Партнерство ради денег.
Михаил Козырев.
Украинские политики не рассчитывают на российских инвесторов.
25 августа 1997 года на Черном море начались учения. У берегов
Крыма, в Николаевской области и под Одессой, Украина, США, Турция,
Болгария, Румыния и Грузия отрабатывают совместные действия в
проведении гуманитарных операций. Участвуют все страны, имеющие
выход к Черному морю, за исключением России. Патронирует
предприятие, проводящиеся в рамках "Партнерства во имя мира"
главный натовец -- США. У Москвы учения вызывают нервозность. И не
зря. Россия, похоже, оказалась вне рамок военно-стратегического
взаимодействия стран Черноморского бассейна. Впрочем, помимо
обеспечения национальной безопасности, у России есть и иные причины
для недовольства украино-натовским сближением. Экономические.
Россия может надеяться только на собственное сырье.
Вообще говоря, перспективы у российского капитала на Украине
есть. Но, к сожалению, почти исключительно в тех отраслях,
функционирование которых зависит от российских сырьевых источников
или российских рынков сбыта, например, в нефтепереработке. Сейчас
украинские НПЗ работают в основном по давальческой схеме на сырье,
поставляемом из России.
Как, к примеру, Херсонский НПЗ. Это третий по мощности
нефтеперерабатывающий комплекс на Украине, по проекту -- 8,6 млн
тонн нефти в год. Однако в 1996 году было переработанно лишь 1,4 млн
тонн. Весной АООТ "Херсоннефтепереработка", корпорация "Русско-
Украинское нефтяное общество" и НК "ЛУКойл" подписали договор о
поставках на Херсонский НПЗ 3 млн тонн российской нефти на
давальческих условиях. А вскоре стало известно, что НК "ЛУКойл"
намерена приобрести пакет акций Херсонского
нефтеперерабатывающего завода. Получив предложение Киева
поучаствовать в приватизации любого из шести украинских НПЗ, НК,
как сообщили в украинском правительстве, сделала выбор в пользу
Херсонского, намереваясь получить 30-35% его акций. В этом случае НК
готова ежегодно поставлять на завод около 2 млн тонн нефти.
Еще более привлекательным для российских нефтяных компаний
стало бы приобретение АО "ЛИНОС" (Лисичанский НПЗ), одного из
крупнейших в Европе, -- проектная мощность 24 млн тонн нефти. Между
тем в 1996 году объемы нефтепереработки здесь упали до 2,1 млн тонн.
Главная причина -- отсутствие средств на оплату поставок нефти. Вопрос
решался на межправительственном уровне. В феврале вступили в
действие российско-украинские договоренности, согласно которым
"Роснефть", "Восточная нефтяная компания", "Тюменская нефтяная
компания", "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания" и
"Русско-Украинское нефтяное общество" будут поставлять "ЛИНОСу" до
2004 года по 6 млн тонн ежегодно. Значительные объемы продуктов
нефтепереработки будут поставляться в южные и юго-западные регионы
России. Казалось, что шансы российских нефтяников поучаствовать в
акционерном капитале "ЛИНОСа" более чем велики. Однако
приватизация этого НПЗ столкнулась с противодействием украинских
законодателей, не известно чего испугавшихся.
Вот что сказал "Эксперту" бывший советник президента России
по международным вопросам Дмитрий Рюриков: "Насколько я знаю,
такие предложения (об участии в приватизации на Украине. -- 'Эксперт')
были в самых различных сферах. Но, к сожалению, пока дело с этим на
Украине обстоит туго. И далеко не всегда по соображениям финансовым
и экономическим, а по соображениям политическим, то есть не давать
российскому капиталу приобретать что-то на Украине. В этом многие
депутаты украинского парламента и значительная часть политической
элиты усматривают угрозу национальной независимости Украины".
Россия может надеяться на космическую кооперацию.
Другое перспективное для российских компаний направление
сотрудничества с Украиной -- космос. Характерный пример: совместное
участие Москвы и Киева в международном проекте по созданию
низкоорбитальной спутниковой системы связи Teledesic, в рамках
которого будет запущено на орбиту 840 спутников (стоимость проекта
составляет около 9 млрд долларов). В ноябре 1996 года был создан
российско-украинский консорциум, цель работы которого -- создание на
базе межконтинентальной баллистической ракеты SS-18 универсальной
ракеты-носителя "Днепр". Именно с ее помощью спутники будут
выводится на орбиту. Начальный этап развертывания системы
запланирован на 2000-2001 годы, и, по заверениям представителей России
и Украины, первый пуск может состоятся уже в 1998 году.
