Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Гражданская оборона

Оценка раздела:
Не нравится
5
Нравится
Чрезвычайные ситуации техногенного биологического и экологического характера.
Особенности выживания человека при стихийных бедствиях и ЧС техногенного, биологического, экологического и социального характера.
Закон о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.
Закон о радиационной безопасности населения.
Основные способы защиты населения и ликвидаций последствий ЧС.

"Ядерные новости" и прочее по теме "Гражданская оборона"

Категории

НОВЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ СИСТЕМ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

Дата публикации: 2018-03-18 02:45:03
Дата модификации: 2018-03-18 02:45:03
Просмотров: 470
Материал приурочен к дате: 1995-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1995-01-01 Материалы за: Год 1995
Автор:
Распространение оружия массового уничтожения, технологий, оборудования, материалов и "ноу-хау" для его производства - это серьезная угроза международной безопасности в настоящее время.

Сюзетт Гриллот, Кассади Крафт
Центр Международной торговли и безопасности
Университет штата Джорджия,
Афины, Джорджия США

 

 

Распространение оружия массового уничтожения, технологий, оборудования, материалов и "ноу-хау" для его производства - это серьезная угроза международной безопасности в настоящее время. Государства, вовлеченные в международные режимы нераспространения, уделяют приоритетное внимание политике нераспространения как пути уменьшения этой угрозы. Разработка экспортного контроля в целях нераспространения - один из инструментов, используемых странами, заинтересованными в предотвращении распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и технологий, используемых как в военных, так и в гражданских целях (т.е. двойного применения).

В то время как у некоторых стран есть опыт разработки систем экспортного контроля и их использования, многие пока не располагают такими навыками. Западные страны довольно активно способствовали развитию систем, предоставляя финансовую и иную помощь. Однако до сих пор сделано немного для разработки подходящих инструментов и методов, позволяющих бы как донорам, так и получателям помощи оценить прогресс в развитии экспортного контроля. Ниже приводится первая стадия разработки таких инструментов и методов, необходимых странам для измерения и отслеживания развития своих систем экспортного контроля, а также подобных систем в других странах.

Для чего такая оценка необходима? Общая эффективность экспортного контроля зависит от многосторонних усилий, хотя сама деятельность производится отдельным государством. Для того, чтобы экспортный контроль стал полезным средством предотвращения распространения, он должен быть единообразно понят и воплощен во всех странах. Любое государство может ослабить международные и национальные системы экспортного контроля путем неприсоединения к мерам нераспространения, даже если такое государство является только транзитным пунктом. При этом многосторонние усилия по экспортному контролю не могут быть более устойчивыми, чем слабейшее из их звеньев. Поэтому для увеличения общей эффективности необходимо узнавать больше о пробелах в многосторонних системах экспортного контроля и восполнять их. А для этого требуется тщательное изучение систем экспортного контроля отдельных государств.

Кроме указанных выше соображений безопасности, существуют также важные экономические причины для оценки систем экспортного контроля. По причине того, что экспортный контроль работает на основе "национального усмотрения" (каждое государство решает самостоятельно, какие меры контроля принимать и как воплощать их в жизнь), появляется опасность того, что некоторые государства разработают такие системы, которые поставят их национальную экономику в более привилегированное положение за счет других государств. Более того, манипуляции с экспортным контролем в своих целях одним государством приведут к тому, что другие также последуют этому примеру. Таким образом, государства должны быть заинтересованы во взаимодополняющих системах экспортного контроля, чтобы избежать экономических последствий, полученных в результате наличия пробелов в этих системах.

Значимость многосторонних усилий в контроле за экспортом чувствительных товаров приводит к необходимости оценки действий отдельных государств в области экспортного контроля. В дополнение к соображениям экономики и безопасности как причинам для оценки существует также связь между разработкой мер экспортного контроля (являющихся показателем приверженности нормам нераспространения) и оказанием помощи: Как донор, так получатель такой помощи должны быть заинтересованы в проведении оценки. Странам, оказывающим помощь как в развитии экспортного контроля, так и в других областях, необходимо отслеживать прогресс страны-получателя, чтобы определить отдачу от используемых ресурсов. Получатели, без сомнения, также заинтересованы в использовании инструментов оценки для доказательств эффективного и экономного использования предоставленной помощи, в особенности, если они заинтересованы в получении дополнительной поддержки в будущем.

