Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация

  • Категории
  • Популярные комментарии
  • Новые комментарии
  • Популярные материалы
  • Новые материалы

  • Язык [ РУССКИЙ ]

    Поиск
    Подписка и соц. сети

    Подписаться на обновления сайта


    Поделиться

    Яндекс.Метрика

    Новые материалы

    Картинка недели

    К началуК началу
    В конецВ конец
    Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
    Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
    Создать материалСоздать материал

    404 not found

    Оценка раздела:
    Не нравится
    6
    Нравится
    В разделе "онлайн библиотеки" нормативно-правовых и законодательных актов Союза Советских Социалистических Республик собраны прочие документы с 1917 по 1992.

    По данному запросу найдено больше материалов:

    Постановление ЦК КПСС. Совмина СССР от 28.05.1981 N 501 О комплексной программе развития мелиорации земель на 1981 - 1985 годы
    Постановление Совмина РСФСР от 30.12.1981 N 696 О мерах по выполнению Постановления Совета Министров СССР от 5 ноября 1981 г. N 1066 О совершенствовани
    Санитарные правила по сбору школьниками вторичного сырья утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 14.05.1981. 02.06.1981 N 2398-81
    Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1981 N 692 О мерах по выполнению Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 О порядке и услови
    Приказ Минздрава РСФСР от 27.06.1981 N 423. Минпроса РСФСР от 11.06.1981 N 182 О профилактике пищевых отравлений в детских и подростковых учреждениях
    Постановление Совмина РСФСР от 04.09.1981 N 494 О комплексной программе развития мелиорации земель в РСФСР на 1981 - 1985 годы
    Постановление Совмина РСФСР от 30.03.1981 N 183 О мерах по улучшению семеноводства льна-долгунца в РСФСР в 1981 - 1985 годах
    Положение по организации поставок стальных труб по теоретической массе утв. Госснабом СССР 28.08.1981. Минчерметом СССР 21.08.1981
    Постановление Совмина РСФСР от 02.10.1981 N 541 О мерах по дальнейшему развитию зеленого хозяйства и цветоводства в РСФСР в 1981 - 1985 годах

    Категории

    Оригинальный материал расположен в разделе: Организация питания учащихся в школах и группах продленного дня Методические рекомендации утв. Минздравом СССР 22.06.1981 N 11-1410-6, 17.07.1981

    Организация питания учащихся в школах и группах продленного дня Методические рекомендации утв. Минздравом СССР 22.06.1981 N 11-1410-6, 17.07.1981

    Дата публикации: До 2014-05-28
    Просмотров: 707
    Материал приурочен к дате: 1981-06-22
    Прочие материалы относящиеся к: Дате 1981-06-22 Материалы за: Год 1981
    Автор:

     

    Утверждаю

    Начальник Главного управления

    лечебно-профилактической помощи

    детям и матерям Министерства

    здравоохранения СССР

    Е.И.АНДРЕЕВА

    22 июня 1981 г. N 11-14/10-6

     

    Начальник Главного

    санитарно-эпидемиологического

    управления Министерства

    здравоохранения СССР

    В.Е.КОВШИЛО

    17 июля 1981 года

     

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    В ШКОЛАХ И ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

     

    (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

     

    В настоящее время одной из новых форм общественного воспитания школьников являются школы и группы продленного дня, имеющие большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

    За время пребывания в такой школе или группе продленного дня дети и подростки не только учатся, трудятся, отдыхают, но и получают 2 - 3-разовое питание.

    Научные исследования показывают, что правильно организованное питание обеспечивает не только гармоничное физическое развитие и здоровье подростков, но и влияет на умственные способности, помогает восприятию и усвоению знаний. Учащиеся, получающие горячие завтраки в школе, менее утомляются, более активны на занятиях и сохраняют бодрость и работоспособность на протяжении всего дня.

    Решением XXV съезда партии, последующими Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.77 "О мерах по дальнейшему развитию торговли", от 22.12.77 N 1111 "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" были определены задачи по расширению сети столовых при школах с учетом завершения в 1983 году организации горячего питания для учащихся средних и восьмилетних школ.

    Особое внимание, уделяемое питанию школьников, объясняется своеобразием этого возраста, обусловленным продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, усиленным формированием скелета и мускулатуры, интенсивным становлением нервно-психической деятельности и значительной нервно-психической нагрузкой, связанной с особенностями современного процесса обучения. Все это определяет уровень физиологической потребности организма школьников в пищевых веществах и энергии.

