Искусство проектирования судов состоит в умении заглянуть в завтрашний день и увидеть в нем тенденции развития отраслей экономики, непосредственно связанных с водным транспортом. Одной из таких тенденций при организации Астраханского центрального конструкторского бюро (АЦКБ) Министерства речного флота (10 января 1951 г.) являлась механизация зачистки нефтеналивного флота Волжского пароходства “Волготанкер”. На эту проблему и были нацелены все специализированные отделы. Среди первых разработок были паровые нефтезачистные станции и кренователи, обеспечивавшие максимальную зачистку судов от остатков нефтепродуктов. Многие конструкторские решения сочетались с оригинальными технологическими процессами и устройствами на уровне изобретений. Все это позволило сократить и, в конечном счете, исключить тяжелый ручной труд во вредных условиях при обработке танкеров и барж. Впоследствии все звенья этой системы неоднократно совершенствовались, о ее эффективности говорит то, что она успешно эксплуатируется во многих водных бассейнах страны.
Одновременно новый коллектив работал над восстановлением речных судов, поврежденных в годы Великой Отечественной войны, над модернизацией флота для работы в условиях озерного плавания при образовании водохранилищ Волго-Камского гидрокаскада, чем внесли значительный вклад в увеличение нефтеперевозок.
Своим быстрым становлением коллектив АЦКБ обязан первым руководителям В.Я. Мошкову и Д.М. Пигалеву. Не случайно известный авиаконструктор С.В. Ильюшин как-то отметил, что создание группы единомышленников, творцов, энтузиастов – задача не менее сложная, чем, например, разработка хорошего проекта.
Коллектив с каждым годом набирал творческие силы и темпы в работе, заглядывая в завтрашний день, продолжая изучать новые направления в развитии перевозок нефтепродуктов. На водных бассейнах страны появились большегрузные составы грузоподъемностью от 18-27 тысяч тонн до мелкосидящих танкеров грузоподъемностью 150-350 тонн – для доставки нефтепродуктов по малым рекам. По проектам АЦКБ строятся мощные, высокопроизводительные нефтеперекачивающие и нефтебункеровочные станции, оснащенные уникальными средствами перекачки нефтегрузов и бункеровки танкеров. Машиностроительная отрасль страны в то время была занята послевоенным восстановлением промышленности, поэтому для разработки нового оборудования была создана при АЦКБ опытно-экспериментальная база. В ее создании организаторские способности проявили П.М. Лазыкин и его последователь к.т.н. А.И. Боровский, который не только развил опытное производство, но и расширил круг научных исследований, создав специализированные отделы по охране окружающей среды, пожаро-взрывобезопасности нефтеналивных судов, механизации процессов перекачки грузов и зачистки судов от остатков нефтепродуктов.
Постепенно АЦКБ вышло на “оперативный простор”, водные бассейны страны. Такой прорыв стал возможным благодаря сплоченной команде знаменитых и просто высокопрофессиональных специалистов, участвовавших в разработке проектов и их реализации в процессе строительства. Такое под силу лишь коллективу, обладающему динамизмом конструкторской мысли.
Творческий потенциал коллектива особенно проявился во время освоения Тюменского нефтяного месторождения, когда срочно потребовался транспортный конвейер для перевозки и перевалки сырой нефти. Эта задача была решена в установленные правительством сроки.
Большая группа конструкторов за вклад в “большую нефть” была поощрена за нетрадиционные методы проектирования.
Комплекс работ по созданию транспортного конвейера – доставке сырой нефти от места добычи до Омского нефтеперерабатывающего завода – демонстрировался на ВДНХ СССР. Главного конструктора А.В. Крампа наградили малой золотой медалью, руководителя группы А.В. Ляушкина – малой серебряной.
Руководитель АЦКБ П.П. Балахонцев и главный конструктор А.В. Крамп, возглавлявший в то время в Тюмени временный филиал АЦКБ, делали все возможное, чтобы настроить весь коллектив на выполнение поставленных задач, заинтересовать каждого специалиста в реализации конструкторских замыслов и технологических идей.
В период строительства Байкало-Амурской магистрали специалисты АЦКБ не раз выезжали в пос. Листвянка на берегу озера Байкал, где с учетом местных условий была спроектирована баржа для доставки нефтепродуктов строителям железной дороги.
Характерная черта в работе коллектива – обеспечение требований экологов по охране окружающей среды, для чего применяются самые прогрессивные конструкторские решения: двойные борта и днища, вставные в корпус судна цилиндрические вертикальные баки, горизонтальные цилиндрические оболочки – танки и т.д.
Экологическая тема получила дальнейшее развитие в специальных проектах. Так, серьезнейшей проблемой считается ликвидация последствий аварийных разливов нефти. АЦКБ и сегодня является единственной на речном флоте России организацией, взявшей на себя ее решение. Разработан целый комплекс природоохранных проектов, по которым строятся серийное оборудование, специализированные суда. В частности, самоходные нефте- и мусоросборщики заказаны столичным правительством для их эксплуатации на малых реках Московской области и канале им. Москвы.
