СИДИ ДОМА! Соблюдай гигиену! Избегай посещения людных мест!

Портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

События 90х

Оценка раздела:
Не нравится
1
Нравится

Далее в разделе: Эпоха 90х

- Страшная война в Чечне. 
- Президентские выборы 1996 года и все, что было связано с этими выборами, - безнадежные поиски демократического лидера, способного сплотить страну, крепнущий голос олигархов, нитевидный, пропадающий пульс реформ и невероятная победа больного и непоследовательного Ельцина.
- 97-й, запомнившийся энергией "Молодых реформаторов" на фоне начавшейся "информационной войны", интригами и битвами под кремлевским ковром.
- 98-й, в котором под грохот шахтерских касок, "рельсовой войны", "организованной профсоюзно-коммунистическим штабом", металось никем не защищаемое правительство Кириенко и дальше - кризис, дефолт...
- 99-й, полугодие которого уже на исходе, запомнится упрямым бездействием правительства Примакова, нарастающим напряжением в Думе, готовящей импичмент. Отставкой Примакова и провалом импичмента завершился этот политический год по кремлевскому календарю.
- Кризис 90х и все вытекающие от сюда последствия
- экономическая и политическая жизнь после разпада СССР

Инвестиционная сфера в условиях переходного периода

Дата публикации: 2017-11-14 12:20:47
Дата модификации: 2017-11-14 12:20:47
Просмотров: 319
Материал приурочен к дате: 1996-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1996-01-01 Материалы за: Год 1996
Автор:
Традиционные методы управления инвестиционной деятельностью в российской экономике. В условиях централизованного управления национальной экономикой отправным моментом составления планов текущего и перспективного экономического развития являлось определение лимитов капитальных вложений (инвестиций)
 

Традиционные методы управления инвестиционной деятельностью в российской экономике. В условиях централизованного управления национальной экономикой отправным моментом составления планов текущего и перспективного экономического развития являлось определение лимитов капитальных вложений (инвестиций). Процедура составления планов носила итеративный характер и была направлена на достижение сбалансированности макроэкономических показателей. Структура распределения инвестиционных ресурсов по сферам, секторам и отраслям формировалась с учетом государственных приоритетов развития.

На определенных этапах экономического развития такой подход был вполне оправдан и оказывал позитивное влияние на процессы экономического роста. Практическая реализация крупномасштабных программ по технико-технологическому преобразованию структуры национальной экономики по сути являлась началом нового цикла развития национальной экономики. Поддержание тенденций роста национального дохода в этот период позволяло решить некоторые неотложные проблемы в сфере потребления и повышения уровня жизни, в часности, увеличить масштабы жилищного строительства. Хотя рост национального дохода обеспечивался опережающим ростом инвестиций, снижение эффективности использования инвестиционных средств еще не приняло ярко выраженный характер.

Однако рост инвестиций, без серьезных качественных сдвигов в структуре использования инвестиционных ресурсов, приводил к напрасному отвлечению средств от решения насущных проблем и, в конечном счете, даже при некотором накоплении, негативно отражался на экономической конъюнктуре в сфере воспроизводства. К негативным моментам, кроме того, можно отнести сохранение разбалансированности технико-технологических аспектов воспроизводства.

Все же обновляемая структура производства и производственного аппарата, достаточно высокий уровень квалификации рабочей силы и научно-технического потенциала позволял некоторое время продолжать процесс экономических преобразований в направлении дальнейшей интенсификации производства. Возможным направлением в этот период могла бы стать селективная поддержка конкурентоспособных производств, а также повышение межотраслевой и технологической сбалансированности затрат и конечных результатов производства. Однако с начала 70-х годов в инвестиционной деятельности сохраняется приоритет за капиталоемкими отраслями топливно-энергетического комплекса, производствами добывающей промышленности и сельского хозяйства при некотором свертывании интенсивности потока капитальных вложений в развитие отраслей машиностроения. Сохранение высоких темпов расширенного воспроизводства за счет нового строительства отодвигало процессы обновления основного капитала на второй план, что, в конечном счете, приводило к увеличению износа и снижению качественных характеристик производственного аппарата в целом.

Растущие социальные претензии в этот период также явились фактором сдерживающим процесс перераспределения ресурсов валового национального продукта в пользу накопления. Доля чистого накопления в валовом внутреннем продукте и в стуктуре инвестиционных ресурсов начинает постепенно снижаться, что явилось одной из причин замедления темпов производства. При относительном росте цен на продукцию машиностроения и строительно-монтажные работы, низких процентных ставках и довольно мягких ограничениях со стороны государства на возможность получения субсидий предприятия продолжали функционировать в условиях экстенсивного наращивания средств на капитальное строительство.

В экономике проявилась ярко выраженная тенденция к снижению эффективности капитальных затрат. Каждая дополнительная единица прироста национального дохода обеспечивалась увеличением масштабов инвестирования, тем самым усиливался разрыв между затратами и конечными результатами производства. Национальная экономика не могла выдерживать длительной время такой инвестиционной нагрузки и к середине 80-х годов со всей очевиднностью встал вопрос о необходимости структурных преобразований.

