Анатолий Петрович, взаимоотношения власти и народа, государства и гражданского общества всегда волновали россиян. Особую остроту они приобрели сегодня, после предложенной Президентом и узаконенной Государственной Думой новой реформы вертикали государственной власти в стране, весьма неоднозначно воспринятой многими Вашими коллегами по Совету Федерации и губернаторскому корпусу. В этой связи хотелось бы знать, какой Вам представляется роль российского губернатора в XXI веке? На Ваш взгляд, он должен быть “оком государевым”, исполнителем воли верховной власти на местах или наоборот, своего рода ходатаем, отстаивающим интересы своего региона в Центре? А, может, неким посредником между ними, ключевым звеном в выстраивании оси федеральных отношений?
- “Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, - говорил в свое время Никого Макиавелли, - а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу”. Проще говоря, со стороны всегда виднее, как обстоят дела на самом деле. Каждому полезно попытаться взглянуть на себя со стороны, выслушать мнение других о твоей работе. Но у этого высказывания есть и вторая сторона: власть - она всегда от народа, власть всегда выражает чувства и ожидания если не всего народа, то большей его части. Так что когда народ смотрит на руководителя - он смотрит в зеркало и наоборот.
Вот в этой самой взаимозависимости власти и народа корни многих наших сегодняшних проблем. Не случайно такое большое внимание взаимоотношению власти и гражданского общества уделил и Президент РФ В.В. Путин, представляя ежегодное Послание Федеральному Собранию РФ. По сути дела, эту проблему он поставил первой в списке государственных приоритетов России. Действительно, полноценная, пекущаяся на деле, а не на словах об общественном благе власть для своего “рождения” требует наличия развитых институтов гражданского общества. Но соль-то в том, что эти институты не могут вырасти в один момент на пустом месте. Политик обязан это понимать, на то он и политик.
Ответственность за общественное благополучие несет и политическая система, и гражданское общество. Обеим сторонам в России сегодня надо еще многому учиться.
Что же касается нашего брата - губернатора, то он, как известно, избирается населением своего региона, поэтому, прежде всего, и должен представлять интересы тех, кто доверил ему власть. Противопоставление федеральной и региональной властей я считаю проблемой надуманной. У нас в принципе общие цели, мы звенья одного государства. Так было и будет всегда. Губернатор никогда не должен забывать, что он государственный человек. Важно уметь объединить интересы региона и государства. Если возникают существенные противоречия, то, значит, кто-то бывает не прав - и народ на выборах обязательно поправит.
Приоритеты региона, безусловно, существуют, и если они реально вытекают из условий жизни субъекта федерации, то губернатор должен уметь их обосновать перед Президентом и Правительством как составную часть стратегических интересов государства. Такое обоснование позволяет оформить согласованные интересы в виде федеральных целевых программ, механизм их создания давно разработан и хорошо известен, но, тем не менее, что-то новое, какую-то свежую струю в него всегда можно и нужно вводить. Иначе программа, во-первых, становится самоцелью, во-вторых, хорошо известно, что большинство федеральных целевых программ остается на бумаге, они не финансируются федеральным бюджетом. Так что новые подходы к этой старой и в принципе продуктивной идее вырабатывать необходимо.
Недавно на встрече с Президентом РФ В.В. Пушным мы как раз обсудили такой новый подход к выработке и реализации федеральных целевых программ. Суть нашего предложения в следующем: государство имеет стратегические интересы в регионах, эти интересы должны быть выявлены и изложены в соответствующем документе - федеральной целевой программе. Регион -субъект федерации, осуществляющий эти государственные интересы, должен получать финансовые ресурсы для выполнения федеральной целевой программы из тех средств, которые зарабатывает он сам за счет развития производства на своей территории, и которые в виде налоговых платежей поступают в федеральный бюджет. Если финансировать федеральные целевые программы таким образом через отделение федерального казначейства, то и реальный источник финансирования появляется и не надо будет из-за каждого рубля обивать пороги министерств. И у самого субъекта федерации появляется стимул развивать производство, а то сегодня получается так: чем больше субъект федерации собирает налогов, тем большая их доля уходит в федеральный бюджет.
