Зарубежный опыт.
История инвестиций в ценные бумаги насчитывает не одно
столетие, и тем не менее особый характер отношений, возникающих
между инвестором и брокером, требующий принятия специальных мер
защиты активов инвесторов, долгое время не попадал в поле зрения
законодателей и регулирующих органов.
Для операций на фондовом рынке инвестор обычно обращается в
инвестиционную компанию, открывает у нее счет, на который
зачисляются денежные средства для покупки ценных бумаг или после
их продажи. Таким образом, некоторая часть средств клиента
постоянно находится у брокера. Это является источником
потенциальной опасности, которая возрастает, если сама брокерская
фирма находится в затруднительном финансовом положении. Еще 30
лет назад в пользу инвесторов действовала в лучшем случае
очередность претензий кредиторов - при банкротстве брокера
сначала удовлетворялись требования его клиентов. Например, в
Америке фондовые инвесторы получили это право в соответствии с
законом Чандлера от 1938 года, внесшим соответствующие поправки в
законодательство о банкротстве.
С ростом объема торгов на фондовом рынке стал стремительно
нарастать и объем документации по оформлению сделок и ведению
счетов клиентов. Этот вопрос с особой остротой встал в 1968-1970
годах в США. Многие оказались не готовы к этому бумажному
кризису. Возникла угроза смешения или утраты активов инвесторов.
К тому же обвальное падение цен на акции привело к банкротству
многих профессиональных участников торгов, и они не смогли
выполнить своих обязательств. Убытки одних компаний и их клиентов
по цепочке действовали на других.
Для решения этой проблемы в 1971 году была создана
специальная организация - Корпорация по защите инвесторов в
ценные бумаги, которая гарантирует выплату определенной
компенсации в случае банкротства ее члена - брокерской фирмы. А
также принят соответствующий закон, в котором расширялись
полномочия Комиссии по ценным бумагам в регулировании финансовых
сторон деятельности профессиональных посредников и установлены
особые процедуры их ликвидации. К 1980 году были ужесточены
требования к уровню собственного капитала и установлены более
жесткие критерии лицензирования этих фирм; увеличен предельный
уровень компенсаций - сегодня он составляет 500 тысяч долларов.
Вслед за США к разработке и внедрению своих программ
приступили и другие страны с развитыми фондовыми рынками. Очень
часто используется американский опыт и предусматривается
предварительное финансирование - создается фонд, в котором
аккумулируются взносы участников. Например, Канадский фонд защиты
инвесторов. Реже применяется другой подход, когда взносы
собираются только в крайнем случае и лишь в тех размерах, в
которых это необходимо для возмещения потерь пострадавшим
вкладчикам. Так работает схема компенсации инвесторов в
Великобритании. В 70 - 80-х годах программы страхования были
созданы в большинстве стран с развитым фондовым рынком.
Каждый из применяемых способов защиты активов инвесторов
имеет свои преимущества и недостатки (см. табл). Важно знать, что
ни один из них не страхует от обычных рыночных рисков, например
от падения курсов ценных бумаг. В большинстве развитых стран
программы защиты организованы и управляются самими участниками
фондового рынка. Так, в Канаде и Великобритании в управлении этой
системой участвуют их саморегулируемые организации. В США и
Гонконге заметнее роль правительства. В Америке Корпорация защиты
инвесторов возглавляется советом директоров, назначаемых
президентом страны. Здесь возможно использование государственных
средств для финансирования программ - в виде займов. Значение
программ защиты активов инвесторов трудно переоценить - это
означает повышение доверия к фондовому рынку и увеличение числа
инвесторов. Они дают должный эффект только при создании системы
контроля и регулирования деятельности участников рынка. К тому же
ее организатор должен иметь соответствующие полномочия для
применения мер, направленных на предотвращение случаев
несостоятельности, а в случае банкротства - на оперативное
проведение процедуры в интересах всех инвесторов и кредиторов.
10 июня в Госдуме РФ прошли парламентские слушания по
"Проблеме защиты прав инвесторов". Они должны помочь депутатам и
правительству продвинуться в разработке законов, которые снимут
проблемы между инвесторами и остальными участниками фондового
рынка. По итогам слушаний будут выработаны рекомендации,
содержащие приоритеты законодательной работы Думы в сфере
фондового рынка. Однако сложность заключается в том, что у
регулирующих органов нет единого подхода к законотворчеству в
этой области. Центральный банк и ФКЦБ внесли два законопроекта "О
защите прав граждан на рынке ценных бумаг". Главное различие - в
вопросе полномочий при наказании недобросовестных эмитентов и
других нарушителей.
О. Климова.