В период с 6 по 11 февраля 1996 года на территории аэропорта Чанги (Сингапур) состоялась очередная (восьмая по счету) Международная авиационно- космическая выставка Эйшн Аэроспейс-96, в которой приняли участие 929 фирм и организаций из 36 стран мира. На двух открытых площадках и в полетах было показано 52 самолета и вертолета, из которых 22 впервые демонстрировались в Сингапуре. Дирекция выставки сообщила, что ее посетило более 27 тысяч специалистов и бизнесменов из почти 60 стран мира.
Свою продукцию в Сингапуре показали 36 российских фирм и организаций. Из летательных аппаратов демонстрировались магистральные самолеты Ил-96М (с двигателями фирмы Пратт - Уитни и авионикой фирмы Рокуэлл - Коллинз) и Ту-204 (с двигателями фирмы Роллс - Ройс), многоцелевой истребитель Су-27, многоцелевой вертолет Ка-32Т и легкий двухместный самолет Авиапракт А-21 (г. Самара).
Нельзя сказать, что вся российская экспозиция вызывала здесь деловой интерес. Пробиться на рынок Юго-Восточной Азии сложно - очень уж прочные позиции там удерживают американские фирмы. Однако проведенные переговоры показали, что внимание к нашей технике и желание сотрудничать в разработке новых летательных аппаратов есть.
На встречах с представителями американских фирм - Боинг, Пратт - Уитни, Локхид Мартин, Хониуэлл, Эллайд Сигнал, французских - Аэроспасьяль и SNECMA, фирмой Самсунг Аэроспейс из Южной Кореи, сингапурской фирмой STA и других обсуждались вопросы перспективного сотрудничества с предприятиями авиационной промышленности России.
Чрезвычайно успешной была демонстрация самолета Су-27. Несмотря на висевшие над Сингапуром низкие облака, не позволившие Анатолию Квочуру полностью показать возможности нашего самолета, организаторы авиасалона имели все основания отметить его заметное превосходство над F-16, F/A-18C, Мираж 2000 и Рафаль В, что и не преминули сделать.
На состоявшейся встрече руководителей российской делегации, ведущих конструкторов и ученых с представителями средств массовой информации были названы некоторые примеры намечающегося сотрудничества.
Заместитель генерального конструктора АНТК имени А.Н.Туполева Юлий Каштанов сказал о предложении иностранным фирмам участвовать в программе ближнемагистрального самолетаТу-334. Первый полет его опытного образца состоится уже в текущем году. Говоря о планах АНТК на ближайшую перспективу, он сообщил, что в скором времени начнутся регулярные полеты Ту-204 и уже намечены четыре маршрута: Сочи, Минеральные Воды, Дубаи и Лиссабон. Ведутся переговоры с авиакомпаниями Азии о закупке самолета Ту-204. В КБ заканчивается процесс передачи рабочих чертежей транспортного Ту-330 на завод в Казань, где в 1997 году будет построен первый опытный самолет. Ожидается, что его запуск в серийное производство произойдет в 1998-м. А в этом году начнутся летные испытания самолета Ту-144, используемого американскими фирмами в качестве летающей лаборатории для проверки идей, закладываемых ими в программу перспективного СПС нового поколения.
Руководитель российской делегации Эдуард Неймарк, в частности, сказал о переговорах с КНР по продаже истребителей Су-27 и о возможности их производства в этой стране по лицензии. По его словам, никакого увеличения напряженности в регионе в результате появления этих самолетов в КНР не ожидается. Интерес к Су-27, как и к истребителям МИГ- 29, имеется и у других стран Азии.
На пресс-конференции журналисты поинтересовались состоянием дел с самолетом Ан-70. В ответе прозвучало, что потеря первого опытного самолета не выбила АНТК имени О.К.Антонова из седла и в настоящее время ведется сборка второго экземпляра. В марте этого года будут поставлены все двигатели Д-27, и в мае самолет будет готов подняться в воздух.
Выступая перед журналистами и специалистами, летчик-испытатель Анатолий Квочур коснулся некоторых вопросов, связанных с дальнейшим повышением маневренности истребителей. Он сказал, что Су-27 даже без системы отклонения вектора тяги двигателей превосходит по маневренности зарубежные самолеты в 1,3 - 1,4 раза. Близок к нему в этом отношении только американский истребитель F-22. Но, добавил Квочур, наш самолет серийный, а американский еще даже по-настоящему и не испытывался. Развитие самолета Су-27 будет продолжаться в создании более совершенных модификаций Су-35 и Су-37, причем на последнем будет применена система управления вектором тяги. Квочур сказал, что она повысит боевые возможности самолета почти в десять раз. За рубежом такая техника еще долго на появится. И если Россия хочет закрепить за собой приоритет, то нужно соответствующее финансирование. Многие из выступавших на пресс-конференции отмечали, что проблема с финансами - самая острая в авиапромышленности.
Результатом участия делегации России в выставке, в частности, можно считать подписание фирмой Камов и южнокорейской фирмой Лаки Голдстар договора о поставке шести вертолетов Ка-32Т. Были проведены переговоры с представителями Главного управления гражданской авиации КНР о поставках в эту страну магистральных самолетов Ил-96, Ил-114 и Ту- 204.
Необходимо отметить, что гражданская авиация на выставке в Сингапуре была представлена достаточно широко. В настоящее время азиатско-тихоокеанский регион переживает экономический подъем, что положительно сказывается на состоянии авиационного рынка. В 1995-м темпы роста экономики стран - членов АСЕАН составили 6,5%, превысив аналогичные показатели всех экономически развитых стран, включая Японию. Предполагается, что к 2010 году на долю азиатско- тихоокеанского региона придется 51% всего мирового объема пассажирских перевозок (в настоящее время - 35%). Рост пассажирских перевозок будет ежегодно возрастать здесь на 9 - 10%, в то время как в остальном мире - на 6%. По прогнозам ведущих авиационных зарубежных фирм, до 2014 года этому региону потребуется около 3400 новых пассажирских самолетов общей стоимостью почти 340 млрд долларов.
Интерес у специалистов вызвали заявления руководителей западноевропейского консорциума Эрбас Индастри о намерении во второй половине 1997-го приступить к разработке нового широкофюзеляжного самолета А3ХХ на 500 - 600 мест. Фирма Боинг сообщила в ответ, что в конце 1996 года она начнет разработку самолетов 747-500Х и -600Х, также рассчитанных на перевозку до 600 пассажиров. По мнению экспертов, мировой рынок для самолетов такого типа невелик (в лучшем случае речь идет о 600 - 700 самолетах) и нужно приложить огромные усилия, чтобы оправдать расходы на программу разработки, оцениваемые в 8 - 15 млрд долларов.
Кроме того, выставка четко отразила стремление азиатских стран к созданию своего - азиатского - 100-местного самолета для коротких и местных авиалиний. Причем он должен быть полностью новым, а не модификацией одного из существующих самолетов. В этом направлении работают фирмы Индонезии, Тайваня, КНР, Японии, Южной Кореи. Планируется подключить к работам американскую или европейскую фирму.
В основном выставки Эйшн Аэроспейс носят региональный характер, поэтому их экспозиции составляет продукция, имеющая наибольшие шансы быть проданной в азиатско-тихоокеанском регионе. Однако данный регион рассматривается как самый перспективный ввиду бурного развития его экономики. Поэтому выставку в Сингапуре по ее значимости и масштабам многие эксперты ставят на третье место после авиасалонов в Париже и Фарнборо.
Виктор БЕЛЯЕВ
Фото Вячеслава Тимофеева и автора
Издательский дом Авиация и космонавтика