Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
Картинка недели
Указы СССР 1917-1992
Категории
Методические указания по предупредительному санитарному надзору в области водоснабжения и канализации утв. Минздравом РСФСР 26.06.1961 N 072-794
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 743
Материал приурочен к дате: 1961-06-26
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1961-06-26 Материалы за: Год 1961
Автор: Мета Гость
Утверждаю
Главный государственный
санитарный инспектор РСФСР
А.СЕРЕНКО
26 июня 1961 г. N 07/2-794
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМУ САНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
В ОБЛАСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ <*>
--------------------------------
<*> Настоящие Методические указания составлены старшим научным сотрудником Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана А.М. Ломовским под общей редакцией заместителя Главного Госсанинспектора Министерства здравоохранения РСФСР В.И. Зуевой.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Все проекты хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации до их окончательного утверждения в соответствующих инстанциях подлежат обязательному согласованию с санитарными органами в порядке предупредительного санитарного надзора.
Проекты совмещенных водозаборов, предназначенных как для промышленного, так и для хозяйственно-питьевого водоснабжения, также подлежат обязательному согласованию с санитарными органами.
При даче санитарного заключения по проектам водоснабжения и канализации необходимо руководствоваться действующими стандартами, санитарными правилами, нормами и техническими условиями и другими официальными указаниями, согласованными с органами Госсанинспекции. Сложные вопросы рекомендуется решать после консультации с гигиеническими институтами или кафедрами гигиены.
Настоящими Методическими указаниями рекомендуется руководствоваться не только при рассмотрении проектов строительства новых водопроводных и канализационных сооружений, но и проектов реконструкции и расширения существующих.
II. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР НА СТАДИИ
ВЫБОРА УЧАСТКА И РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТА ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Предупредительный санитарный надзор за водоснабжением должен осуществляться, начиная с составления санитарных заданий к проектам планировки населенных мест.
В санитарном задании перечисляются те водные источники, которые могут быть приняты для водоснабжения данного населенного пункта (открытый водоем, водохранилище, подрусловые, подземные воды и др.), а также указываются необходимые для включения в проектное задание мероприятия, гарантирующие установленное ГОСТом качество воды.
Источник водоснабжения и место расположения намечаемого водозабора должны быть согласованы с органами санитарного надзора до разработки проектного задания.
Заключения по намечаемым источникам водоснабжения и месторасположению водозабора надлежит выдавать на основании актов санитарного обследования, исходных данных и графических материалов, представляемых заказчиком или проектной организацией. К исходным данным относятся: потребное количество воды, краткая гидрологическая и гидрогеологическая характеристика источников, сведения о качестве воды и пр.
Основной задачей хозяйственно-питьевого водоснабжения населенного пункта является решение вопроса обеспечения хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых потребностей населения надежной в качественном и достаточной в количественном отношении водой.
Проект, не решающий этой основной задачи, не может быть принят санитарными органами к согласованию.
Качество воды городских (поселковых, сельских) централизованных водопроводов должно удовлетворять требованиям ГОСТа 2874-54 "Вода питьевая". Требованиям ГОСТа 2874-54 должно соответствовать также качество воды временных хозяйственно-питьевых водопроводов на стройках.
При получении на согласование проектов водоснабжения новостроек необходимо требовать представления на согласование и проектов временных хозяйственно-питьевых водопроводов. Временное водоснабжение на период строительства, как правило, должно базироваться на подземных водах.
Принятые проектом нормы водопотребления в городах и поселках должны отвечать нормам СНиП, гл. П-1, 1 и Нормам и техническим условиям проектирования внутреннего водопровода жилых и общественных зданий (СН 98-60). Как правило, для расчета должны приниматься верхние границы установленных норм. Если проектом принимаются нижние границы, - они должны быть обоснованы.
Проектами хозяйственно-питьевого водоснабжения отдельных предприятий и поселков при них, расположенных на территории города или в непосредственной близости к нему, должно предусматриваться присоединение к городскому водопроводу с соответствующим увеличением мощности его за счет предприятия. Отказ от присоединения к городскому водопроводу должен быть обоснован.
При рассмотрении проекта водоснабжения промышленного предприятия особое внимание следует уделять вопросу целесообразности использования питьевой воды на технологические нужды предприятия. При невозможности замены питьевой воды технической - необходимо предъявить требование о максимальном использовании условно чистых и очищенных сточных вод в оборотном водоснабжении.