Как оценивать системы экспортного контроля? Вассенаарские соглашения по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного назначения, Австралийская группа (по контролю за технологиями химического и биологического оружия), Группа ядерных поставщиков (ядерные технологии), и также Режим контроля за ракетными технологиями (ракетные и космические технологии) установили правила, нормы и процедуры, используемые членами и присоединившимися странами для регулирования экономической конкуренции в целях устранения угроз безопасности, вызванных распространением ОМУ. Участие в подобных организациях поощряет разработку контрольных списков и других механизмов в странах-участниках, которые расширяют "общие стандарты" международного режима контроля за нераспространением. Страны-участники режима используют концепцию общих стандартов для поддержки развития всеобъемлющих, постоянных и, как ожидается, эффективных национальных систем экспортного контроля.

Мы считаем, что общие стандарты режима нераспространения - это вполне логичная модель международно признанных политики, практики и процедур экспортного контроля. Это, однако, не означает, что такая модель предельно совершенна либо лишена каких-либо изъянов. Тем не менее, международно признанная практика контроля за экспортом, выработанная в рамках режима нераспространения, была и продолжает быть приемлемой и признанной базой для оценки и сравнения.

Инструменты, используемые в прошлом представителями западных стран для описания развития национальных систем экспортного контроля на основе идеи общих стандартов, сводятся к десяти основным элементам системы экспортного контроля. Эти элементы являются дополняющими друг друга сторонами эффективного экспортного контроля в целях нераспространения .

Каждый элемент состоит из трех частей, отражающих существование следующих элементов экспортного контроля: а) политической и/или правовой базы; б) институтов и процедур; в) поведения (применения). Первая часть отражает наличие политики экспортного контроля в целях нераспространения (существует ли законодательная база: законы и/или декреты об экспортном контроле в целях нераспространения?). Вторая часть отражает то соображение, что законы могут быть эффективными, только если существуют институты и процедуры для их исполнения. 

Другими словами, существует ли государственный аппарат и/или государственный чиновник, ответственные за развитие и исполнение экспортного контроля? И последняя, третья часть, распознает, приводятся ли в действие законы и механизмы экспортного контроля, тем самым подчеркивая важность выполнения как такового.

Разработанная нами анкета, включающая семьдесят два вопроса, дает аналитикам в руки мощный инструмент, позволяющий измерять уровень развития экспортного контроля в любой стране. Анкета предлагает весьма чувствительное мерило развития экспортного контроля через простую рейтинговую схему с тремя вариантами значений для оценки (отсутствие - 0, некоторое присутствие - 0,3; соответствие общепризнанным на Западе стандартам - 1). Поскольку некоторые элементы могут быть более важными для действенности системы экспортного контроля, чем другие, мы создали "коэффициенты взвешенности" для обозначения их сравнительной важности. Для определения этих коэффициентов мы провели предварительный опрос работников правительства и неправительственных экспертов, предложив им пронумеровать десять элементов по степени их важности. Коэффициент взвешенности каждого элемента был вычислен на основе результатов опроса.

Путем сложения взвешенных показателей каждого элемента, исследователь получает число, обозначающее общий уровень развития экспортного контроля в государстве. Исследователь или государственный чиновник затем может сравнить развитие системы экспортного контроля в данном государстве

а) с идеальным или совершенным показателем;
б) с другими государствами в агрегированной форме (система с системой);
в) с другими государствами в неагрегированной форме (элемент с элементом);
г) за прошедший период времени; или 
д) развитие отдельных частей (политики, институтов или поведения).