Развитие инвестиционных процессов в период смягчения ограничений плановой экономики. В 1986-1991гг. предполагалось при сохранении высокой инвестиционной активности начать реализацию двух основных направлений экономического развития:

-ускоренного жилищного и социально-культурного строительства (социальная ориентация капитальных вложений);

-ускорения темпов технического перевооружения и обновления производственного потенциала.

Таблица 1.

 

Основные показатели инвестиционной деятельности СССР
в 1986-1991 гг., в % к предшествующему году
  1986 1987 1988 1989 1990 1991
Национальный доход 101,7 100,5 106,8 102,3 95,8 89,8
в том числе:             
фонд накопления  103,6  94,7  115,0  93,9  77,6  63,8 
Инвестиции, всего  109,2  105,9  107,7  104,1  100,1  84,5 
в том числе:             
производственные  108,9  105,1  106,5  105,2  99,0  81,7 
непроизводственные  109,9  108,2  110,9  101,4  102,7  91,3 
Валовая продукция промышленности стройматериалов  105,0  103,8  104,6  101,1  97,4  97,6 
Валовая продукция машиностроения  107,0  105,6  105,8  99,1  98,2  90,0 

Реализация этих направлений структурно-инвестиционной политики предполагала практическое решение проблем сбалансированности как объемов инвестиций в непроизводственную сферу с производственными возможностями стройиндустрии и промышленности строительных материалов, так и производственного строительства с инвестиционными отраслями машиностроения. Только в этом случае объемы капитальных вложений могли быть обеспечены соответствующими материальными ресурсами.

Инвестиции в основной капитал в период 1986-1991гг. росли опережающими темпами по сравнению с динамикой национального дохода при этом эффективность их использования, расчитанная по приросту национального дохода, систематически снижалась.

Серьезно подрывала возможности обеспечения процессов расширенного воспроизводства сложившаяся тенденция к снижению доли накопления в основных фондах в общем объеме использованного национального дохода. Доля накопления в основных производственных фондах упала в 1990г. до самого низкого за последние 10-15 лет уровня - 4.3% против 9.3% в среднем за этот период. С учетом высокой степени износа основных производственных фондов во многих отраслях народного хозяйства это с неизбежностью отразилось на возможностях модернизации производственного потенциала и явилось одним из факторов инициирующих кризисогенную ситуацию в экономике. Национальная экономика, сохраняющая экстенсивный тип воспроизводства, оказалась неподготовленной к резкому изменению макропропорций.

Ускоренная реализация социальных программ и осуществленные в этой связи в 1986-1990гг. структурные сдвиги в условиях падения темпов и объемов общественного производства, а также снижения его эффективности, не могли не привести к углублению диспропорций в экономике, что прежде всего нашло свое проявилось в материально-финансовой разбалансированности и в нарастании темпов инфляции.

Основная причина - допущенные в этот период просчеты при внедрении в практику новых моделей хозяйственного расчета и, прежде всего, политика перевода предприятий на условия самофинансирования и самоокупаемости. Отсутствие оптовой торговли, недостаточность кредитно-финансовой и налоговой системы, формирование и быстрое развития кооперативов побудило предприятия реализовать свою самостоятельность прежде всего в сфере формирования и использования доходов. В результате рост денежных доходов, начиная с 1988г. приобрел взрывной характер, что полностью разрушило к концу десятилетия потребительский рынок, нарушило финансово-кредитную систему. Попытки государства реализовать программы финансового оздоровления экономики успехов не принесли. Предусмотренные в них меры, во-первых, отставали от развивавшихся в этой сфере событий и, во-вторых, не были в полной мере адекватны глубине возникшего кризиса.

Косвенным подтверждением развития опасного для экономики процесса проедания имеющихся ресурсов явилось также и изменение соотношения отдельных элементов в структуре национального дохода- долей, используемых на потребление и накопление. В фонде потребления стабильно, около 85% начинает занимать личное потребление. Негативным моментом явилась практически неизменная динамика ресурсов общественного потребления, являющихся основным источником функционирования науки, здравоохранения, культуры и других сфер. Снижение темпов роста инвестиционных ресурсов при недостаточной эффективности их использования, общее замедление темпов производства без каких-либо прогрессивных структурных преобразованиях в производстве привели к дальнейшему падению ресурсов как для накопления, так и для потребления.

Изменение методов управления не дало желаемых результатов поскольку не был достаточно отработан механизм децентрализованного формирования планов капитального строительства и подрядных работ.

Недостаточный контроль со стороны финансирующих банков за эффективностью расходования предприятиями средств и отсутствие действенных экономических рычагов и санкций у отраслевых органов управления способствовали распылению капитальных вложений, снижению их эффективности и расширению фронта строительных работ.

На этом этапе механизм регулирования инвестиционной деятельности изменением уровня процентной ставки не был включен в практику планирования.