Как правило, проекты централизованного водоснабжения из открытых источников должны предусматривать обработку воды на очистных сооружениях и обеззараживание воды.
При даче заключения по проектам водоснабжения необходимо руководствоваться "Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации хозяйственно-питьевых водопроводов", утвержденными Главной госсанинспекцией СССР 22 апреля 1959 г. N 290-59, а также рекомендуется пользоваться нижеприводимыми методическими указаниями.
Основными санитарными вопросами в каждом проекте водоснабжения, требующими тщательного и всестороннего рассмотрения и обоснованного заключения, являются:
намеченный проектом источник водоснабжения;
место водозабора;
очистные сооружения;
зоны санитарной охраны.
Источник водоснабжения
а) При санитарно-гигиенической оценке намеченного проектом источника (или источников) водоснабжения необходимо руководствоваться действующим ГОСТом 2761-57 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Правила выбора и оценка качества".
б) С точки зрения санитарной оценки источника водоснабжения следует обратить особое внимание на п. 2 ГОСТа - об ориентировке в первую очередь на подземные воды (артезианские напорные, межпластовые безнапорные, грунтовые), и только при обоснованном отказе от использования подземных вод следует ориентироваться на открытые водоемы (водохранилища, реки, озера).
Санитарная практика свидетельствует, что проектами иногда принимаются в качестве источника водоснабжения открытые водоемы без обоснования отказа от использования подземных вод. Необходимо поэтому требовать, чтобы отказ от использования подземных вод был обоснован данными гидрогеологических изысканий.
в) Вопрос об источнике водоснабжения должен получить окончательное решение в проектном задании объекта.
Проектное задание с условно принятым источником водоснабжения к рассмотрению и согласованию не должно приниматься. Нельзя санкционировать принятые условно в качестве источника водоснабжения подземные воды при отсутствии данных о качестве и количествах. Условный источник водоснабжения может рассматриваться лишь на стадии принципиальных соображений по схеме водоснабжения.
г) Обязательной составной частью проекта водоснабжения является проект зон санитарной охраны источника водоснабжения. Пунктом 4 ГОСТа 2761-57 предусматривается, что к использованию допускаются только такие источники, которые могут быть обеспечены (для проектируемого водоснабжения) или уже имеют (для существующего водоснабжения) надлежаще организованную зону санитарной охраны.
Поэтому источник водоснабжения и зона санитарной охраны его должны рассматриваться как единое целое, и заключение по источнику водоснабжения должно быть дано с учетом проекта зон санитарной охраны. Отсюда следует, что одновременно с представлением на согласование проекта водоснабжения, нового или реконструируемого, должен представляться и проект зон санитарной охраны.
д) О соответствии проектируемого источника водоснабжения требованиям ГОСТа 2761-57 может быть дано заключение на основании органолептических, химических анализов воды, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТа как по показателям, так и по количеству исследованных проб по сезонам года. Нельзя давать заключение по единичным анализам проб воды, так как заключения по единичным анализам могут привести к ошибочным выводам.
При выборе поверхностного источника водоснабжения необходимо требовать
представления требуемых ГОСТом данных по БПК и растворенному кислороду,
5
показатели которых могут иметь существенное значение для оценки качества
воды проектируемого источника водоснабжения, особенно при реконструкции
существующих водопроводов.
е) Особое место в качестве источника водоснабжения занимают инфильтрационные воды, которые могут, как показывает практика, быть использованы в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями ГОСТа 2761-57.
При даче заключения по инфильтрационным водам как источнику водоснабжения следует учитывать и оценивать по проектным данным следующие вопросы:
- степень гидравлической связи между речной водой и подземными водами в различные периоды года;
- возможность заливания фильтрующих грунтов в зависимости от содержания взвешенных веществ в речной воде;
- возможность поступления в фильтрат вредных веществ при сбросе в водоем неочищенных промышленных стоков;
- возможность организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения, которая в данном случае должна проектироваться так же, как и для речного водозабора.
Все указанные вопросы должны быть освещены в проектном материале, и только после тщательного анализа их с санитарных позиций может быть дана оценка проектируемого источника водоснабжения.
ж) При рассмотрении проектов реконструкции и расширения существующих водозаборных и очистных сооружений необходимо дать санитарную оценку существующему источнику водоснабжения, руководствуясь действующим ГОСТом на выбор источника водоснабжения.
