Трудности возникли из-за экспортных операций с мазутом
Бензиновый кризис в России, Украине и Белоруссии до сих пор не объяснен. Точнее говоря, СМИ уже предъявили общественности несколько виновных в этом кризисе - это, конечно, правительство (которое по определению во всем виновато), олигархические нефтекомпании, местные администрации и бандиты, контролирующие бензоколонки. Еще, разумеется, виноват рост цен на нефть в мире, который стимулировал экспорт нефти и нефтепродуктов в ущерб внутреннему потреблению. Однако конкретная конфигурация экономических факторов, вызвавших рост цен на бензин, до сих пор неизвестна в точности даже правительству. Если верить его официальным заявлениям.
Очевидно лишь, что уменьшилось предложение бензина со стороны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и это стало непосредственной причиной роста цен. Но почему? Ответ на этот вопрос я неожиданно получил в беседе с работником одной нефтетрейдерской компании, который произнес ключевую фразу: "Нефтепроводы в начале лета были забиты мазутом, который гнали на экспорт".
При переработке нефти, как известно, получается несколько фракций - мазут, бензин, керосин, парафин. Самый дорогой из них - керосин, за ним по уровню цены следует бензин. Известно, что российский бензин можно экспортировать только в СНГ - настолько низко его качество. Зато российский мазут стоит ощутимо дороже сырой нефти, а качество этой фракции нефти во всем мире примерно одинаковое. Значит, экспортировать его куда выгоднее, чем нефть, а при перекачке через нефтепровод его качество сильно не ухудшается.
В нефтекомпаниях было известно, что к сентябрю правительство планировало повысить экспортный акциз нa нефтепродукты. Поэтому нефтекомпании и нефтетрейдеры решили успеть прокачать как можно больше мазута, чтобы успеть получить прибыль. А те НПЗ, которые мешали этому самим фактом своего положения "на трубе", лишились поставок нефти. Чтобы не мешать прокачке мазута. Предложение бензина снизилось, цены выросли, при этом бензоколоночные бандиты (и аффилированные с ними местные администрации) своей маржи не лишились - все было переложено на автолюбителей.
Поэтому приказ Сергея Степашина, данный МВД, найти виновных в ценовом сговоре и наказать их выглядит забавно - предложение бензина действительно уменьшилось, но по технической причине - НПЗ не производят бензин из-за нехватки нефти. Так что путем наказания владельцев бензоколонок устранить дефицит бензина заведомо не получится. Конечно, это лишь одна из версий. Общая структура бензинового кризиса выглядит, наверное, сложнее.
Казалось бы, все это лишь очередной повод для циничной прессы позубоскалить над правительством, не умеющим правильно отрегулировать рынок, хотя российским автолюбителям сейчас совсем не смешно. Но и тем, кто хоть немного знаком с историей нашей страны, может стать не до смеха.
Слава Богу, что кризис начался летом и к осени его, скорее всего, удастся преодолеть. Ведь с "транспортно-топливной" точки зрения причина февральской революции 1917 года (без которой, как известно, не было бы и Великого Октября) стала недопоставка хлеба в Петербург, что вызвало бунты населения. А случились эти недопоставки из-за того, что железные дороги оказались забитыми перевозками угля. Так узкое место в транспортировке энергоносителей стало причиной "величайшего события 20 века". Не хотелось бы, чтобы начало 21 века в истории нашей страны ознаменовалось еще одним величайшим событием по той же причине.
Алексей НИКОЛЬСКИЙ