Реформы 1985-1991гг. в инвестиционной сфере были направлены на формирование материальных предпосылок для полноценного функционирования экономики, что предполагало резкое ограничение расходования инвестиций в неэффективных направлениях, повышение качества инвестиционного комплекса, создание материально ресурсной и производственной базы для социально-ориентированных отраслей экономики. Косметические переделки плановой экономики не могли привести к позитивным изменениям, требовались радикальные подходы к реформированию экономики.

Развитие инвестиционной деятельности в 1992-1995 годах. Для понимания изменений в инвестиционной деятельности и трансформации инвестиционной политики представляется необходимым более подробно охарактеризовать состояние области капитального строительства в 1992г. Либерализация хозяйственной деятельности сопровождалась изменениями в традиционной практики финансирования капитального строительства. Резкое сокращение общего объема централизованых инвестиций предполагало расширение инвестиционной деятельности предприятий за счет собственных и заемных средств. Радикальная экономическая реформа в российской экономике положила начало тому, что выбор инвестиционных решений стал определяться чисто экономическими факторами и финансовыми возможностями субъектов хозяйствования.

Ситуация в инвестиционной сфере в этот период формировалась под воздействием следующих факторов:

-изменения структуры и источников финансирования инвестиционных расходов;

-институциональных изменений в национальной экономике, связанных с разгосударствлением собственности;

-относительного уменьшения платежеспособного спроса в связи с изменением уровня и структуры цен на инвестиционную продукцию;

-изменения структуры инвестиционного спроса и его несоответствия мощностям инвестиционного сектора;

-недостаточной оперативности мероприятий по изменению порядка индексации амортизации и переоценке основных производственных фондов.

На начальном этапе экономической реформы 1992г. отсутствие стимулов к накоплению было связано с систематическим ростом стоимости жизни и приоритетностью удовлетворения социальных претензий занятых в производстве, что на практике выступило как средство увеличивающее скрытую безработицу в ущерб развитию производства.

Таблица 2

 

Динамика новых инвестиций в основной капитал
(в % к предшествующему году)
  1990  1991  1992  1993  1994  1995 
Новые инвестиции в основной капитал, всего  100,1  85,0  60,0  88,0  76,0  87,0 
в том числе по объектам             
производственного назначения  99,0  82,0  56,0  81,0  67,0  83,0 
непроизводственного назначения  103,0  91,0  70,0  101,0  89,0  93,0 
Валовой внутренний продукт  97,7  95,0  85,5  91,3  87,4  96,0 

Источник: Госкомстат России

Кризис российской экономики сопровождался беспрецендентными по масштабам темпами сокращения объемов инвестиций в реальный сектор экономики.

С сокращением объмов реальных финансовых ресурсов одной из актуальных проблем капитального строительства является повышение эффективности их использования. В этой связи расширяется сфера косвенного регулирования инвестиций посредством широкого использования финансово-кредитных рычагов и фискальной политики. С ограничением масштабов вложений, с развитием различных форм собственности и расширением сфер привлечения акционерного частного отечественного и зарубежного капиталов усиливается необходимость общегосударственной координации инвестиционной деятельности на всех уровнях хозяйствования.

В условиях продолжающегося спада производства и высоких темпов инфляции принципы регулирования инвестиционной деятельности определялись приоритетами решения текущих проблем. Однако, даже при соблюдении приоритетов, инвестиции в отрасли, определяющие структурную перестройку в национальном хозяйстве (в электроэнергетику, машиностроение, топливную промышленность) оказались явно недостаточными для преодоления негативных процессов воспроизводства основного капитала.

Либерализация цен и жесткая бюджетная и финансово-кредитная политика в 1992г. привели к резкому падению инвестиционной активности. Спад производства сопровождался резким сокращением объемов инвестиционных вложений: при падении темпов валового национального продукта за год на 14.5%, валовой продукции промышленности на 18%, инвестиции уменьшились на 40%. Другим существенным фактором являлось сохранение высокого уровня монополизма производства, исключающего формирование конкурентной среды. Тем самым у большинства промышленных предприятий в этой сложной ситуации отсутствовали стимулы к инвестированию.

Если в 1991г. поддержание темпов роста инвестиций происходило при сохранении опережающего роста инвестирования за счет собственных средств предприятий, то с переходом к практике свободного ценообразования стало наблюдаться резкое ограничение собственных финансово-инвестиционных средств предприятий, усиленное систематическим их обесцениванием в связи с нарастающими инфляционными процессами.

