Индустриализация Советского Союза
Продуктивизм в СССР и его проявления
Монументальные советские фрески в глазах иностранца
Cоветский конструктивизм в быту
Искусство было мощным инструментом распространения коммунистической идеологии. Стены заводов, школы и автобусные станции служили дешёвыми, но вездесущими холстами для пропаганды. Мозаики были столь же влиятельны, как газеты, если не больше, поскольку доносили политические послания непосредственно туда, где люди жили, работали и отдыхали . Некоторые из них всё ещё стоят, но многие разрушаются на виду, их наследие связано с расцветом и падением Советского Союза.
На рубеже XX века мозаика в основном ограничивалась церквями и древней историей. Но неожиданно она обрела новое пристанище в Советском государстве. Общественный транспорт был одним из столпов коммунистической идеологии, а в 1930-х годах производство автомобилей было упразднено в пользу строительства метрополитена. Мозаика была « дешевой по материалам, но роскошной по масштабу ». Она не выцветала и выдерживала морозные зимы.
Известным художникам, таким как Александр Дейнека, было поручено создать замысловатые мозаики для новых станций московского метро. Станция «Маяковская» с её высокими арками и замысловатыми люстрами использовала мозаику, чтобы изобразить то, что советские граждане могли видеть, глядя в небо: самолёты, парашютистов, развевающиеся на ветру флаги СССР и другие символы советских амбиций.
Их взлёт был столь же стремительным, как и падение. После смерти Сталина, в условиях послевоенного жилищного кризиса, эпоха декоративности закончилась. Советский лидер Никита Хрущёв объявил войну « ненужной расточительности в архитектуре » . Строящиеся здания были лишены запланированных украшений, а проекты были стандартизированы, ставя функциональность выше формы. Мозаики практически исчезли. Все изображения Сталина были уничтожены или замаскированы в рамках хрущёвской кампании десталинизации, целью которой было стереть наследие диктатора – насильственную коллективизацию, ГУЛАГ и чистки. Мозаикам Ленина повезло немного больше.
После двух десятилетий режима жесткой экономии мозаика вернулась в конце 1960-х годов. В разгар холодной войны государство использовало искусство для разжигания патриотических настроений. Многие общественные здания автоматически выделяли 5% своего бюджета на « художественные элементы ». Фабрики, колхозы и промышленные предприятия заказывали масштабные мозаики для стен, жилых домов и общественных пространств. Государственный Союз художников, контролировавший все аспекты художественной жизни, вплоть до распределения кистей, поручал разработку этих работ местным художникам. Мозаика стала для художников способом дополнительного заработка, хотя и не считалась «настоящим» искусством. Простая мозаика на автобусной остановке могла принести художнику доход, в 10 раз превышающий среднюю месячную зарплату.
К 1970-м годам мозаика отошла от изысканного неоклассического стиля предыдущих десятилетий. Наиболее заметным изменением стала идеология: Ленин, Сталин и коммунистическая символика практически исчезли. Вместо этого мозаика изображала утопическое будущее. Монументальные работы, покрывающие целые жилые дома, были вдохновлены исследованием космоса, с « взмывающими, ныряющими и парящими телами, вырывающимися в реальное пространство ». Их яркий, динамичный стиль позволил художникам создать образ социалистической мечты.
Многие из них отражали культуру, язык и историю отдельных советских республик. Мозаики часто изображали судостроение и сталелитейное производство, демонстрировали военные победы, космические достижения и героев труда. Известные общественные мозаики обычно изображали рабочих и их семьи, причём женщины были представлены как равные — даже на тяжёлой физической работе.
Официальное искусство советского государства, мозаики, проецировали образы, идеи или символы, которые говорили с самой сутью коммунистического манифеста.
После распада Советского Союза в 1991 году общественные пространства, фабрики и промышленные здания были приватизированы. Многие мозаики были скрыты рекламными щитами или оставлены ветшать. На Украине и в Грузии законы о декоммунизации предписывали удалять советскую символику из общественных мест.