, транспортных средств и других как стационарных, так и передвижных установок;
- бытовые и промышленные сточные воды, поступающие из казарм, жилых и общественных зданий, с пунктов обслуживания всех видов техники и образующихся в результате функционирования комунально-бытовых объектов;
- твердые отходы и отбросы, образующиеся в жилой зоне военных городков, на объектах общественного питания, при обслуживании и ремонте техники и всех видов транспортных средств;
- электромагнитные поля, образуемые радиотехническими средствами, локаторами и другими установками;
- шум и вибрация.
По химической природе состав загрязнения весьма разнообразен. Это продукты жизнедеятельности человека (фекалии, моча) и сгорания топлива (дымовые газы котельных, выхлопные газы двигателей транспортных средств и различных агрегатов), отработанные смазочные материалы и потери нефтепродуктов, использованные кислоты (тормозные, охлаждающие и др.) и другие органические и неорганические вещества, а также пищевые отходы, использованная упаковка и прочий бытовой мусор. Многие из перечисленных отходов обладают токсическими свойствами, другие содержат болезнетворные бактерии, многие отбросы в процессе разложения выделяют в воздух неприятные запахи.
Объем газообразных выбросов, количество сточных вод и твердых отходов зависит от вида вооружения и технических средств воинской части, интенсивности их эксплуатации и численности личного состава воинской части.
Охрана природы является одной и важнейших государственных задач и целом всего народа.
Основу законодательства в области охраны окружающей среды и природоиспользования составляют:
- Конституция Республики Беларусь;
- Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
- Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и другие.
Все эти документы обязывают командиров воинский частей, начальников военных учреждений, организаций и предприятий осуществлять мероприятия, направленные на ликвидацию и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, сохранение растительного и животного мира, с тем, чтобы обеспечение боевой готовности воинский частей, их повседневная деятельность не сопровождались нанесением ущерба окружающей природной среде.
Все военнослужащие в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обязаны беречь природу, охранять ее богатства. Конституция обязывает должностных лиц в пределах своих полномочий соблюдать природоохранное законодательство, нормы и правила по охране окружающей природной среды и требовать этого от своих подчиненных.
Каждый командир и начальник, военный специалист любого профиля должен иметь общие представления об экологии, четко знать нормы, правила и методы охраны окружающей природной среды по профилю своей деятельности.
Охрана природной среды осуществляется в процессе выполнения основных задач, стоящих перед воинскими частями, и представляет собой комплекс воспитательных, организационно плановых, научно- и материально- технических, эксплуатационных и правовых мероприятий.
Воспитательные мероприятия имеют своей целью разъяснение личному составу природоохранительного законодательства, значения охраны природы, в том числе и в данной воинской части. Осуществляются они методами и средствами агитационной массовой работы.
Организационно-плановые мероприятия заключаются в управлении всеми работами в воинской части по выполнению планов по охране окружающей среды путем очищения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, сохранения растительного и животного мира на основе неуклонного соблюдения природоохранительного законодательства. Этот вид мероприятий включает:
- руководство работами по охране окружающей природной среды в воинской части. Общее руководство осуществляет командир части; непосредственно всю работу по охране окружающей природной среды планируют и организуют командиры и начальники подразделений;
- выявление и учет источников загрязнения природной среды, включая их качественную и количественную оценку;
- учет и оценку технического состояния средств для улавливания, сбора и обеззараживания загрязняющих отходов;
- разработку планов мероприятий по сокращению и ликвидации загрязнения природной среды в воинской части;
- организацию контроля за выполнением планов по охране природы и соблюдением правил и норм охраны природы в воинской части;
- согласование проектов строительства объектов в воинской части с органами, осуществляющими надзор за охраной природы.
Научно-технические мероприятия имеют своей целью проведение технического обслуживания и эксплуатации вооружения, технических систем, транспортных средств и комунально-бытовых объектов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Этот вид мероприятий включает сокращение потерь и отходов загрязняющих веществ путем герметизации оборудования, изготовление приспособлений для сбора технологический отходов, их временного хранения и последующего уничтожения. Материально-технические мероприятия включают строительство систем канализации и очистки стоков, пыле- и газоулавливающих устройств, обеспечение воинской части оборудованием для сбора и обеззараживания отходов, контроля степени загрязнения окружающей природной среды, очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, а также своевременное проведение профилактических осмотров и ремонта как основного технологического оборудования, так и оборудования систем очистки и обезвреживания отходов.