Сокращение нецентрализованных инвестиций в основной капитал, осуществляемых за счет собственных средств предприятий, свидетельствовал о потребительских предпочтениях нуждам накопления. Ограниченность инвестиционных возможностей усиливалась тем, что проведенная индексация амортизационных отчислений не восполнила недостаток финансовых ресурсов. При резком росте цен на продукцию инвестиционного машиностроения и строительно-монтажные работы не обеспечивались условия простого воспроизводства основного капитала, что привело к расширению сферы капитального ремонта. В 1990г. соотношение затрат на капитальное строительство к новому строительству составляло примерно 5:1, то по оценке в 1992г. - 2:1. Гипертрофированное развитие капитального ремонта при крайне устаревшем производственном аппарате усилило разбалансированность процессов воспроизводства основного капитала. При катастрофическом состоянии производственного аппарата в отдельных отраслях это ведет к процессам дальнейшего спада производства и усиления технологической разбалансированности производства, происходит ускорение процессов старения производственного аппарата. Резко упали масштабы обновления основных фондов: до 2.5% - в 1992г. против 6.6% в 1990г. В целом по промышленности износ основных фондов превысил 40%, а в ряде базовых отраслей состояние производственных мещностей достигает того уровня, за которым может последовать массовое выбытие (нефтепереработка, химия, транспорт).

Физическое и моральное старение оборудования предопределяет дальнейшее снижение производства и, в соответствии с этим, сохранение тенденции к росту энерго- и материалоемкости продукции.

Таблица 3.

 

Структура новых инвестиций в основной капитал по формам собственности за счет всех источников финансирования, в % к итогу
  1991  1992  1993  1994  1995 
Инвестиции по предприятиям и организациям всех форм собственности  100  100  100  100  100 
в том числе:           
государственной  83,0  81,0  51  34  33 
муниципальной  12 
смешанной  25  42  44 
частной  12  16  16 

Источник: Госкомстат России

С 1992г. начинает наблюдаться процесс повышения доли негосударственных вложений. Государственный сектор экономики в инвестиционной сфере в 1990г. контролировал 83% объема инвестиций и 56% строительно-монтажных работ. По мере изменения инвституциональной структуры экономики предприятия начинают играть доминирующую роль в сфере капитального строительства. На долю инвесторов государственного сектора в 1995г. приходится 33% инвестиций против 81% в 1992г., 30% объема ввода основных фондов и 20% строительно-монтажных работ.

Резкое сокращение инвестиционной деятельности государства неизбежно уменьшило емкость рынка и ухудшило его конъюнктуру. Недоинвестирование экономики в конечном счете привело к дополнительному спаду производства. Негосударственные инвесторы пока не способны компенсировать свертывание деятельности государства на инвестиционном рынке, поскольку финансируемое из централизованных источников производственное строительство, как правило, капиталоемко и, зачастую, не очень привлекательно с точки зрения прибыльности проектов.

Реализация жесткой финансово-кредитной и денежной политики способствовала сокращению доли бюджетного финансирования и льготного государственного инвестиционного кредитования. Повышение роли внебюджетных инвестиционных фондов и активизация инвестиционной деятельности совместных предприятий и иностранных фирм, а также поступление инвестиционных ресурсов по альтернативным каналам обусловило постепенное ослабление нагрузки на бюджет.

Собственные средства предприятий и организаций становятся преобладающим источником финансирования. Несмотря на проведенные мероприятия по улучшению учета движения основных производственных фондов, амортизационные отчисления не оказывают заметного влияния на финансовую поддержку инвестиционной деятельности, поскольку в условиях дефицита платежных средств и при отсутствии действенного механизма контроля за использованием, амортизация, зачастую направляется на финансирование неотложных платежей. В итоге потенциально мощный финансовый эффект переоценки основного капитала и индексации амортизационных отчислений не используется по своему прямому функциональному назначению. Сдерживающим инвестиционную активность фактором является снижение уровня загрузки производственных мощностей в среднем по народному хозяйству до 40-50%. Рост постоянных расходов, связаных с поддержанием мощности, влияет на динамику объемов собственных стредств предприятий, направляемых на инвестирование. В этой ситуации многие предприятия перестали надеяться на централизованные инвестиции и начали искать дополнительные источники инвестирования: во-первых, за счет продажи незавершенных строительных объектов, избыточных основных средств (зданий, неустановленного оборудования и т.п.), земли; во-вторых, - за счет активного привлечения инвесторов под конкретные проекты.

С изменением условий финансирования инвесторы переориентируют свою политику в пользу непроизводственной сферы, и прежде всего жилищного строительства, где сроки окупаемости финансовых средств значительно меньше, чем в производственной сфере.

Сужение сферы влияния государства на инвестициональную деятельность проявляется и в уменьшении объемов централизованных капитальных вложений. В 1995г. из консолидированного бюджета выделено 53.8трлн.руб на инвестиционные цели, за счет средств федерального бюджета - 27.5трлн.руб, что составляет 11% общего объема инвестиций в реальный сектор.

Таблица 4.