Посол Украины в России Владимир Федоров: "До последнего
времени процесс создания межнациональных финансово-промышленных
структур тормозился различиями в законодательствах наших двух стран,
разными темпами и масштабами приватизации крупных предприятий.
Что касается имеющегося опыта, то транснациональные компании
'Формаш' (химическое машиностроение) и 'Международные авиамоторы'
(совместно с 'Мотор-Сич', крупнейшим в СНГ производителем
вертолетных двигателей. -- 'Эксперт'), уже работают, хотя еще
окончательно юридически не оформлены. В то же время совместное
предприятие 'Укртатнафта', созданное в основном для переработки
татарской нефти на Кременчугском НПЗ, фактически не работает. Его
окончательное юридическое оформление тормозится разногласиями
относительно оценки украинской доли уставного капитала и
законодательного оформления условий". По словам Федорова, "на
втором заседании Смешанной украино-российской комиссии (состоялось
28 мая этого года. -- 'Эксперт') российская сторона была
проинформирована о намерении правительства Украины вынести на
рассмотрение Верховной рады предложения о внесении изменений в
закон Украины 'О промышленно-финансовых группах'. Их принятие
должно облегчить и решение вопросов о создании межнациональных
финансово-промышленных структур".
Россия может и не надеяться.
Впрочем, обольщаться не стоит. Успешное взаимодействие
России и Украины в ракетно-космической области -- явление скорее
вынужденного порядка, сложившееся исторически и отнюдь не такое уж
желательное -- с точки зрения украинцев. Киев, если есть такая
возможность, охотнее сотрудничает с западными компаниями, чем с
российскими. И улучшение условий деятельности иностранного капитала
на Украине будет способствовать в большей мере укреплению позиций
крупнейших мировых транснациональных корпораций. Тем более что
они обладают неизмеримо более мощными финансовыми ресурсами.
Право на участие в проекте по модернизации "АвтоЗАЗа" --
крупнейшего производителя легковых автомобилей на Украине
оспаривают GM И Daewoo. А созданное на Кременчугском автозаводе
украинско-итальянское СП ОАО "Iveco-КрАЗ"должно обеспечить
Украину автомобилями, аналогичными российской "ГАЗели". Сходная
ситуация в черной металлургии и авиационной промышленности --
инвесторы сплошь западные.
И, как это ни банально, положение не изменится до тех пор, пока
в России не начнется устойчивый экономический рост. Пока же цель
российской дипломатии, видимо, должна состоять в том, чтобы
сохранить плацдармы российского экономического присутствия на
Украине и принципиальную совместимость двух экономик. А вот этому-
то дальнейшее продвижение Киева по пути большей интеграции в
европейские структуры безопасности может сильно помешать. По
заявлению Соланы, НАТО, подписав в Мадриде хартию с Украиной,
таким образом, подчеркивает в числе прочего и свою готовность
поддержать "экономическое развитие Украины".
На что все-таки можно надеяться.
Стратегически прозападная направленность внешней политики
Украины сформировалась не вчера и даже не в Мадриде, где Украина и
НАТО подписали хартию об особом партнерстве. Эта хартия просто
закрепила за Украиной давно определенную на Западе роль основного
геополитического партнера НАТО на территории экс-СССР. Или
главного противовеса России на постсоветском пространстве -- кому как
нравится.
В МИДе судя по всему понимают, что из Украины второй
Белоруссии на получится. Москва ничего не может поделать со стойкими
прозападными настроениями значительной части украинской
политической элиты. Нужен иной подход, в духе соглашения по флоту и
российско-украинского договора. Фактически, в обмен на официальный
отказ от территориальных претензий и принципиальное решение
проблемы ЧФ (вопросов, имеющих для Украины статус идеологических)
Россия рассчитывает на активизацию экономического сотрудничества.
Что в итоге привело бы к действительному росту влияния Москвы на
Киев. Остается надеяться, что так оно и будет. А пока американские и
турецкие корабли осваивают акваторию военно-морской базы в
Донузлаве.
Военно-грузинские игры.
В "Си Бризе-97" участвует и Грузия. Правда, с кораблями у
Тбилиси дело обстоит плохо, поэтому речь идет только о сухопутных
маневрах. Участие Грузии в учениях, организатором и спонсором
которых являются США, вполне укладывается в рамки нынешней
внешнеполитической концепции Тбилиси. Период, когда грузинское
государство твердо ориентировалось на Россию, чтобы преодолеть
гражданскую войну и ее последствия, закончился.
Тбилиси и Москва оказались соперниками в транзите большой
азербайджанской нефти. Участие Грузии в маневрах вполне может быть
расценено как попытка укрепить дружественные связи с США, ведь
основные объемы нефти добывать в Азербайджане будут именно
американские нефтяные компании.
Источник информации : Эксперт