Уверен, что эффективность вертикали власти должна обеспечивать оптимальное распределение властных полномочий, проблемы нужно решать там, где их лучше решать. Для этого необходима выстроенная логика власти, что невозможно без ее стабильности. На мой взгляд, стабильность - один из основных атрибутов результативной власти. Стабильность в принципах. В структурах, в кадрах.
Одними из основных рычагов управления является бюджетная и налоговая политика. Сейчас много делается для создания условий развития производства, но необходимо также стимулировать развитие регионов, и тут можно предложить достаточно простой инструмент - оставлять на территории большую часть полученных дополнительных налоговых доходов.
Тогда губернатор получит дополнительный стимул в своих действиях, и его роль будет в большей степени походить на роль главного менеджера, эффективно управляющего социально-экономическими процессами в регионе. Политические и представительские функции, конечно, останутся, но отойдут на второй план.
- Насколько реальная работа главы администрации области отличается от той, которую Вы себе представляли?
- Более 12 лет я работаю в Астраханской области как руководитель исполнительной власти -сначала как председатель облисполкома, затем в качестве назначенного Президентом РФ главы администрации области, а с 1996 года - уже как избранный населением области губернатор. Если к этим годам добавить время работы в качестве первого секретаря обкома ВЛКСМ и первого секретаря Камызякского райкома КПСС (а, по сути дела, и эта работа гораздо в большей мере была хозяйственной, чем политической), то мой управленческий стаж превышает четверть века. Так что, вступая в должность Главы Администрации Астраханской области, я достаточно четко представлял себе, что именно буду делать.
И в 1991, и в 1996 году у меня была вполне сложившаяся программа действий. Более того, подчеркну - если бы у меня в 1996 году не было тщательно проработанной, сбалансированной программы действий на четырехлетие 1996-2000 гг., то я не дал бы согласие на выдвижение моей кандидатуры на губернаторские выборы. Для меня выборы губернатора были скорее вопросом нравственности и профессионализма: что конкретно могу я сделать для развития области и повышения благосостояния астраханцев и принесут ли мои действия именно тот результат, на который я рассчитываю? Только ответив сам себе на этот вопрос, я решил баллотироваться в губернаторы. Практика последних четырех лет подтвердила правильность расчетов, сделанных тогда. С 1997 года Астраханская область вступила в фазу устойчивого экономического роста настолько уверенно, что даже кризис 1998 года не остановил нашего поступательного движения. Сегодня мы имеем одни из самых высоких в РФ темпов прироста промышленного производства, причем, заметьте, практически во всех отраслях.
За последние четыре года средний прирост промышленного производства в области превосходит 15 процентов. Соответственно увеличились и налоговые доходы территории. Создан хороший плацдарм для решения социальных проблем. Сделан крупный задел для ускоренного развития области: разведаны новые месторождения углеводородного сырья, открыта новая нефтяная провинция России, динамично развивается астраханский транспортный узел, начали приносить плоды наши усилия по переключению азиатско-евро-пейских грузопотоков на каспийское направление. Теперь у нас есть возможность взяться за решение главной задачи - повышение жизненного уровня астраханцев. Уверен, что вновь избранный губернатор нашей области начнет новое третье тысячелетие с решения именно этой задачи.
Лично я о карьере никогда не задумывался. Понимаю, что в это трудно поверить, но это так. Просто на каждом месте старался выполнить свои обязанности как можно точнее и лучше, так, чтобы сам себе мог честно сказать: “Я сделал все, что мог”. Если кто-то может сделать лучше - я готов немедленно уступить ему место. По-моему, если заботиться только о карьере - рано или поздно обязательно окажешься, как говорится, “у разбитого корыта”.
Что касается осуществления планов, то, пожалуй, в основном мне это удается. Конечно, всегда хочется сделать что-то большее, но жизнь учит считаться с реальностью, ставить достижимые, а не абстрактные цели. Кстати, реальные цели нередко бывают из разряда “невыполнимого”. Для Астраханской области таким “горизонтом” является программа газификации области. Никто раньше за работы такого масштаба не брался, они всегда считались невыполнимыми. А сейчас есть уверенность, что газификация области будет проведена.
