work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


История Астрахани

История города Астрахань и Астраханской области

"Забытые новости" городов можно посмотреть или добавить на историческом форуме

или в теме "Забытые новости Астрахани"

КРИЗИС НЕ В ЭКОНОМИКЕ, А В УПРАВЛЕНИИ

Дата публикации: 2019-06-03 01:25:12
Дата модификации: 2019-06-03 01:25:12
Просмотров: 706
Материал приурочен к дате: 2001-02-07
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2001-02-07 Материалы за: Год 2001
Автор:
Наше интервью



В конце прошлого года в рамках межправительственной российско-французской программы административного сотрудничества в городе Лилле побывали представители ряда регионов нашей страны. Здесь стажировались сотрудники различных административных органов, среди них был и ответственный секретарь ассоциации муниципальных образований Астраханской области В.Г. Элеменкин, с которым мы и побеседовали.

- Владимир Георгиевич, много ли полезного можно извлечь из зарубежного опыта, с которым вы познакомились, находясь во Франции?

- Безусловно, поучиться здесь есть чему. Хотя власть в этой стране до сих пор чрезвычайно централизована, однако уже не первый год предпринимаются серьезные шаги по ее децентрализации. Причем во всех властных структурах имеется понимание того, что процесс этот полезен, дает нужный эффект. В частности, позволяет успешно решать одну из главных задач – реально повышать уровень благосостояния населения.

- Значит, государство постепенно снимает с себя те или иные обязанности?

- Да, руководствуясь при этом целесообразностью. Например, в стране нет муниципальных учреждений здравоохранения, вся медицина – в частных руках. Жилищно-коммунальное хозяйство – тоже.

- И как, граждане довольны?

- Пожалуй, это вполне устраивает большинство из них. В отличие от России, это государство не тратит огромные деньги на финансирование медицинского, коммунального, транспортного обслуживания населения, считая это абсолютно бесполезным занятием, пустой тратой бюджетных средств. Иное дело – адресные дотации малоимущим. Любопытно заметить, что в бюджете региона Нор-Па-де-Кале, речь о котором пойдет чуть ниже, составившем в 2000 году 28 млрд. франков, 18 млрд. – дотации со стороны республики и Европейского сообщества. Нуждающиеся люди получают определенные суммы, которыми распоряжаются по собственному усмотрению. Что достигается благодаря этому? Во-первых, не транжирятся государственные деньги, во-вторых, существенно удешевляются вышеперечисленные услуги, обеспечивается их высочайшее качество.

- Об этом мы только мечтаем. А, оказывается, все так просто, нужно лишь действительно захотеть одолеть проблему, перейти от бесконечных дискуссий о дотационных выплатах, которые почти ничего полезного не дают, к принятию грамотного решения. Кстати, это касается не только того, о чем говорилось выше, но и других сфер нашей жизни, где тоже много неразберихи, плохо продуманного. Отсюда и глубокий кризис в экономике, из которого с огромными потугами выкарабкиваемся.

- На мой взгляд, он порожден прежде всего кризисом в нашей системе государственного управления, не выдерживающей никакой критики, крайне неэффективной. Вот как она устроена во Франции.

Органами госвласти здесь являются регионы, департаменты и районы, их руководители – префекты и субпрефекты назначаются президентом и премьер-министром страны.

- Думаю, читателям интересно узнать, что они собой представляют, каким образом функционируют.

- Во Франции 26 регионов, возглавляемых префектами, под началом каждого работает тысяча сотрудников. Надо заметить, им не подчиняются главные казначеи, назначаемые на эту должность министром финансов государства. Тем самым предупреждаются различные финансовые злоупотребления.

Представительным органом здесь является Региональный совет, избираемый населением. Скажем, в регионе Нор-Па-де-Кале (4 млн. жителей) с центром в г. Лилль (1,5 млн. человек), он состоит из 113 депутатов, имеет избранного из своего состава председателя, у которого 15 заместителей, и 10 председателей комиссий. В аппарате совета тысяча сотрудников.

Нелишне заметить, что вознаграждение за депутатскую деятельность составляет 15 тысяч франков в месяц (по нынешнему курсу 1 фр. = 3,6 руб.). Кроме того, еще 3 тысячи франков добавляется за представительство в одной из комиссий. Видите, насколько высоко оценивается у них труд депутатов.

- Но, видимо, и спрос с них соответствующий?

- Конечно, от депутатов требуют профессиональной работы, высокой отдачи, политической трескотней им заниматься некогда.

Каковы основные полномочия региона? Это обустройство территории, привлечение инвестиций в ее развитие, решение вопросов экономического характера, а также связанных с охраной окружающей среды, культурой, образованием.

Неким аналогом укрупненного района России является здесь департамент, проводящий политику и исполняющий часть полномочий региона, в основном в социальной сфере, и в первую очередь в борьбе с безработицей, защите потерявших рабочие места, малоимущих. Префект действует совместно с генеральным советом департамента во главе с его президентом, состоящим из депутатов, избираемых населением. В аппарате управления несколько сотен сотрудников.

