Происхождение видов.
Олег Теребов.
Третьего июля фирмы "Локхид Мартин" и "Нортроп Грумман"
объявили, что их советы директоров единодушно одобрили соглашение о
слиянии. Это решение теперь должно получить одобрение собрания
акционеров и правительственных органов, отвечающих за соблюдение
антимонопольного законодательства. Видимых препятствий тому, чтобы
добро было получено, нет: буквально на днях Федеральная комиссия по
торговле США одобрила аналогичную сделку между "Боингом" и
"Макдоннелом".
В результате львиная доля авиакосмического бизнеса в США
может оказаться в руках двух супергигантов.
"Слияние" и "создание стратегической комбинации" -- не более чем
эвфемизмы, означающие, что "Локхид" фактически приобрела фирму
"Нортроп Грумман". Сумма сделки оценивается в 11,6 млрд долларов.
Возглавит фирму нынешний глава "Локхид" Норман Огастин, президент
"Нортроп" Кент Креза станет заместителем председателя обновленной
"Локхид", он и еще два представителя "Нортроп" войдут в совет
директоров. Процесс слияния должен завершиться в конце нынешнего
года.
Сейчас на "Локхид" во всем мире работают 180 тыс. человек, ее
продажи в 1996 году составили 27 млрд долларов. Фирма производит
военные самолеты, ракеты, электронное оборудование и информационные
системы, а также занимается бизнесом в области энергетики. "Локхид"
выпустила первый в мире серийный "стелс" -- бомбардировщик F-117 (он
снят с производства), она производит пользующиеся высоким спросом на
мировом рынке истребители F-16 и четырехмоторные военно-
транспортные самолеты C-130. Сейчас эта фирма -- основной подрядчик
по программе строительства стелсового истребителя F-22 и основной
конкурент "Боинга", занятый программой разработки и производства
другого стелсового истребителя -- легкого многоцелевого JSF. "Нортроп"
-- один из ведущих производителей авиационных систем, электронного
оборудования, высокоточного оружия. Широко известна ее система
электронной разведки и управления Joint-STARS (ей оснащен самолет E-
8). Фирма также строит стелсовый бомбардировщик B-2. На "Нортроп"
работают 47 тыс. человек, продажи 1996 года достигли 8,1 млрд долларов.
До слияния обе фирмы уже довольно давно и тесно сотрудничали
при работе над JSF и F-22, а также боевыми вертолетами, воздушными
системами обнаружения и управления. В результате слияния возникнет
гигантская корпорация с 230 тыс. сотрудников и годовым доходом в 37
млрд долларов. Сделка полностью укладывается в стратегию "Локхид",
стремящейся завоевать максимально широкие сегменты авиакосмического
и связанных с ним рынков, ведь она позволяет расширить диапазон
исследований и разработок в ряде ключевых областей авиационной и
космической техники. "По мере того, как наша отрасль становится все
более глобальной, -- говорит глава 'Локхид' Норман Огастин, -- мы
должны постоянно наращивать эффективность работы, чтобы
конкурировать на мировом рынке в XXI веке". Таким образом, речь идет
о сокращении издержек при работе над все более сложными и
дорогостоящими проектами по созданию современных боевых самолетов.
Надо сказать, что обе фирмы -- давние участники процесса
консолидации в отрасли. Сама "Локхид" за последние 20 лет приобрела
авиационный бизнес фирмы "Дженерал дайнемикс" (в том числе и F-16) и
группу "Лорал", производящую электронику. В 1995 году "Локхид"
потрясла авиационный мир, купив компанию "Мартин", что сделало ее
крупнейшей авиакосмической фирмой США. "Нортроп Грумман" тоже
возникла в результате слияния "Нортроп корпорейшн" и "Грумман" в 1994
году, а еще раньше "Нортроп" купила фирму "Воут эйркрафт". В 1996 году
"Нортроп Грумман" приобрела у корпорации "Вестингауз" подразделения,
занятые военным производством и выпуском электронных систем, а в мае
нынешнего года за 740 млн долларов купила фирму "Лоджикон".
Похоже, что стимулом для столь активных слияний и поглощений
стал объявленный американским правительством тендер на создание и
производство истребителя JSF. Дело в том, что в финал конкурса вышли
"Боинг" и "Локхид", которые сейчас работают над прототипами, а
окончательный победитель будет определен после испытаний. Программа
закупок JSF корректируется (в последнем исследовании
обороноспособности США было рекомендовано сократить число
закупаемых самолетов с 2978 до 2852 штук), но счет в любом случае
пойдет на многие сотни, да и перспектива крупномасштабного экспорта
"дешевого" и универсального JSF служит неплохой приманкой.
Предварительно сумма контракта только с Минобороны США
оценивается в 170 млрд долларов -- цифра громадная даже для
привычного к большим деньгам американского аэрокосмического
комплекса. Так что борьба за "последний мегаконтракт века" будет
жесткой.
Первый радикальный шаг в ней сделала фирма "Боинг", в декабре
1996 года объявившая о покупке фирмы "Макдоннел Дуглас". Лидерству
"Боинг" на мировом рынке гражданских самолетов вызов никто пока
бросить не в состоянии, кроме, пожалуй, европейской "Эйрбас индустри".
Но "Боинг" агрессивно начала завоевывать и военный рынок, а
приобретаемый ею "Макдоннел", производящий истребители F/A-18
"Хорнет" и F/A-18E/F "Супер Хорнет", является одним из грандов этого
рынка. Хотя объем закупок "Супер Хорнет" для ВМС США и
предлагается сократить с 1000 до 548 штук, гарантированный заказ и уже
завоеванный "Макдоннел" плацдарм останутся. Сделка между
"Макдоннел" и "Боинг" лишила "Локхид Мартин" статуса крупнейшей
компании в отрасли и, как считают многие эксперты, подтолкнула
"Локхид" и "Нортроп" на соглашение.
Сделка "Боинг" и "Макдоннел" долгое время рассматривалась
Федеральной комиссией по торговле, которая "изучила 5 миллионов
страниц документов". Однако мало кто удивился, когда 1 июля комиссия
известила, что не возражает против слияния двух фирм. За это решение
высказались председатель Роберт Питофски и еще 3 члена комиссии, и
только один из специалистов остался при особом мнении. В тот же день
Министерство обороны США обнародовало свою официальную позицию
по поводу сделки: она приемлема и не помешает министерству совершать
закупки на конкурентной основе.
Президент "Боинг" Фил Кондит и руководители "Макдоннел"
выразили по этому поводу удовлетворение. 25 июля состоятся
окончательные собрания акционеров обеих компаний, к 1 августа
планируется закончить процесс слияния, а уже 4 августа компания начнет
работать как Boeing Company. Примерно к этому времени должна
закончить изучение этого вопроса и Европейская комиссия. Европейцы,
как известно, энергично возражали против рождения нового гиганта-
конкурента, но на "Боинге", похоже, уверены в том, что реально помешать
слиянию не сможет уже никто.
Столь же мало оснований сомневаться в том, что американское
государство воспрепятствует сделке "Локхид" и "Нортроп". В результате
львиная доля авиакосмического бизнеса в США может оказаться в руках
двух супергигантов. Ну а с учетом того, что конкуренция отнюдь не
мешает фирмам совместно разрабатывать и строить истребитель F-22, не
пойдет ли скоро речь и об их слиянии? И сколько бы ни выступали против
таких сделок европейские производители, их мнение не услышат -- о
конкуренции приятно вспоминать, лишь когда это выгодно.
Источник информации : Эксперт