ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Дата публикации: 2016-05-09 21:41:26Просмотров: 1817
Автор: lomasmПринятие 27 июля 1990 г. Верховным Советом Республики Беларусь Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь», становление Республики Беларусь как независимого суверенного государства повлекло необходимость создания собственных Вооруженных Сил, а также формирования правовой базы относительно исполнения гражданами воинской обязанности. В связи с этим 5 ноября 1992 года был хлебнуть Закон Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. ) закрепила новую систему государственных органов, определила полномочия Президента Республики Беларусь Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Беларусь, Парламента, Правительства, в том числе в области обороны. За последние годы был принят ряд новых законов и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, в том числе касающихся обороны и строительства Вооруженных Сил. В связи с этим в текст Закона Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» стократное вносились изменения и дополнения.
Необходимость реформирования Вооруженных Сил, большие изменения в нормативной правовой базе в области обороны и другие обстоятельства потребовали принятия Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», в котором предусмотрена новая редакция Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года с новым названием «О воинской обязанности и воинской службе». Закон был подписан Президентом Республики Беларусь 22 июля 2003 года и вступил в силу 29 июля 2003 года.
Безусловным достоинством нового Закона является то, что в нем более скорее и подробно регламентированы важнейшие вопросы прохождения военной службы, в том числе по контракту, начального и конечного момента военной службы, оснований увольнения с военной службы.
Некоторые новеллы, имеющие непосредственное отношение к воинской обязанности граждан Республики Беларусь, следует отметить в первую очередь.
Статья 57 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что защита Республики Беларусь является обязанностью и священным долгом гражданина Республики Беларусь.
Под защитой Республики Беларусь следует, прежде всего, понимать оборону страны, охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.
Термины «долг» и «долг » являются близкими по значению. Первый обозначает, что требования Конституции Республики Беларусь носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т. е. подчеркивается моральная обязанность перед государством, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность заправляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Кроме воинской обязанности граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Республики Беларусь путем добровольного поступления на военную службу по контракту в порядке, установленном комментируемым Законом.
Правовая природа воинской обязанности и исполнения долга по защите Республики Беларусь в добровольном порядке различны. Воинская обязанность является юридической обязанностью граждан Республики Беларусь, установленной в целях реализации ими обязанности по защите Республики Беларусь. Закон предусматривает право граждан Республики Беларусь на добровольное исполнение долга по защите государства. В этих целях граждане могут проходить добровольную подготовку к военной службе, добровольно поступать на военную службу по контракту и ее проходить.
Новый Закон предусматривает обязательную подготовку граждан к военной службе, которая включает:
получение начальных знаний в сфере вооруженной защиты государства;
допризывную и физическую подготовку в учреждениях, обеспечивающих приобретение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;
патриотическое воспитание;
проведение лечебно-профилактических мероприятий.
Получение гражданами начальных знаний в сфере вооруженной защиты государства будет осуществляться в соответствии с образовательными стандартами основного образования.
Допризывную и физическую подготовку граждане будут проходить в учреждениях, снабжающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, в соответствии с учебными планами. В ходе допризывной подготовки граждане проходят учебно-полевые сборы.
Допризывная и физическая подготовка граждан осуществляется учителями (преподавателями или руководителями) допризывной подготовки и физической культуры указанных учреждений в соответствии с образовательными стандартами.
Органы местного управления и самоуправления обязаны совместно с Министерством обороны Республики Беларусь, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, и иными организациями проводить патриотическое воспитание граждан.
Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических классах (молодежных объединениях), будет учитываться призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил, других воинских формирований, в которых они будут проходить срочную военную службу.
Лечебно-профилактические мероприятия должны организовываться и проводиться по месту жительства, учебы или работы граждан призывного возраста медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь с созданием в них подростковых кабинетов.
Ежегодно до приписки граждан к призывным участкам должны проводиться (начиная с 14-летнего возраста) их медицинское обследование, динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием, а при необходимости другие профилактические и реабилитационные мероприятия.
Закон впервые дает точные правовые определения основным терминам и понятиям, связанным с воинской обязанностью, воинской службой и военной службой.
Воинская обязанность является конституционной обязанностью граждан Республики Беларусь и не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на ее территории. Необходимо учитывать, что целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других армий и воинских формирований личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.
Воинская служба рассматривается как особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, военных или специальных созывов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.
Военная служба является основным видом воинской службы, заключающимся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований.
Военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту.
В настоящее время можно выделить шесть видов военной службы:
- срочная военная служба солдат и сержантов;
- военная служба солдат и сержантов по контракту;
- военная служба курсантов военных учебных заведений;
- военная служба прапорщиков по контракту;
- военная служба офицеров по контракту;
- военная служба офицеров по призыву.
