МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 5 мая 1978 г. N 28-М
ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ
В целях дальнейшего улучшения организации индивидуального обучения больных детей на дому Министерство просвещения СССР сообщает следующее: по согласованию с Министерством финансов СССР разрешается организовывать индивидуальное обучение на дому больных детей - учащихся I - X (XI) классов в возрасте до 18 лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия в школе.
Организация индивидуального обучения этих учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.
Оплата учителя за индивидуальное обучение на дому учащихся I - III классов производится из расчета 4-х часов в неделю, IV - VIII классов - 6 часов в неделю, IX - X (XI) классов - 8 часов в неделю по установленной ставке заработной платы учителя за счет экономии фонда заработной платы районного (городского) отдела народного образования.
Обучение на дому организуется ближайшей школой, которая осуществляет контроль за работой учителя и проявляет заботу о школьниках, обучающихся индивидуально.
Классный руководитель согласовывает с учителями, обучающими больного ребенка, и родителями расписание занятий, которое утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
При составлении расписания занятий рекомендуем руководствоваться примерным учебным планом.
┌───┬──────────────┬────────────────────────────────────────┬────┐
│N │ Наименование │ Количество часов в неделю │Все-│
│п/п│ предметов ├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬───┬───┤го │
│ │ │ I │II │III│IV │ V │VI │VII│VIII│IX │ X │ │
├───┼──────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼────┤
𗈕.│Родной язык и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │литература │ 2 │2,5│2,5│3 │2,5│2 │1,5│1,5 │2 │2 │21,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈖.│Математика │ 2 │1,5│1,5│2 │1,5│1,5│1,5│1 │2 │2 │16,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈗.│История │ - │- │ - │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│0,5𗈗,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈘.│Основы Советс-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │кого государс-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │тва и права │ - │ - │ - │- │ - │ - │ - │0,5 │ - │ - │ 0,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈙.│Обществоведе- │ - │ - │ - │- │ - │ - │ - │ - │ - │0,5│ 0,5│
│ │ние │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈚.│Природоведение│ - │ - │ - │0,5│ - │- │ - │ - │ - │- │ 0,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈛.│География │ - │- │ - │ - │0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│- │ 2,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈜.│Биология │ - │- │ - │ - │0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│0,5𗈗 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
𗈝.│Физика │ - │- │ - │ - │ - │0,5│0,5│0,5 │1 │1 │ 3,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│10.│Астрономия │ - │ - │ - │ - │- │ - │ - │ - │- │0,5│ 0,5│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│11.│Химия │ - │ - │ - │- │ - │ - │0,5│0,5 │0,5│0,5│ 2 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│12.│Иностранный │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │язык │ - │ - │ - │- │0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│0,5│ 3 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│13.│Черчение │ - │ - │ - │ - │- │ - │ - │ - │0,5│- │ 0,5│
├───┼──────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼────┤
│ │ │ 4 │4 │4 │6 │6 │6 │6 │6 │8 │8 │58 │
└───┴──────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴───┴────┘
Примечания. 1. 0,5-часовые занятия проводятся через неделю по 1 часу; 1,5-часовые занятия - одну неделю - 2 часа, вторую неделю - 1 час.
2. В целях развития индивидуальных особенностей детей из общего количества недельных часов в одном из I - VII классов можно выделить 0,5 часа в неделю на изучение программы по изобразительному искусству.
Контроль за своевременным проведением занятий на дому осуществляет классный руководитель, а за выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Знания детей, обучающихся на дому, систематически оцениваются. Их фамилии, данные об успеваемости, переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса.
На каждого ученика, обучающегося индивидуально на дому, заводятся тетради-дневники, где учителя записывают дату занятия, содержание пройденного материала, количество часов. На основании этих записей производится оплата учителей за индивидуальное обучение.
В целях выявления привычек и особенностей учащихся, состояния здоровья больного ребенка в процессе обучения необходимы постоянные контакты классных руководителей и учителей с родителями и теми членами семьи, которые обеспечивают уход за больным ребенком.
Большое значение в организации индивидуального обучения имеет подбор учителей, с учетом их желания работать с больным ребенком, доброго и внимательного отношения к нему.
В процессе обучения школьников педагогический коллектив должен учитывать склонности и интересы детей, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой, профессионально ориентировать подростков и готовить их к дальнейшей деятельности, участию в трудовых коллективах с учетом состояния здоровья.
Заместитель Министра
В.М.КОРОТОВ