Конечно, успешное выполнение крупных долгосрочных проектов всегда заметно. Для нас такие проекты - освоение газоконденсатного месторождения, разведка и освоение месторождений нефти, воссоздание и развитие Астраханского транспортного узла, строительство морского порта в поселке Оля на Каспии, в реальность которого еще несколько лет назад тоже почти никто не верил. А сегодня на линию Астрахань - Иран вышел второй паром и скоро выйдет третий. Грузопоток растет буквально по часам.
Но и более локальные задачи, пусть не такие впечатляющие по масштабам, по-моему, бывают не менее важны для людей, и их выполнение дает основания для искренней радости всем, кто приложил здесь руки и душу. Например, за последние три-четыре года в Астраханской области установлено квартирных телефонов больше, чем за всю предшествующую историю существования электросвязи. Практически решена в областном центре одна из самых болезненных в течение многих десятков лет проблем - установка квартирных телефонов. Успешно развивается и телефонизация сельских населенных пунктов. Другой пример. В аграрном секторе области идет освоение новых сельскохозяйственных культур - хлопка, табака, сои. Пока объем этого производства невелик, но перспективность этих культур для области сомнения не вызывает.
Ведем успешные эксперименты по внедрению капельного орошения. Новые технологии сельскохозяйственного производства -источник подъема уровня жизни на селе.
- Что мешает сегодня руководителям регионов до конца реализовать свои возможности на этом посту? Несовершенство законодательной базы? Неумелое вмешательство федеральных властей, правительственных чиновников, руководителей министерств и ведомств? С какими главными трудностями Вам приходилось сталкиваться на посту губернатора?
- Главная трудность, конечно, несовершенство федеральной законодательной базы. Помню, когда мы “пробили” закон “О разделе продукции” для нашей области, мы ощущали себя победителями. Зачем создавать дополнительные трудности, которых и без того хватает? Законодательство должно способствовать развитию предприятий, регионов, государства, а не тормозить его.
Но для себя считаю за правило решать проблемы в рамках существующего законодательства а, при необходимости, улучшать его, используя при этом все ресурсы, в том числе и свой личный авторитет.
И все же, давайте не будем упрощать положение. Поиски виновных - это у нас в России, по-моему, едва ли не самый любимый “вид спорта”. Давайте говорить не о препятствиях, а о возможностях, ведь, если честно, возможностей появилось в последние годы множество. Сегодня, например, мы можем отрегулировать отношения между федеральной и региональной властью, чтобы каждый эффективно выполнял свои функции, не ставя подножку другому. Точно так же можно отрегулировать хозяйственные отношения так, чтобы власти не приходилось подменять руководителей предприятий, а хозяйствующим субъектам - вести двойную бухгалтерию, обманывать власть, друг друга.
Вот такой подход меня больше устраивает. Но для того, чтобы он принес плоды, надо, повторю это еще раз, учиться. Учиться всем и всему - управлять, хозяйствовать, договариваться друг с другом, находить компромиссы, быть открытым для общения, уважать всех, с кем сводит тебя работа.
- Каким, на Ваш взгляд, должен быть оптимальный сценарий федеративного строительства России в наступающем веке: унитарное государство, асимметричная федерация с разной степенью подчиненности районов Центру, конфедерация или нечто принципиально иное? Опыт каких зарубежных стран представляется Вам в этом смысле наиболее полезным?
- Россия - уникальное государство и не только из-за своей территории и природных богатств, интеллектуального потенциала, но и по исторической судьбе. Мы все время экспериментируем, подражаем кому-то, получается - живем во имя каких-то мифических идей. На мой взгляд, пора начать жить для себя, для процветания своего государства. Основной критерий для принятия любых решений - полезно для страны значит надо поддерживать. Именно так я отношусь к начинаниям нового Президента России, его программе действий. Надо опираться на исторический опыт России. Наша страна всегда была как некий промежуточный вариант между унитарным государством и асимметричной федерацией. Ничего страшного в этом нет, нигде в мире не существуют рафинированные - прямо по учебнику - виды государственного устройства, всюду сосуществуют в большей или меньшей мере разные принципы. И, заметьте, всюду, где государства достигают стабильности и процветания, свято хранятся исторические традиции государственного устройства. Кстати, создание федеральных округов Президентом РФ В.В. Путиным в известной мере является воспроизводством исторических традиций государственного устройства России.
