Обычные истории
Раздел для правдивых историй, заметок
Наверняка многим есть уже что рассказать. Сделали вы, к примеру, какое-нибудь феноменальное открытие из биографии своей малой родины. Выудили вместо щуки в реке осколок боевого снаряда. Откопали в огороде крест, сбитый молнией со старой церкви. И так далее, тому подобное. А ведь за каждой такой деталью кроется порой целая эпопея. Целые судьбы. Неразгаданное пока, но исторически ценное Одно Большое Целое…
Почувствовать себя синьором можно даже вынося мусор
Дата публикации: 2019-03-29 00:47:04Дата модификации: 2019-03-29 00:47:04Просмотров: 803
Автор: lisperТУРИЗМ
Не так давно известный новосибирский художник Сергей Мосиенко побывал в Италии. Конечно, ничего сверхъестественного в этом нет:и до Мосиенко люди там бывали, в том числе из России, в том числе художники, в том числе из Новосибирска
ХУДОЖНИК жил не в гостинице, а у своих друзей в нормальной итальянской семье и видел жизнь со всех сторон. А потому его путевые заметки и наблюдения могут стать полезными не только художникам, чье сердце зовет в солнечную Италию, но и челнокам, гонимым сильнейшим из всех человеческих инстинктов - инстинктом выживания, деловым людям, движимым идеей прогресса и процветания, туристам, жаждущим новых впечатлений, а также остальным читателям, ничего не ждущим и не ищущим. Впечатления Сергея Мосиенко составляют три больших блока, из которых два описывают сходства и различия между Россией и Италией, последних, кстати, оказалось в два с половиной раза больше. Итак, послушаем художника, которому удалось побывать во всех крупнейших культурных центрах Италии.
Сходства
При желании можно найти сходства даже между крысой и адвокатом, но иногда встречаются совсем явные, такие как:
1. У них (в Италии) есть много такого, что и у нас (в России и даже в Новосибирске) есть, например, попрошайки у любого перекрестка. Как только машина останавливается на светофоре, они заглядывают в машину и просят чего-нибудь. В основном это беженцы из Восточной Европы и выходцы из Латинской Америки, потому что сами итальянцы, если не совсем уж бездельники, всегда могут заработать себе на жизнь.
2. Фекалии, как и у нас, валяются везде, например, в центре Милана у самого собора.
3. Так же, как у нас, реклама внедряется во все фильмы, программы, передачи, но у них есть одна очень забавная форма, пока еще не используемая нами: человек с экрана, рассказывая о достоинствах какого-либо товара, будь то кастрюля или часы, постепенно начинает заводиться, орать, брызгать слюной, истекать потом, стучать по столу, хлопать в ладоши, в общем, входит в экстаз. Когда что-то подобное происходит с мужчиной, это еще полбеды, но женщины выглядят как обезумевшие. Интересно, что подобная эмоциональность действует безотказно, такое чувство, что какой-нибудь матрас - это самое главное в жизни. Этих экранных крикунов несколько, их все знают, они очень состоятельные люди.
4. В Италии есть те же самые телевизионные игры типа "Поля чудес" или "Угадай мелодию", только раз в пять больше, хотя это и не самая передовая в телевизионном смысле страна. Очень много игр и новостей, в остальном огромное разнообразие.
Отличия
Главная особенность Италии - там все устроено так, чтобы людям было удобнее. Люди не тратятся на мелочи, а живут в свое удовольствие. Они умудряются устроить свою жизнь так, что нам оставалось только догадываться, когда они готовят еду, стирают и т. д.
1. Гости не доставляют итальянцам никаких бытовых сложностей. Многие россияне, побывав за рубежом, стесняются потом приглашать иностранных гостей к себе домой. На что, в общем-то, есть причины. Начнем с того, например, что у меня в подъезде постоянно пахнет мочой, свет горит через этаж, везде валяются вонючие какашки, а когда лифт не работает, то пока идешь, чего только не насмотришься. Там люди привыкли класть все на свое место. Когда я выносил мусор, оказалось, что разные его виды выбрасываются в разные места. Когда я поднимался по лестнице, мне встретилась женщина, которая, впервые в жизни увидев меня, сказала: "Бонжорно, синьор!" Мне было так приятно, что меня синьором назвали, поэтому теперь моя племянница всегда говорит: "Дядя Сережа, идите мусор выносить, почувствуйте себя синьором!".