 

Структура новых инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в % к итогу
  1992  1993  1994  1995  1996 (оценка) 
Всего  100  100  100  100  100 
в том числе за счет средств:           
Федерального бюджета  16,3  19,2  13,4  11,0  14,9 
Бюджетов субъектов Федерации  10,3  15,1  10,6  10,5  9,2 
Собственных средств предприятий и организаций  69,3  57,4  64,2  62,5  59,6 
Индивидуальных застройщиков  0,9  2,6  2,3  3,0  3,7 
Бюджетного фонда государственной поддержки приоритетных отраслей, централизованных внебюджетных инвестиционных фондов и др.источников  2,9  3,3  7,8  10,2  8,3 
Иностранных инвестиций и совместных предприятий 2,4  1,7  2,8  4,3 

Источник: Госкомстат России

На спаде инвестиционной активности сказалась специфика переходного периода, связанная с реализацией программ институционального преобразования экономики. При известной неопределенности статуса предприятий трудно было первоначально расчитывать на долгосрочные вложения средств в развитие и модернизацию производства. С решением проблем реформирования форм собственности, а, следовательно, с расширением круга потенциальных институциональных инвесторов, создаются реальные предпосылки для активизации инвестиционной деятельности. Стимулирование инвестиционных процессов связано с освобождением от налогов прибыли, направляемой на развитие и модернизацию производства, на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы, а также снижение ставки НДС с 28% до 20% на строительную продукцию и полным освобождение от него строительства жилых домов. Собственные средства предприятий на инвестирование увеличивает и переоценка основных фондов и индексация амортизации в меру роста цен на продукцию инвестиционных отраслей. Однако эти меры приносят положительные результаты только в случае открытия целевых инвестиционных счетов предприятий, поскольку при ранее действующемем порядке использование амортизационных средств наблюдалась тенденция к их перераспределению в пользу потребления, что привело к проеданию накопленного потенциала.

Снижение инвестиционной активности сопровождалось структурными изменениями как в распределении инвестиций по сферам производства и секторам экономики, так и в формировании их по источникам финансирования.

Валовые сбережения и инвестиции в основной капитал. В период 1992-1996гг. свертывание инвестиционной деятельности было более глубоким по сравнению с динамикой валового внутреннего продукта. К началу 90-х годов доля валового внутреннего накопления в ВВП составляла более трети. Несмотря на спад производства уровень валовых инвестиций в основной капитал остается по-прежнему достаточно высоким. Доля валового накопления в ВВП в 1995г. составила 28%. В структуре валового накопления по мере замедления темпов инфляции наиболее быстро сокращается накопление в оборотных фондах. Валовое накопление в основном капитале, несмотря на некоторые колебания, связанные с переоценкой фондов и изменением порядка начисления амортизации остается в пределах 22%. Тем не менее, доля новых инвестиций в основной капитал в ВВП по сравнению с дореформенным периодом существенно снизилась и в 1995г. составила 15,1% против 38,7% в 1990г.

Анализ счета капитала показывает, что в период 1991-1995гг. валовые внутренние инвестиции были ниже валовых внутренних сбережений. С 1991г. наблюдается отток внутренних ресурсов, которые включают процентные платежи за границу и рост инвестиционных вложений российского капитала за рубежом.

Таблица 5.

 

Доля валового сбережения в ВВП в 1990-1995 гг., в %
  1990  1991  1992  1993  1994  1995 
Валовые сбережения  31,0  38,8  52,2  39,3  31,4  33,5 
Валовое внутреннее накопление  31,0  36,3  34,3  31,3  27,9  28,0 
в том числе:             
валовое накопление основного капитала  28,7  23,3  23,7  22,7  25,1  21,8 
из него:             
новые инвестиции в основной капитал  38,7  15,1  13,9  15,9  17,8  15,1 
Кредиты (+), долги (-)  0,9  2,5  17,9  8,0  2,5  5,5 

Источник: Госкомстат России

Неблагоприятный инвестиционный климат не способствовал росту инвестиционной активности отечественных предпринимателей. Меры, принятые Правительством по стимулированию отечественных и зарубежных инвесторов в 1995-1996 гг., оказали бы позитивное воздействие на конъюнктуру инвестиционного рынка при условии политической стабильности и преодоления кризисной ситуации в бюджетной системе, но сохранение последнего не позволило реализовать инвестиционные намерения на всех уровнях хозяйствования.

Амортизационная политика и ее влияние на процессы на процессы воспроизводства основных фондов. Анализ долговременных тенденций в динамике и структуре основных производственных фондов позволяет выделить несколько характерных циклов воспроизводства.

Рост инвестиционной активности и спроса на инвестиционные ресурсы в начале 60-х годов способствовали ускорению темпов обновлениия функционирующего производственного аппарата главным образом за счет нового строительства. К середине 70-х годов условно среднефактический возраст машин и оборудования был существенно меньше нормативного срока службы. Качественные характеристики производственного потенциала в этот период позволяют сделать вывод о наличии необходимых условий для дальнейшего прогресса в экономике. К сожалению, продолжающаяся практика расширения масштабов капитального ремонта выступила фактором, сдерживающим темпы обновления основного капитала. Темпы выбытия основных фондов из-за физического и морального износа замедлились. Таким образом в структуре функционирующего оборудования сохранялся довольно высокий удельный вес устаревших фондов. Усиливающаяся разбалансированность между основными и вспомогательными технологическими процессами определялась нескоординированностью процессов воспроизводства основных фондов по производственным стадиям. Это привело к снижению загрузки производственных мощностей, к падению эффективности использования основных фондов и, в конечном счете, к замедлению темпов роста производства.

