Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
Законы СССР 1917-1992
Категории
Закон СССР от 15.04.1991 N 2104-1 О железнодорожном транспорте
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 1077
Материал приурочен к дате: 1991-04-15
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1991-04-15 Материалы за: Год 1991
Автор: Мета Гость
15 апреля 1991 года N 2104-1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Настоящий Закон определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта общего пользования (далее именуется железнодорожный транспорт), его место и роль в народном хозяйстве страны, регламентирует его взаимоотношения с органами государственной власти и управления, пассажирами, отправителями и получателями грузов.
Статья 1. Железнодорожный транспорт в системе народного хозяйства страны
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы страны и призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в перевозках и услугах во внутреннем и международном железнодорожном сообщениях.
Железнодорожный транспорт является общесоюзной собственностью.
Значение железнодорожного транспорта для народного хозяйства страны предопределяет необходимость его опережающего развития, централизованного удовлетворения его основных потребностей в подвижном составе, материально - технических, топливно - энергетических ресурсах и товарах для системы рабочего снабжения.
Статья 2. Управление железнодорожным транспортом и его состав
Управление перевозочным процессом, руководство деятельностью предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта производятся централизованно и являются исключительной компетенцией Министерства путей сообщения СССР.
В состав железнодорожного транспорта входят государственные союзные предприятия - железные дороги, а также промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, высшие и средние специальные учебные заведения, научно - исследовательские, проектно - конструкторские организации, метрополитены и другие организации, обеспечивающие его деятельность и развитие.
Железные дороги имеют в своем составе отделения железных дорог, другие предприятия и организации, которые заняты в основной и вспомогательной деятельности железнодорожного транспорта.
Создание, реорганизация и ликвидация железных дорог, изменение их границ производятся в порядке, установленном Правительством СССР в соответствии с действующим законодательством СССР.
Для оказания услуг пассажирам, отправителям и получателям грузов, осуществления других видов деятельности на железнодорожном транспорте могут создаваться малые, арендные, совместные, кооперативные и акционерные предприятия, концерны и ассоциации, а также коммерческие банки, страховые компании, товарные и фондовые биржи.
Статья 3. Законодательство и нормативные акты, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта
Отношения, связанные с деятельностью железнодорожного транспорта, регулируются настоящим Законом, другими законодательными актами Союза ССР и издаваемым в соответствии с ними Уставом железных дорог СССР.
Нормативные акты, устанавливающие условия перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пересечения железнодорожных путей другими видами транспорта, пожарной безопасности и санитарные правила, действуют на всех железных дорогах и метрополитенах и являются обязательными для предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Порядок разработки и утверждения указанных актов устанавливается Правительством СССР.
Особенности применения Закона СССР "О предприятиях в СССР" к предприятиям железнодорожного транспорта устанавливаются настоящим Законом и издаваемыми на их основе актами Правительства СССР.
Статья 4. Имущество железнодорожного транспорта
Имущество, закрепленное за предприятиями железнодорожного транспорта, принадлежит им на праве полного хозяйственного ведения. Осуществляя это право, предприятия железнодорожного транспорта владеют, пользуются и распоряжаются указанным имуществом и по своему усмотрению совершают в отношении его любые действия, не противоречащие законодательству Союза ССР. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если законодательными актами Союза ССР не предусмотрено иное.
Имущество, закрепленное за учреждениями (организациями) железнодорожного транспорта, состоящими на государственном бюджете, находится в их оперативном управлении.
Статья 5. Земли железнодорожного транспорта
Землями железнодорожного транспорта являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. К ним относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог.
Земли железнодорожного транспорта должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии.
Полосой отвода являются земли железнодорожного транспорта, примыкающие к железнодорожным путям.
Размеры земельных участков, включая полосу отвода, предоставляемых железнодорожному транспорту, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно - сметной документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Статья 6. Охранные зоны железнодорожного транспорта
В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных путей, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, расположенных в районах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, могут устанавливаться охранные зоны.
Порядок установления охранных зон, их размеры и режимы пользования землями, отведенными для этих целей, определяются Правительством СССР.
Статья 7. Тарифы на железнодорожном транспорте
Тарифы на перевозки грузов, пассажиров, почты и багажа железнодорожным транспортом устанавливаются в соответствии с законодательством СССР.
Уровень тарифов на железнодорожном транспорте определяется с учетом экономически обоснованных затрат на перевозки, выплаты налогов, других платежей и изменения цен на продукцию, потребляемую железнодорожным транспортом.
Работы и услуги, выполняемые по требованию грузовладельцев и не предусмотренные тарифами, оплачиваются ими на договорной основе.
Статья 8. Основы экономической деятельности железнодорожного транспорта
Предприятия железнодорожного транспорта осуществляют свою деятельность на принципах хозяйственного расчета.
Перевозки грузов производятся на основе планов, разрабатываемых и утверждаемых железными дорогами исходя из заказов государства, заявок грузоотправителей и провозных возможностей железных дорог.