2. У нас транспортная схема составлена так, чтобы на одном автобусе можно было добраться только до метро, пересесть на метро, а затем на другой автобус: выкачать как можно больше денег, удобство пассажиров никого не волнует. У них же продаются специальные билетики, действующие определенное время (обычно это 75 минут) на всех видах транспорта. Это очень удобно, особенно когда торопишься. Машин на улицах много, поэтому частенько возникают пробки, и многие итальянцы пользуются общественным транспортом.
3. Телефонные автоматы тоже построены по принципу максимального удобства для пользователя. У нас обязательно кто-то продает жетоны и они все разные во всех городах и специальные для межгородского сообщения, там же можно купить карточку или пользоваться обычными монетами. Удивительно быстро привыкаешь к хорошему, потому что из любой точки ты можешь позвонить своим друзьям в Италии, в России, в любом конце света.
4. Интересно, что в поездах и электричках существует четкая система контроля, при которой совершенно невозможно проехать без билета. Каждый контролер ведет два-три вагона и постоянно ходит туда-сюда. Все сделано так, чтобы не было беспорядков, чтобы все платили.
5. Очень чисто в Италии. За все время, пока мы там были, наша обувь всегда оставалась чистой, как будто мы сидели дома и никуда не ходили. В том месте, где жили наши друзья, на каждые четыре дома был дворник, который не только мел дорожки, но и следил за цветами. Цветы были посажены в соответствии с какими-то сложными математическими расчетами - когда отцветали одни, другие только распускались.
6. Раскованность молодежи проявляется совсем по-другому, они не нажираются и не буянят, как наши. Много молодых людей ездят на мотоциклах, мопедах, велосипедах. Однако отсутствие аэрозольных красок пока спасает наши города от художественного беспредела. У них это бич, потому что весь Милан на уровень человеческого роста изрисован: стены, витрины, двери, все подряд. Но неприличных надписей почти нет, в основном названия музыкальных групп, имена, цветочки, пацифистские значки. Хотя встречаются очень красиво и про-фессионально нарисованные граффити на заборах, стенах, но это уже заказные работы. В некоторых странах с подобными вульгарными граффити борются, но в Италии я ничего подобного не слышал.
7. Когда после Италии возвращаешься домой, то как будто попадаешь в прошлое. Несмотря на обилие иностранных машин на наших улицах, все они выглядят допотопными в сравнении с итальянскими. В Италии очень популярны маленькие машины, которые обладают очень современным и совершенным дизайном. Несмотря на свои малые габариты, внутри они оказываются довольно вместительными.
8. Продавцы в Италии держатся за покупателя. В том месте, где мы жили, раз в неделю на соседней улице устраивался маленький рынок до двух часов дня. Хозяйка нашего дома ходит к одному из торговцев в течение нескольких лет. Продавцы не понимают, что такое обмануть или обвесить клиента, ведь это фактически означает его потерю. Продавец упаковывает товар в коробки и после окончания работы рынка доставляет его домой к клиенту. Итальянцы покупают продукты на неделю, никто не покупает по чуть-чуть. Когда мы зашли в овощной магазин, то были удивлены, что ничего нельзя брать руками - везде лежат одноразовые перчатки, надев которые, вы можете выбрать понравившиеся плоды.
9. У кого бы в Милане я ни спрашивал про якобы знаменитую на весь мир посуду "Цептер", никто ничего внятного на этот счет сказать не мог, хотя по убеждению русских распространителей, какие-то части от посуды производят именно в этом городе. Миланцы не только не догадываются о существовании вышеупомянутого "Цептера", но и остаются в совершенном неведении, что эта посуда лучшая в мире.