Проводившаяся воспроизводственная и, в частности, амортизационная политика не нацеливала предприятия на ускоренное обновление производственного аппарата, следствием чего явился высокий износ основных фондов в народном хозяйстве, их низкий качественный уровень, неконкурентоспособность продукции, выпускаемой на действующих фондах.

В целом по экономике износ основных производственных фондов вырос с 38% в 1985г. до 42.6% в 1991г. Наибольший уровень износа отмечался в промышленности (50%), в т.ч. в черной металлургии (45.7%), машиностроении и металлообработке (43%). Больший разброс в уровнях износа действующих основных производственных фондов наблюдается по отдельным подотраслям, что существенно усугубляет диспропорции в экономике. В промышленности скопилось значительное количество устаревшей, функционирующей далеко за пределами сроков службы техники. По некоторым оценкам до 60% основных фондов эксплуатируются с 2-3 кратным превышением нормативных сроков службы.

В условиях рыночной экономики государственное стимулирование структурно-инвестиционного обновления возможно лишь в сочетании воздействия налогово-кредитных рычагов с рациональной аммортизационной политикой. К сожалению, эта сфера экономических отношений в наименьшей степени задействована в реальной хозяйственной практике и до сих пор носит, по существу, пассивный характер. Амортизационная политика в значительной степени определяется уровнем развития фондосоздающих отраслей, в частности, инвестиционного машиностроения. Поэтому повышение норм амортизации основных фондов и, соответственно, сокращение нормативных сроков их службы может дать желаемый результат только в том случае, если изменения в амортизационной политике будут подкреплены адекватными действиями в фондообразующих отраслях. В противном случае неизбежны диспропорции инвестиционного спроса и предложения, симптомы которого, после переоценки основных средств, уже начали проявляться в перенакоплении средств в амортизационных фондах предприятий, усилении инфляционного давления на рынок инвестиционных товаров,.

На протяжении последних дореформенных лет соотношение между фондом реновации и общим объемом капитальных вложений составляло примерно 2:1 и имело тенденцию к незначительному повышению в сторону амортизации. В условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, резкого снижения доли накопления в используемом национальном доходе и смещении приоритетов в пользу потребления наблюдается абсолютное уменьшение основных производственных фондов. Как следствие, размер амортизационных отчислений на реновацию практически приблизился к объему инвестиций. В отраслях, где наблюдается наибольший дефицит инвестиций, их недостаточно даже на простое воспроизводство действующего потенциала. Такая ситуация главным образом складывается в отраслях экономики, требующих значительных вложений на поддержание производственных мощностей: нефтедобывающей, угольной промышленности, металлургии, химии и нефтехимии, транспорте.

Практика ускоренного списания основного капитала, проводимая в большинстве развитых капиталистических стран, отражает тенденции первоочередного учета морального износа основных фондов. Для нашей же экономики проблема ускоренной амортизации актуализировалась только в последнее время, когда в условиях исчерпания возможностей экстенсивного роста, а также ужесточения требований к качеству и техническим характеристикам изделий, обусловленных ростом конкуренции, ускоренное обновление основных фондов, равно как и снижение издержек производства, становится одним из основных факторов повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Основными доводами против ускоренной амортизации списания основных фондов являются высокая степень износа действующего производственного потенциала и, как следствие, функционирование в народном хозяйстве фондов со значительным превышением сроков службы, а также отсутствие новой техники (в необходимых количествах и нужного качества) для замены выбывающей.

Невосприимчивость экономики к нововведениям усугубилась во многом из-за высокой инфляции в инвестиционной сфере, обусловившей резкое обесценение ранее введенных основных фондов и начисляемой с них амортизации.

Проблема адекватного отражения стоимости основных фондов в сложившихся условиях воспроизводства была частично разрешена в результате переоценки производственного потенциала и индексации амортизации.

В настоящее время возможности количественного наращивания основных фондов существенно ограничены объемом накопления инвестиционных ресурсов. Происходит сокращение производства первичных инвестиционных ресурсов сопровождающееся опережающим ростом цен на них по сравнению с готовой продукцией, что сказывается в первую очередь на падении объемов производства инвестиционного машиностроения. Из-за высоких темпов инфляции продолжают обесцениваться амортизационные отчисления. При сужении платежеспособного спроса на внутреннем рынке проблема конкурентоспособности отечественной продукции актуальна лишь для немногих экспортных производств.

Однако сама по себе ускоренная амортизация не решает имеющихся проблем. Необходим пересмотр и периодическая индексация амортизационных отчислений в зависимости от роста цен на строительно-монтажные работы, оборудование, т.е. на элементы технологической структуры капитальных вложений. Кроме того, следует ускорить проведение структурной перестройки инвестиционного машиностроенияс с целью его ориентации на нужды рынка.