Место водозабора
А. Для открытых источников водоснабжения
При даче заключения о проектируемом месте водозабора необходимо исходить из следящих основных санитарных положений:
а) Место водозабора должно быть расположено выше населенного пункта по течению реки с учетом перспективного плана его развития (генерального плана) и должно быть надежно защищено от возможного вредного влияния источников загрязнения, т.е. иметь надежную зону санитарной охраны.
б) Реконструкция и расширение существующего водозабора, расположенного по течению реки ниже населенного пункта или в его пределах, не обеспеченного и не могущего быть обеспеченным надежной зоной санитарной охраны второго пояса, является в санитарном отношении неприемлемым.
в) Размещение водозабора хотя и выше города, для которого проектируется водозабор, но ниже по течению другого города (населенного пункта), являющегося мощным источником загрязнения водоема в тех случаях, когда расстояние между городами не обеспечивает ни процессов бактериального самоочищения, ни самоочищения от вредных веществ, недопустимо в санитарном отношении.
Б. Для подземных источников водоснабжения
а) Санитарная оценка принятого проектом местоположения скважины (скважин) должна определяться, во-первых, данными о санитарных условиях в окружении скважины или узла скважин (наличие возможных источников водоносного горизонта - выгребные ямы, скотные дворы, канализационные сети, поглощающие скважины, карьеры, накопители типа "белое море" и пр. - с указанием расстояния от них до скважины) и, во-вторых, условиями организации зон санитарной охраны.
б) Размещение скважин на территории химической и нефтеперерабатывающей промышленности недопустимо.
Зоны санитарной охраны
1. При санитарной оценке проектов зон санитарной охраны необходимо исходить из следующих основных положений:
а) Основной задачей организации зон санитарной охраны является проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, предупреждающих возможность загрязнения источника водоснабжения и обеспечивающих санитарную надежность его.
б) Основными санитарными вопросами в каждом проекте зон санитарной охраны являются обоснованность принятых проектом границ зон и достаточность намеченных проектом санитарно-оздоровительных мероприятий в границах зон.
в) Как границы, так и мероприятия в границах зон различны по существу при открытых и подземных источниках водоснабжения, поскольку у них различны защищенность от загрязнения и пути загрязнения источника водоснабжения.
2. При санитарной оценке проектов зон санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения следует учитывать, что решающим вопросом в проектах зон санитарной охраны открытых водоемов является зона второго пояса, которая по существу и определяет санитарную надежность источника водоснабжения. В проектах зон подземных источников водоснабжения наряду с зоной второго пояса решающее значение имеет зона первого пояса и, в особенности конструкция и оборудование скважины.
3. При санитарной оценке проектов зон санитарной охраны необходимо руководствоваться действующим "Положением о проектировании зон санитарной охраны централизованного водоснабжения и водных источников", утвержденным ВГСИ 7 мая 1938 г., с учетом следующих указаний:
а) При решении вопроса об отдаленности верхней границы второго пояса при речном водозаборе необходимо требовать, чтобы верхняя граница второго пояса отстояла от водозабора на расстоянии не менее 48 часов движения воды, исходя из того, что, по литературным данным, в течение этого времени происходит естественное самоочищение реки от патогенных бактерий, могущих вызывать инфекционные заболевания водного происхождения.
Эта граница должна быть принята при всех условиях, если даже на указанном и даже большем расстоянии движения воды нет никаких источников загрязнения реки. Она необходима для санитарного регулирования строительства в границах зоны и, что особенно важно, регулирования условий сброса сточных вод в водоем в целях защиты источника водоснабжения от загрязнения.
б) Нижняя граница второго пояса (ниже водозабора по течению реки) может совпадать с нижней границей первого пояса, но, учитывая возможность нагона воды ветром, следует принимать ее на расстоянии 200 - 250 - 500 метров от водозабора в зависимости от струйности, ветровых нагонов и пр.
в) При определении нижней границы зоны санитарной охраны второго пояса водозабора на водохранилище необходимо учитывать компенсаторные ветровые течения, имеющие обратные с ветром направления и создающие особые условия перемешивания и разбавления сточных вод в водохранилище. Эти условия необходимо учитывать при расчете концентраций вредных веществ, сбрасываемых со сточными водами в районе водозабора.