Эксплуатационные мероприятия имеют своей задачей снижение уровня загрязнения окружающей природной среды путем повышения технической культуры эксплуатации технических систем с учетом экологических требований. Представляется возможным без значительных материальных затрат существенно сократить загрязнение окружающей природной среды. К этой категории мероприятий относится организация полного сбора и последующей регенерации всех без исключения отработанных смазочных материалов, растворителей, гидравлических и других жидкостей, различных химических реагентов и их растворов и других отходов; поддержание в техническом состоянии различной запорной и раздаточной арматуры, емкостей для хранения продуктов и т.д.; полное исключение случаев аварийных проливов загрязняющих веществ как по техническим причинам, так и вследствие нарушения или невнимательного исполнения работающими своих обязанностей.
Правила, порядок сбора, обезвреживания, уничтожения или сдачи для регенерации отходов и отработанных веществ (масел, растворителей, кислот и т.д.) должны быть изложены в инструкции по эксплуатации технической системы или агрегата, а также в инструкциях, вывешиваемых на рабочих местах. При проведении инструктажа личного состава перед началом работы руководитель должен напомнить о необходимости охраны природы от загрязнения, указать на конкретные действия подчиненных по этому вопросу и проверить наличие и состояние оборудования для сбора загрязняющих отходов.
Правовые мероприятия, как и воспитательные, имеют исключительно большое значение в настоящее время, когда охрана окружающей природной среды в обязательном порядке должна осуществляется в воинской части. К числу правовых мероприятий, осуществляемых в воинской части, относится выявление всех без исключения случаев нарушения природоохранительного законодательства и других нормативных документов, установление виновных в этом должностных лиц и привлечение их к установленной законодательством ответственности.
Особенностью охраны окружающей природной среды в воинских частях ВС РБ является необходимость постоянного и комплексного осуществления всех мероприятий, направленных на снижение и ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы.
Каждый военнослужащий, рабочий и служащий Вооруженный сил Республики Беларусь обязан беречь природу и охранять ее богатства как в процессе выполнения своих служебных обязанностей, так и в часы отдыха. Для этого необходимо знать основные положения природоохранительного законодательства и руководящих документов, выполнять предусмотренные инструкциями правила по сокращению отходов и потерь загрязняющих веществ, сохранению лесов и другой растительности, а также животного мира.
Военнослужащие, допускающие в результате своих действий загрязнение окружающей среды или нанесение ей других видов ущерба, привлекаются к ответственности.
Охрана природы – это не кратковременная компания, которая исчерпывает себя при достижении определенных результатов. Она необходима всегда, пока существует и развивается человеческое общество, пока оно взаимодействует с окружающей средой, а не взаимодействовать с природой общество не может, так как это две составные части единого целого – жизни на земле.
В охране окружающей природой среды нет второстепенных вопросов. Глобальное загрязнение и другие виды ущерба, наносимые природе, складываются из локальных и частных, даже самых незначительных выбросов загрязняющих веществ. Поэтому мы все вместе и везде, на любом участке нашей хозяйственной деятельности, постоянно должны соблюдать установленные нормы и правила по сохранению в чистоте воздуха, воды и почвы, сбережению растительного и животного мира, искоренять экологическое легкомыслие и невежество, безразличие и равнодушие.
Для привлечения внимания общественности к проблемам охраны окружающей природной среды, пропаганды среди широких слоев населения природоохранительных знаний учрежден Всемирный день окружающей природной среды, который проводится ежегодно 5 июня.
Успех в решении экологических проблем, в сохранении качества жизненно важных компонентов биосферы в значительной мере зависит от уровня сознания и поведения самого населения – каждого из нас, живущих на планете Земля.
Проблема взаимодействия общества и природы стала сегодня источником постоянных тревог не только населения Республики Беларусь, но и всего человечества.
Люди вырвались в космос, впервые окинув взглядом родную планету во всей ее целостности, многообразии, поразились столь небольшим размерам Земли, начали гораздо внимательнее, чем когда-либо ранее, оценивать ее «здоровье», полнее осознать ее относительную «хрупкость» и «ранимость».
