work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Вложенные разделы


Гражданская оборона

Чрезвычайные ситуации техногенного биологического и экологического характера.
Особенности выживания человека при стихийных бедствиях и ЧС техногенного, биологического, экологического и социального характера.
Закон о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.
Закон о радиационной безопасности населения.
Основные способы защиты населения и ликвидаций последствий ЧС.

"Ядерные новости" и прочее по теме "Гражданская оборона"

ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ДО И ПОСЛЕ МОСКОВСКОЙ ВСТРЕЧИ В ВЕРХАХ

Дата публикации: 2019-04-20 01:47:43
Дата модификации: 2019-04-20 01:47:43
Просмотров: 770
Материал приурочен к дате: 1997-02-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-02-01 Материалы за: Год 1997
Автор:
 
 
Беседа редактора журнала "Ядерный Контроль" Владимира Орлова с помощником президента Российской Федерации по национальной безопасности ЮРИЕМ БАТУРИНЫМ
 
- Юрий Михайлович, что, на Ваш взгляд, является главным, определяющим в московской встрече "восьмерки" в верхах?
 
- Для всех государств "восьмерки" характерно осознание особой ответственности за укрепление безопасности ядерной энергетики и необходимости согласованных подходов к решению этой проблемы. Все лидеры "восьмерки", не отрицая необходимости разнообразия энергоисточников и продолжения исследований в области альтернативных энергетических возможностей, одним из наиболее перспективных признают путь развития ядерной энергетики, отвергают "радиофобию". Все согласны в том, что ядерная энергетика в качестве одной из основных энергетических составляющих ХХI века должна отвечать все возрастающим требованиям в области безопасности, исключающим аварии, которые могут привести к загрязнению значительных территорий.
 
Наконец, тот факт, что участники встречи по ядерной безопасности собрались именно в Москве, убедительно говорит о том, что равноправное партнерство, на котором основана "восьмерка", из общего принципа становится повседневной реальностью.
 
- Много спекуляций, кривотолков вызывали и вызывают темы, связанные с незаконным оборотом ядерных материалов, или, проще говоря, с ядерной контрабандой. Признает ли Россия наличие такой проблемы?
 
- Россия исходит из необходимости пресекать всеми возможными средствами незаконный оборот ядерных материалов. Мы признаем наличие такой проблемы и опасность, которую представляют незаконные операции даже с небольшими количествами ядерных материалов. Однако мы считаем, что незаконный оборот пока не принял размеров, позволяющих говорить об угрозе распространения ядерных материалов для целей получения оружия, и размеры этой проблемы преувеличиваются средствами массовой информации.
 
Учитывая, что проблема ядерных хищений затрагивает интересы различных государств и их граждан, искоренение этого явления требует принятия активных и скоординированных действий всех заинтересованных стран.
 
В российском уголовном законодательстве действуют четыре статьи, предусматривающие ответственность за незаконное обращение с радиоактивными веществами. Создана специальная правительственная комиссия, в рамках которой рассматриваются проблемные вопросы ядерного оружейного комплекса; разработана и находится в стадии реализации "Государственная целевая программа Российской Федерации по созданию и оснащению системами физической защиты объектов ядерно-оружейного комплекса, атомной промышленности, энергетики и науки Министерства Российской Федерации по атомной энергии и объектов Министерства обороны России", предусматривающая меры по совершенствованию физической защиты ядерных объектов. В настоящее время приняты или находятся в стадии разработки законодательные акты, регламентирующие порядок учета, контроля, хранения и физической защиты ядерных материалов и объектов, обращения с ядерным оружием и его компонентами и обеспечения их безопасности при его производстве, хранении и транспортировке; лицензирование порядка допуска к работе с ядерными материалами и функционирования ядерных объектов, а также их перемещения, транспортировки и торговли; контроль правоохранительных органов и прокуратуры за исполнением действующего законодательства в указанной области.
 