Для проверки расчета степени разбавления сточных вод в водохранилище рекомендуется пользоваться расчетной формулой М.А. Руффеля, опубликованной в журнале "Гигиена и санатория", 1958 г., N 3.
На основании этих расчетов определяется нижняя граница второго пояса.
4. При санитарной оценке проектов зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения необходимо руководствоваться "Инструкцией по установлению зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водопроводов с подземными источниками водоснабжения", утвержденной Главной госсанинспекцией СССР 7 июля 1956 г. за N 219-56, с учетом следующих указаний:
а) Как было указано выше, к мероприятиям по предупреждению загрязнения подземных источников водоснабжения, проектируемым в зоне первого пояса, должны быть отнесены мероприятия, связанные с размещением и оборудованием скважин, а именно:
- недопустимость затопления устья скважин грунтовыми водами;
- герметизация устья скважины;
- крепление скважин не менее чем двумя обсадными трубами;
- крепление наружной колонны в глинах или устройство глиняного тампона;
- цементация межтрубного пространства;
- цементация затрубного пространства между обсадной трубой и породой;
- изоляция водоносных слоев, залегающих выше эксплуатационного, путем цементации затрубного пространства;
- роторный способ бурения (во избежание образования затрубного пространства).
б) В практике подземного водоснабжения имеет место бурение одиночных скважин для обеспечения питьевой водой небольших поселков, сельских населенных пунктов, отдельных предприятий и учреждений и бурение целого ряда скважин большой производительности для обеспечения крупного населенного пункта водой.
В этом последнем случае установление границ водоохранных зон, руководствуясь только вышеуказанной инструкцией, было бы ошибочным и в особенности, когда водоносный горизонт на территории водосбора недостаточно защищен с поверхности. Решение вопроса о границах водоохранных зон, санитарно-оздоровительных мероприятиях и режиме использования территории в границах зон должно быть обосновано материалами наиболее тщательных гидрогеологических (а иногда и гидрологических) обследований и санитарно-топографических описаний населенных пунктов района водосбора.
в) В последние годы в литературе появилась предложения устанавливать границы второго пояса подземных источников водоснабжения, исходя из времени, необходимого для бактериального самоочищения загрязненного грунтового потока (по некоторым наблюдениям - 31 день). Однако к этим предложениям следует отнестись критически, поскольку в научном отношении они мало обоснованы, а в практике не проверены.
5. Санитарно-оздоровительные мероприятия, проектируемые в границах зон санитарной охраны, следует оценивать с точки зрения реальности их осуществления. Проекты зон санитарной охраны с нереальными, не подкрепленными соответствующими документами и финансированием мероприятиями, не могут быть приняты к согласованию, как не обеспечивающие санитарную надежность источника водоснабжения.
6. При организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водозабора крупных водопроводов в ряде случаев целесообразно из зоны второго пояса, граничащей с зоной первого пояса, выделять "жесткую" зону, в которой должны предусматриваться ограничения в отношении использования водоема в культурно-бытовых целях, как то: запрещение устройства пляжей, организованного купания, рыбной ловли и т.п. Протяженность "жесткой" зоны определяется местными условиями.
7. На подводящих каналах и ковшах, на которых организуется водозабор с организацией зоны второго пояса санитарной охраны на водоеме, следует предусматривать зону особого режима на всем протяжении канала, ковша.
В зоне особого режима должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на ограничение доступа населения и животных к каналу, ковшу и использование их для каких-либо иных целей (купанье, катанье на лодках, рыбная ловля и т.п.).
8. При использовании в качестве источника водоснабжения инфильтрационных вод, питающихся в основном за счет реки, в зоны санитарной охраны первого и второго пояса должна быть включена река.
К проекту зон санитарной охраны должен быть приложен проект решения Совета Министров АССР или край-, облисполкома, утверждающий границы намечаемых зон и мероприятий в них.
Очистные сооружения
а) Площадка очистных сооружений, может располагаться или непосредственно вблизи водозабора (у насосной станции первого подъема), или на трассе водоводов на значительном расстоянии от водозабора. И в том и другом случае площадка очистных сооружений должна иметь зону санитарной охраны с режимом, предусмотренным существующими положениями.
В тех случаях, когда площадка очистных сооружений находится вблизи водозабора, внимание в проекте должно быть уделено мероприятиям, исключающим возможность загрязнения водоема и водозабора (отведение ливневых, технологических и бытовых сточных вод).