10. В сравнении с итальянцами мы едим много и беспорядочно. У них все по-другому. Когда мы приходили в ресторан, мои друзья спрашивали меня: "Первое будешь?" Как оказалось, первое - это не борщ и не суп какой-нибудь, а спагетти, пицца, рис. Второе - рыба или мясо. Салат едят после первого и второго, в конце сыр. К алкоголю тоже своеобразное отношение - пьяных я не видел ни разу. Однажды в ресторане я наблюдал вечеринку, в которой принимало участие человек 12 молодых здоровых парней. На столе у них было бутылки четыре сухого вина, а под конец они заказали одну (!) бутылку лимонной водки.
Об искусстве
Понятие гениальности в современном итальянском искусстве отсутствует как таковое, потому что главную роль играет раскрутка того или иного имени. В принципе любую бездарность можно сделать хорошо продаваемой и популярной, хотя мои работы итальянцам понравились совершенно искренне, и они были готовы купить их, находясь еще в Сибири. Когда я привез эти работы в Милан, то понял, что они разбираются в искусстве. Например, мне не пришлось объяснять покупателю и его друзьям, пришедшим посмотреть мое искусство, что означают те или иные символы и изображения в по-лотнах на библейскую тему. Здесь в России я долго рассказываю зрителям, что к чему, там же не требуется никаких лишних слов - все и так прекрасно знают библейские сюжеты. В Италии есть галереи на любой вкус, ремесло там развито очень хорошо, а то, что у нас называется творческим началом, чем всегда Россия была сильна, там это снивелированно, потребность рынка диктует то, что должны делать люди. Все это красиво, хорошо и даже интересно, но как-то вторично. Ничего нового я для себя в современном итальянском искусстве не открыл. На обратном пути из Италии я очень удачно попал на ярмарку искусств в Москве в ЦДХ, там было море индивидуальностей, море интересных работ. Зато в Италии ремесло доведено до совершенства. Как-то я зашел в галерею и увидел там натурально работы малых голландцев (малыми их называли за небольшие размеры картин интерьерного плана - портреты, натюрморты, жанровые сцены и т. п.), смотрю, дальше Рембрандт висит, Мане, прямо как в Пушкинском музее. Оказывается, это галерея подделок, причем очень профессиональных, там все соответствует оригиналу. Это очень дорогие подделки, а точнее копии, которые могут стоить по 8-10 тысяч долларов, на них выдается соответствующий сертификат.
Что касается классических работ, которые мы привыкли видеть с детства, то они видятся совсем по-другому, ошеломляюще. Например, фреска "Тайная вечеря", она впечатляет даже не потому, что ее сделал Леонардо да Винчи, просто начинаешь понимать совсем другие вещи. Я всегда думал, почему там такая простая композиция: стол, апостолы, Христос и уходящая в даль симметричная перспектива. Оказывается, когда встаешь в середину зала, где фреска находится, то перспектива зала переходит в перспективу фрески и естественно увеличивает пространство, и кажется, что апостолы парят над столом. Все фигуры достаточно темные от времени, несмотря на то, что реставрационные работы ведутся, несколько приглушенный свет, поэтому возникает мистическая обстановка, которая завораживает, даже если вокруг толпы народа. Здесь постоянно толпы посетителей, среди которых мне особенно не понравились японцы: насколько они ценят свои культурные памятники, настолько же наплевательски они относятся к памятникам другой культуры. Я наблюдал их поведение в Миланском соборе, где не разрешают фотографировать со вспышкой. Они же спокойно щелкают своими фотовспышками, при этом ставя ноги на скамейку, где сидят верующие. Все это режет глаз.
Однажды я попал на выставку-продажу авторских отливок скульптур Сальвадора Дали. Стоили они те же 8-10 тысяч долларов, что для наших новых русских сущие пустяки - один раз высморкаться. Сотрудники галереи, узнав, что мы русские, очень оживились и наперебой кричали: "Всего восемь тысяч долларов!" Подумаешь, копейки какие.