Сравнение с идеалом. Мы отразили так называемый идеал при помощи "совершенного показателя", который соответствует многосторонним общим стандартам по всем категориям анкеты. Мы понимаем, что это весьма высокий стандарт, и только немногие государства с продолжительным опытом контроля за экспортом могут достигнуть подобного уровня развития экспортного контроля за нераспространением для того, чтобы иметь возможность воспользоваться участием в солидных политических, военных и экономических организациях.1

Сравнение с другими государствами в агрегированной форме (система с системой). Еще один вариант использования этого оценочного инструмента - сравнить суммарные взвешенные показатели у двух или более государств. Иначе говоря, если показатель у одного государства выше, чем у другого, то и система экспортного контроля у него более развита.

Сравнение с другими государствами в неагрегированной форме (элемент с элементом). Оценочный инструмент может также использоваться для сравнения отдельных элементов систем экспортного контроля в нескольких государствах. У аналитика есть возможность сравнить уровень развития экспортного контроля в области сбора и обмена информацией, системы лицензирования и таможенного законодательства (а также любых других элементов или совокупности элементов) в любой стране или группе стран. Такой процесс позволяет проводить детализированную оценку компонентов в рамках отдельной системы экспортного контроля, а не общую оценку систем в целом.

Сравнение во временном векторе. Возможно также проводить сравнение во временном векторе, используя как суммарный показатель системы экспортного контроля страны, так и показатели отдельных элементов. Путем получения суммарных взвешенных показателей страны на двух или более временных этапах, мы можем оценить прогресс (или его отсутствие) развития системы экспортного контроля данного государства. Такие показатели позволяют исследователю анализировать рост развития экспортного контроля. Дальнейшие исследования могут показать, какие конкретно причины оказали влияние на ускорение или замедление развития экспортного контроля.2 

Сравнение по частям. И наконец, можно использовать наш метод для сравнения уровня развития экспортного контроля страны по частям; т.е. политики, институтов и поведения. Такой анализ покажет относительно низкий уровень соблюдения общих стандартов в рамках осуществления экспортного контроля в целях нераспространения, если сравнивать политическую сторону и институты.

Значение оценки систем экспортного контроля. Для того, чтобы многосторонний режим экспортного контроля в целях нераспространения был эффективным, общие стандарты не только полезны, но и необходимы. Наша система измерения позволяет развивать общие стандарты, предлагая инструмент, при помощи которого члены и сторонники режима могут оценить развитие экспортного контроля как у своих партнеров, так и у потенциальных членов, тем самым восполняя пробелы, которые могут появиться в ходе реализации национального экспортного контроля в результате принятия каждой страной решений по ее собственному усмотрению. Наша система предлагает государствам средство продемонстрировать свое стабильное положение как члена режима нераспространения. Таким образом, если другие государства могут убедиться в том, что данная страна имеет хорошо развитую систему экспортного контроля (или разрабатывает таковую), возрастает уверенность о его действиях в области экспортного контроля в будущем. Это в свою очередь как усилит международный режим нераспространения через увеличение сферы сотрудничества, так и даст толчок усилиям по нераспространению путем более широкого развития международно признанных систем экспортного контроля.


1 "Совершенный показатель" не означает наличия "совершенной" системы экспортного контроля. Идеал всего лишь отражает систему с политикой, институтами и выполнением, отвечающими международным стандартам по всем категориям.
2 Темпы роста являются наиболее полезным показателем оценки развития экспортного контроля в отдельно взятой стране. Очевидно, что при сравнении темпов роста между странами, необходимо принять во внимание начальные показатели, поскольку страна с меньшим показателем имеет больший потенциал для развития. чем та, у которой исходный показатель выше.

Перевод с английского Дмитрия Никонова

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Распространение оружия массового уничтожения, технологий, оборудования, материалов и "ноу-хау" для его производства - это серьезная угроза международной безопасности в настоящее время.

Альбомы:

Остальные материалы раздела: Гражданская оборона

Предыдущая УСИЛИЯМ ПО ЯДЕРНОМУ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЮ -БОЛЕЕ ШИРОКИЙ КОНТЕКСТ
Следующая РАСШИРЕНИЕ ЭКСПОРТА И КОНТРОЛЯ ЗА НИМ

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...