Доходы железных дорог от перевозок формируются с учетом их конкретного вклада в перевозочный процесс.
Экономические взаимоотношения железных дорог и других предприятий железнодорожного транспорта, связанные с перевозочным процессом, могут устанавливаться на договорной основе и регулируются Министерством путей сообщения СССР.
Финансирование научно - исследовательских работ и опытно - конструкторских разработок, строительство и реконструкция магистральных линий (включая объекты социальной сферы, в том числе и обустройства для обслуживания инвалидов), связанных с решением общесоюзных народнохозяйственных задач, строительство и реконструкция промышленных предприятий железнодорожного транспорта, приобретение подвижного состава и контейнеров, дотации планово - убыточным железным дорогам, строительство и содержание учреждений здравоохранения и просвещения осуществляются за счет средств союзного бюджета, заинтересованных республик, предприятий и организаций.
В Министерстве путей сообщения СССР для решения общеотраслевых задач по согласованию с железными дорогами могут создаваться централизованные фонды и резервы.
Статья 9. Безопасность на железнодорожном транспорте
Железнодорожный транспорт обязан обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность движения поездов, охрану окружающей среды.
Подвижной состав, устройства пути и другие технические средства, поставляемые железнодорожному транспорту, должны соответствовать требованиям безопасности, охраны труда и экологической чистоты, установленным государственными стандартами, и иметь удостоверяющий это сертификат.
Работники, непосредственно обеспечивающие безопасность движения поездов, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и здоровье, необходимые для качественного выполнения должностных обязанностей.
Территории станций, предприятий и железнодорожных линий, на которых осуществляется движение поездов, производятся маневровые и погрузочно - разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности. Пребывание граждан в таких зонах без служебной необходимости запрещается. Правила нахождения в зоне повышенной опасности и проведения в ней работ, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются Министерством путей сообщения СССР с учетом предложений заинтересованных организаций.
Не допускается размещение объектов, связанных с производством, хранением, погрузкой, транспортировкой и выгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных, ядовитых и отравляющих веществ, вблизи железнодорожных путей общего пользования и сооружений. Минимальные расстояния от таких объектов до железнодорожных путей и сооружений, а также места пересечения железнодорожных путей трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими коммуникациями определяются соответствующими строительными нормами и правилами, согласованными с Министерством путей сообщения СССР.
Предприятия, организации и учреждения, отправляющие и получающие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случае их возникновения при перевозке этих грузов.
Охрана и сопровождение опасных грузов по перечню, утвержденному Правительством СССР, обеспечиваются отправителями или получателями грузов на всем маршруте следования.
Статья 10. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте
Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают сохранность грузов и багажа в пути следования и на железнодорожных станциях.
Охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются военизированной охраной Министерства путей сообщения СССР. Работники военизированной охраны при исполнении служебных обязанностей имеют правовую защищенность наравне с работниками милиции.
Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями внутренних войск Министерства внутренних дел СССР. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством СССР.
Охрана общественного порядка, борьба с преступностью, пожарный надзор на железнодорожном транспорте обеспечиваются органами внутренних дел на транспорте и территориальными подразделениями милиции во взаимодействии с предприятиями и организациями железнодорожного транспорта.
Статья 11. Организация работы железнодорожного транспорта при чрезвычайных обстоятельствах
Предприятия, организации и учреждения железнодорожного транспорта принимают незамедлительные меры по устранению последствий стихийных явлений и аварий, вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта.
Республиканские и местные органы управления, органы внутренних дел на транспорте и территориальные подразделения милиции, внутренние войска Министерства внутренних дел СССР, подразделения Вооруженных Сил СССР оказывают железнодорожному транспорту помощь в ликвидации последствий аварий, стихийных явлений (заносы, наводнения, пожары и другие), угрожающих жизни или здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов.
Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на беспрепятственную и безопасную работу транспорта, возмещается транспортным предприятиям, учреждениям и организациям виновными лицами в установленном законом порядке, а также местными органами государственной власти в случаях, если ими не были приняты необходимые меры для предупреждения и пресечения умышленного блокирования транспортных коммуникаций.
Статья 12. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта
Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируются Основами законодательства Союза ССР и республик о труде, другими законодательными актами, Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР, согласованным с соответствующим профессиональным союзом и утвержденным Правительством СССР.
Особенности условий труда, социально - бытового и жилищного обеспечения, режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Союза ССР Министерством путей сообщения СССР по согласованию с соответствующим профессиональным союзом.
За работниками предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу в этой отрасли либо перешедшими в другие отрасли народного хозяйства вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, сохраняются право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом, льготы по пенсионному обеспечению и иные льготы, установленные законодательством для работников железнодорожного транспорта.
Работники железнодорожного транспорта вправе обращаться за защитой своих нарушенных трудовых прав в суд.
При возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) Министерство путей сообщения СССР совместно с соответствующим профессиональным союзом на основании Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" до обращения трудовых коллективов за защитой своих законных прав и интересов к Президенту СССР или Премьер - министру СССР обязаны принять необходимые меры к их урегулированию.
Статья 13. Язык служебного делопроизводства и общения на железнодорожном транспорте
Служебное делопроизводство, учетная, отчетная, коммерческая и техническая документация, телеграфная связь, правовая и научно - техническая информация, а также служебное общение на предприятиях, в организациях и учреждениях железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением движения поездов, перевозкой пассажиров и грузов, осуществляются на русском языке.
Информация и реклама на железнодорожных станциях, вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов, а также наименования предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта производятся на государственном языке республики и на русском языке.
Статья 14. Учетно - отчетное время на железнодорожном транспорте
В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения, устанавливается единое учетно - отчетное время - московское.
Статья 15. Взаимоотношения железнодорожного транспорта с союзными, республиканскими и местными органами власти и управления
Республиканские и местные органы власти, министерства, государственные комитеты и ведомства, общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, а также отвлекать эксплуатационный персонал железнодорожного транспорта на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством СССР.
Предприятия и организации железнодорожного транспорта уплачивают налоги и другие платежи в союзный бюджет, в бюджеты республик, автономных образований и местных Советов в соответствии с законодательством Союза ССР и республик.
Строительство местных железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов по обслуживанию населения региона осуществляется за счет республиканских и местных бюджетов и средств железных дорог, а также добровольных взносов заинтересованных предприятий и организаций в порядке, установленном законодательством Союза ССР и республик.
Финансирование строительства метрополитенов и компенсация недостающих средств для их содержания осуществляются за счет бюджетов соответствующих республик и городов.
Уменьшение доходов железных дорог, связанное с предоставлением отдельным категориям граждан на основании законодательства Союза ССР и республик льготного проезда в пассажирских поездах, включая пригородное сообщение, возмещается железнодорожному транспорту за счет соответствующих бюджетов.
Метрополитены, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и другие организации, входящие в состав железнодорожного транспорта, могут передаваться в собственность республик, краев, областей, автономных округов и других административно - территориальных образований в порядке, установленном законодательством СССР.
Статья 16. Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного транспорта
Министерство путей сообщения СССР при организации перевозок пассажиров и грузов в международном железнодорожном и смешанном сообщении выступает перед иностранными железными дорогами как юридическое лицо, именуемое "Советские железные дороги", и осуществляет внешнеэкономическую деятельность по перевозкам на основании международных соглашений и договоров.
В Министерстве путей сообщения СССР создается централизованный валютный фонд, образуемый на основе установленных нормативов от сумм валютных поступлений за оказание транспортных и транспортно - экспедиционных услуг.
Предприятия, организации и учреждения железнодорожного транспорта могут развивать внешнеэкономическое сотрудничество с организациями иностранных государств и осуществлять в установленном порядке экспорт (импорт) продукции (работ, услуг), образовывать фонд валютных отчислений.
Предприятия и организации, поставляющие продукцию на экспорт, могут отчислять часть валютных средств предприятиям железнодорожного транспорта. Размеры этих отчислений определяются на договорной основе.
Статья 17. Ответственность железнодорожного транспорта
Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать пассажиру и отправителю груза в перевозке, кроме случаев, предусмотренных Уставом железных дорог СССР.
Предприятия и организации железнодорожного транспорта, деятельность которых связана с повышенной опасностью, несут материальную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажира при пользовании железной дорогой, в порядке, установленном законодательством СССР.
Ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов и багажа, а также ответственность перед пассажиром за опоздание поезда определяется Уставом железных дорог СССР. Предприятия железнодорожного транспорта отвечают за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа в размере фактического ущерба, если эти предприятия не докажут, что недостача, порча или повреждение произошли не по их вине.
Железнодорожный транспорт в соответствии с законодательством Союза ССР несет ответственность за вред, причиненный окружающей среде.
Статья 18. Страхование пассажиров, багажа и грузов на железнодорожном транспорте
Пассажиры при пользовании железнодорожным транспортом подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, определяемом законодательством СССР.
На железнодорожном транспорте наряду с обязательным государственным страхованием может осуществляться добровольное страхование пассажиров, багажа и грузов.
Статья 19. Взаимодействие с владельцами промышленного железнодорожного транспорта
Отношения железнодорожного транспорта с предприятиями, учреждениями, организациями, владеющими промышленным железнодорожным транспортом, а также порядок и условия эксплуатации подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на путях общего пользования определяются Уставом железных дорог СССР.
Предприятия, учреждения, организации, владеющие промышленным железнодорожным транспортом, осуществляют его развитие и содержание на уровне, обеспечивающем безопасность производства работ, эффективное использование подвижного состава, сохранность вагонного парка и выполнение установленных договорами норм простоя вагонов.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М.ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
15 апреля 1991 года
N 2104-1
Остальные материалы раздела: Законы СССР 1917-1992
Предыдущая Закон СССР от 02.04.1991 N 2079-1 Об общих началах предпринимательства граждан в СССРСледующая Закон СССР от 16.04.1991 N 2114-1 Об общих началах государственной молодежной политики в СССР