Сегодня исполняется 116 лет со дня начала судоходства по Морскому каналу Петербурга. Торжественное официальное открытие канала состоялось в присутствии Императора Александра III в 1885 г. Этот год можно считать датой рождения и нового Санкт-Петербургского порта на Гутуевском острове, позже известного под названием Ленинградский морской торговый порт. С 1992 г. на данной территории работает группа компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
Как пишет в своей книге историк Усанов, канал сооружался в течение 9 лет с целью дать возможность морским судам доставлять грузы прямо в порт. Раньше это было невозможно вследствие мелководья Маркизовой лужи - Невской губы. Коммерческий порт находился в Кронштадте, где грузились и разгружались все торговые корабли, а затем начинались многочисленные перегрузки: в пакгаузы, на речные суда, буксируемые в Петербург, в прибрежные склады, а затем отправлялись гужевым транспортом к железнодорожным станциям, речным пристаням или рассылись по городу.
В сложившейся ситуации город объявил конкурс на лучший проект Морского торгового порта. Участникам предлагалось разработать план обустройства гавани Петербурга и строительства удобного судоходного канала. Победителем конкурса был объявлен Николай Путилов, инженер и предприниматель. Точность траектории сооружения до сих пор удивляет специалистов. Канал соединивший Петербург и Кронштадт, был прорыт от Невы до малого Кронштадтского рейда. Общая длина канала составила 32 км (25 морских миль). Объем земляных работ - более 6 млн. куб. м (656,5 тыс. куб. саженей в старом исчислении). Глубина канала - 6,1 м. Ширина по дну в части, огражденной дамбой, составляет более 85 м, а в открытой части доходит до 105. Стоимость сооружений канала в XIX веке была оценена в 10,165 млн. руб. - фантастическая по тем временам сумма. На тот момент во всем мире канала, подобного петербургскому, не было. С большими оговорками, его можно было сравнить только с одним каналом - Суэцким, прорытым и начавшим действовать за 7 лет до начала строительства петербургского Морского канала.
По окончании своего строительства канал еще много раз углублялся и расширялся. Сегодня его ширина на разных участках составляет от 80 до 120 м, а глубина с середины XIX века увеличилась вдвое - через канал проходят суда с осадкой до 11 м. Канал действует в двух направлениях - одновременно суда могут идти и в одну, и в другую сторону, правда, при условии что их длина не будет превышать 150 м. Запланированная пропускная способность канала - 12 тыс. заходов/выходов в год. Но обычно он загружен гораздо больше. В прошлом году, например, через канал прошло около 20 тыс. судов, большая часть которых обрабатывалась затем в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
Впрочем, руководство Морского порта не думает только о прошлых достижениях и победах, а намерено построить рано или поздно новый Морской канал. Он, в частности, позволит судам длиной свыше 200 м подходить непосредственно к набережным города и к Морскому вокзалу.