Но еще раз подчеркну - надо искать не “стрелочников”, а возможности исправить допущенные ошибки. Это основа для серьезного, научно обоснованного планирования.
Что же касается личных качеств, то мое жизненное кредо довольно просто. Ничего не делать наполовину, если за что-то взялся - всегда доводить начатое до конца. Помнить, что нельзя требовать с других то, что не можешь или не хочешь сделать сам. Сначала думать, потом делать, не давать невыполнимых обещаний; как ни соблазнительно было бы это сделать из-за политических соображений. Прогнозировать развитие событий. Сплачивать вокруг себя команду знающих людей, мыслящих по-разному, но доверяющих друг другу в общем деле - независимо от их политических пристрастий и общественных предпочтений. Уважать людей - и не абстрактных, отвлеченных, а вполне конкретных, уважать их традиции.
Никакой самый талантливый руководитель сам по себе не сможет быть творцом. Он всегда должен опираться на людей. Считаю, что мне в жизни повезло. Всегда со мной рядом оказывались единомышленники; ставящие интересы дела выше личных. Я очень благодарен тем людям, которые стали рядом со мной на жизненном пути.
- Вы пользуетесь репутацией руководителя, умеющего находить союзников даже среди своих оппонентов и добиваться межнационального согласия в таком “горячем”, этнически неоднородном регионе России, каким является Астраханская область. В чем Ваш секрет? Как Вам удается влиять на развитие политических процессов в области и прогнозировать будущее?
-Да, нам действительно удается сохранить социальную, этническую, религиозную и политическую стабильность, хотя в шаге от нас весьма нестабильные регионы, откуда к нам идет поток очень разных людей - от беженцев, мелких торговцев, криминальных элементов, до крупных ; предпринимателей, намеренных серьезно вести дела в нашей области. Все они представители разных национальностей, разных религиозных воззрений, все они неизбежно привносят нечто новое в традиционный быт астраханцев.
Сохранить стабильность в такой обстановке нелегко. Помогает многовековая сложившаяся “астраханская ментальность”. Наш Астраханский край столетиями был открыт и миролюбив для всех. Каждому, пришедшему с миром, здесь хватало “места под солнцем”. Астраханцы - очень уживчивый и доброжелательный народ. Не случайно экстремистские политические и религиозные организации не могут укорениться на нашей земле, хотя эмиссаров наезжает немало.
Просто нам удается наладить диалог и вести совместную деятельность даже с самой азартной оппозицией. Если ты людей уважаешь, стараешься удовлетворить их обоснованные интересы, если они видят, что власть их не обманывает, делает все реально возможное для создания нормальных условий хозяйствования и быта - тогда не возникает никаких причин для этнических, религиозных или политических конфликтов. А любителей разжигать страсти и махать кулаками у нас не любят и не принимают, для таких нет социальной почвы.
В области действуют около 60 политических партий, 20 национально-культурных обществ, землячеств, национальных автономий, 30 религиозных конфессий. Со всеми мы ведем постоянный диалог, изучаем мнение этих организаций по наиболее важным для области вопросам.
Более трех лет действует общественно-политический консультативный совет (ОПКС) при Главе Администрации, в работе которого постоянно участвуют 115 общественных объединений. Я часто встречаюсь с руководителями общественных объединений, со старейшинами национальных обществ - есть на кого опереться в этом достаточно сложном деле.
— Долгое время Вы были руководителем межрегиональной ассоциации “Большая Волга”, то есть уже поэтому Вы лучше многих других можете оценить изменения структуры власти - создание федеральных округов, введения в них института полномочных представителей Президента, а также Генеральной прокуратуры РФ. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Реорганизация системы государственного управления, которую начал проводить Президент РФ В. Путин, мне представляется вполне логичной и ничем не противоречащей Конституции РФ. Действительно, кто и когда сказал, что функционирование федеральных органов власти должно быть привязано к сложившимся административным границам субъектов РФ. Кстати, подобная организация во времена СССР существовала, да и в Российской Федерации ряд федеральных ведомств имеет региональные управления, осуществляющие свои полномочия сразу в нескольких объектах РФ.
