После стихийных бедствий и финансовых кризисов всегда возникает желание переосмыслить пройденный путь. Хочется вспомнить, как все начиналось, где совершили ошибки, чтобы, собравшись с силами и начав все с начала, никогда их не повторять.
В начале шестидесятых годов, когда в США был законодательно закреплен размер комиссии, взимаемой брокером при заключении сделок на бирже. В конкурентной борьбе основным средством был тот спектр услуг, который бесплатно предлагался клиентам, пользовавшимся услугами данного брокера. В дальнейшем, когда указанное ограничение было снято, брокеры разделились на две группы. Первая группа получила название Full service brokers, то есть Брокеры с полным обслуживанием. Фирмы входящие в эту группу, оставили комиссию на высоком уровне, продолжая расширять спектр предлагаемых услуг. Клиенты таких брокеров могут бесплатно пользоваться услугами консультантов и адвокатов, постоянно получают весь спектр информации, аналитические обзоры и многие другие услуги. Комиссия указанных фирм достаточно высокая и выражается в процентах от объема сделки. При этом ставка комиссии вычисляется по сложной методике, изложение которой может занимать несколько страниц. Ставка комиссии снижается при росте объема сделки и месячного оборота, снижается при условии нахождения брокером более выгодных условий сделки и зависит еще от многих факторов. Как правило, клиент не в состоянии точно рассчитать уплаченную за день комиссию до получения официального отчета. Услугами таких фирм, как правило, пользуются крупные институциональные инвесторы с большим объемом инвестиций. Мелким инвесторам услуги таких фирм просто не по карману.
Вторая группа получила название Discount brokers, то есть Брокеры, предоставляющие скидку. Эти брокеры снизили комиссию до минимально допустимого уровня, ограничив количество предоставляемых клиенту услуг необходимым минимумом. Ставка комиссии у таких брокеров фиксированная и не зависит от объема сделки. Такие брокеры никогда не станут утруждаться поиском более выгодных условий сделки или консультациями по фундаментальному анализу, зато их услуги доступны самому мелкому инвестору.
Последнее время на рынке появилась новая группа брокеров, занимающая промежуточную позицию. Так как они, как правило, предоставляют услуги через Интернет, их называют Web-брокеры. Они предоставляют достаточно большой спектр услуг. Их комиссия исчисляется в процентах от объема сделки и не на много превосходит комиссию discount брокеров. Низкие цены при высоком уровне сервиса они поддерживают за счет снижения транзакционных издержек, которые при высоком уровне автоматизации и больших оборотах достаточно невелики.
По результатам опроса общественного мнения, заказанного наиболее известным WEB-брокером американской компанией E-trade, более 80% инвесторов склонны к переходу на управления портфелем через Интернет.
В России данный вид услуг находится в зачаточном состоянии. Целый ряд информационных агентств предоставляют информацию о биржевых торгах в реальном времени. Межбанковский Финансовый Дом предлагает систему Дикси+, РосБизнесКонсалтинг распространяет систему Сфинкс, фирма Телекурс предлагает продукт с тем же названием. Кроме того, Московская Межбанковская Валютная Биржа и Московская Фондовая Биржа более полугода предоставляют на своих WEB серверах информацию о биржевых торгах в режиме близкому к реальному времени. Однако их технологический уровень оставляет желать лучшего. Системы слишком сложны в обращении и ресурсоемки, информация передается с большой задержкой.
В последнее время появилось несколько организаций, предоставляющих брокерские услуги через Интернет. Гута-Банк предлагает систему Remote Trader, позволяющую управлять своим портфелем на ММВБ. Аналогичные, но менее удачные, попытки предпринимали и другие российские банки. Однако до уровня западных брокеров, работающих на этом рынке уже много лет им еще далеко.
Очевидно, что при таком темпе развития фондового рынка и информационных технологий в России, эта ниша не долго останется свободной. По результатам опроса клиентов более половины уже сейчас готовы к использованию Интернет для управления портфелем, и только ждут соответствующего предложения. Если в ближайшие время российские брокеры не предложат соответствующего решения, известные западные компании непременно захватят этот очень прибыльный сегмент рынка.
Однако у российских компаний есть одно серьезное преимущество на пустом месте легче построить что-либо кардинально новое. При всем многообразии систем электронного брокериджа, все они имеют один общий недостаток: провайдером услуг в таких системах является непосредственно брокер или биржа. Подключившись к такой системе, инвестор заведомо ограничивает круг своих возможностей тем спектром услуг, предлагаемых провайдером. Для того, что бы начать торговлю на другой бирже или получить недостающую информацию клиенту необходимо воспользоваться услугами другой организации за отдельные деньги. Никакого унифицированного средства для обеспечения клиента информацией из различных источников и позволяющего управлять портфелем через нескольких брокеров на данный момент не существует.
В свое время Интернет объединил множество отдельных компьютеров и локальных сетей во всемирную паутину, без которой сегодня мы уже не представляем своего существования. Полагаю, что-то подобное должно произойти и с Интернет-брокерскими системами. Необходимость объединения разрозненных систем в одну глобальную биржевую паутину назрела уже давно. Входя в такую систему, инвестор получит доступ к информации с любой биржи. Он будет иметь возможность открывать инвестиционные портфели у любого брокера и заключать сделки на любой бирже. Вся система составит единое клиринговое пространство, то есть инвестор получит возможность совершать все операции в рамках общей позиции. Спектр предлагаемых в системе услуг будет превосходить услуги каждого отдельного брокера.
Очевидно, что после внедрения такой системы, любой брокер, не предлагающий свои услуги в паутине, окажется в таком положении, как туристическое агентство без телефона, то есть просто растеряет клиентов. Создание такой системы предопределено историей, вопрос только в том кто и когда предложит ее на рынке.