19-20 апреля в Москве состоится встреча лидеров семи ведущих промышленно развитых стран и России. Тему предложил Борис Ельцин в июне 1995 года в Галифаксе: ядерная безопасность.
Тогда новость вызвала в мире эффект разорвавшейся бомбы: Россия готова на самом высоком уровне откровенно обсудить проблемы, связанные с учетом, контролем, физической защитой ядерных материалов, с угрозой контрабанды ядерных материалов, опасностью ядерного терроризма... Постепенно, однако, реакция стала более сдержанной. Сегодня видно, что предложение Бориса Ельцина о встрече в верхах в Москве по вопросам будущего ядерной энергии встретило более чем смешанную реакцию за рубежом. С одной стороны, вопрос ядерной безопасности в широком смысле слова по признанию всех специалистов и государственных деятелей является весьма важным, причем единого подхода к решению проблем в этой области в настоящее время не выработано ни в странах ЕС, ни в США. С другой, исключительно высокая политическая чувствительность вопроса и наличие серьезных проблем в данной области во многих странах делает практически невозможным развернутое, детальное и безусловно правдивое обсуждение данной тематики. К тому же, существуют совершенно очевидные противоречия между самими государствами "семерки", которые в условиях неоднозначного развития политической обстановки в целом ряде западных государств (президентские выборы в США, серьезный правительственный кризис в Италии, напряженность в Канаде, неоднозначные внутриполитические события в Японии) не способствуют содержательному развитию диалога в ходе встречи в верхах.
В России также всерьез задумались над тем, как с наибольшей пользой реализовать инициативу президента. Становилось очевидным, что, во-первых, встреча не должна превратиться в поток упреков в адрес России, с последующими оправдательными сообщениями Бориса Ельцина; во-вторых, надо максимально использовать ее потенциал для укрепления позиций российского президента накануне выборов.
В результате сначала из повестки дня был исключен "военный компонент" ядерной безопасности, а затем акценты сместились в пользу двусторонних консультаций, так что собственно ядерная тематика займет в обсуждении восьми лидеров считанные часы (из которых несколько уйдет на обсуждение постчернобыльской ситуации - приближающееся десятилетие трагедии заставило не только сосредоточиться на данной теме, но и пригласить к краткому обсуждению Леонида Кучму). Думается, такие коррективы в повестке дня являются отчасти неизбежными и не умаляют значение "ядерной части" саммита,- результирующая часть вряд ли родится из краткого обсуждения в Москве, однако может быть выработана (и вырабатывается) накануне этой встречи экспертами, так чтобы лидеры не остались без принятия итоговых документов (см. статью сотрудников Курчатовского института "Международная горизонталь научно-технического сотрудничества в ядерном нераспространении" на стр. 2-4 этого номера).
И все же проблема завышенных ожиданий в российской политической элите относительно результатов встречи в верхах и глобального эффекта принимаемых на таких встречах решений существует. Как представляется, никаких принципиальных вопросов решить в ходе встречи в верхах не удастся, более того, событием глобальной важности встреча, видимо, не станет. По-прежнему не снят риск рассмотрения проблем ядерной безопасности только в контексте развития ситуации в российском ядерном комплексе, и российская сторона должна быть готова к такому повороту дискуссии, причем поведение отдельных стран может быть весьма жестким. Наконец, существует реальная возможность того, что отдельные западные страны и Япония попытаются девальвировать ценность встречи в верхах, поскольку успешное и международно значимое проведение встречи такого уровня по вопросам ядерной безопасности в Москве однозначно передаст президенту Ельцину инициативу в обсуждении вопросов будущего ядерной энергии в постбиполярном мире вообще. Во всяком случае страны "семерки" не допустят перерастания "семерки" в "восьмерку" именно на московской встрече в верхах.
Существует вероятность того, что некоторые участники встречи в верхах попытаются свести ее политическое значение лишь к фактору поддержки "западным миром" президента Бориса Ельцина накануне президентских выборов. Такой исход встречи в верхах как с точки зрения внутренней политической конъюнктуры, так и во внешнеполитической перспективе был бы контрпродуктивен. Требуется максимальное расчленение вопросов, обсуждаемых на встрече в верхах, и проблемы президентских выборов в России. Это означает, что лидеры "семерки" не должны делать каких-либо самостоятельных публичных заявлений по данному вопросу (как в поддержку Бориса Ельцина, так и нейтральных), а также сократить повестку дня своего пребывания в Москве до размеров повестки дня встречи в верхах.
Нам представляется, что российской стороне в ходе встречи в верхах следовало бы перевести ситуацию из сферы обсуждения проблем российского ядерного комплекса в плоскость обсуждения глобальных вопросов и проблем сотрудничества в развитии ядерной энергетики. Следует вести линию о том, что проблемы безопасности ядерного цикла являются общими для многих государств. Важно, чтобы президент России занял наступательную позицию, обратив внимание представителей развитых стран на их собственные проблемы в сфере развития ядерных комплексов, а также поставил перед руководством стран "семерки" ряд вопросов относительно характера развития ядерной энергетики, в т.ч. и в военной области.
Такой подход, скорее всего, встретит понимание и сочувствие по крайней мере ряда лидеров "семерки" и позволит достичь в ходе встречи не только декларативных результатов.