ОРГАНЫ Федерального казначейства изменили с начала финансового года методику учета налоговых платежей. Хотя в момент принятия это решение практически никем не было замечено, оно повлекло за собой серьезные последствия для бюджетов регионов и местных самоуправлений. Вынужденной реакцией на это решение стало постановление мэрии Новосибирска, ограничившее проведение налоговых взаимозачетов. До нового года учет налогов по бюджетам трех уровней - городскому, областному, федеральному - проводился отдельно. Предприятие могло погашать задолженность перед городским бюджетом по взаимозачету, поставляя городу необходимую продукцию. При этом финансовое положение города не ухудшалось. Более того, благодаря взаимозачетам на начало 1996 года задолженность предприятий перед городским бюджетом была незначительной по сравнению с бюджетами других уровней. Сегодня любой проведенный городом взаимозачет рассматривается казначейством как общий платеж во все три бюджета. Чем это оборачивается? Предположим, завод химконцентратов проводит бартерный зачет с городом на сумму 5 млрд рублей. По новой методике доходная часть городского бюджета увеличивается на 1,5 млрд, а 3,5 млрд город оказывается должен другим бюджетам. Когда на следующий день какой-нибудь плательщик Калининского района вносит "денежный" платеж, законная доля "живых" денег городского бюджета идет на покрытие образовавшейся задолженности в бюджеты других уровней. Комментируя постановление мэрии, Виктор Толоконский сообщил корреспонденту "Новой Сибири": "Если в прошлом году 62 процента налоговых поступлений имели денежную форму, то в апреле 1996 года уже более поло-вины поступлений прошло по взаимозачетам. Продолжать взаимозачеты и при этом устойчиво финансировать хозяйственные нужды города стало физически невозможно. Мы вынуждены были пойти на такую жесткую меру, как ограничение взаимозачетов. Думаю, что аналогичное решение примет и областная администрация. Я отдаю себе отчет в том, что это приведет к отрицательным последствиям: усложнит положение многих предприятий, повлечет рост налоговой задолженности в бюджет, придется уменьшить реальное обеспечение хозяйственных статей расходов, покрывавшихся за счет взаиморасчетов (теплоснабжения, городского транспорта, строительства). И все же я как неисправимый оптимист надеюсь, что Министерство финансов, посмотрев на последствия своих действий, восстановит методику раздельного учета налогов".
Кирилл НАКОНЕЧНЫЙ, "Новая Сибирь"