Введение практики ускоренной амортизации (равно как и индексация амортизации) неизбежно повлечет за собой повышение себестоимости и цен на выпускаемую продукцию, что отчасти может быть компенсировано интенсивным использованием действующего оборудования, которое приведет, при прочих равных условиях, к росту объемов выпускаемой продукции и снижению издержек на ее производство. Однако полностью эффект повышения цен в связи с ускоренной амортизацией может быть преодален лишь с развитием реальной конкуренции в производственной сфере.

Структура инвестиций в реальный сектор экономики. Характерной чертой развития росиийской экономики в период 1991-1995гг. является изменение структуры инвестиций в реальном секторе экономики.

Отраслевое распределение функционирующего основного капитала отражает сохранение крайне консервативной, утяжеленной структуры экономики. По существу отраслевая структура основных фондов не претерпела каких либо существенных изменений, даже несмотря на систематически проводимую переоценку стоимости основных фондов.

Таблица 6

 

Структура основных фондов и износа по отраслям экономики 1991-1995 гг.
  Основные фонды по балансовой стоимости  Износ 
  1991  1992  1993  1994  1995  1991  1995 
Основные фонды, всего  100  100  100  100  100  100  100 
Отрасли, производящие товары  49,2  63,0  65,6  53,2  52,4    42,9 
из них:               
промышленности  33,7  40,3  41,3  35,2  34,4  49,6  45,8 
сельского хозяйства  11,4  16,2  16,9  13,6  13,6  22,6  37,4 
строительства  3.8  6,0  5,2  4.2  4,3  53.3  36.3 
Отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги  50,8  37,0  36,4  46,7  47,6    30,7 
из них:               
транспорта и связи  14,2  17,1  16,6  12,8  12,8  38,1  41,0 
торговли и материально-технического снабжения  2,9  3,8  3,1  2,3  2,7     

Источник: Госкомстат России

Снижение темпов роста основного капитала при уменьшении норм выбытия сопровождается систематическим нарастанием износа. Некоторое снижение коэффициента износа в 1995г. по сравнению с 1991г. связано с изменением практики переоценки стоимости основных фондов, а не качественным улучшением процесса воспроизводства. В период 1991-1995гг. коэффициент обновления основных фондов систематически снижается и в 1995г. составил 1,5% против 6% в 1991г.

Таблица 7

 

Коэффициенты обновления и модернизации основных фондов (в сопоставимых ценах 1990 г.)
  1991  1992  1993  1994  1995 
Коэффициент обновления, %  6.0  3.0  1.9  1.7  1.5 
Коэффициент выбытия  1.8  1.0  1.3  2.0  2.3 

Источник: Госкомстат России

При ограниченности капитальных ресурсов целесообразно изменить структуру инвестиций в пользу ускорения темпов технического перевооружения, что позволило бы активно включать обновленные фонды в процесс реструктуризации экономики.

Однако анализ воспроизводственной структуры инвестиций показывает, что в последние 2 года преобладает рост нового строительства в ущерб процессам технического перевооружения. Содержание неиспользуемых производственных фондов на балансе предприятий отягощает их финансовое состояние и в общем случае выступает фактором необоснованных требований к увеличению объемов инвестиций. С макроэкономических позиций проблема состоит не столько даже в определении масштабов финансирования, как в формировании направлений использования инвестиционных средств.

Таблица 8

 

Воспроизводственная структура инвестиций по объектам производственного назначения, в % к итогу
  1991  1992  1993  1994  1995 
ВСЕГО  100  100  100  100  100 
в том числе направленные на:           
техническое перервооружение и реконст-рукцию действующих предприятий  54  53  51  46  46 
расширение действующих предприятий  15  15  14  14  14 
новое строительство  26  27  29  34  34 

Источник: Госкомстат РФ

Анализ состояния фондов позволяет сделать вывод о необходимости обновления и модернизации производственного аппарата прежде всего, капиталообразующих отраслей. Изношенность основного капитала отраслей производящих капитальные товары и связанное с этим систематическое падение темпов производства инвестиционной продукции в сочетании с низкими ее технико-экономическими характеристиками, крайне негативно отражается на состоянии процессов воспроизводства в национальной экономике.

Таблица 9

 

Структура инвестиций в основной капитал по секторам экономики, в % к итогу
  1980  1990  1991  1992  1993  1994  1995 
Инвестиции в основной капитал, всего  100  100  100  100  100  100  100 
из них:               
промышленность и сельское хозяйство  52.6  51.7  52.5  50.1  43.5  34.9  35.3 
производственная инфраструктура  16.0  13.9  11.3  10.0  11.7  13.5  16.4 
жилищное строительство  14.6  16.6  18.1  22.8  24.0  25.5  26.0 

Источник: рассчитано авторами по данным Госкомстата России

В структуре использования инвестиций по секторам экономики обозначился явный сдвиг в пользу социально-гражданской сферы. По нашему мнению, это определяется как поддержанием уровня деловой активности в социально-гражданской сфере, так и явно обозначившейся тенденцией недоинвестирования процесса воспроизводства основного капитала в производственной сфере.

