Владимир СЕВРЮГИН
Издательство "Юридическая литература" выпустило в свет второй сборник "Экологическая безопасность России", содержащий материалы о деятельности межведомственной комиссии (МВК) по экологической безопасности Совета безопасности России. В сборнике представлены официальные документы комиссии, отражающие ее работу в период с сентября 1994 по октябрь 1995 годов.
Материалы сборника включают три типа документов. Во-первых, аналитические справки, подготовленные специальными рабочими группами. Во-вторых, протоколы обсуждения комиссией вынесенных вопросов. В-третьих, тексты принятых решений. Как пишет во вступительной статье председатель МВК А.В.Яблоков, эффективность работы комиссии зависит от трех факторов: правильности выбора проблемы для обсуждения, глубины проведенного анализа и точностью, адресностью и конкретностью принятого решения.
Если судить по опубликованным в сборнике материалам, проблемы для обсуждения выбраны самые злободневные:
"Об экологических проблемах, связанных с подтоплением территорий";
"Об обеспечении экологической безопасности при уничтожении ядерного оружия";
"Обеспечении экологической безопасности при захоронении радиоактивных отходов и при обращении с отработанным ядерным топливом";
"О состоянии водоснабжения населения России и мерах по улучшению качества питьевой воды";
"О предотвращении чрезвычайных ситуаций, вызываемых прогнозируемыми природными катастрофами";
"Обеспечение экологической безопасности мест прошлого производства и хранения, а также планируемого уничтожения химического оружия";
"Проблемы загрязнения Арктики";
"Об обеспечении экологической безопасности Байкальского региона";
"Проблемы обеспечения экологической безопасности при развитии нефтегазового комплекса".
Что касается глубины проведенного анализа, то персональный состав межеведомственной комиссии, компетентность и широта взглядов участников обсуждений (протоколы обсуждений публикуются в сборнике) не вызывает сомнений в том, что проведен всесторонний анализ проблем, сама формулировка которых уже говорит об их чрезвычайной актуальности.
За два года работы МВК приняла 26 решений по разным проблемам. По словам А.Яблокова, "подавляющее большинство принятых решений выполнено: по ним либо были приняты специальные решения правительства и рядя федеральных структур, либо они косвенным образом способствовали принятию соответствующих решений правительством и Президентом России".
Однако, как видно из материалов сборника, всесторонне выверенные рекомендации и поручения наталкиваются на непробиваемую ведомственную и межведомственную стены. "Заинтересованные" министерства и ведомства не могут найти взаимоприемлемого подхода для совместного решения. Поэтому и решения нет, а способствовавать "косвенным образом" на что угодно может и якутский шаман.
Например, при рассмотрении вопроса "О состоянии водоснабжения населения России и мерах по улучшению качества питьевой воды" МВК установила:
1. Продолжается интенсивное загрязнение открытых водоемов неочищенными сточными водами (около 40 процентов сброса сточных вод -- неочищенные);
2. Грубо нарушается режим хозяйственной деятельности и санитарной охраны потьевой воды (в некоторых областях санитарной охраны вообще нет);
3. Участились случаи антропогенного загрязнения водоносных горизонтов (учтено уже 1200 очагов загрязнения, из них 80 процентов в европейской части страны);
4. Не получили распространения бытовые и групповые водоочистные установки (в целом по России около 24 процентов проб воды водопроводов не соответствуют требованиям по санитарно-техническим показателям);
5. Технологические аварии и нарушения режимов в промышленности привели к образованию "техногенных провинций", охватывающих 30--40 процентов территории страны, где проживает около 60 процентов населения (без учета Северного Кавказа, где из-за войны в Чечне в Тереке появились нефтяные озера и его вода стала совершенно непригодна для питья).
Все эти процессы, как установила МВК, приводят к росту заболеваемости населения, вызывают поражение нервной, иммунной, сердечно-сосудистой и других систем человека, а также к мутагенным последствиям. Рекомендации выработаны, разосланы во все ведомства, даже в Госдуме РФ появился проект закона "Об обеспечении населения России питьевой водой". Президент издает указы, правительство -- постановления: "О проведении дней защиты от экологической опасности", "О переходе РФ на модель устойчивого развития", "О проведении съезда по охране природы" -- возможно это и полезные вещи, но министерства и ведомства (обороны, нефти, транспорта, леса и др.) работают по своим программам, исключающим выполнение требований экологов, этнографов, врачей, хотя в каких-нибудь "днях" и "съездах" они активно участвуют. Дело может дойти до проведения всенародного молебна "О самоочищении озера Байкал от отбросов целлюлозно-бумажного комбината", в котором с удовольствием примет участие администрация БЦБК и многочисленные комиссии в полном составе.
Неудивительно, что при реорганизации правительства России ликвидировано, наверное, "для простоты управления" министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов -- мешало работать. Когда говорят всякие красивости о том, что надо 40 лет странствовать по пустыне для какого-то вытеснения чего-то, становится ясно: оставьте в покое, например, Волгу на 40 лет -- не будет "мутагенных последствий", поражений нервной, иммунной и других систем жителей Поволжья, а без навязчивых идеологов они как нибудь обойдутся.
К сожалению, тираж сборника "Экологическая безопасность России" всего 1400 экземпляров. Количество же опасных предприятий, а особенно хищных эксплуататоров природы, которым эту книгу надо читать каждый день, гораздо больше.