Автор: Затравкин Сергей
В Древней Греции, как это, наверное, всем известно, существовала система полисов или городов – государств. Были периоды возвышения одних полисов и падения других, но всё же наибольшего развития достигли Афины и Спарта. Именно об этих городах и пойдёт речь.
Типичная для Греции система образования начала складываться в Афинах в VI веке до н.э., откуда она стала распространяться по другим городам. Начальное образование афиняне получали в школе, в которую поступали в семь лет дети всех свободных граждан. Здесь они обучались письму, чтению, счёту, музыке, танцам, гимнастике.
В IV веке до н.э. появляются средние учебные заведения – гимназии. В гимназиях в учениках развивали мышление и способность рассуждения. В V веке до н.э. очень распространёнными становятся собеседования с философами, софистами (софистами называли учителей, проводящих за определённую плату свои собеседования). В это время ораторское искусство приобретает большое значение, из-за чего многие стремятся научиться ему. Научиться же ему можно было у софистов. Вообще софисты практически всегда отличались большой разносторонностью: они учили и философии, и этике, и политике, и метафизике, и многому другому. Также в Афинах огромную роль играло домашнее образование, но в V веке до н.э. оно стало терять свою значимость.
Особый вид образования сложился в Спарте. С самого детства спартанцы готовились к войне. Больных и слабых детей, которые не смогли бы стать хорошими войнами, сбрасывали со скалы Тайгет. В семилетнем возрасте детей забирали из родительского дома для общественного воспитания. Читать и писать детей практически не учили. Держали их в довольно суровых условиях, и, чем старше становились дети, тем суровее становились условия. Детям выдавали мало еды, приучая их таким образом к лишениям. Чтобы не умереть с голоду они должны были воровать, что учило их ловкости и хитрости. Попавшихся за воровством детей наказывали плетью: но наказывали их не за воровство, а за неосторожность. Был случай, когда мальчик украл лисицу и спрятал её в своей одежде. Чтобы его воровство не оказалось открытым, он не подал виду, когда животное стало терзать его тело. Так он и умер, однако до его смерти никто не узнал об этой краже.
В детях воспитывали храбрость, силу, ловкость, находчивость, патриотизм и умение подчиняться начальству. Также спартанцев учили коротко и ясно говорить. Именно из Спарты и пошёл лаконичный тип речи.
В Спарте образование было подчинено жёсткому государственному контролю. Направлено оно было главным образом на развития тех качеств, которые могли бы пригодиться человеку на войне, об остальных же качествах спартанцы мало заботились. В Афинах образование представляло собою практически противоположное: строгого государственного контроля за полным образованием не было, не было уделено такого внимания физическому развитию, однако в Афинах были развиты наука и философия. И тот и другой типы образования приносили свои плоды: Спарта на протяжении веков была самым сильным в Греции государством, спартанская армия не имела себе равных. Афины же (а также многие другие города, имевшие похожую систему образования) достигли огромных высот в философии, науке, также были высоки и достижения в культуре.