Республика Беларусь на основе изучения зарубежного опыта первой среди государств СНГ ввела для своих граждан службу в резерве как разновидность исполнения воинской обязанности.
Закон рассматривает службу в резерве как вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях или иных организациях Министерства обороны Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах с целью получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.
высоко изменен в новом Законе перечень оснований для предоставления отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве. Он расширен и в большей мере учитывает изменения, происходящие в обществе. Одна из характерных черт этого перечня приоритет интересам получения молодежью образования. В связи с этим отсрочки предоставляются:
обучающимся и студентам учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, на период обучения;
гражданам, рекомендованным для поступления в магистратуру, в год окончания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования;
гражданам, поступающим в аспирантуру (докторантуру) впервые, в год поступления;
гражданам, обучающимся в магистратуре, и аспирантам (докторантам) очной формы обучения на период обучения;
слушателям дневной формы обучения подготовительных отделений учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, на период обучения и сдачи вступительных экзаменов в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, в год окончания подготовительного отделения;
выпускникам учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, достигшим 18-летнего возраста, поступающим в другие учреждения образования впервые, в год окончания учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования;
гражданам, обучающимся в учреждениях образования за границей, на период обучения.
В совокупности с другими положениями Закона повышение требований к организации и проведению медицинского освидетельствования призывников, к работе призывных комиссий и военкоматов должно привести к улучшению качественных характеристик будущих воинов.
Военные суды, анализируя причины преступности военнослужащих, всегда наблюдали негативные последствия некачественного, а подчас и незаконного призыва не годных к военной службе лиц. Теперь Закон предусматривает ответственность всех имеющих к этому отношение должностных лиц и врачей и за незаконный призыв граждан на военную службу.
В соответствии с Законом местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии, несут ответственность за вред, причиненный государству и гражданам призывом на военную службу, службу в резерве граждан, не подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве по состоянию здоровья и иным основаниям. Возмещение вреда производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.
Закон определяет , что врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, осмотре или обследовании граждан в связи с припиской к призывным участкам, призывом на военную службу, службу в резерве, на военные сборы или добровольным поступлением на военную службу, председатели, члены и секретари призывных комиссий, должностные лица автохтонных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций, способствующие уклонению граждан от исполнения воинской обязанности или незаконному призыву граждан на военную службу, службу в резерве либо препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные нормативными правовыми актами Республики Беларусь, привлекаются к ответственности, установленной законодательством Республики Беларусь.
Важно тут и положение Закона о том, что не подлежат призыву на военную службу, службу в резерве граждане:
отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
отбывающие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ, ограничения свободы или задержания ;
имеющие судимость;
в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера, в течение срока применения этих мер;
в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство.
Законом устанавливаются следующие сроки военной службы по призыву:
для военнослужащих, не имеющих высшего образования, проходящих срочную военную службу, 18 месяцев;
для военнослужащих, имеющих высшее образование, проходящих срочную военную службу, 12 месяцев;
для военнослужащих, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, снабжающих получение высшего и среднего специального образования по программам подготовки младших командиров, сдавших установленные программами подготовки экзамены и проходящих срочную военную службу, 6 месяцев;
для военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву, 24 месяца.
В срок срочной военной службы не засчитываются:
срок отбывания наказания в виде ареста;
срок отбывания наказания в дисциплинарной воинской части, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь;
срок содержания на гауптвахте при исполнении ареста, наложенного на военнослужащего в дисциплинарном порядке;
срок самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от резонов оставления;
срок военной службы по контракту, если военнослужащий не выслужил срок срочной военной службы и перешел на военную службу по контракту, при досрочном расторжении контракта.
Впервые в Закон включен текст Военной присяги в новой редакции. В соответствии с Законом военнослужащие и резервисты, впервые призванные (зачислившиеся ) на военную службу, службу в резерве, или граждане, не проходившие военную службу, службу в резерве и впервые призванные на сборы, приносят перед Государственным флагом Республики Беларусь и Боевым Знаменем воинской части Военную присягу. Принятие Военной присяги осуществляется в порядке, установленном Уставом внутренней службы Вооруженных вагонов Республики Беларусь. До принесения Военной присяги военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, караульной службы).
В законе конкретизированы многие положения, связанные с заключением контракта о прохождении военной службы.
Согласно Закону на военную службу по соглашению могут добровольно поступать и быть приняты граждане Республики Беларусь, отвечающие установленным требованиям военной службы.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским, профессионально-психологическим требованиям, установленным для прохождения военной службы и конкретной военно-учетной специальности.
Для определения корреспонденции гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессионально-психологическому отбору.
В соответствии со статьей 40 Закона контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны Республики Беларусь или иным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба.
Порядок заключения и условия контракта о выучивании военной службы, а также форма типовых контрактов о прохождении военной службы устанавливаются нормативными правовыми актами Министерства обороны Республики Беларусь и иных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.