В разработке и реализации этой системы мер принимают участие Министерство по атомной энергии, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство внешнеэкономических связей, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Генеральная прокуратура, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и Федеральная пограничная служба.
 
- Каковы первые выводы правительственной комиссии?
 
- Как показывает анализ выявленных в последнее время фактов незаконного оборота радиоактивных веществ, во всех случаях они не являлись ядерными материалами, пригодными для изготовления ядерного оружия. В основном это - природный уран, а также двуокись урана с обогащением 2-4% по урану-235 (в ряде случаев - с более высоким обогащением). В ряде случаев они предназначались для контрабандного вывоза из России. Что касается оружейных ядерных материалов, то следует отметить, что на объектах ядерного комплекса России всегда существовала и действует отлаженная и жесткая система учета, хранения и защиты ядерного оружия и его компонентов, которая соответствует требованиям, предъявляемыми МАГАТЭ, и которая постоянно совершенствуется с учетом ситуации, складывающейся на объекте и в стране в целом .
 
- А так называемая "ядерная мафия"?
 
Анализ имеющейся в распоряжении российских заинтересованных организаций информации позволяет сделать вывод, что в настоящее время на территории Российской Федерации не существует организованных преступных группировок, специализирующихся только в этой области. Пока ни российским, ни зарубежным представителям заинтересованных организаций и ведомств не удалось выявить ни одного реального конечного покупателя ядерных материалов. Все, кто фигурировал в скандальных делах и чьи имена проскальзывали в печати, являются исключительно посредниками, которые не имеют прямого отношения к ядерным объектам и, зачастую, не имеют представления о предмете торговли. Не зафиксировано также случаев, когда к ядерным материалам проявляли бы интерес государственные структуры из "пороговых стран".
 
По-видимому, обращение указанных лиц к этой сфере противоправного бизнеса продиктовано корыстным интересом, чему в немалой степени содействует некомпетентная и зачастую явно дезинформационная газетная шумиха, создающая видимость наличия "черного рынка" ядерных материалов. Как представляется, практическим следствием кампаний такого рода может стать трудноконтролируемый рост предложений на нелегальном рынке ядерных материалов и увеличение количества людей, стремящихся получить "большие" деньги любыми путями. При этом опасным сопутствующим элементом такого процесса может явиться то, что на нелегальном рынке появится значительное количество вредных для здоровья людей и окружающей среды радиоактивных веществ.
 
- Готова ли Россия к полномасштабному сотрудничеству с партнерами по "восьмерке" в столь деликатной сфере, какой является безопасность ядерных объектов?
 
- Российская Федерация безусловно выступает за расширение международного взаимодействия в целях пресечения незаконного оборота ядерных материалов. При этом мы исходим из понимания, что обеспечение нераспространения, физической защиты, безопасности и сохранности ядерных материалов является обязанностью каждого суверенного государства, имеющего такие материалы, и оно несет ответственность за последствия в случае его исчезновения, кражи или незаконного перемещения. Вместе с тем необходимо оказывать содействие МАГАТЭ в использовании его богатого потенциала в области повышения уровня физической защиты, развития системы контроля и учета. Важное значение имеет налаживание взаимодействия правоохранительных органов разных стран. На наш взгляд, основными принципами двустороннего взаимодействия в области пресечения незаконного оборота ядерных материалов должны быть следующие. Во-первых, обеспечение конфиденциальности передаваемой информации. Во-вторых, организация взаимодействия на основе информации, по возможности проверенной, в том числе с привлечением соответствующих технических специалистов. В-третьих, жесткий контроль, а при необходимости, запрет на передачу в средства массовой информации полученных сведений в отношении конкретных фактов незаконного оборота ядерных материалов до окончания проверочных мероприятий. В-четвертых, обязательность проведения под международным контролем анализа изъятых образцов ядерного материала в стране, где предположительно этот материал похищен, поскольку законодательство большинства стран предусматривает представление при судебном разбирательстве в качестве доказательства образца похищенного, либо вывезенного контрабандным путем материала. В-пятых, недопустимость проведения операций, провоцирующих активные действия криминальных групп.
 
