Торможение в Косово
Долгожданное введение основных сил российских миротворцев в Косово превратилось в вялотекущий и невразумительный процесс. Прибывшие 6 и 7 июля в Слатину несколько групп свежеиспеченных KFORовцев до сих пор находятся близ аэродрома, ожидая отправки в Сребреницу, Митровицу и Ореховац (в последнем городе албанцы 7 июля уже провели митинг против присутствия россиян).
Итогом "героического прорыва" нашей доблестной десантуры из Боснии в Приштину, громогласных заявлений президента Ельцина о том, что России нужен свой сектор ответственности, и, наконец, переговоров между военными в Брюсселе и Москве стала довольно позорная схема присутствия в крае российского KFORа, ненамного отличающаяся от системы участия в миротворческой операции стрелков из Таиланда. Да, у российских собственная гордость - родные командиры, которые, впрочем, шагу не смогут ступить без "консультаций" с натовскими генералами, а то и полковниками. Да, можно убеждать себя в том, что без согласия на введение российских миротворцев капитуляция Милошевича отложилась бы на неделю-другую. Однако по сути происходит вот что: отдельные небольшие группировки россиян будут размещены в глубине секторов ответственности западных стран, причем соприкосновение с местным населением (сербским или албанским) предполагается свести к минимуму, а возможность объединения в единый кулак - полностью исключить. Последнее и стало причиной неожиданного требования России разместить ее войска в итальянском секторе, который разделит 25-километровой полосой десантников, направляемых во французскую и немецкую зоны ответственности. Отказ НАТО выполнить это требование еще раз подтверждает: присутствие россиян в Косове будет напоминать известный анекдот про чукчу-космонавта, который, отправляясь в полет с Белкой и Стрелкой, получил строгий приказ ничего не трогать и вообще вести себя спокойно.
Не удивляет и настойчивое стремление Запада оттянуть прибытие основной части российской группировки. Закрытие-открытие воздушных коридоров, длительное согласование технических аспектов российского присутствия - все это напоминает о том, что натовских войск в крае пока не так уж много, в ряде мест существует вакуум силы, и мобильное многочисленное формирование россиян может всерьез перепутать планы, начав размещаться, где сочтет нужным, и де-факто создавать свои сектора влияния, вернуть контроль над которыми будет весьма непросто. Между прочим, соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН и даже хельсинкские договоренности от 18 июня отнюдь не исключают такой возможности, поскольку не проговаривают конкретных ареалов размещения российских войск и не закрепляют за НАТО роль последней инстанции в деле мирного урегулирования.
И все-таки, есть ли у России возможность продолжить линию, заявленную громким "А" в момент броска в Приштину? Теоретически - да. Для этого нужно немедленно вводить серьезный по численности и технической оснащенности воинский контингент, который одним фактом присутствия заставит себя уважать еще до того, как военная роль НАТО в Косове окончательно утвердится. Морской путь переброски войск для этого не вполне подходит - слишком медленный. Можно, конечно, направить самолеты военно-транспортной авиации, например, через Иран, Ирак, Сирию и Средиземное море. Можно перебросить в Косово новые подразделения из числа миротворческих сил в Боснии. Можно, наконец, перестать запрашивать Венгрию, Болгарию и Румынию о воздушных коридорах и просто ломануться через их воздушное пространство, балансируя на грани силового конфликта с натовской авиацией. Однако последний вариант, да по большому счету и первые два требуют недюжинной политической воли, ибо означают открытое противостояние с Западом, прежде всего с Соединенными Штатами. Причем негативные эмоции в адрес России возобладают не только в политических элитах Европы и Америки, но и в среде западного общественного мнения - никто не будет солидаризироваться с непредсказуемой ядерной страной, отказывающейся принять плоды "великой победы над Милошевичем". К такому развитию событий российская власть явно не готова.
Действительно, нашу страну искренне не понимают. В то самое время, когда отечественные политики говорили о всемирном признании роли России на Балканах и о том, что "без нас нельзя решать ни одну проблему на планете", комментарии западной прессы сводились к признанию необходимости сохранить Москве лицо и не обсуждать напрямую тему адекватности ее претензий на сохранение статуса сверхдержавы. При этом, бесспорно, международное законодательство было на стороне России и Югославии. Однако реальное право - право сильного, право "good guys" силой оружия учить жизни "bad guys" гораздо более укоренено в сознании европейского и, тем более, американского обывателя, которому весьма непросто понять, почему его государство должно считаться с различными "отклонениями от нормы".
Россия - антиномический сплав Третьего Рима и третьего мира - оказалась на Балканах заложницей неопределенности своей внешней политики. Впервые за последние годы мы не знаем, что делать. Еще недавно советская власть была твердо убеждена в необходимости отстаивания своих интересов повсюду, от ЮАР до Исландии. В начале девяностых козыревский МИД проложил ясный курс на приоритетное сотрудничество с Западом. Сейчас "линия" мечется между первым и вторым. Однако для первого нет денег и военных возможностей, второе непопулярно, а значит, опасно перед выборами, да и вообще "не по-нашенски" как-то. В итоге, скорее всего, придется каждый раз быстро решать по обстановке, что вынимать из-за спины: ядерный меч-кладенец или дырявую ушанку с табличкой "For humanitarian aid".
Николай ПОРФИРЬЕВ