б) При санитарной оценке проектов очистных сооружений следует учитывать, что в настоящее время строительство очистных сооружений различной производительности в основном ведется по типовым проектам, и задача местных санитарных органов заключается в этих случаях в оценке типового проекта для данного конкретного случая и в согласовании вопросов, связанных с привязкой проектов к месту.
в) Следует также учитывать при даче заключений, что новые методы очистки воды могут предусматриваться в проекте после апробации их Главной госсанинспекцией и проверки их санитарно-гигиенической эффективности в опытно-производственных условиях.
Водоводы
Водопроводные сети, как правило, должны быть запроектированы кольцевыми.
Проектируемая трасса водопроводных линий хозяйственно-питьевого водоснабжения должна иметь санитарную оценку территории на ширину не менее чем по 40 м в обе стороны от оси трассы при прохождении по незастроенной территории и по 10 - 15 м - при прохождении по застроенной территории. Прокладка водопроводных линий по территории кладбищ, скотомогильников, свалок и других загрязненных мест не должна допускаться. Однако в особых случаях могут быть допущены исключения, при условии выполнения мероприятий, полностью гарантирующих изоляцию водопроводной сети от загрязнения (см. "Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации хозяйственно-питьевых водопроводов", N 290-59).
III. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
В ОБЛАСТИ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Канализационные сточные воды, бытовые и производственные, как правило, должны подвергаться очистке и обезвреживанию на очистных сооружениях и в отдельных случаях закачиваться в глубокие поглощающие скважины.
Очистные сооружения размещаются в соответствии с санитарными нормами проектирования промпредприятий (Н 101-54).
В санитарном задании к проектам планировки населенных мест должны предъявляться требования о методах и необходимой степени очистки и обезвреживания сточных вод.
При рассмотрении проекта канализации основной задачей является оценка принятых проектных решений с точки зрения возможного неблагоприятного влияния на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения при сбросе сточных вод в поверхностные водоемы. Практически это сводится к проверке, соответствуют ли принятые проектом решения действующим санитарным и санитарно-техническим нормам, правилам и требованиям, а именно:
а) правилам охраны водоемов от загрязнения сточными водами;
б) нормам и техническим условиям проектирования канализации населенных мест (Н и ТУ 141-56);
в) Санитарным правилам устройства и эксплуатации сооружений по очистке городских сточных вод, утвержденным Главной госсанинспекцией СССР 10 апреля 1959 г. N 289-59;
г) нормам и техническим условиям проектирования сооружений малой производительности для биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод в естественных условиях (Н 115-54);
д) временным санитарным правилам строительства и эксплуатации земледельческих полей орошения для обезвреживания и использования сточных вод;
е) правилам и нормам планировки и застройки городов (СН 41-58);
ж) строительным нормам и правилам (СНиП).
Заключение по проектам, предусматривающим сброс сточных вод в водоемы, используемые для рыбохозяйственных целей, с точки зрения влияния сброса стоков на рыбное хозяйство выдается органами рыбоохраны.
В тех случаях, когда санитарные требования к условиям сброса сточных вод не совпадают с интересами рыбного хозяйства, условия сброса сточных вод в водоем должны отвечать наиболее высоким требованиям и нормам.
В тех случаях, когда проектом предусматривается сброс сточных вод в глубокие поглощающие скважины, необходимо руководствоваться "Положением о порядке использования и охране подземных вод на территории СССР", утвержденным Главной госсанинспекцией СССР (N 324-60) и Министерством геологии и охраны недр СССР (N ст-2292/23).
В случаях, когда проектом предусматривается сброс сточных вод на подземное орошение, следует руководствоваться указанными выше нормами Н 115-54. Следует, однако, при даче заключения по подземным полям орошения учитывать, что вопросы глубины заложения дрен в климатических условиях северных районов и Сибири, защита дрен от замерзания в северных и центральных районах, вопросы биологических процессов очистки еще недостаточно изучены, и потому не следует ограничиваться при даче заключения только действующими Н 115-54. Рекомендуется пользоваться и литературой по этому вопросу, в частности, работами. Е.И. Гончарук "Загрязнение грунтовых вод полями подземного орошения", опубликованной в журнале "Гигиена и санитария", 1959, N 7, и "Гигиеническое обоснование глубины заложения дрен на полях фильтрации", "Гигиена и санитария", 1960, N 7.