На протяжении долгих лет успехам АЦКБ способствовала сложившаяся схема работы “наука-проектант-завод”, то есть коллектив работал как научно-производственное объединение – НПО. При разработке каждого проекта были задействованы многие ведущие проектные организации, НИИ, академии, вузы. В творческом содружестве коллектив работал с учеными Астрахани и Волгограда, Москвы и С.-Петербурга, Саратова и Н. Новгорода, Самары и Николаева.
В развитие научно-производственной базы решающий вклад внесли руководитель АЦКБ, кандидат технических наук И.Л. Рабей, главные инженеры К.Х. Ахмедишев, А.В. Петров, главные конструкторы А.В. Крамп, М.З. Пекерман, Г.Н. Мочанова, О.О. Ховила, А.Ф. Головин, А.Д. Горбачев и другие. При них АЦКБ получило широкое признание в научных и производственных кругах, были разработаны новые технологии технического сервиса при эксплуатации нефтеналивного флота, например, горячеструйный подогрев груза перед выкачкой, усовершенствованы гидромониторы, генератор инертных газов и многие другие конструкторско-технологические решения, позволившие повысить производительность выгрузки нефтепродуктов на 50 процентов.
Другие НПО на речном транспорте появились значительно позже.
Работу коллектива в 70-80-х годах определяли такие ведущие темы, как сухогрузный секционный состав, дифферентователь судов, временные зачистные счалы на базе танкеров, вышедших из эксплуатации, нефтесборочные устройства и другие.
В реализации этих проектов активное участие приняли начальник АЦКБ В.П. Спиридонов, заведующие отделами В.К. Матвеев, к.т.н. Н.Б. Гинзбург, Н.Д. Черкасов, Ш.Н. Сигбатулин, к. т. н. Л.Д. Любарт, А.И. Юдин, В.А. Пузаров, Д.А. Шмелев, С.А. Талипов, ведущие специалисты В.И. Щербаков, Л.В. Кортнев и другие. Они обеспечили успешный выход новой техники, позволившей повысить объемы и эффективность грузоперевозок в различных бассейнах страны.
АЦКБ разработало ряд проектов и для родного города. Во время строительства АЦКК в предельно сжатые сроки были созданы разнотипные буксирные плоты – понтоны для доставки камыша из мелководных районов дельты Волги. За это коллектив был отмечен почетной грамотой министра речного флота, лично курировавшего эту работу.
Для строительства Астраханского вододелителя был разработан оригинальный проект саморазгружающейся баржи.
В минувшем году было спроектировано и построено экскурсионное судно “Астра”, рассчитанное на 24 экскурсанта и предназначенное для работы по внутригородским каналам. На презентации судна астраханский губернатор А.П. Гужвин высказался за дальнейшее строительство судов подобного типа.
Очень трудная доля выпала А.В. Комиссарову, возглавившему АЦКБ накануне рыночных реформ. Многие подобные организации Москвы, С.-Петербурга и других городов, не выдержав экономического прессинга, распались. Анатолий Викторович с командой единомышленников А.В. Ляушкиным, В.Ф. Тороповым, Г.А. Фадеевым, А.С. Кабановым, А.Н. Назаренко, Н.Н. Кондратьевым, А.П. Шишкиным, А.Ф. Зверевым, А.Р. Пигиным, В.К. Кондрашиным, Л.С. Дзерановым, Е.С. Шаргановым сохранили основной костяк специалистов, научно-технический фонд и технологическое оборудование.
После преобразования в акционерное общество АЦКБ, в отличие от многих родственных предприятий, не изменило своего наименования и профиля деятельности. Несмотря на жесткую конкуренцию с более крупными фирмами, коллектив пережил самые тяжелые времена и в настоящее время успешно действует на рынке проектных и научно-исследовательских услуг. По его проектам строятся современные суда и технологическое оборудование в Астрахани, Омске, Перми, Новосибирске, Хабаровске, Благовещенске, Москве, а также Якутии (Саха). Наиболее значимые из них – серийная речная нефтеналивная баржа грузоподъемностью 4000 тонн новой, экологически более надежной конструкции. Только в минувшем году сданы заказчикам четыре головных судна, одно из них – морского класса. Высок авторитет астраханских конструкторов на голубых дорогах России и за ее пределами. Не случайно работники АЦКБ имеют правительственные награды, являются лауреатами Государственных премий и Совмина СССР, почетными работниками отрасли. Более 70 человек награждены медалями ВДНХ. Специалисты, прошедшие профессиональную школу конструкторов, успешно работали и ныне работают на ведущих должностях в Астрахани и отраслевом министерстве.
Свое 50-летие АЦКБ, обновленное молодыми кадрами, встречает с полным портфелем заказов, новыми идеями и уверенностью в своем будущем в новом веке.
А. ПАВЛОВ.