Как уже сообщала "Советская Сибирь", в большом зале администрации Новосибирской области состоялось совещание с главами муниципальных районов, городских округов и председателями районных Советов депутатов.
Вел заседание губернатор Виктор Толоконский. В завершение разговора Виктор Александрович подвел предварительные итоги социально-экономического развития области и наметил задачи, которые предстоит решать исполнительным и представительным органам государственной и муниципальной власти в 2005 году.
За пять лет работы главы администрации области Виктора Толоконского (напомним, Виктор Александрович вступил в должность 17 января 2000 года) сложилась такая традиция: на первом в новом году аппаратном совещании он излагает свое видение проблем.
- Мои коллеги с чем-то соглашаются, с чем-то - нет, мы все вместе обсуждаем и принимаем соответствующее постановление, - начиная свою речь, губернатор заметил, что он еще не располагает текстом, где задачи года были бы системно изложены. Это пока тезисы, написанные им от руки. Тем не менее разговор о планах на будущее очень важен: чтобы у всех участников совещания была возможность обдумать сказанное перед заседанием областного актива, намеченного на 18 февраля.
Прежде чем акцентировать внимание на предстоящих задачах, Виктор Александрович привел некоторые данные по экономическим результатам 2004 года:
- Я привожу не "статистические" цифры, но погрешность может быть не более одной десятой процента.
Заметим, что Виктор Толоконский оперировал полученными данными только в сравнении - либо с прошлым годом, либо с аналогичными российскими показателями. Такой анализ дает возможность любому человеку, даже не имеющему, как наш губернатор, базового экономического образования, понять, каково место Новосибирской области в федеральной оценочной парадигме.
Жизнь познается в сравнении
Рост валового регионального продукта в 2004 году составил восемь процентов, а за пять последних лет - 58 процентов, что означает почти 12-процентный среднегодовой прирост.
Рост ВВП в целом по России за минувший год не превысит семи процентов. До получения официальных статистических данных называют примерно 6,8-6,9 процента.
Рост объемов промышленного производства в области более чем на три процентных пункта превысил общероссийский показатель, соответственно: 9,6 и 6,4 процента.
- И это без сырьевой промышленности, без монопольно организованной металлургии, без таких прибыльных отраслей, как газовая, топливно-энергетический комплекс, - губернатор далеко не полностью перечислил составляющие той базы, за счет которой в основном и достигается рост федеральных процентов.
Наша область, лишенная этих, обусловленных природой, источников богатств, сумела найти собственные "точки роста".
Губернатор напомнил о спорах, которые ему пришлось вести при их поиске. Одни убеждали, что акценты в развитии расставлять нужно с учетом инфраструктурных особенностей Новосибирской области. Именно инфраструктурные услуги (банковские, торговые, транспортные) содержат высокий потенциал развития. Не отрицая этого фактора, команда губернатора настаивала на ставках развития промышленности, точно зная, что этот сектор содержит очень важный - налоговый - потенциал. Особые надежды связывались с машиностроением, где уже явной стала концентрация инновационных технологий. По предварительным оценкам, тут прирост составит 15 процентов.
За пять последних лет товарооборот области вырос почти вдвое, в то время как по РФ - на 58 процентов.
Наиболее высокая динамика отмечается и в реальных доходах населения: за год они выросли на 20 процентов (по РФ - 10), за пять лет новосибирцы почти удвоили свои доходы - а точнее, их рост составил 93 процента (по РФ - 70).
Если бы "запел гудок заводской"
Если бы "запел гудок" на каждом из построенных заводов в минувшем году, то получился бы неплохой хор.
- Мы еще не получили эффект от вводимых мощностей новых предприятий, ждем его в 2005 году, - это дает основание губернатору прокомментировать приведенные данные как далекие до "исчерпания резервов".
Приведем тут тоже далекий до исчерпания список новых заводов, инвесторами которых зачастую выступали не только российские, но и зарубежные предприниматели: завод по производству стройматериалов в Криводановке, в Бердске введено в строй огромное предприятие по производству медицинского оборудования, тот же профиль у новостройки в Ленинском районе. В сельских районах строились перерабатывающие предприятия. В Усть-Тарке, например, сдан в эксплуатацию молокоперерабатывающий комбинат.
Что касается развития агропромышленного комплекса, то результатом последовательной политики администрации области стал "качественный сдвиг по закупу молока в личных подсобных хозяйствах". Виктор Александрович Толоконский привел такие данные: закуп молока вырос на 30 процентов. Надо отметить, что это не только экономически, но и социально важный показатель развития области.
То, что аршином не измеришь
Поразительно, но в ряду первых задач действующей политической системы губернатор назвал духовный, нравственный рост.
Конечно, нет такого "аршина", с помощью которого измеряется этот показатель. Но Виктор Толоконский убежден, что недостаточное духовно-нравственное развитие общества напрямую влияет на экономику.
Важно и "улучшение взаимодействия органов власти с населением". "Без этого не может быть эффективной политики", как и без активного влияния общественности на кадровый состав структур власти.
В этом же ряду стоит и требование "обеспечить законность, правопорядок, исключить злоупотребления и коррупцию". Безупречность власти - на такой основе базируется ее авторитет.
- Кто не соответствует этим требованиям, работать в исполнительных органах области не будет, - строго предупредил Толоконский.
Говоря о формировании политической системы, он нацелил коллег на правильное понимание процессов, происходящих в обществе:
- Партии и власть не могут оставаться "сами по себе". Нужно учиться взаимодействовать, искать приемлемые форматы для проведения эффективной политики.