Поскольку "Правилами охраны водоемов от загрязнения сточными водами"нормируются требования не к сточным водам, а к водоемам питьевого и культурно-бытового водопользования, загрязняемым сточными водами, и не к водоемам в целом, а в створе водопользования, необходимо, следовательно, для проверки соответствия принятых проектных решений требованиям "Правил"иметь данные, характеризующие как сточные воды, так и водоем.
Совершенно обязательным является, чтобы в пояснительной записке к проекту были приведены данные и освещены следующие вопросы: а) количество и состав сточных вод, б) гидрологический режим водоема, в) вид водопользования, г) месторасположение выпуска, д) качество воды водоема выше места намечаемого выпуска сточных вод, е) санитарная ситуация ниже места выпуска сточных вод, ж) проектное решение и обоснование условий выпуска сточных вод.
Без указанных данных дать заключение по проекту нельзя, и чем полнее и точнее будут эти данные, тем обоснованнее будет заключение по проекту.
В ряде случаев в состав сточных вод городских канализаций входят сточные воды промышленных предприятий. Следует учитывать, что промышленные сточные воды отличаются большим разнообразием в зависимости от характера производства. Состав и количество сточных вод даже на предприятиях одного профиля могут значительно колебаться в зависимости от мощности и принятой технологии производства и особенно, когда речь идет об условиях отведения сточных вод предприятий химической промышленности. Поэтому знакомство с технологией, формированием сточных вод, их характеристикой обоснованием технологических данных в проекте является совершенно обязательным, тем более, что проектные институты, как правило, в основу проектных решений принимают технологические данные отраслевых институтов без критической оценки полученных для проектирования данных.
Сброс промышленных стоков в городскую канализацию должен быть разрешен органами коммунального хозяйства. Документ о разрешении на сброс должен находиться в проектных материалах.
В проектах канализации промышленных предприятий сточные воды принято делить на следующие категории: условно чистые, загрязненные, ливневые, хозяйственно-фекальные.
а) К условно чистым относятся сточные воды, которые могут быть отведены в водоем без какой-либо предварительной очистки в полном соответствии с требованиями "Правил охраны водоемов".
В "Правилах" нет категории условно чистых вод. Возможность сброса каких бы то ни было сточных вод в водоем без предварительной очистки должна быть проектом обоснована. В проекте должна быть дана качественная характеристика "условно чистых" вод, их технологическая природа и при даче санитарного заключения необходимо указать и оценить правильность и обоснованность отнесения проектом сточных вод к категории "условно чистых".
Необходимо предъявлять требования об использовании в оборотном водоснабжении условно чистых и очищенных производственных сточных вод.
б) Ливневые воды. В отдельных случаях, когда ливневые воды на промышленной площадке могут загрязняться теми или другими вредными веществами, они подлежат обязательной очистке и выпуск их в водоем может быть допущен лишь в соответствии с "Правилами" как, например, ливневые воды на площадках нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих предприятий, загрязненные нефтепродуктами и др.
Очищенные и обезвреженные хозяйственно-фекальные и производственные сточные воды могут спускаться в ливневую канализацию только по согласованию с органами санитарного надзора.
в) Решающее значение с точки зрения санитарной охраны водоемов имеют загрязненные сточные воды, санитарное значение которых определяется составом загрязнений и количеством их в сточных водах. Обычно в основу проекта принимаются технологические данные по составу и количеству сточных вод. Следует, однако, иметь в виду, что иногда технологические данные вообще отсутствуют или приводятся весьма условные данные вследствие неосвоенности технологического процесса. В таких случаях только данные, полученные на опытной или полупроизводственной установке, могут быть приняты как исходные для характеристики сточных вод. В пояснительной записке должен быть освещен вопрос о химическом взаимодействии отдельных химических веществ, входящих в состав общего стока, подлежащего сбросу в водоем.
В случаях, когда речь идет о канализовании существующих, реконструкции и расширении предприятий с освоенным технологическим процессом, необходимо требовать представления лабораторных данных, характеризующих состав сточных вод.
г) Гидрологическая характеристика водоема совершенно необходима для правильного и достаточно обоснованного решения вопроса об условиях сброса сточных вод в водоем. Все основные показатели загрязнения воды водоема - органолептические (окраска, запах, привкус), биохимическая потребность в кислороде, ядовитые вещества, взвешенные вещества, кроме возбудителей заболеваний - определяются смешением и кратностью разбавления, сточных вод в водоеме. Отсюда необходимо иметь данные о расчете воды в незарегулированных реках и зарегулированных (водохранилищах и озерах) в соответствии с указаниями "Правил".
