Русские моряки внесли весьма заметный вклад в развитие отечественной и мировой авиации. Достаточно вспомнить морского офицера М.Ф.Можайского - автора первой в мире конструкции настоящего самолета, выдающегося летчика и конструктора Л.М.Мациевича, еще в 1910 г. предложившего проект специального морского (говоря современным языком - палубного) аэроплана и корабля-авианосца со сквозной полетной палубой.
Работы по созданию гидросамолетов для ВМФ в России начались одновременно с заграницей. В 1911 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе в г. Риге конструктором Я.М.Гаккелем был построен самолет-амфибия Гаккель-V, в конце 1912 г. по заказу морского ведомства Игорь Сикорский строит поплавковый гидросамолет С-5а, а в 1913 г. на вооружение русского флота поступает гидросамолет С-10 этого же конструктора. В годы первой мировой войны морскими летчиками с большим успехом применялись летающие лодки Д.П.Григоровича М-5, М-9, М-11.
В 1915 г., во время нападения турецкого флота на Севастополь, русские гидросамолеты нанесли бомбовый удар по кораблям противника. В дальнейшем летчики-черноморцы освоили (также впервые) приемы борьбы с подводными лодками. А 4 июля 1916 г. на Балтике русские летчики на отечественных гидросамолетах М-9, базировавшихся на авиатранспорте Орлица, провели первый воздушный бой с четырьмя германскими самолетами, закончившийся полной победой наших авиаторов. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два вышли из боя. Русские летчики потерь не понесли.
В 20-е годы Россия, не имевшая возможности по экономическим причинам пополнять свой флот крупными артиллерийскими кораблями, сконцентрировала основные усилия на строительстве подводных лодок, торпедных катеров, а также самолетов для флота. Морская авиация в короткий срок стала одним из важнейших компонентов ВМФ (стоит заметить, что даже первый отечественный тяжелый цельнометаллический самолет, АНТ-4, прототип бомбардировщика ТБ-1, первоначально создавался как торпедоносец).
В годы Великой Отечественной войны морская авиация, имевшая в своем составе гидросамолеты различного назначения - торпедоносцы и бомбардировщики берегового базирования, штурмовики и истребители, активно применялась на Балтике, Баренцевом и Черном морях. Морские бомбардировщики ДБ-3 были первыми советскими самолетами, нанесшими бомбовый удар по Берлину летом 1941 г. В 1945 г. авиация Военно-Морского Флота (вновь впервые в России) получила на вооружение истребители с реактивной силовой установкой И-250, созданные в ОКБ А.И.Микояна.
В начале 50-х годов на вооружение ВМФ поступили первые самолеты-носители противокорабельных управляемых ракет - нового оружия, ставшего в дальнейшем одним из основных средств вооруженной борьбы на море.
В России неоднократно предпринимались и попытки создания палубной авиации. Так, по одному из вариантов кораблестроительной программы 20-х годов предполагалось переоборудование в авианосцы линкора Фрунзе и недостроенного линейного крейсера Измаил. В соответствии с программой строительства Большого флота на 1942 г. намечалась закладка первого российского авианосца специальной постройки. Однако этому помешала война. В 1953 г. в стране возобновились работы по проектированию авианосцев и палубных самолетов (в частности, был создан опытный палубный штурмовик Ту-91 с ТВД), а в 1963 г. заложен первый российский авианесущий корабль - противолодочный крейсер Москва, оснащенный вертолетами Ка-25.
В настоящее время морская авиация России располагает палубными истребителями Су-33 (Су-27К), базирующимися на тяжелом авианесущем крейсере (ТАВКР) Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, ударными самолетами и разведчиками берегового базирования Ту-22М и Су-24, штурмовиками Су- 25, самолетами ПЛО Бе-12, Ил-38 и Ту-142, противолодочными вертолетами Ка-25, Ка-27 и Ми-14, десантно-боевыми вертолетами Ка- 29.
В перспективе планируется оснащение ВМФ летательными аппаратами новых тияов. Ведутся работы по созданию перспективного многоцелевого патрульного самолета берегового базирования, предназначенного для вскрытия надводной и подводной обстановки, целеуказания, ведения борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также нового поколения корабельных вертолетов, в том числе вертолетного противолодочного комплекса с перспективными типами противолодочных торпед, ракет и управляемых глубинных бомб, а также ракетами класса воздух - поверхность и воздух - корабль. На вертолеты планируется возложить и задачу обеспечения автоматического целеуказания ракетным комплексам кораблей и береговых частей.
Как и вся российская авиация, авиация ВМФ в настоящее время переживает период реорганизации, обусловленный экономическими и внешнеполитическими аспектами. Все же, несмотря на существенные количественные сокращения, российская морская авиация будет и дальше оставаться мощным средством ведения вооруженной борьбы на море, эффективно взаимодействуя с надводными кораблями, подводными лодками и береговыми силами флота.
Командующий авиацией ВМФ генерал-полковник
Владимир ДЕЙНЕКА