Нежелание ребенка самостоятельно готовить домашние задания – распространенная проблема. Редкому родителю не приходится контролировать, а то и заставлять школьника делать уроки. Почему же так происходит? Можно ли избежать сопротивления детей самостоятельной работе? У психологов есть ответы на эти вопросы.
Первое, с чем предстоит разобраться родителям – выяснить, что стоит за нежеланием ребенка делать домашние задания. Причин здесь может быть множество, например, обычная лень, отсутствие мотивации или чрезмерная учебная нагрузка. Психологи говорят, что слишком большой объем информации, получаемый в современной школе – одна из самых частых причин отказа делать уроки. Едва ли это может служить утешением для родителей, но такое поведение защищает психику школьника от слишком высоких учебных требований и ожиданий. В любом случае следует со всей серьезностью подойти к поиску причины.
Не стоит рассматривать домашние задания как отдельную учебную деятельность. Выполнение уроков – продолжение учебы, которая происходит в классе. То, как школьник относится к самостоятельной работе дома, почти всегда является индикатором ситуации в школе. Если у него не ладятся отношения с учителями или одноклассниками или не дается тот или иной учебный предмет, а может вовсе не нравится школа, в которую он вынужден ходить каждый день. В таком случае трудно ожидать от него добросовестного отношения к домашним занятиям. Эта ситуация требует скорейшего разрешения, ведь она негативно влияет не только на качество обучения, но и мешает выстраиванию правильных отношений с учителями и сверстниками. Специалисты рекомендуют не бояться радикальных решений, вплоть до смены учителя или даже школы.
Конечно, за время школьного обучения ребенок проходит несколько возрастных этапов, на каждом из которых меняется его отношение к учебе. Так, если трудности с самостоятельным выполнением домашних заданий испытывает первоклассник, не стоить бить тревогу – в первой четверти года происходит адаптация вчерашнего дошкольника к обучению и навык самостоятельной работы еще не сформирован. В этот ответственный период родители должны поддерживать ребенка, напоминать ему о том, что он уже ученик, а значит выполнять домашнюю работу – его новая обязанность. В этом могут помочь методические приемы, облегчающие учебу. Это могут быть методические игры на запоминание какой-либо информации, наглядные пособия. Также очень помогает в формировании произвольности правильный режим дня. Как правило, первоклассники гордятся своим новым статусом и после адаптации к школе не игнорируют выполнение уроков.
Другое дело – школьники переходного возраста. Период от 12 до 15 лет является непростым не только для самих детей, но и для их родителей. На первый план у подростков выходят межличностные отношения, интерес к себе, к своим возможностям, стремление занять место в группе сверстников. На фоне этого интерес к учебе резко падает. Нонконформизм, максимализм, стремление к самостоятельности и независимости – все это затрудняет общение родителей с сыном или дочерью и если они будут авторитарно заставлять школьника заниматься. Это может иметь обратный эффект: из духа противоречия и желания отстоять свою позицию подросток не только не станет лучше учиться, но и вступит в глубокий конфликт со старшими.
В такое время ребенку пригодится гдз по русскому языку для 7 класса к учебнику авторов Баранов, Ладыжеская, Тростенцова. На сайте Илюха-решает.рф он доступен в режиме онлайн и совершенно бесплатно.
Учеба – это ведущая деятельность в школьном возрасте. Специалисты по психологии знают, что именно в ней закладываются и формируются качества, необходимые для всей последующей жизни. Одно из них – ответственность за свои действия. Даже самая мелкая задача может рассматриваться как упражнение в умении добросовестно выполнять свое дело. Если взрослые с самого первого школьного дня станут учить ребенка серьезно относиться к учебе, сами будут ответственно подходить к своим обязательствам, интересоваться познанием нового, то и их сыну или дочери не придет в голову учиться кое-как.
Одна из самых распространенных ошибок родителей – выполнение уроков вместо ребенка. Стоит ли объяснять, что такое «решение» проблемы не только не способствует развитию самостоятельности, но и сильно вредит учебе?
Другая ошибка – завышенные родительские требования. Естественно, каждый хочет, чтобы его ребенок показывал блестящие результаты. Иногда это стремление принимает пугающие масштабы. В силу же возрастных или личностных особенностей ученик не может понести чрезмерную нагрузку и перестает не только выполнять домашние задания и начинает учиться хуже большинства сверстников.
Наверное, у каждого бывали сложности с тем или иным учебным предметом. У всех есть любимые и нелюбимые уроки. Бывает и так, что ученик пропустил или не понял тему, и все, что происходит на занятиях дальше, становится совсем непонятным. Не в силах разобраться самостоятельно, ребенок может начать игнорировать выполнение заданий по трудному предмету. Чтобы решить проблему, достаточно пригласить репетитора или самостоятельно проработать с ребенком сложные темы.
Нередки случаи, когда родители подкупают ребенка и за выполнение домашних заданий делают ему подарки или дают деньги. Психологи предупреждают, что такой выход приносит больше вреда, чем пользы. Во-первых, один раз «подсадив» отпрыска на материальный стимул, придется поддерживать его и дальше и количество подарков будет только увеличиваться. Во-вторых, получать дополнительную плату за добросовестное выполнение своих же ежедневных обязанностей абсолютно неверная мотивация. Достаточно того, что родители и общество создают условия для обучения.
Специалисты рекомендуют помогать ребенку делать уроки. Но, как и в любом вопросе воспитания, в этом деле следует соблюдать баланс. Взрослые должны быть:
Ребенок должен понимать, что родные его любят, тогда он будет стремиться их не огорчать.
Важно также помнить, что учеба для ребенка – серьезное дело. Это жизнь с ее законами, проблемами, неприятностями, успехами. Относиться к ней следует с уважением, дети ждут от взрослых поддержки и понимания, а это является основой доверия.