Реформу власти и образование федеральных округов, по-моему, следует рассматривать как продолжение декларированного Конституцией 'Ф разделения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Укрепление вертикали исполнительной власти подразумевает, прежде всего, совершенствование правовой базы, которая составляет основу деятельности органов исполнительной власти всех уровней. Тогда каждый будет заниматься своим делом и будет гораздо меньше поводов для взаимных упреков и претензий. Разумеется, ключевой элемент реорганизации власти - угождение честных партнерских отношений меж-1У различными уровнями; без этого любая реформа рано или поздно превратится в самоцель.
У большинства регионов России, в том числе и у руководимой Вами области, имеются договоры с федеральным центром о разграничении полномочий. Как на практике они действуют? И как вы представляете дальнейшее развитие этого процесса?
- Договоры о разграничении полномочий носят достаточно общий характер. Они подразумевают заключение целого пакета соглашений конкретизирующих содержание самих договоров. Процесс подготовки соглашений, собственно говоря, не прекращался. Конечно, проводимые сегодня реформы системы власти потребуют возврата, вероятно, ревизии некоторых положений договоров и соглашений. Это вполне естественно и не должно вызывать опасений относительно возможного ущемления прав субъектов федерации.
- Многие Вам завидуют. Дескать, Гужвину легко — на территории руководимой им области немало предприятий топливно-энергетического, в частности, Газпрома и его подразделений. И в самом деле, при наличии всего этого Вам легче хозяйствовать?
- Конечно, Астраханьгазпром - это и собственный бензин и дизельное топливо для автомобилей и сельхозтехники, и собственный газ для коммунальных нужд. Это несомненные плюсы. За это стоило бороться. Но и хлопот было немало: например, в санитарной зоне ГПЗ оказались компактные поселения ногайцев - потомков некогда могучей Ногайской Орды. Пришлось переселять тысячи людей с земли, на которой жили десятки поколений их предков. Как Вы понимаете, это был не самый простой процесс и не только из-за необходимости строительства жилья. Достаточно трудно было и убедить астраханцев в экологической безопасности такого объекта как ГПЗ. Но жизнь показала, что все хлопоты были целесообразны. Сегодня ГПЗ - крупнейшее предприятие области.
— Не секрет, что некоторые губернаторы смотрят на Газпром всего лишь как на дойную корову, поставщика дешевого топлива в регион, ими на денежный мешок, поставщика налогов в местный бюджет. А сами палец о палец не ударяют, чтобы решить хотя бы проблему неплатежей за поставленный газ. А каковы Ваши взаимоотношения с газовой компанией и его дочерними предприятиями?
- С Газпромом у астраханцев деловые, партнерские отношения сложились сразу, как только начались работы по освоению уникального Астраханского гаэоконденсатного месторождения. Разведанных запасов природного газа, газового конденсата, серы хватит на сотни лет. Мы понимали, что Газпром приходит в область не на короткий промежуток времени, а - по сути дела - навсегда. Тогда, в конце 80-х годов, руководство области сделало все возможное, чтобы первая очередь ГПЗ в установленные сроки начала выдавать продукцию. И руководство Газпрома так же ответственно, по-деловому, отнеслось ко всему, что связано с развертыванием крупных производственных мощностей в новом для себя регионе. Безусловно, ввод в эксплуатацию Астраханского газоперерабатывающего завода сыграл существенную роль в смягчении кризисных явлений, охвативших всю Россию в начале 90-х годов. Благодаря приходу в Астраханскую область Газпрома на территории области создано более 30 тысяч рабочих мест, причем зарплата там выше, чем в среднем по области.
Сотрудничество с Газпромом позволило приступить к полной газификации Астраханской области, я уже говорил - это самая широкомасштабная программа за всю историю области.
С помощью дочернего предприятия Астраханьгазпром построены новые жилые микрорайоны в Астрахани, поселок для астраханцев, отселяемых из санитарной зоны АГПЗ. Астраханцы получили современную поликлинику, оснащенную по последнему слову медицинской техники. Кроме того, Астраханьгазпром оказывает разностороннюю благотворительную помощь учреждениям социальной сферы, общественным организациям, отдельным гражданам.
Конечно, было немало споров об экологической безопасности такого объекта, как газоперерабатывающий завод. Не могу сказать, что сегодня все экологические проблемы решены, но по этим вопросам руководство Астраханьгазпрома конструктивно сотрудничает с Администрацией области, органами местного самоуправления, другими заинтересованными организациями и предприятиями.