Жилищное строительство становится одним из привлекательных секторов экономики. При снижении темпов инвестиций в реальный сектор экономики в 1995г. на 13%, инвестиции в жилищное строительство сократились на 4%, а за 2 месяца 1996г., соответственно, на 10% и 2%.

Таблица 10

 

Ввод жилых домов по формам собственности
  Введено, млн.м.кв 
Темпы роста,

 

в % к предыдущему году
Структура ввода,

в % к итогу 

  1994  1995  1994  1995  1994  1995 
Жилые дома, всего  39.2  42.8  94.0  109.0  100  100 
в том числе по формам собственности:             
государственная  10.0  9.8  93.0  98.0  25.6  22.9 
из нее:             
федеральная  7.8  7.4  98.0  94.9  19.9  17.4 
субъектов Федерации  2.2  2.4  79.0  109.0  5.7  5.5 
муниципальная  4.3  4.2  76.0  97.6  11.0  9.8 
частная  11.8  15.3  104.0  128.0  30.0  35.9 
из нее:             
индивидуальные застройщики  7.1  9.9  128.0  140.0  18.2  23.2 
смешаная  13.0  13.4  98.0  103.1  33.2  31.2 
из нее:             
жилищно-строительные кооперативы  1.9  1.7  102.0  88.0  4.9  4.0 

Источник: Госкомстата России

Сокращение масштабов государственных инвестиций в социально-гражданское строительство сопровождается ростом активности частного капитала на рынке жилья и строительства объектов социально-культурного назначения. Частные инвестиции в жилищное строительство растут опережающими темпами по сравнению с динамикой инвестиций в экономику. Доля инвестиционных средств индивидуальных застройщиков составляет 3% в общем объеме инвестиций в реальный сектор и 11,5% в объеме инвестиций в жилищное строительство. Финансирование жилищного строительства предприятиями частной формы собственности почти на 20% обеспечивается за счет привлечения средств населения.

Ввод жилья за счет всех источников финансирвания на протяжении 1990-1994гг. сокращался, а в 1995г. было отмечено восстановление темпов прироста жилищного строительства. При этом с изменением институциональной структуры экономики снижение темпов ввода жилья в государственном секторе частично компенсировалось ускорением темпов жилищного строительства частными инвесторами. Доля индивидуальных жилых домов введенных за счет собственных средств и с привлечением кредитов в общем объеме введенного жилья устойчиво повышается и составляет 23.2% в 1995г. против 10.9% в 1991г. и 5.8% в 1987г.

Несмотря на темпы роста жилищного строительства для этого сектора характерны те же проблемы, что и для российской экономики планового периода: увеличение масштабов незавершенного строительства из-за ограниченности финансовых ресурсов заказчика и нерегулярности поступления оплаты за выполненные работы. По данным Госкомстата на конец 1995г. в состоянии незавершенного строительства находилось 88тыс. жилых домов (без индивидуального) общей площадью 97млн.кв.м, что более чем вдвое превышает годовой объем ввода жилой площади.

Реализация Указа Президента Российской Федерации N1181 от 10.06.94 О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов позволила сократить размеры незавершенного жилищного строительства за счет увеличения в ряде территорий России продажи незавершенных строительством жилых домов инвесторам, имеющим финансовые возможности для их достройки. Следует принять во внимание, что сохраняющаяся тенденции замедления темпов инвестирования жилищного строительства и сокращения заделов прошлого года в связи с приростом ввода в эксплуатацию жилых домов на 47% в начале года, отразится на динамике объемов ввода в эксплуатацию жилых домов в 1996г.

Фактором, сдерживающим инвестиционную активность потенциальных инвесторов, является сохранение высоких процентных ставок по кредитным ресурсам. Определенным позитивным моментом, влияющим на оценку перспектив развития жилищного строительства является восстановление тенденции роста склонности к сбережениям населения. Принятый Указ О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования N293 от 28.02.96г. будет способствовать обеспечению прав на недвижимое имущество, легализует и расширит сделки с ним, позволит накопления и сбережения населения трансформировать в финансовые потоки, направленные на жилищное строительство.

 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Традиционные методы управления инвестиционной деятельностью в российской экономике. В условиях централизованного управления национальной экономикой отправным моментом составления планов текущего и перспективного экономического развития являлось определение лимитов капитальных вложений (инвестиций)

ПредыдущаяРазвитие строительного сектора экономики в свете опросной статистики
Следующая Демографические процессы и рынок труда в России в 1992-1996гг
Остальные материалы раздела: События 90х

Оставить комментарий

как гость

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Соседние разделы

Путь:

Навигация


Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]
Полезные советы...

Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях
Новые материалы

Картинка недели


Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.события_90х/инвестиционная_сфера_в_условиях_переходного_периода
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР