СЕРВИС.
Еще не так давно в нашей стране не существовало самого понятия
"Интернет-карта", и это даже не потому, что белорусский Интернет
пока молод, а, скорее, потому, что до их появления нужно было
пройти какой-то путь в развитии и накопить определенный опыт.
Так сложилось, что у нас в стране не так уж много
субпровайдеров Интернета (напоминаем, что провайдер, т.е.
владелец входных и выходных каналов доступа в Сеть, у нас один -
"Белтелеком"). И хотя их количество растет, все же этот рост
находится под планкой ряда ограничений. Поэтому не так много
провайдеров способны пойти на такую маркетинговую стратегию
развития, как работа с массовым клиентом, т.е. наращивать число
пользователей в большом количестве. Как правило, высокая цена за
канал и желание обеспечить мало-мальски сносные условия работы
клиентов в Интернете приводят к тому, что финансовые возможности
провайдера в отношении развития сервиса быстро исчерпываются.
Интернет-карта же - это и есть тот самый сервис, элемент
удобства, который так ценят прихотливые заказчики.
Год назад компания "Соло", которая постоянно ориентируется на
работу с массовым пользователем, сделала новый маркетинговый ход:
объявила о вводе в пользование Интернет-карт. Для тех, кто не
знаком с этим определением и формой работы, постараемся
рассказать подробнее.
Интернет-карта представляет из себя картонную или пластиковую
карточку с защитным слоем, под которым и спрятаны ваши условия
входа в Интернет, т.е. ваше имя (Login) и пароль (Password). Вы
стираете защитный слой и вводите указанные настройки в ваш
компьютер, затем входите в Интернет.
Карты, которые в настоящее время представлены на белорусском
рынке, рассчитаны на 3 часа работы (СП "Деловая сеть") и на 5
часов (компания "Соло"). На карте, кроме имени и пароля,
находятся условия настройки, контактные телефоны для связи и
другая полезная информация служебного характера.
А теперь несколько замечаний. Во-первых, Интернет-карта - это
не электронное средство платежа наподобие известных кредитных
карт Master Card, Visa и т.д., как думают многие. Интернет-карта
по сути представляет собой записку, на которой указаны имя и
пароль доступа в Интернет, а также телефоны для дозвона,
координаты службы технической поддержки - словом, ничего такого,
чего нельзя было бы написать на обычной бумаге от руки и
использовать с тем же успехом.
Во-вторых, она рассчитана на тех, кто не пользуется Интернетом
регулярно, а нуждается в однократном доступе либо в
кратковременных визитах в Сеть. У тех, кто имеет постоянный
доступ в Интернет, выгод больше, поскольку, будучи постоянными
клиентами провайдера, они имеют весь сервис и оплачивают услуги
по другой, более гибкой системе.
Интересно, кстати, что информации об Интернет-картах на
серверах провайдеров нет. По крайней мере, нам ее найти не
удалось (за исключением позиции в прайс-листе компании "Соло",
где Интернет-карта на 5 часов работы позиционируется в одном ряду
с другими повременными пакетами, а не как отдельный сервис).
Небольшой рекламный "всплеск" по поводу Интернет-карт довелось
наблюдать недавно в вагонах минского метро. Но опять же, эта
реклама не содержала никаких пояснений о сути сервиса. Одним
словом, "карточный" сервис пока широко не афишируется. А
возможно, он просто не находит спроса или провайдеры не
рассматривают его как достаточно серьезный объект для
"раскрутки", традиционно требующей значительных инвестиций в
рекламу?
И наконец, в-третьих, Интернет-карта - это не так дешево, как
кажется, и, как правило, те, кто начал осваивать Интернет с
помощью Интернет-карты, в дальнейшем все же стараются заключить
стандартный договор с провайдером или используют беспарольный
доступ, предоставляемый, по сути, всем желающим "Белтелекомом".
Что же дает Интернет-карта в действительности? И главное -
кому? Без всякого сомнения, это мощная рекламная и
промоушн-акция, которая продвигает услуги провайдера. Используя
Интернет-карту в этом качестве, провайдер как бы убивает двух
зайцев: рекламирует себя и одновременно продает свою услугу -
предоставление доступа в Интернет - несколько дороже, чем обычно.
А вот выгоды пользователей не так бесспорны. Во-первых, это
анонимность (хотя при желании вас все равно вычислят). Во-вторых,
возможность, не заключая договора, получить доступ в Интернет,
т.е. не нужно посещать офис провайдера (однако на это есть
беспарольный доступ). В-третьих, Интернет-карту легко купить (они
продаются даже в киосках "Союзпечати"). Однако стать
пользователем Интернета, имея компьютер и модем, сегодня вообще
очень легко. А вот все остальное - это стандартные условия
доступа в Интернет, которые зависят от качества работы
конкретного провайдера.
Справедливости ради следует отметить, что Интернет-карты - не
столь уж уникальный сервис. Он сродни обычным акциям по
продвижению продаж и рекламным кампаниям провайдеров. У других
провайдеров, например, прообраз Интернет-карты можно распознать в
услуге предоставления купонов на несколько часов бесплатной
работы в Интернете.
Что касается рынка, то пока в Беларуси распространяются
Интернет-карты двух компаний - "Соло" и "Деловая сеть", которые
отличаются, скорее, временем работы, чем ценой (Byb 1540 и 1403 в
пересчете на один час работы). О сервисе же можно говорить,
только имея конкретный опыт работы с провайдером, а это уже тема
другого разговора.
Есть ли альтернатива Интернет-картам? Правильнее было бы
задать вопрос: "Альтернативой чему являются Интернет-карты?" Дело
в том, что пока этот относительно новый сервис у нас еще не
"раскручен", и компании, предоставляющие его, не прилагают к
"раскрутке" особых усилий. А зря. Ведь сама по себе
Интернет-карта все же достаточно удобна для ленивых людей,
которые не любят провайдерского официоза в виде необходимости
встречаться в офисе, заключать договор, вносить непонятные
предоплаты и ездить платить каждый месяц. Простота сервиса для
пользователя - главное достоинство Интернет-карты. Однако все же
есть заметный изъян - недостаточно гибкое ценообразование, в
результате которого существенную конкуренцию со стороны того же
беспарольного доступа - не менее простого в использовании сервиса
с ценой доступа от Byb 270 до 1620 за час в зависимости от
времени и дня недели - Интернет-картам преодолеть будет непросто.
Телекоммуникации (обзор)