Особой осторожности и взвешенного подхода требует создание и использование правоохранительными органами и спецслужбами заинтересованных государств так называемых "контролируемых каналов нелегальной поставки ядерных материалов", поскольку это может стимулировать видимость существования "черного рынка" и, как следствие этого, повышение спроса криминальных элементов на делящиеся материалы.
 
- Как можно оценить нынешний уровень таких контактов с США, Германией?
 
Наиболее тесные отношения по вопросу борьбы с незаконным оборотом ядерных материалов Россия имеет с Германией. Переговоры делегаций ФСБ в Бонне и Москве и последующие контакты с представителями БКА позволили наладить оперативный обмен информацией, скоординировать совместные действия и, в конечном счете, установить конкретных участников незаконного оборота и предотвратить их преступную деятельность. Кроме того, совместные консультации с представителями БКА-БНД позволили сблизить наши позиции по оценке угроз в этой области достигнуть взаимопонимания по ряду спорных вопросов.
 
Расширяется сотрудничество со спецслужбами ряда государств бывшего СССР: Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Узбекистана. Проведены консультаци с представителями спецслужб Польши, Румынии, Венгрии, Франции, Великобритании. В то же время Россия готова на многосторонней основе сотрудничать по проблемам выработки концепции и обмена опытом в вопросах укрепления защиты ядерных объектов и материалов, создания эффективной системы контроля, совершенствования систем оборудования по учету и физзащите расщепляющихся материалов.
 
В круг вопросов Группы по нераспространению, созданной в рамках "восьмерки", входит, в частности, вопрос о предотвращении незаконного оборота ядерных материалов. На совещании Группы в Оттаве в октябре 1995 г. была принята программа по борьбе с этим явлением. В рамках указанной Группы организована подгруппа по анализу задержанных ядерных материалов, которая провела две организационные встречи (ноябрь 1995, Ливермор, США, и январь 1996, Карлсруэ, ФРГ). На международном уровне сотрудничество осуществляется в рамках МАГАТЭ. Агентством принята программа по борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов, предусматривающая целый комплекс мер для решения этой проблемы.
 
- Вопрос ядерных хищений, хотя и был раздут прессой, возник не на пустом месте. Трудно не признать, что уровень учета, контроля и физической защиты ядерного материала оказался в России ниже, чем требуется в условиях масштабных сокращений ядерного оружия и гигантского высвобождения делящихся материалов.
 
- Действительно, идет переосмысление того, насколько совершенна существующая система учета, контроля и физической защиты ядерных материалов. Не случаен Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по совершенствованию системы учета и сохранности ядерных материалов от 15 сентября 1994 г. # 1923 и разработанное в соответствии с ним и на основании проведенного анализа состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов на объектах и установках постановление Правительства Российской Федерации "О первоочередных работах по разработке и внедрению государственной системы учета и контроля ядерных материалов на 1995 год от 13 января 1995 г. # 34.
 
В ходе работы, проводящейся во исполнение этих документов, определены основные направления деятельности по совершенствованию системы учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в Российской Федерации. К ним относятся: создание государственной и совершенствование ведомственной нормативно-правовой базы; разработка и реализация федеральной целевой программы; развитие информационного обеспечения; совершенствование технического оснащения; совершенствование систем обеспечения сохранности ядерных материалов на установках и в процессе их транспортирования; развитие государственной и ведомственной инспекционной деятельности за ядерными материалами; технические средства контроля для технологических процессов, инспекционных служб, пограничного и таможенного контроля; совершенствование инспекционных служб федеральных органов исполнительной власти; кадровое обеспечение, включая программы обучения, переквалификации, создание учебных центров.
 