Что же касается неплатежей за поставленный газ, то этой проблемой структурные подразделения Администрации области занимаются совместно с Астраханьгазпромом. Могу сказать, что по учреждениям бюджетной сферы определены лимиты потребления природного газа и задолженности с их стороны на сегодняшний день нет.
- На какой основной стратегический потенциал Вашего региона (ресурсы? люди? технологии?) могла бы опереться Россия в своем рывке в третьем тысячелетий?
- У нашей области есть достаточные, постоянно увеличивающиеся запасы углеводородного сырья, другие ресурсы, но первостепенную государственную значимость имеет геополитическое положение нашего Астраханского региона в центре Евроазиатского материка. С древности здесь проходил Великий Шелковый путь, связывающий страны Европы со странами Азии, Ближнего и Дальнего Востока. В настоящее время, с помощью федерального центра, мы восстанавливаем транспортные коридоры. Как я уже говорил, построили первую очередь международного морского порта. Идет интенсивное освоение маршрутов между Россией, Ираном, Туркменистаном, первые контейнеры начали поступать из Индии.
Особенную значимость приобретает Каспийское море. Оно сказочно богато. Низовья Волги играют ключевую роль в воспроизводстве его уникальных биоресурсов. Весьма успешно идет разведочное бурение углеводородного сырья на Севере Каспия. На морском шельфе, непосредственно прилегающем к территории нашей области, открыта новая нефтяная провинция. На мой взгляд, Каспий - это кладезь возможностей для России. Не случайно многие страны, расположенные за тысячи километров от нас, называют этот район сферой своих жизненных государственных интересов.
На первый план выдвигаются правовые вопросы совместного использования возможностей этого региона, ведь до сих пор не определен статус Каспийского моря. Только целенаправленная государственная политика может решить массу сложнейших проблем, связанных с сохранением природного потенциала, вопросы добычи и транспортировки углеводородного сырья.
Договорятся руководители Прикаспийских государств - значит, будет мир и развитие в этом важном для России районе. А без Каспия России в третьем тысячелетии не быть.
- Анатолий Петрович, и в заключение вопрос к Вам, как к заместителю председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ. Как в свете последних событий Вы видите перспективы дальнейшей интеграции с Республикой Беларусь и другими государствами СНГ?
- Интеграционные процессы между странами СНГ - в недалеком прошлом - республиками СССР - это процесс объективный и неизбежный. Десять лет назад мы разбежались в разные стороны, опьяненные свалившейся на нас свободой. Потом, в разное время, с разной скоростью, но начало приходить отрезвление. Ведь мы связаны на самом деле тысячами не только хозяйственных, но и - что гораздо глубже и серьезнее -культурных, даже цивилизационных связей. На первый взгляд, совершенно разные народы, совершенно разные культуры - от православия и
ислама да язычества, на самом деле представляют вполне реально сложившуюся общность. Невозможно нас оказалось разорвать. Уверен, интеграция будет нарастать, но уже на новой идеологической и экономической основе. На этот счет у астраханцев есть богатый собственный опыт.
В прошлом году делегации Астраханской области не раз посещали Беларусь, прошли плодотворные встречи на высшем уровне - нас принял Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Со своей стороны, белорусские делегации посетили Астраханскую область. Итогами визитов стало подписание ряда соглашений по вполне конкретным проектам: взаимным поставкам продукции, организации технического обслуживания белорусской автотракторной техники в Астраханской области, строительстве совместными усилиями астраханских и белорусских судостроителей торгового флота для Беларуси и т.д. Совместных интересов у нас множество.
Интенсивно развиваются отношения нашего региона с прикаспийскими областями Республики Казахстан. Налаживаются связи с Туркменистаном, немалую роль здесь играет регулярное паромное сообщение между Астраханью и Туркменбаши.
Уверен, у СНГ серьезное будущее, нам легче взаимодействовать, чем странам ЕС, а общими усилиями гораздо легче обеспечивать свои жизненные интересы. Приграничные регионы - в том числе Астраханская область выполняют важную государственную миссию, прокладывая новые и новые пути сотрудничества.
Дмитрий Горбунцов