В жизни каждого человека бывают мгновения, когда хочется прикоснуться к прекрасному, например, хоть на минуточку заглянуть в мир поэзии.
И тут на помощь приходит исследователь-глубинник, мастер своего критического дела и выкапывания новых талантов
Приглашаю вас, драгоценные читатели, познакомиться с творчеством неизвестного пока еще молодого поэта Музы Пегасовой на примере ее небольшого стихотворения, которое предлагаю познавать по анализировать по четверостишиям.
Прочтем первое:
Одна девочка влюбилась
В одноклассника Антона.
Той же ночью ей приснились
Два тюльпановых бутона.
С первой же строчки перед нами появляется героиня, и мы узнаем, что она влюбилась. Автор сразу притягивает нас к тексту, мы начинаем следить за разворачивающимися действиями. Первая строка звучит как обещание прекрасной и трагической истории любви. Впоследствии мы именно ее и увидим. Даже такая часто употребляемая фраза, начинающая стихотворение, с подачи автора открывает нам великолепный мир любви, символом которого поэт называет два тюльпановых бутона, олицетворяющих героя и героиню. Героиня видит этот символ во сне -- это предсказание, это знак, больше в наличии любви героиня не сомневается.
Вторая строка сообщает милые подробности о герое. Это одноклассник героини, и имя ему Антон.
Ознакомимся со вторым четверостишием:
Утром в школе нежным тоном
Эта девочка спросила
Одноклассника Антона,
Что ему в ту ночь приснилось.
Героиня, еще не оправившаяся ото сна, являющегося знамением и символом любви, глубоко интересуется сном ее возлюбленного. Ее интерес понять легко: находясь под впечатлением, может быть, даже в некотором роде гнетом, нового для нее чувства, девочка, интересуется, скажем так, что думает по ее поводу герой. Поэт тонко изображает психологию героини, а мы понимаем, что окажись мы на ее месте, попади мы, не дай Бог, в такое положение (а чем черт не шутит!), поступим бы так же. Автором проделана огромная, титаническо-колоссальная работа. Это настоящий психологическо-философский поиск.
В этой строфе автор еще более заинтриговывает нас -- мы торопимся узнать, что же будет дальше. Мы ощущаем трепет героини, с легкой руки поэта происходит перевоплощение -- и уже мы ждем ответа на волнующий нас вопрос. Конец строфы, иными словами, конец последней строчки четверостишия -- это момент наибольшего напряжения. Сейчас мы мечемся меж двух огней, блудим в трех соснах, мы совершенно не подозреваем характера концовки: или смерть героини, или смерть героя, или еще что-нибудь. Мы осознаем, что от ответа героя зависит вся ее дальнейшая жизнь, даже на двадцать минут вперед.
Давайте задержимся на этой высшей точке произведения (если иметь в виду психическое напряжение) и попытаемся почувствовать, что чувствует героиня. Девочка находится в прекрасном полете, она любит все кругом и даже грязь на кроссовках героя.
Мы задержались на пике напряжения, изо всех сил ожидаем развязки... Не будем тянуть кота за хвост и испытывать ваше терпение, ненаглядные читатели, обратимся к заключительной строфе.
Мне один бутон приснился, -
Отвечал Антон злорадно.
И в толпе он растворился
Для девчонки безвозвратно.
Видите, как. Кто-то ожидал прекрасной сцены ответной любви, когда герой восклицает: "Всю ночь я не спал, я думал только о тебе, какие тут сны! Я так ждал нашей встречи, чтоб сказать тебе о, несравненная, что я люблю тебя!" У героини на глазах слезы, и после уроков они отправляются в парк слушать, как поют птицы и кормить белочек... А тут автор даже не оставляет никакой надежды -- растворение в толпе героя безвозвратно.
Нам безмерно жаль героиню. Она с ним, как с человеком, а он... Вот и пожалуйста -- "любовь зла", куда уж лучшее подтверждение. Кто испытал такое на себе, поймет, что значит со злорадством отвергнутым, а кто не испытал -- испытайте!
Автор выводит в своем произведении сугубо отрицательного героя. Он злораден, эгоистичен, даже в снах он видит исключительно одного себя, не воспринимая рядом с собой никого. Тем более, ему совершенно наплевать, что будет с героиней.
Оптимисты предполагают, что она все-таки отыщет себе более достойную пару, а герой будет наказан за свою бесчеловечность (например, получит двойку по истории). Пессимисты, очевидно, подумают, что героиня, не вынеся потрясения, решив, что далее нет смысла жить, свела счеты с жизнью.
Вернемся к автору. Показывая два мира -- любви и злорадства (то есть нелюбви), поэт делает удачный ход, изображая миры в противопоставлении. Вместе с любовью героини мы поднимаемся в облака, но поведение героя обрезает нам крылья, и мы с треском падаем. Автор на протяжении всего стихотворения заставляет читателя находиться в напряжении и бесконечном ожидании. Но даже прочтя заключительную строку, читатель не успокаивается, более того, он волнуется за продолжение. Автор убивает в сердце героини, и в нашем тоже, надежду. Последняя строчка повисает в воздухе, вселяет в нашу душу тревогу, хотя, по идее, должно наступить успокоение. Поэт, умышленно или нет, заставляет нас переживать, снова и снова.
Он вводит читателя в сомнение: стоит ли влюбляться так бездумно, в кого попало. Но и автор, и мы, знаем, что любовь слепа, особенно в своей кульминационной стадии. Поэт пытается оберечь нас от необдуманного шага, понимая, что это бессмысленно по сути своей. Но не нужно переоценивать плоды проделанной автором работы.
Т. ТАЕВА.