Последней ступенью государственной власти является район, управляемый супрефектом. Представительного органа он не имеет, в основном помогает на своем уровне властям региональным и департаментов в решении социальных проблем граждан. Супрефект подчиняется префекту департамента, имеет небольшой, примерно из 10 сотрудников, аппарат управления.

И, наконец, о муниципальных образованиях (города, поселки, села). Замечу, во Франции, несмотря на ее чрезмерную централизацию, очень уважительно относятся к праву граждан на местное самоуправление. Его осуществляет каждое поселение численностью населения от 200 человек. Очень важно, что вмешательство в деятельность органов местного самоуправления со стороны государственных чиновников района, департамента, региона, республики строго наказывается правосудием вплоть до отстранения виновных от должности.

- То есть полностью исключено “телефонное право”, самостоятельность не декларируется, а по-настоящему предоставляется?

- Именно так. Причем, что очень важно, в том числе и экономическая, позволяющая иметь нормальный бюджет.

- Как раз этого, к сожалению, не наблюдается у нас.

- Давайте сравним. Бюджет здешнего городка Сант-Андре с населением в 10 тысяч человек (это примерно столько же, сколько людей проживает на территориях наших Старокучергановского, Солянского или Красноярского сельсоветов) составлял в 2000 году 100 млн. франков, то есть 360 млн. рублей. А в наших Харабалях, где населения вдвое больше, он составил всего лишь 11,5 млн. рублей. Вот, как говорится, и почувствуйте разницу.

- Каким же образом у них складывается столь внушительный, в тридцать с лишним раз больше харабалинского, бюджет?

- Государство разумно подходит к его формированию. Парламентом четко закреплены за муниципалитетами собираемые здесь налоги, в их бюджетах они составляют 40-50 процентов. До 10-30 процентов средств – республиканские дотации. Около 40-50 процентов бюджетов – доходы, получаемые от сдачи в аренду всевозможного имущества. Отсюда и весьма приличная сумма, которой ежегодно располагает муниципалитет. Кстати, имея ее, согласно действующему там законодательству он обязан решать различных вопросов примерно в три раза меньше, чем органы местного самоуправления в России.

- Словом, это не пресловутый Тришкин кафтан, который приходится безуспешно делить руководителям наших сел, поселков, городков, чтобы хоть как-то свести концы с концами, обеспечить порой жалкое существование территории.

Опять же возьмем в качестве примера упомянутый город Сант-Андре, где проживает всего-навсего 10 тысяч человек. В аппарате его администрации 50 сотрудников, расходы на их содержание составили в прошлом году, если перевести на наши деньги, 115 млн. рублей. А вот те же показатели по Харабалям (напомню, здесь населения вдвое больше): в его администрации было 11 работников, на их содержание было отпущено 0,87 млн. рублей. Простите, но о каком качестве управления можно рассуждать при такой ситуации?

- К какому главному выводу вы пришли, познакомившись с опытом французов?

- Применяемая здесь система управления территориями эффективна, она дает широкие возможности для их нормального экономического развития. Очень важно, что руководят процессами в большинстве своем высокопрофессиональные, глубоко заинтересованные в результатах своей работы специалисты, а не безграмотные дилетанты. У нас, к великому сожалению, таких во властных структурах немало.

- Это – мягко говоря…

- Согласен. Причин тому несколько, одна из них – безответственность определенной части наших избирателей, не желающих серьезно думать, анализировать положение дел, готовясь проголосовать за того или другого претендента на высокий командный пост. Многие по-прежнему “клюют” на их щедрые обещания, безоглядно верят грязным выпадам в адрес соперников. В итоге получаем то, что получили после последних выборов в органы местного самоуправления: область потеряла несколько весьма талантливых глав муниципалитетов, много сделавших для блага их населения. Считаю, что мы еще не раз об этом пожалеем.

В общем, изучив зарубежный опыт, еще раз пришел к выводу, что нам, россиянам, надо его широко использовать, а не тратить дорогое время на придумывание каких-то своих, “особых” законов, способов организации нашей жизни. Ведь, как известно, законы Ньютона одинаково действуют и во Франции, и в Астраханской области.

БЕСЕДОВАЛ А. КИРЕЕВ.
Описание материала: В конце прошлого года в рамках межправительственной российско-французской программы административного сотрудничества в городе Лилле побывали представители ряда регионов нашей страны.

Остальные материалы раздела: История Астрахани

Предыдущая ПРОЕКТ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Следующая ОРИЕНТИР – КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

Адрес страницы: link

В конце прошлого года в рамках межправительственной российско-французской программы административного сотрудничества в городе Лилле побывали представители ряда регионов нашей страны. КРИЗИС НЕ В ЭКОНОМИКЕ, А В УПРАВЛЕНИИ