Готовятся проекты федеральных законов "О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности", "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании". Разработана Концепция и разрабатываются Положение о государственной системе учета и контроля ядерных материалов, исходные данные для построения информационной системы и предложения по совершенствованию структуры инспекционных служб в области учета и контроля ядерных материалов, положение и структура учебно-методического центра по учету и контролю. Разрабатывается Концепция физической защиты.
 
Завершается согласование "Правил физической защиты ядерных материалов и установок в Российской Федерации", подготовленных Минатомом России совместно с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Документ в достаточной степени отражает положения и рекомендации, содержащиеся в Конвенции о физической защите ядерных материалов и рекомендациях МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов.
 
В совместном заявлении "О руководящих принципах сотрудничества между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Министерством энергетики Соединенных Штатов Америки в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов", подписанном в январе 1996 г. во время работы российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (Комиссия Гор-Черномырдин), отмечается, что за последние годы российско-американское сотрудничество по вопросам нераспространения расширилось. Для того, чтобы и в дальнейшем обеспечивать успех совместных проектов, которые будут продолжаться и расширяться, стороны договорились о руководящих принципах сотрудничества в этой области.
 
В сферу российско-американского сотрудничества по этой проблеме вовлечены Минатом России и Госатомнадзор России, 11 крупнейших центров и предприятий Минатома России, семь организаций, не входящих в систему Минатома России, Министерство энергетики США, Комиссия по ядерному регулированию США, 6 ведущих национальных ядерных лабораторий США. Сотрудничество с США проходит как на межправительственном уровне, так и напрямую между российскими научно-исследовательскими организациями и национальными лабораториями США.
 
На межправительственном уровне в настоящее время ведутся конкретные работы по реализации планов по совершенствованию систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в ПО "Маяк" в г. Озерске, МСЗ в г. Электростали, ГНИ НИИАР в г. Димитровграде, НПО "Луч" в г. Подольске, ГНИ ФЭИ в г. Обнинске, РНЦ "КИ" и др.
 
В частности, совместно разрабатывается и внедряется компьютеризированная система учета, контроля и физической защиты ядерных материалов на АО "Машиностроительный завод" Минатома России (г.Электросталь) для линии производства низкообогащенного топлива. Американская сторона поставила, а российские специалисты провели в реальных условиях испытания оборудования для контроля доступа к ядерным материалам. Совместно разработаны требования к оборудованию системы учета, контроля и физической защиты, рассмотрены возможности применения методов неразрушающего контроля применительно к характеристикам указанных материалов и процедуры проведения физической инвентаризации.
 
Совместно специалистами Госатомнадзора России и Комиссии по ядерному регулированию США проведена инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов на АО "Машиностроительный завод". Следующим этапом совместной деятельности намечено перенесение работ на линию производства высокообогащенного топлива для реакторов на быстрых нейтронах, а также создание единой системы физической защиты предприятия, включая организацию пропускной системы.
 
Развивается сотрудничество в рамках прямых контактов между национальными ядерными лабораториями США и российскими научно-исследовательскими организациями.
 
Результаты этой работы на примере Обнинского и Курчатовского институтов показали, что российско-американское сотрудничество в данном направлении может быть весьма эффективным.
 
- Прошел год с момента бессрочного продления Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Какое значение придает этому международно-правовому документу Россия?
 
- Консенсусное решение о бессрочном продлении ДНЯО убедительно подтвердило, что он служит надежной гарантией обеспечения национальных и всеобщих интересов в деле мира и безопасности. Важно не ослаблять усилия для обеспечения того, чтобы Договор мог действовать эффективно и впредь, для вовлечения в него максимально широкого круга государств.
 
В России с тревогой отмечают, что этот Договор по-прежнему не распространяется на некоторые страны Южной Азии и Ближнего Востока. В "пороговых" странах этих регионов отмечается определенная активность в важной ядерной области, что способно усилить опасность распространения и замедлить процесс присоединения всех государств к Договору. К сожалению, наметилась и другая весьма опасная тенденция, когда некоторые присоединившиеся к Договору страны Восточной Европы, якобы недопонимая букву и дух этого важнейшего международного документа, выражают готовность разместить на своей территории ядерное оружие других государств.
 