    Основой рационального питания школьников является научная концепция о сбалансированности питания по основным пищевым веществам и энергии соответственно его возрастным особенностям, а также правильный режим, способствующий наилучшему усвоению принимаемой пищи.

    Целью настоящих Методических рекомендаций явилось составление примерного набора продуктов (Приложение 1) и примерного 2-недельного меню-раскладки завтраков и обедов для учащихся школ и групп продленного дня на основе современных научных данных.

    Представленные материалы впервые разработаны дифференцированно для всех 3 возрастных групп школьников (1 группа - учащиеся 1 - 4-х классов, 7 - 10 лет; 2 группа - учащиеся 5 - 7-х классов, 11 - 13 лет, и сюда же относятся девочки 8 - 10-х классов, 14 - 17 лет; 3 группа - мальчики 8 - 10-х классов, 14 - 17 лет).

    При их составлении руководствовались рекомендуемыми величинами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Согласно рекомендуемым величинам физиологических потребностей в школьных рационах учтено не только общее количество белка и жира, но и их качественный состав, т.е. содержание белка животного происхождения, обеспечивающего незаменимые аминокислоты, и растительного жира, являющегося источником необходимых для растущего организма полиненасыщенных жирных кислот.

    Все расчеты химического состава и калорийности рационов вычислялись по таблицам А.А. Покровского, 1976 г.

    Учитывая более продолжительное время пребывания учащихся в школах и группах продленного дня (до 9 - 10 часов) по сравнению с обычной школой, был разработан школьный рацион для 2-разового горячего питания, обеспечивающий 55% из суточной физиологической потребности в пищевых веществах и энергии (завтрак школьный - 20% и обед - 35%). Последний может дополняться полдником (стаканом молока и кусочком хлеба), составляющим около 10% суточной калорийности. Льготное молоко 200 г с кусочком хлеба для учащихся 1 - 4-х классов в обязательном порядке следует включать в школьное меню-раскладку. Таким образом, рацион учащихся при 3-разовом питании в школе составляет около 65% суточной потребности их организма в основных пищевых веществах и энергии.

    На долю горячего школьного завтрака в связи с занятостью многих родителей, которые не всегда могут приготовить утром полноценный завтрак, а также необходимостью обеспечения организма учащегося в утренние часы рабочего дня достаточным количеством пищевых веществ и энергии в наших Рекомендациях было предусмотрено около 20% от их суточной физиологической потребности.

    В настоящее время группы продленного дня не охватывают учащихся 9 - 10-х классов, однако учащиеся этого возраста нередко задерживаются в школе на разных факультативных занятиях, собраниях и репетициях.

    Поэтому для них также целесообразно предусмотреть полдник в соответствующее для этого время.

    Данный школьный рацион может быть положен в основу питания учащихся в течение всего учебного года, в котором в зависимости от сезона следует предусмотреть использование свежих овощей, зелени, фруктов и ягод (осенью и в конце весны) или консервированных овощей и фруктов, а также сухофруктов с дополнительной С-витаминизацией (зимой и весной).

    Разработанные рационы могут быть использованы и в обычных общеобразовательных школах для питания учащихся, задерживающихся в школе.

    На основании приведенного примерного меню могут быть составлены другие его варианты, применительно к конкретным условиям и с учетом местных, климатических, национальных и других особенностей питания.

    При составлении меню необходимо правильно сочетать не только блюда, но и продукты. Например, если в обед первое блюдо овощное, то во втором блюде следует использовать крупяной гарнир, мясные изделия следует лучше использовать, употребляя с овощами и зеленью. При этом наиболее полноценные и необходимые для детского организма продукты, такие как молоко, мясо, яйца, масло, овощи, сахар, должны включаться в меню ежедневно, а другие (творог, рыба, сыр и др.) не реже 2 - 3 раз в неделю.

    При отсутствии продуктов, указанных в суточном наборе, для сохранения пищевой и биологической ценности рациона их следует подбирать, пользуясь таблицей замены продуктов. Выдаваемые порции ряда блюд по объему и весу следует дифференцировать в зависимости от возраста учащихся.

    В меню-раскладке необходимо указывать расход продуктов на каждое блюдо и его вес в готовом виде (выход блюд).

    Для правильного определения выхода блюда необходимо знать изменения веса, происходящие при холодной и тепловой обработке продуктов.

