ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ Е.С.СТРОЕВА ПРИ ЗАКРЫТИИ 41 ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 24 ДЕКАБРЯ 1998 г.
Заканчивается 1998 год, один из самых сложных в череде девяностых годов. Совет Федерации завершает пятый год своей напряженной работы. Сегодня хочу сказать несколько слов об итогах года.
Мы провели тринадцать заседаний верхней палаты, на которых рассмотрели 250 законов и около 200 из них одобрили. 50 законов потребовали серьезной согласительной работы и были приняты со второго и даже третьего чтений и доработки.
В этом году активнее шла работа по использованию нашего права законодательной инициативы. 120 законопроектов внесено в Государственную Думу палатой и отдельными сенаторами. Но не нашли разрешения ряд назревших поправок, такие сложные законы как "Об общих принципах местного самоуправления", ряд законопроектов по федеративному циклу совершенствования системы государственного строительства, не найден механизм более четкого взаимодействия на возникающие межнациональные конфликты. Этот вопрос всплывает у нас почти каждый раз на заседании.
В то же время пора задуматься все ли у нас в порядке с законодательной процедурой. И хотя это конституционные нормы, но думаю, что по ряду вопросов - бюджет, федеративное строительство и другие еще до внесения законопроектов в Государственную Думу основные его параметры должны рассматриваться у нас, в верхней палате. Это облегчит дальнейшее прохождение законопроектов.
Кстати, это больше соответствует мировой практике. Такой порядок можно было бы предусмотреть в Законе "О порядке принятия законов", особенно по бюджету. Наша законотворческая деятельность подкреплялась серьезными аналитическими разработками, обсуждениями с привлечением крупнейших ученых и практиков. В результате было проведено более ста конференций, семинаров, "круглых столов" и совещаний по наиболее острым проблемам.
Думаю, мы вправе сказать, что в условиях нестабильности и желания разных политических сил использовать слабость государственной власти иногда в своих узких интересах, Совет Федерации в основном сумел остаться островком стабильности, так необходимым сегодня нашей стране. Хотя и у нас иногда возникали страсти и споры. Но мы не позволили развиться истерике, проявляли политическое хладнокровие. В этом году Совет Федерации много занимался социально-экономическими вопросами. Мы настойчиво вели линию на усиление роли государства в становлении рыночной экономики, укрепление отечественного производства, на отказ от бездумного монитаризма, повторяющего ошибки, которые проходили другие страны.
Понадобился обвал 17 августа и новое Правительство, чтобы было заявлено об изменении курса реформ, их переориентации на развитие отечественного производства, чтобы была сделана ставка на усиление ответственности государства и признана его роль, как главного менеджера реформ экономики и социальной сферы в условиях рынка. Сегодня общими усилиями всех ветвей власти в России сформировано Правительство, которое не зашоренно взглянуло на многие процессы, которые происходят в обществе. Мы с вами работаем в постоянном контакте с Правительством Евгения Максимовича Примакова. Опыт нашей совместной работы доказывает, что проблемы, поднимаемые руководителями субъектов Федерации, могут нормально решаться, если взаимопонимание и желание делать дело будет присутствовать у всех ветвей власти.
Правительству досталось тяжелое наследие, и об этом мы должны знать все. Они не только в более, чем плачевном состоянии экономики, но и в ослаблении персональной ответственности и недостаточном контроле.
Мы должны поддержать усилия Правительства в борьбе с этими явлениями, наводя порядок и у себя в регионах, и закрепляя законодательной инициативой. Всем нам надо осознать, что, если не переломить ситуацию, могут стать реальностью самые мрачные сценарии экономических последствий и гражданского противостояния. Системный кризис, пригашенный новым Правительством, может вновь вырваться из-под контроля. Этого нельзя допустить, это должен понимать каждый здравомыслящий человек.
Основная задача видится сегодня в консолидации всех ветвей власти для безусловного сохранения демократических процедур как по горизонтали, так и по вертикали. Для этого нужны добрая воля и решительные действия Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, региональных и муниципальных органов управления. Внесение минимально необходимых поправок в Конституцию, усиливающих позицию и самой вертикали власти - Правительства и Федерального Собрания, и Президента. Отлаживание экономического взаимодействия центра и регионов основано не на перетягивании каната, а на взаимной поддержке и взаимной выгоде, на четком разделении компетенции и единстве государственной воли. Коренное улучшение исполнительной дисциплины в аппаратах всех уровней и создание эффективности вертикали власти.
Любые трудности преодолимы, пока есть высшая ценность - наша Россия. Убежден, что нет таких проблем, которые бы мы все вместе не смогли решить. Мы накануне нового, 1999 года. Желаю вам, уважаемые друзья, встретить его в кругу друзей, в кругу семьи. Счастья всем вам, радости в жизни и предметной заботы о наших российских людях, о своих избирателях. Спасибо.
Председатель Совета Федерации
Е.СТРОЕВ