На наш взгляд, в целях реализации решений Конференции в Нью-Йорке, вместе с дипломатическими усилиями "восьмерки" по оказанию влияния на "пороговые" страны для побуждения их присоединиться к Договору нужно параллельно активизировать свои действия по недопущению "расползания" ядерного оружия в Восточную Европу. Наряду с этим было бы целесообразно на современном этапе сконцентрировать совместные усилия по продвижению идеи создания региональных зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Тем более что на Конференции выявилась большая заинтересованность мирового сообщества в создании таких зон. К числу наиболее перспективных в этом отношении можно было бы отнести зоны Ближнего Востока, Африки (где безъядерная зона уже создается), а в перспективе, возможно, и Центральной Европы.
 
Росту эффективности Договора о нераспространении ядерного оружия могло бы также способствовать повышение действенности национальных систем контроля, препятствующих распространению информации, прямо или косвенно касающейся конструкции ядерного оружия и технологий его производства. Следует создать глобальную систему автоматизированного учета и контроля ядерных материалов, попадающих на международный рынок ядерных материалов и услуг. Настало время приступить к разработке международного соглашения о системе гарантий безъядерным государствам, исключающей возможность применения ядерного оружия против неядерных государств. Уже сейчас необходимо совместными усилиями "восьмерки" и ряда других государств создать международную программу переориентации специалистов, работающих в сфере создания и эксплуатации ядерного оружия, на деятельность, связанную с мирным использованием атомной энергии и поддержанием режима нераспространения ядерного оружия.
 
- В соответствии с Соглашением о применении гарантий МАГАТЭ от 10 июня 1985 г. СССР на добровольной основе предоставил МАГАТЭ список мирных ядерные установок для применения гарантий МАГАТЭ, на ряде из которых они успешно осуществлялись. Каковы следующие шаги?
 
Россия продолжает тесное сотрудничество с МАГАТЭ в области гарантий. Напомню, что в 1991 году была завершена работа по постановке под гарантии МАГАТЭ реактора на быстрых нейтронах БН-600 на Белоярской АЭС, представляющего интерес для Агентства с точки зрения возможного перспективного направления развития ядерной энергетики. Был расширен список мирных российских ядерных установок, из которых Агентство может выбирать установки для инспектирования.
 
Российская Федерация оказывала также содействие и помощь Агентству в деятельности по гарантиям, предоставляя своих высококвалифицированных специалистов и экспертов как для участия в инспекционной деятельности в Ираке в рамках резолюции # 687 Совета Безопасности ООН, так и для оценки состояния бывшей ядерной оружейной программы в Южной Африке. Кроме того, российские эксперты принимали участие в работе консультационных групп по разработке подходов к оценке эффективности применения гарантий и в определении эффективных путей совершенствования технических средств гарантий, а также в работе Постоянной консультативной группы по применению гарантий.
 
Россия продолжает вносить свой вклад в техническое развитие гарантий путем проведения значительного объема работ в рамках национальной программы научно-технической поддержки гарантий МАГАТЭ, направленной на разработку методов и процедур, а также технических средств, применяемых в гарантиях. В 1990-1994 гг. на финансирование предусмотренных российской национальной программой работ, в выполнении которых участвовали ведущие научно-исследовательские институты и организации страны, было израсходовано около 600 млн. рублей, в 1995 году - 1,1 млрд. рублей. В 1996 году планируется выделение 1,7 млрд. рублей. Большое внимание в программе уделяется проведению исследований, связанных с разработкой методов и аппаратуры для деструктивного и неразрушающего анализов ядерных материалов.
 
Уже стало традиционным ежегодное проведение в Российской Федерации международных учебных курсов для инспекторов МАГАТЭ: как для начинающих инспекторов на Нововоронежской АЭС, так и курсов для опытных инспекторов по постановке новых ядерных установок под гарантии МАГАТЭ. Кроме того, в российских научных учреждениях проводятся курсы для персонала национальных систем по учету и контролю ядерных материалов.
 