    Медицинские работники обязаны следить за организацией питания в школе, в том числе за качеством продуктов, поступающих со специальных школьно-базовых столовых или других баз, правильностью раскладки продуктов и приготовлением пищи. Перед раздачей ее врач или медицинская сестра <*> должны проводить пробу блюд, записывать в специальный бракеражный журнал их оценку и разрешение на выдачу. В журнале необходимо отмечать вкусовые качества каждого блюда и указывать о соответствии веса и объема раздаваемых блюд количеству, приведенному в менюследить за санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдения сроков реализации продуктов и проведением С-витаминизации готовой пищи. Подсчет химического состава и калорийности пищи проводится медицинской сестрой один раз в месяц по накопительной бухгалтерской ведомости.

    --------------------------------

    <*> В отсутствие медицинских работников пробу пищи должен снимать представитель администрации школы.

     

    Важным моментом в организации питания в школьной столовой является выбор наиболее оптимальной формы обслуживания учащихся. В настоящее время могут быть рекомендованы две следующие его формы.

    1. Организация групповых завтраков и обедов для школьников 1 - 4-х классов как наиболее распространенная форма. При этом дежурные сервируют столы за 5 - 10 минут, а с приходом учащихся подают пищу на столы. После приема пищи школьники сами переносят использованную посуду на конвейер, в тележку или в посудомоечную. За порядком и поведением в столовой следят классные руководители или воспитатели. За каждым классом закрепляются определенные столы, за каждым учащимся - место.

    2. Самообслуживание. Данная форма обычно используется для старших классов. При этом учащиеся получают завтраки и обеды с раздачи.

    Для большего охвата детей горячим питанием в школах, где есть столовые, следует ликвидировать буфеты.

    Наиболее современной формой оплаты трудящихся за питание является абонементная система, которая должна вестись в соответствии с Инструкцией, утвержденной Министерством торговли СССР Приказом от 29 декабря 1973 г. N 256 по согласованию с Министерством финансов СССР и Правлением Госбанка СССР.

    Наряду с этим можно рекомендовать оплату питания школьникам по лимитным книжкам (за безналичный расчет).

    Важное место в организации рационального питания школьников отводится режиму питания. Прием пищи должен проводиться в одно и то же время в соответствии с общим распорядком дня по твердому и специально составленному графику. Интервалы между приемами пищи должны быть не менее 3 часов и не более 4,5 часов. Поэтому завтраки в школе в 1-ю смену лучше проводить после 3-го урока, а обед после 6-го урока. Время продолжительности завтраков и обедов должно быть достаточным для спокойного приема пищи. На завтраки и полдники следует отводить 15 минут, а на обед - 30 минут.

    Учитывая необходимость обеспечения горячим питанием всех учеников школы, для обеспечения строгого режима следует предусмотреть достаточное количество посадочных мест соответственно числу учащихся данной школы ("Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 29.09.74 N 1186а-74).

    Для организации контроля за питанием учащихся в школе должен быть создан совет по питанию, в состав которого должны входить директор школы, медицинские работники, представители столовой и родительского комитета. Все они сообща должны решать вопрос о меню, организации питания, его качестве и т.д.

    Администрация школы отвечает за предоставление соответствующих помещений под школьные столовые в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и обеспечение оборудования столовойутверждает меню завтраков и обедов, разрабатывает график посещений учащимися столовой; совместно с администрацией столовой и родительским комитетом организует дежурство преподавателей и старшеклассников в столовой; внедряет прогрессивные формы обслуживания и их пропаганду, способствующие максимальному охвату школьников горячим питанием, и выделяет представителя, ответственного за ведение учета питания в школе.

    Администрация столовой организует горячее питание школьников согласно разработанному меню или самостоятельно составляет его с учетом требований рационального питанияосуществляет своевременную доставку продовольственных товаров, полуфабрикатов или готовой пищи с базовых школьных столовых; обеспечивает приготовление горячей, вкусной и питательной пищи соответственно утвержденному меню-раскладке; обеспечивает соблюдение санитарных Правил "Условия, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов", N 1161-74, утвержденных 27 июня 1974 г.; организует планирование, учет и отчетность в столовой, обеспечивает потребности в кухонном оборудовании; обеспечивает содержание помещений и оборудования в санитарном состоянии в соответствии с действующими санитарными правилами для предприятий общественного питания; укомплектовывает столовую квалифицированными поварами, буфетчиками и другим персоналом; следит за обязательным и своевременным прохождением работниками столовой медицинских профилактических осмотров в соответствии с Инструкцией, утвержденной по согласованию с ВЦСПС Главной государственной санитарной инспекцией СССР 6 февраля 1961 г. N 352-61, с изменениями и дополнениями к ней, утвержденными Главным санитарным врачом СССР 26 августа 1965 г. N 10-83/14-104.

    Обязательным участником организации школьного питания должен быть родительский комитет, который контролирует работу школьной столовой и проводит мероприятия по улучшению организации и качества питания учащихся. Совместно с директором школы он определяет порядок использования средств, выделенных на организацию льготного и бесплатного питания учащихся; избирает на родительских собраниях Комиссию по работе столовой ("Положение о комиссии общественного питания", утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС 31 июля 1964 г.), которая ведет журнал ежедневной регистрации всех замечаний и предложений по школьному питанию; участвует совместно с медицинскими работниками в проверке закладки сырья, правильности технологической обработки продуктов и состояния санитарных условий.

    В школе должна проводиться работа по пропаганде гигиенических основ питания среди учащихся, родителей, педагогов и работников столовой. К санитарно-просветительной работе следует привлекать медицинских работников школы, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологических станций, Домов санитарного просвещения и учителей. В пропаганде правил гигиены питания и контроля за их выполнением должен принимать участие школьный санитарный актив.

    Правильность организации питания школьников подлежит систематическому контролю со стороны санитарно-эпидемиологической станции.

     

    Начальник Главного управления

    лечебно-профилактической помощи

    детям и матерям Минздрава СССР

    Е.И.АНДРЕЕВА

     

     

     

     

     

    Приложение 1

     

    ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ

    ДЛЯ 3-Х ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП (7 - 10, 11 - 13, 14 - 17 ЛЕТ)

    ШКОЛ И ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

     

    ┌─────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐

              Наименование продукта          │ Кол-во продуктов в г

                                                    (брутто)      

                                             ├──────┬───────┬───────┤

                                             │7 - 10│11 - 13│14 - 17│

                                             │лет    лет    лет 

    ├─────────────────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┤

    │Молочные продукты:                                          

      молоко и молочнокислые продукты        │215   │240    │245   

      творог полужирный                      │20    │25     │25    

      сметана                                │6     │7      │7     

      сыр                                    │7     │7      │7     

    │Мясо, рыба, яйцо:                                           

      мясо                                   │80    │100    │105   

      рыба                                   │40    │45     │50    

      яйцо                                   │30    │35     │35    

    │Хлеб, хлебобулочные изделия, крупы,                         

    │бобовые, сахар и кондитерские изделия:                      

      хлеб ржаной                            │40    │55     │70    

      хлеб пшеничный                         │75    │95     │115   

      мука пшеничная                         │8     │10     │12    

      макаронные изделия                     │7     │9      │9     

      крупы                                  │20    │25     │30    

      бобовые                                │5     │7      │7     

    │Сахар и кондитерские изделия (в пересчете│30    │35     │35    

    │на сахар)                                                   

    │Жировые продукты:                                           

      масло сливочное                        │20    │20     │25    

      масло растительное                     │8     │10     │10    

    │Картофель и овощи:                                         

      картофель                              │180   │230    │250   

      овощи                                  │210   │280    │290   

    │Фрукты и ягоды:                                             

      свежие фрукты или сок                  │50    │60     │75    

      сухофрукты                             │3,5   │3,5    │3,5   

    │Кофе суррогат                            │1,7   │1,7    │1,7   

    │Чай                                      │0,03  │0,03   │0,03  

    │Мука картофельная                        │1,3   │1,3    │1,3   

    │Дрожжи                                   │0,5   │0,6    │0,6   

    │Желатин                                  │0,7   │0,7    │0,7   

    │Соль                                     │8     │10     │10    

                                                                

    │Химический состав:                                          

      белки,                                 │44    │54     │59    

      в том числе белки животного происхожде-│27    │32     │34     

      ния                                                       

      жиры,                                  │43    │52     │56    

      в том числе жиры растительного проис-  │11    │13     │15    

      хождения                                                 

      углеводы                               │193   │235    │260   

      калории                                │1270  │1560   │1730  

    └─────────────────────────────────────────┴──────┴───────┴───────┘

     

     

    Оценка материала:
    Нравится
    0
    Не нравится
    Описание материала: Организация питания учащихся в школах и группах продленного дня (Методические рекомендации) (утв. Минздравом СССР 22.06.1981 N 11-14/10-6, 17.07.1981)

    Оставить комментарий

    Похожие материалы:

    Похожие разделы:

    Новые альбомы:

    
    Адрес страницы: https://wfi.lomasm.ru/русский.прочие_ссср_1917-1992/организация_питания_учащихся_в_школах_и_группах_продленного_дня_методические_рекомендации_утв._минздравом_ссср_22.06.1981_n_11-1410-6._17.07.1981
    Разработка страницы завершена на 0%
    Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
    Операции:
    WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
    Полезные советы...