Можно с уверенностью сказать, что впервые за всю многовековую историю лишь в последние два-три десятилетия человечество учится понимать свое предназначение – творцов цивилизации и защитников окружающей среды.
Сегодня мы ставим, по сути дела, единственный вопрос: хватит ли нам природного потенциала для сохранения и приумножения богатств человеческой цивилизации.
Вопрос этот не праздный. От его верного решения зависит будущее наше и тех, кто будет созидать после нас.
Вот почему нынешнее отношение человека к природе, в том числе и военнослужащего, ее осмысление требует серьезной перестройки.
Задача офицерского состава – помочь военнослужащим лучше узнать тайны природы, чтобы познав их, суметь создать более гармоничную систему взаимоотношений с ней и этим одновременно обезопасить себя от экологический эпидемий.
А сделать это возможно только через познание сути окружающей среды, владея емкой и научной информацией о состоянии экологической ситуации в Республике Беларусь.
В целом экологическая ситуация за последние годы в республике была стабильной. Удалось избежать крупных аварий, залповых сбросов и выбросов загрязняющих веществ в природную среду.
Главной экологической проблемой для Республики Беларусь является радиационное загрязнение большей части ее территории после аварии на Чернобыльской АЭС. В значительной мере пострадали земельные и лесные ресурсы, подземные и поверхностные воды. По оценке специалистов, республика, как никакая другая страна мира, пострадала от этой катастрофы: 38 тыс.км2, то есть 18% территории, загрязнено до уровня, превышающего 1 кю/км2. В зоне загрязнения оказалось 27 городов, 2666 населенных пунктов, более 2,1 млн. человек
В республике создано 73 хранилища радиоактивных веществ с общей вместимостью 1800 м3. Вызывает тревогу тот факт, что эти хранилища не оснащены контрольно-измерительными и техническими системами, обеспечивающими надежную изоляцию и мониторинг состояния радиоактивных веществ.
Промышленное и сельскохозяйственное производство, а также обслуживающий сектор, в основном, базируются на технологиях, далеких от совершенства. В Белоруссии действуют около 2100 крупных и средних предприятий, на которых имеется 63 тыс. точечных источников выбросов, из них две трети (67%) не имеют оборудования для контроля за выбросами в атмосферу. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 11 млн. тонн различных веществ: 103 тыс. тонн пыли, 184 тыс. тонн окиси углерода, 575 тыс. тонн двуокиси серы, 98 тыс. тонн азота, 185 тыс. тонн различных токсичных примесей.
Серьезного улучшения требует работа по решению проблемы утилизации отходов. Основной объем образующихся отходов (а их ежегодно образуется более 20 млн. тонн) складируется на полигонах, шлакохранилищах и свалках, но уровень эксплуатации и содержания этих участков остается низким.
Требует решения проблема утилизации опасных отходов, которых образуется в год до 13 млн. тонн. Уровень их использования довольно низок (около 20%). Неиспользованные опасные отходы вывозятся на полигоны промышленных и бытовых отходов либо накапливаются на площадках накопления на территориях предприятий.
Общая площадь земель, занятых под полигоны бытовых и промышленных отходов, составляет около 3 тысяч гектаров. Из них более 1350 га приходится на солеотвалы и шлакохранилища ПО «Беларуськалий». Всего в республике функционирует 160 полигонов ТБО и 80 накопителей промышленных отходов. Около половины полигонов эксплуатируется более 15 лет и резерв вместимости на них почти исчерпан.
Большую озабоченность вызывает проблема сбора, вывоза и обезвреживания отходов в сельских населенных пунктах, поддержания надлежащего порядка на прилегающих территориях к сельхозобъектам. Работа в этом направлении требует объединения усилий служб Минжилкомхода, Минсельхозпрода, Минпрома, Госсаннадзора, землеустроителей, лесной охраны, МВД и служб Минприроды.
Характерной особенностью Республики Беларусь является обилие водных ресурсов. На ее территории находится более 10 тыс. озер и водохранилищ, протекает более 20 тысяч рек и ручьев. В средних по водности в год объем поверхностных вод оценивается в 58 миллиардов кубометров. Кроме того, запасы подземной пресной воды оцениваются в 17-18 миллиардов кубометров в год.
Используем мы около 2 миллиардов кубометров пресной воды. Но проблема заключается в том, что поверхностные воды непригодны для питьевых целей, а более 60% шахтных колодцев содержат грунтовую воду, не соответствующую стандарту «питьевая вода». Выход – максимально обеспечить население Беларуси питьевой водой из подземных источников, которая на большинстве территории, как и в Минске, является, почти идеальной по своему качеству. Правда, на отдельных территориях подземная вода требует обезжелезивания.
Последние годы отмечено стабильное состояние качества воды в реках и водоемах республики. Снизилось содержание загрязнения в большинстве рек и озер.
Повысилась эффективность работы очистных сооружений во многих городах. Хорошо показала себя в работе новая технология по очистке сточных вод, внедренная на очистных сооружениях Бешенковичах, позволившая сократить капитальные и эксплуатационные затраты. Новые технологии применены в Лиде, п.Березовка, Молодеченском районе и так далее.
Вместе с тем, во многих городах очистные сооружения перегружены или не имеют запаса мощностей. К ним относятся: гг. Минск, Гродно, Речица, Береза, Лепель, Скидель и другие. По-прежнему проектные организации предлагают устаревшие, дорогостоящие проекты.
Основной причиной загрязнения водных объектов по-прежнему остается сброс недостаточно очищенных сточных вод от объектов коммунального и сельского хозяйства, а также промышленных предприятий.
Требует улучшения воздухо-охранная работа, хотя и существенно уменьшилось число случаев повышенного содержания вредных веществ в воздухе.
В последние два года в воздушном бассейне республики не зафиксировано случаев высокого загрязнения. Улучшилась экологическая обстановка в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Новополоцке, Пинске, Полоцке. Стабилизировалась обстановка в Могилеве. Средние за год концентрации пыли, сернистого ангидрида, окиси углерода и окислов азота во всех контролируемых городах были в пределах санитарно-гигиенических норм. В месте с тем, больше всего загрязнен атмосферный воздух в городах формальдегидом. Средние за год концентрации его во многих составляли 2-3 ПДК, а в отдельные периоды при неблагоприятных метеуловиях до 6-8 ПДК. Основным загрязнителем воздушной среды остается автомобильный транспорт.
Благодаря предпринятым в последние годы мерам удалось получить первые положительные результаты в охране животного мира. Численность лося и оленя стабилизировалась, бобра возросла до уровня 1991 года. Сегодня не взывает серьезных опасений и поголовье кабана и косули.
Завершен 5-летний этап осуществления программы по сохранению и расселению зубра. В настоящее время зубры расселены в шесть отдельных мест обитания. Общая численность зубров составляет 444 особи. Наилучшим образом работа по содержанию зубров поставлена в Воложинском лесхозе.
Но остается высокий уровень браконьерства и работа по борьбе с ним предстоит еще длительная и упорная.
Пока не удалось стабилизировать ситуацию в рыбной отрасли. Вылов рыбы из естественных водоемов за последние годы снижен вдвое. Причины известны – это неудовлетворительная работа по зарыблению водоемов и недостаточное использование рыбохозяйственного фонда.
Выполнение природоохранного законодательства в ВС РБ.
В соответствии с природоохранным законодательством в каждой воинской части Вооруженных Сил должна осуществляться охрана окружающей природной среды от загрязнения.
Военные объекты, специальная техника и жилые городки воинских частей, если не принимать установленных мер по ликвидации и предотвращении загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, могут оказаться источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду и, как следствие, вызвать ухудшение состояния здоровья военнослужащих и местного населения.
Обслуживание вооружения и различной техники, повседневная эксплуатация технических систем, всех видов транспортных средств, обучение и обеспечение быта личного состава воинских частей сопровождается образованием отходов и выбросов различных веществ. Эти отходы и выбросы должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Источники возможного загрязнения природной среды в воинской части достаточно многочисленны. Основными источниками являются: котельные, казармы, жилые и общественные здания, пищеблоки, медицинские учреждения, бани и прачечные, системы канализации, очистные сооружения, подсобные хозяйства, места сбора и свалки бытового мусора, склады ГСМ и заправочные пункты, ПТО, транспортные средства общего и специального назначения и так далее.