По мнению российских специалистов, проводимая МАГАТЭ разработка новых мер по повышению действенности системы гарантий (Программа "93 + 2") дает положительные результаты по повышению эффективности системы гарантий, особенно для обеспечения уверенности в отсутствии незаявленной ядерно-оружейной деятельности. Российская Федерация оказывает существенную поддержку программе. Проводятся исследования возможности мониторинга окружающей среды для выявления признаков незаявленной деятельности по конструированию и испытанию ядерных взрывных устройств. Намечено определить индикаторы ядерно-оружейной деятельности, отработать методы отбора и анализа проб окружающей среды и оценить эффективность применения такого метода в международных гарантиях.
 
Особое место занимает вопрос об использовании в контрольном механизме конфиденциальной информации, в том числе получаемой с использованием возможностей национальных спецслужб. Российские специалисты считают полностью оправданным участие национальных спецслужб в информационном обеспечении контрольной деятельности. При этом не исключается и обмен информацией между спецслужбами стран в рамках различных международных режимов и программ, направленных на уменьшение риска распространения.
 
- В России, насколько можно судить, уже в целом сложился национальный режим экспортного контроля. Насколько гладко идет здесь диалог с западными партнерами?
 
- Диалог идет. Гладким, однако, его никак не назовешь. Российская Федерация активно участвует в работе Группы по выработке принципов контроля за ядерным экспортом и импортом, а также за экспортом и импортом оборудования и материалов двойного использования и соответствующей технологии, применяемых в ядерных целях. Вместе с другими государствами - ядерными поставщиками она участвует в работе по уточнению и обновлению контрольных списков.
 
Россия постоянно совершенствует национальные системы экспортного контроля в области ядерного экспорта и экспорта двойных технологий, которые могут быть применены в ядерной области, и работает в направлении унификации требований в этой области. В своей экспортной политике она придерживается принципа полноохватных гарантий как условия новых поставок. В Российской Федерации ядерный экспорт в страны, которые не подписали с МАГАТЭ соглашения о применении гарантий ко всей мирной ядерной деятельности, запрещен в соответствии с Указом Президента России от 27 марта 1992 года #312.
 
С целью повышения эффективности контрольного механизма страны - участницы Группы ядерных поставщиков обмениваются информацией о нарушениях режима экспорта материалов и оборудования двойного использования, информацией о ядерных программах в странах - неучастницах Договора о нераспространении ядерного оружия, об отказах в выдаче лицензий национальными компетентными органами при экспорте материалов и оборудования двойного использования. Ведущие западные страны предлагают расширить для этой цели обмен информацией, в том числе конфиденциальной, получаемой с использованием возможностей национальных спецслужб.
 
Российская Федерация последовательно выступает против составления "черных списков" стран. Мы считаем, что при определении возможности экспорта в какую-либо страну мы должны руководствоваться ограничениями, связанными с санкциями ООН, а также членством в Договоре и наличием соглашения с МАГАТЭ о полноохватных гарантиях. Если мы будем применять какие-либо другие ограничения по отношению к членам Договора, это может привести к разрушению этого режима.
Описание материала: Беседа редактора журнала "Ядерный Контроль" Владимира Орлова с помощником президента Российской Федерации по национальной безопасности ЮРИЕМ БАТУРИНЫМ

Альбомы:

Остальные материалы раздела: Гражданская оборона

Предыдущая ДЕКЛАРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ ПО ВОПРОСАМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Следующая Путин приоткрыл бутылку с ядерным джином

Адрес страницы: link

Беседа редактора журнала "Ядерный Контроль" Владимира Орлова с помощником президента Российской Федерации по национальной безопасности ЮРИЕМ БАТУРИНЫМ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДО И ПОСЛЕ МОСКОВСКОЙ ВСТРЕЧИ В ВЕРХАХ