Спросите любого знатока или ценителя музыки новосибирских популярных коллективов - завсегдатаев клубов "888" и "Мэдисон", - какой из ансамблей высоко держит свой рейтинг, и вы наверняка услышите ответ: "Электро-Акустик Бэнд" Николая Свищева. То же скажут вам и менеджеры вышеупомянутых клубов
НЕ МНОГО найдется в мире ансамблей, исполняющих чисто гитарную музыку в ее электроакустической версии. Услужливая память джазового эксперта подсказывает три варианта, по крайней мере, запечатленных на CD: канадский "The Concord Jazz Guitar Collective", ансамбль братьев Розенбергов "Gypsy Kids" из Германии и франко-цыганский квартет со скрипкой "Latcho Drom". В России, насколько мне известно, подобных ансамблей нет.
В Сибири - теперь уже есть. Гитарист и банджист Николай Свищев, известный у нас и в Финляндии, Швеции, Германии как участник групп "Siberian Jazz Band" и "Siberian Jazz Project", в августе прошлого года обдуманно и уверенно взял на себя смелость приступить к реализации проекта трехгитарного ансамбля. Назвал он его "Электро-Акустик Бэнд". Расшифруем название, не вдаваясь в мелкие детали. Каждый из участников трио играет на фирменном инструменте (будь то Ovation или Fender), то бишь на акустической гитаре, перед которой стоит микрофон. Это для работы в небольшом клубе или ресторанчике. Когда датчики гитар подключаются к электронным усилителям, звучания становится достаточно и для большого концертного зала. Как видите, все весьма просто. Варьируя сочетания "нормального" и "электронного" звуков, добавляя вокал, можно получить самые различные эффекты, для любой публики и творческих задач.
Автор этих строк по роду службы вот уже несколько месяцев внимательно следит за эволюцией "Электро-Акустик Бэнда". Активно расширяется репертуар, для чего слушается и изучается очень много музыки; проводятся эксперименты со звуком (металлические струны могут меняться на нейлоновые, вводятся электронные новации, меняются инструменты и т. д.), шлифуется английский язык, усиленно постигаются тайны и нюансы драйва и свинга.
Что характерно для этого трио в человеческом плане? "They are clean", как сказали бы американские джазмены. То есть полное неприятие старых алкогольно-ресторанных традиций (увы, эти традиции в крови очень многих музыкантов более старших поколений, что проявляется, даже когда удается вырваться на гастроли за границу).
Здесь в основу угла положено только творчество (хотя и материальный элемент отнюдь не исключен), а малый формат трио позволяет избежать таких местечковых болезней, как бахвальство, зазнайство и зависть.
Говорит основатель и лидер группы Николай Свищев: "Я ушел из ресторана давно, хотя провел там почти десяток лет. Причина моего ухода - полное отсутствие творчества и застой. Я начал серьезно оценивать себя и искать альтернативу, хотел реализации не как сайдмэн, а именно как солирующий гитарист. В зарубежных гастрольных поездках на Запад, особенно в прошлом году, я вплотную почувствовал современные тенденции в гитарной музыке и ее возможности - возврат к живому звуку, к натуральной акустике. Отсюда вытекают перспективы и конъюнктура нашего бэнда. Очень важны элементы шоу (без этого конкурировать невозможно) и современный саунд. То есть мы хотим объединить импровизационность джаза, блюзовые традиции старых мастеров, элементы фламенко и латиноамериканской музыки и цыганский характер.
Мы нашли общий язык с Сашей Накрохиным и Леней Мельниковым. (На первых порах функцию поющего басиста в "Электро-Акустик Бэнде" выполнял Петр Ржаницын, ветеран новосибирской джазовой сцены.) Кумиром для нас, конечно, сейчас является Джанго Рейнхардт, хотя сам я в свое время воспитывался на музыке Джими Хендрикса и Марка Нопфлера, потом стал много слушать Уэса Монтгомери, Джима Холла, Кенни Беррелла и Барни Кессела. Следующим был Джон Маклоклин, он первым соединил блюз и элементы фламенко. А вообще, сейчас много современных гитаристов, играющих акустический джаз, под влиянием музыки джипси. Нужен универсальный язык, к которому мы и стремимся, добиваясь камерности звучания, уместной и в клубе, и в концертном зале. Гитарист-вокалист Александр Накрохин: "На гитаре я бренчал еще со школы, потом профессионально работал в ресторане. С возрастом понял, что это не для меня, не то. Коля Свищев ходил около меня кругами, и вот мы стали выступать сначала гитарным дуэтом, потом в трио. Я осознал, постепенно, свою ущербность - быть на вторых ролях, прятаться за кого-то. Возникла потребность в перфектности, в чисто ремесленной работе, которая называется - правильно играть аккомпанемент. В трио не спрячешься: нет барабанов, синтезаторов и прочего, что создает иногда шумовой эффект. У нас в ансамбле застоя не будет, потому что есть цель - саунд, и гитарное трио открывает большие возможности. Думаю, что наш период зазнайства уже позади, а впереди - большая и серьезная работа".
Басист Леонид Мельников (он один из всей троицы - типичный рокер с длинными волосами, но при этом неожиданно улыбчив, интеллигентен, деловит и напорист): "Я с 1987 года был лидером популярной в свое время группы "Город Дит", играли хард-рок, вели с помощью Сергея Бугаева активную концертную деятельность, побывали за границей, выпустили четыре альбома. Получилось так, что я месяц прожил в Японии; там я понял, что такое акустическая музыка, что она открывает для меня новые горизонты. Постепенно "Город Дит" отошел на второй план, хотя и продолжал существовать. Раньше я ориентировался на бас-гитариста Стива Харриса из "Iron Maiden", но обращал внимание и на басистов у Эл Ди Меолы и Маклоклина, где работа бас-гитары поднята на недосягаемую высоту. Сейчас, конечно, мне очень нравятся Маркус Миллер и Стэнли Кларк. Последний - особенно еще и как композитор (он автор музыки к двум частям фильма "Смертельное оружие"). Я начал понимать, что в хорошем ансамбле басист может достичь прекрасных результатов, и поэтому участие в "Электро-Акустик Бэнде" меня нисколько не смущает. Помню, раньше, когда "Город Дит" почти заканчивал концерты, мы оставались на сцене вдвоем с нашим вокалистом Володей, без синтезаторов, барабанов и прочего, и выступали практически в акустическом варианте, исполняя баллады. Тогда у меня и эмоциональный настрой был лучше, настроение поднималось. Наш сегодняшний бэнд обладает большей открытостью
Александр МЕЗДРИКОВ, специально для "Новой Сибири"