Все образующиеся в воинской части загрязнения, можно объединить в следующие группы:
- газообразные токсические вещества, сажа и пыль, образующаяся в результате сжигания топлива при работе котельных, транспортных средств и других как стационарных, так и передвижных установок;
- бытовые и промышленные сточные воды, поступающие из казарм, жилых и общественных зданий, с пунктов обслуживания всех видов техники и образующихся в результате функционирования комунально-бытовых объектов;
- твердые отходы и отбросы, образующиеся в жилой зоне военных городков, на объектах общественного питания, при обслуживании и ремонте техники и всех видов транспортных средств;
- электромагнитные поля, образуемые радиотехническими средствами, локаторами и другими установками;
- шум и вибрация.
По химической природе состав загрязнения весьма разнообразен. Это продукты жизнедеятельности человека (фекалии, моча) и сгорания топлива (дымовые газы котельных, выхлопные газы двигателей транспортных средств и различных агрегатов), отработанные смазочные материалы и потери нефтепродуктов, использованные кислоты (тормозные, охлаждающие и др.) и другие органические и неорганические вещества, а также пищевые отходы, использованная упаковка и прочий бытовой мусор. Многие из перечисленных отходов обладают токсическими свойствами, другие содержат болезнетворные бактерии, многие отбросы в процессе разложения выделяют в воздух неприятные запахи.
Объем газообразных выбросов, количество сточных вод и твердых отходов зависит от вида вооружения и технических средств воинской части, интенсивности их эксплуатации и численности личного состава воинской части.
Охрана природы является одной и важнейших государственных задач и целом всего народа.
Основу законодательства в области охраны окружающей среды и природоиспользования составляют:
- Конституция Республики Беларусь;
- Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
- Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и другие.
Все эти документы обязывают командиров воинский частей, начальников военных учреждений, организаций и предприятий осуществлять мероприятия, направленные на ликвидацию и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, сохранение растительного и животного мира, с тем, чтобы обеспечение боевой готовности воинский частей, их повседневная деятельность не сопровождались нанесением ущерба окружающей природной среде.
Все военнослужащие в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обязаны беречь природу, охранять ее богатства. Конституция обязывает должностных лиц в пределах своих полномочий соблюдать природоохранное законодательство, нормы и правила по охране окружающей природной среды и требовать этого от своих подчиненных.
Каждый командир и начальник, военный специалист любого профиля должен иметь общие представления об экологии, четко знать нормы, правила и методы охраны окружающей природной среды по профилю своей деятельности.
Охрана природной среды осуществляется в процессе выполнения основных задач, стоящих перед воинскими частями, и представляет собой комплекс воспитательных, организационно плановых, научно- и материально- технических, эксплуатационных и правовых мероприятий.
Воспитательные мероприятия имеют своей целью разъяснение личному составу природоохранительного законодательства, значения охраны природы, в том числе и в данной воинской части. Осуществляются они методами и средствами агитационной массовой работы.
Организационно-плановые мероприятия заключаются в управлении всеми работами в воинской части по выполнению планов по охране окружающей среды путем очищения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, сохранения растительного и животного мира на основе неуклонного соблюдения природоохранительного законодательства. Этот вид мероприятий включает:
- руководство работами по охране окружающей природной среды в воинской части. Общее руководство осуществляет командир части; непосредственно всю работу по охране окружающей природной среды планируют и организуют командиры и начальники подразделений;
- выявление и учет источников загрязнения природной среды, включая их качественную и количественную оценку;
- учет и оценку технического состояния средств для улавливания, сбора и обеззараживания загрязняющих отходов;
- разработку планов мероприятий по сокращению и ликвидации загрязнения природной среды в воинской части;
- организацию контроля за выполнением планов по охране природы и соблюдением правил и норм охраны природы в воинской части;
- согласование проектов строительства объектов в воинской части с органами, осуществляющими надзор за охраной природы.
Научно-технические мероприятия имеют своей целью проведение технического обслуживания и эксплуатации вооружения, технических систем, транспортных средств и комунально-бытовых объектов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Этот вид мероприятий включает сокращение потерь и отходов загрязняющих веществ путем герметизации оборудования, изготовление приспособлений для сбора технологический отходов, их временного хранения и последующего уничтожения. Материально-технические мероприятия включают строительство систем канализации и очистки стоков, пыле- и газоулавливающих устройств, обеспечение воинской части оборудованием для сбора и обеззараживания отходов, контроля степени загрязнения окружающей природной среды, очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, а также своевременное проведение профилактических осмотров и ремонта как основного технологического оборудования, так и оборудования систем очистки и обезвреживания отходов.