Вода, тепло, канализация и... власть
- Качественная работа жилищно-коммунального хозяйства - основная сфера приложения сил местной власти, от этого зависит ее авторитет, - вот так от высоких сфер политики Виктор Александрович "заземлил" своих коллег-муниципалов, напутствуя оценкой: "Сложившаяся система не может считаться эффективной".
Как сделать шаг от достигнутого - надежности ЖКХ - к эффективности, стоит подумать вместе с представительной властью на местах. Вместе предстоит решать все житейские проблемы, но спрос, и это губернатор подчеркнул, "будет не с сельсоветов, а с вас", то есть с исполнительной власти.
- Нужен учет услуг - по счетчикам, за что платим. Это несложно. Нужно психологически сломать эту систему - тут огромный резерв, - считает Толоконский, имея в виду экономию бюджетных денег. По его расчетам, она может достигать 50 процентов.
Бюджет: оптимизация - от слова "оптимизм"
"Оптимизация бюджетных расходов по всем статьям" - это и требование, и позиция губернатора. Виктор Александрович, следуя собственным убеждениям, принимает в 2005 году беспрецедентные решения по структурным изменениям в бюджетной сфере.
Так, в планах главы областной администрации - перевести часть бюджетных организаций области в статус автономных некоммерческих "юридических лиц", которые будут получать целевой государственный заказ на выполнение конкретных видов услуг. Что это даст?
По мнению Виктора Александровича, это оптимизирует бюджетные расходы, изменит качество услуг и откроет для данных структур доступ к рынку, где также можно "продавать" услуги.
Организации, для которых такая свобода окажется более приемлемой формой деятельности, "есть во всех сферах", считает губернатор. В качестве примеров он привел врачебно-физкультурный диспансер и филармонию, кратко проанализировав бюджетные взаимоотношения с ними.
Более подробно Виктор Толоконский остановился на опыте изменения "товародвижения" и электронных торгов при закупе лекарств на бюджетные деньги. Он попытался экстраполировать этот опыт на другие сферы приложения государственных средств, настаивая на том, что везде "нужны адекватные технологические механизмы". "Это будет жесточайшее требование к областным закупкам", - подчеркнул губернатор. И его можно понять, так как в новосибирских больницах цена лекарств по сравнению с соседними регионами снизилась вдвое.
Плодом всех "оптимистических" усилий должен стать бездефицитный бюджет, который гарантирует выполнение платежного календаря каждого месяца.
О такой зоне мечтает каждый
Нацеливая коллег на усиление инвестиционной деятельности, губернатор Виктор Толоконский привел более чем убедительные примеры.
Новый электрометаллургический завод, который будет построен в Новосибирске, даст около тысячи рабочих мест. В планах - строительство перерабатывающих предприятий в Каргатском, Мошковском районах, в Черепановском будут выпускать стройматериалы, готовится вторая очередь завода "Марс", в Толмачево, на Западно-Сибирской железной дороге будет сдано несколько крупных объектов... И все это - благодаря привлечению инвестиций.
Совет от губернатора: "администрированием и налоговым сопровождением реализовывать как можно быстрее" инвестиционные проекты - вот задача власти сверху донизу.
Большой интерес вызвала информация о создании особой экономической зоны в Академгородке. Во время январского визита Президента Владимира Путина в Новосибирск вопрос о технопарке был решен.
Управлять "зоной" развития инновационных технологий будет дирекция, которой передаются все функции власти - от государственной до муниципальной. Льготы будут предоставлены и от федеральной власти - по ЕСН (единому социальному налогу), и от областной - налог на прибыль и имущество, и от муниципальной - плата за землепользование. Таможенные пошлины для продукции технопарка отменяются и не подлежат таможенной чистке. Но чтобы стать резидентом в этой "зоне", нужны обязательства по инвестированию в 10 миллионов евро.
Старые истины о главном
Губернатор совсем не на последнее место поставил две задачи: рост реальных доходов и строительство жилья. Но мы говорим об этом, как о "сладком", - последнем информационном блюде. Потому что наши мечты полностью совпадают с "хотением" власти.
Виктор Александрович убежден:
- Рост реальных доходов населения - ключ к решению большинства проблем всех уровней власти. Ставлю задачу по росту таких доходов в хозяйственной и предпринимательской сфере - на 32 процента.
Губернатор тут же "разложил" на составляющие эту задачу: 5 - 7 процентов даст экономия на ЕСН, который снижен в этом году, 8 - 9 процентов - за счет роста производительности труда, 10 процентов нужно добавить на инфляцию, 3 - 5 процентов добавится за счет "легализации" зарплатных "конвертов". "Это скажется на налогах, именно это интересует власть", - уточнил Виктор Александрович, настаивая на утверждении, что "теневых доходов еще много". В качестве инструмента влияния на руководителей, которые избегают легализации зарплат, он назвал администрирование, усиление контроля: "А те, кто не выполняет требований, не могут рассчитывать на государственную помощь и поддержку власти".
Для увеличения доходов сельского населения губернатор посоветовал разработать специальные программы по поддержке личных подсобных хозяйств, народных промыслов, заготовок рыбы, дикорастущих трав и плодов и т.д.
Рост доходов бюджетников планируется в пределах 20 процентов.
Исходя из позиции губернатора, можно сказать, что жилья много не бывает.
- Мало строим. Нужно создавать условия для застройщиков, - сказал губернатор и уточнил задачу на 2005 год: миллион квадратных метров. - Если без резкого роста строительства жилья давать кредиты, это приведет лишь к удорожанию квадратного метра на рынке.
Поставленные цели, повторим, совпадают с желаниями большинства людей. Теперь дело за тем, чтобы столь же дружными усилиями приняться за реализацию этих программных задач.