МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 29 мая 1990 г. N 133
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
Главнейшей задачей профессионально-технических учебных заведений является коренное улучшение качества подготовки квалифицированных рабочих, приведение содержания и организации педагогического процесса в соответствие с требованиями научно-технического прогресса, экономической реформы. Однако во многих профтехучилищах уровень профессионального обучения значительно отстает от этих требований, что наносит вред и народному хозяйству, и престижу профтехобразования.
Как показал анализ практического обучения в училищах ряда территорий РСФСР, во многих из них утрачены действенные, проверенные практикой методы и приемы обучения, нацеленные на тщательную отработку производственных операций и технологических процессов, недооценивается опыт отечественной методики профессионального обучения, в основе которой лежат разработки перечней учебно-производственных работ учащихся, строгая их реализация и жесткий контроль.
Многолетний опыт профтехучилищ России, практика лучших зарубежных профессиональных школ показывают, что квалифицированный подбор учебно-производственных работ с постепенным усложнением, их реальное нормирование являются непременным условием четкого планирования, организации и полного выполнения программ практического обучения, обеспечивающего последовательное, устойчивое повышение квалификации и производительности труда учащихся, освоение и выпуск полезной продукции. Особенно ценным является поиск таких изделий, в изготовлении которых учащиеся используют весь перечень учебно-производственных работ, предусмотренных программами производственного обучения и позволяющих оценивать качество обучения по конечному результату.
В целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах приказываю:
1. Министрам народного образования АССР, начальникам краевых, областных (главных) управлений, председателям комитетов народного образования:
1.1. Считать одним из основных критериев оценки деятельности руководителей профтехучилищ, старших мастеров и мастеров производственного обучения разработку и выполнение перечней учебно-производственных работ учащихся.
1.2. Обеспечить составление профтехучилищами перечней учебно-производственных работ учащихся по всем подготавливаемым профессиям на полный период обучения, соответствующий отбор изделий, их рассмотрение, оценку и контроль за выполнением. Добиться, чтобы их отработка сопровождалась изготовлением полезной продукции.
1.3. Оказать профтехучилищам практическую помощь в разработке переводных коэффициентов рабочих норм в ученические и нормативов приведенного времени по наиболее массовым профессиям, подготавливаемым в регионе с учетом действующих Нормативов приведенного времени.
2. Директорам профессионально-технических училищ:
2.1. Осуществить разработку перечня учебно-производственных работ в соответствии с утвержденной учебно-программной документацией на период обучения учащихся в мастерских с учетом возможности поэтапного установления уровня их квалификации, а также примерных перечней для практического обучения в условиях производства с использованием типовой наиболее массовой номенклатуры изделий (выполняемых работ), выпускаемых конкретными подразделениями, установленных норм времени (выработки), соответствующих переводных коэффициентов.
2.2. Установить с учетом действующих Нормативов приведенного времени, учебных планов и программ, конкретной учебно-производственной базы профтехучилищ переводные коэффициенты, нормативы приведенного времени, определить приведенное время по всем подготавливаемым профессиям. Обеспечить нормирование учебно-производственных работ учащихся и формирование планов производственной деятельности учебного заведения в соответствии с фондом приведенного времени.
2.3. Осуществить планирование учебно-производственной деятельности и нормирование работ учащихся в нормо-часах в соответствии с действующим Положением, обеспечивая расширение выпуска сложной продукции.
2.4. Повысить персональную ответственность старших мастеров за составление и выполнение перечней учебно-производственных работ, их нормирование, обеспечение каждого изделия необходимой технической и технологической документацией.
3. Контроль за выполнением данного Приказа возложить на Государственную инспекцию профессионально-технических учебных заведений (Н.Е. Черкасов).
Первый заместитель Министра
В.Л.БОЛОБОНОВ