Эксплуатационные мероприятия имеют своей задачей снижение уровня загрязнения окружающей природной среды путем повышения технической культуры эксплуатации технических систем с учетом экологических требований. Представляется возможным без значительных материальных затрат существенно сократить загрязнение окружающей природной среды. К этой категории мероприятий относится организация полного сбора и последующей регенерации всех без исключения отработанных смазочных материалов, растворителей, гидравлических и других жидкостей, различных химических реагентов и их растворов и других отходов; поддержание в техническом состоянии различной запорной и раздаточной арматуры, емкостей для хранения продуктов и т.д.; полное исключение случаев аварийных проливов загрязняющих веществ как по техническим причинам, так и вследствие нарушения или невнимательного исполнения работающими своих обязанностей.
Правила, порядок сбора, обезвреживания, уничтожения или сдачи для регенерации отходов и отработанных веществ (масел, растворителей, кислот и т.д.) должны быть изложены в инструкции по эксплуатации технической системы или агрегата, а также в инструкциях, вывешиваемых на рабочих местах. При проведении инструктажа личного состава перед началом работы руководитель должен напомнить о необходимости охраны природы от загрязнения, указать на конкретные действия подчиненных по этому вопросу и проверить наличие и состояние оборудования для сбора загрязняющих отходов.
Правовые мероприятия, как и воспитательные, имеют исключительно большое значение в настоящее время, когда охрана окружающей природной среды в обязательном порядке должна осуществляется в воинской части. К числу правовых мероприятий, осуществляемых в воинской части, относится выявление всех без исключения случаев нарушения природоохранительного законодательства и других нормативных документов, установление виновных в этом должностных лиц и привлечение их к установленной законодательством ответственности.
Особенностью охраны окружающей природной среды в воинских частях ВС РБ является необходимость постоянного и комплексного осуществления всех мероприятий, направленных на снижение и ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы.
Каждый военнослужащий, рабочий и служащий Вооруженный сил Республики Беларусь обязан беречь природу и охранять ее богатства как в процессе выполнения своих служебных обязанностей, так и в часы отдыха. Для этого необходимо знать основные положения природоохранительного законодательства и руководящих документов, выполнять предусмотренные инструкциями правила по сокращению отходов и потерь загрязняющих веществ, сохранению лесов и другой растительности, а также животного мира.
Военнослужащие, допускающие в результате своих действий загрязнение окружающей среды или нанесение ей других видов ущерба, привлекаются к ответственности.
Охрана природы – это не кратковременная компания, которая исчерпывает себя при достижении определенных результатов. Она необходима всегда, пока существует и развивается человеческое общество, пока оно взаимодействует с окружающей средой, а не взаимодействовать с природой общество не может, так как это две составные части единого целого – жизни на земле.
В охране окружающей природой среды нет второстепенных вопросов. Глобальное загрязнение и другие виды ущерба, наносимые природе, складываются из локальных и частных, даже самых незначительных выбросов загрязняющих веществ. Поэтому мы все вместе и везде, на любом участке нашей хозяйственной деятельности, постоянно должны соблюдать установленные нормы и правила по сохранению в чистоте воздуха, воды и почвы, сбережению растительного и животного мира, искоренять экологическое легкомыслие и невежество, безразличие и равнодушие.
Для привлечения внимания общественности к проблемам охраны окружающей природной среды, пропаганды среди широких слоев населения природоохранительных знаний учрежден Всемирный день окружающей природной среды, который проводится ежегодно 5 июня.
Успех в решении экологических проблем, в сохранении качества жизненно важных компонентов биосферы в значительной мере зависит от уровня сознания и поведения самого населения – каждого из нас, живущих на планете Земля.
Оценка материала:
0
Описание материала: Мероприятия, проводимые Вооруженными Силами РБ по охране окружающей среды
Остальные материалы раздела: Вооруженные силы
Предыдущая СУЩНОСТЬ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.Следующая ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Вложенные разделы