Установлено, что военнослужащие, назначенные на должности Министра обороны Республики Беларусь, иного руководителя государственного органа, в каком-либо предусмотрена военная служба, проходят военную службу без заключения контракта о прохождении военной службы. Контракт о прохождении военной службы, заключенный этими военнослужащими до назначения на указанные должности, прекращает свое действие. За данными военнослужащими сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Военнослужащие, прикомандированные для назначения на должность к государственным органам и иным организациям, проходят военную службу в органах прикомандирования на основании контракта о прохождении военной службы, заключенного в установленном порядке с органом откомандирования. После окончания срока действия ранее заключенного контракта последующие контракты заключаются также с органом откомандирования.
Новый Закон детально регламентирует вопросы начала военной службы и ее окончания.
Началом состояния на военной службе считаются:
для граждан, призванных на срочную военную службу, день явки в военный комиссариат (на призывной (сборный) пункт) для отправки в воинскую часть;
для граждан, затребованных на военную службу офицеров по призыву, день убытия к месту военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;
для граждан, не проходивших срочную военную службу и поступивших в военные учебные заведения, день зачисления в военные учебные заведения;
для граждан, принятых на бранную службу по контракту, день подписания сторонами контракта о прохождении военной службы.
Окончанием состояния на военной службе считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащие исключаются из списков личного состава воинской части в день истечения срока их военной службы, окончания срока договора .
Военнослужащие не исключаются из списков личного состава воинской части и срок контракта не прекращается в случаях, когда:
военнослужащий находится на стационарном лечении;
военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;
военнослужащий безвестно отсутствует, до признания в установленном законом порядке его безвестно отсутствующим (пропавшим) или объявления умершим;
в отношении военнослужащего (кроме военнослужащих срочной военной службы) осуществляется уголовное преследование;
в иных случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.
Наконец, существенные нововведения в Законе касаются оснований увольнения с военной службы: когда военнослужащий подлежит увольнению, когда может быть досрочно уволен и когда сам имеет право на досрочное увольнение.
Закон содержит целый перечень оснований, когда военнослужащий имеет право на досрочное расторжение контракта и увольнение с военной службы. Кроме основания, связанного с систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта, здесь ряд остро важных для него обстоятельств, заставляющих его увольняться с военной службы.
Кроме перечисленных в Законе случаев, у военнослужащего могут быть и иные уважительные причины ставить вопрос о досрочном увольнении с военной службы. Закон разрешает командованию принимать такое решение по заключению аттестационной комиссии.
Закон предусматривает, что военные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы из одного воинского формирования в другое, а также в органы внутренних дел и другие военизированные организации для дальнейшего прохождения службы. В условиях реформирования Вооруженных Сил это в определенной степени поможет снизить социальную интенсивность среди военнослужащих при решении кадровой проблемы. Многие офицеры, подлежащие увольнению из Вооруженных Сил, смогут найти свое место и применить накопленный опыт и знания в других воинских формированиях Республики Беларусь.
Законом также установлены гарантии и компенсации гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным (поступившим) на боевую службу, службу в резерве, направляемым на медицинское освидетельствование, обследование, лечение или переосвидетельствование, а также гражданам, выполняющим обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.
Новый Закон является правовой базой для разработки и принятия свыше 20 нормативных правовых актов Республики Беларусь, в том числе положения о порядке прохождения военной службы.
В настоящее время приняты разработанные в Министерстве обороны:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2003 г. F9 «Об утверждении перечня гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, в которых проводится обучение граждан на бранных кафедрах или факультетах»;
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. 1548 «Об организации подготовки граждан Республики Беларусь в учреждениях образования по специальностям, родственным военно-учетным» и 1549 «О денежном и материальном обеспечении резервистов».
Кроме того, в Министерстве обороны в целях реализации Закона разработаны проект Указа Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы», а также проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь:
«О порядке финансирования мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности»;
«Об утверждении Положения об организации призыва граждан Республики Беларусь на срочную военную службу, службу в резерве»;
«Об утверждении Положения о воинском учете»;
«Об утверждении Положения о порядке прохождения службы в резерве»;
«Об утверждении Положения о порядке прохождения военных и специальных сборов»;
«О материальном и денежном обеспечении военнообязанных, призванных на военные и специальные сборы».
В связи принятием Закона планируется внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь. В ближайшее время будут разработаны иные необходимые для реализации Закона проекты правовых актов Республики Беларусь.
эким образом, новый Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», а также принятые в его развитие нормативные правовые акты Республики Беларусь несомненно позволят поднять престиж военной службы, упорядочить прохождение военной службы, заложить правовые основы прохождения службы в резерве, и в целом будут способствовать выполнению гражданами Республики Беларусь важнейшей конституционной обязанности по защите Республики Беларусь.