Водоем может быть настолько маловоден, а количество сточных вод настолько велико, что сточные воды не могут быть сброшены при любой очистке.
При недостаточном разбавлении сточных вод в водоеме река, по существу, превратится в сточную канаву и ни по растворенному кислороду, ни по биохимической потребности в кислороде не будет отвечать санитарным требованиям - она будет "мертвой" на значительном расстоянии.
Исходя из этого, без данных о минимальном расходе водоема 95% обеспеченности давать заключение по проекту не представляется возможным.
Иметь данные о гидрологическом режиме водоема - это значит, помимо расходов водоема в различные сезоны года, иметь данные о скоростях течения для суждения об условиях бактериального самоочищения, струйности и извилистости для суждения об интенсивности смешивания, продолжительности ледового покрова, данные о физико-химических качествах и свойствах воды в водоеме. Для обоснования расчетов по смешиванию сточных вод с водой водоема и кратности разбавления рекомендуется пользоваться формулами И.Д. Родзиллера для рек, а для водохранилищ и озер - формулами М.А. Руффеля и А.В. Караушева.
При проектных решениях, которыми предусматривается сброс конденсаторных вод тепловых электростанций в пруды, используемые для хозяйственно-питьевых целей, следует при даче заключения учитывать, что сброс этих вод допустим, если условия сброса отвечают "Правилам" спуска сточных вод в водоемы, в основном по температурному показателю.
Виды водопользования
По характеру водопользования и своему рыбохозяйственному значению участки водоемов, куда проектом намечается сброс сточных вод, "Правилами" предусматриваются два вида водопользования: первый - использование водоема в качестве централизованного или нецентрализованного источника водоснабжения, а также для предприятий пищевой промышленности; второй - использование водоема для купанья, спорта и отдыха населения, а также водоемы, находящиеся в черте населенных мест.
В зависимости от вида водопользования по ряду показателей загрязнения - взвешенным веществам, окраске, минеральному составу, биохимической потребности в кислороде - установлены различные нормативные требования к условиям спуска сточных вод. Следует отметить необходимость предъявления требований к условиям выпуска хозяйственно-фекальных сточных вод и сточных вод, содержащих ядовитые вещества.
В соответствии с "Правилами охраны водоемов" и та и другая категория сточных вод могут сбрасываться в водоем независимо от вида водопользования, причем сточные воды, содержащие возбудителей заболеваний, к которым относятся хозяйственно-фекальные сточные воды, должны подвергаться обеззараживанию после предварительной очистки, а ядовитые вещества в сточных водах не должны содержаться в концентрациях, могущих оказать прямо или косвенно вредное действие на организм и здоровье населения.
Из сказанного следует, что хозяйственно-фекальные сточные воды, очищенные и обеззараженные, могут быть сброшены в водоем непосредственно выше существующего или проектируемого водозабора питьевого назначения. Никаких ограничений в этом вопросе в части расстояния по течению реки между выпуском сточных вод и створом водозабора "Правилами" не предусматривается.
Однако необходимо учитывать, что в эксплуатации очистных сооружений на водопроводах и, в особенности канализационных очистных сооружений, могут быть непорядки, не обеспечивающие санаторной надежности их работы в обеззараживании воды (перебои).
Поэтому при согласовании такого рода проектных решений необходимо исходить из того, что каждый централизованный водозабор должен иметь зоны санитарной охраны, и допустимость сброса очищенных и обеззараженных сточных сод в границах зоны второго пояса должна решаться в каждом отдельном случае санитарными органами в зависимости от местных условий.
Место выпуска сточных вод должно быть расположено ниже по течению реки, границы канализуемого населенного пункта и всех мест его культурно-бытового водопользования (в настоящее время и на перспективу) с учетом возможности обратного течения воды при нагонных ветрах.
Санитарная ситуация. Как уже отмечалось, основной задачей санитарных органов при даче заключения по проекту канализации в порядке предупредительного санитарного надзора является определение, в какой мере принятые проектом решения предупреждают возможность вредного влияния сточных вод, сбрасываемых в водоем, на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения. Следовательно, если в проектном материале нет данных о населенных пунктах, расположенных ниже проектируемого места выпуска, то ответить на основной вопрос и дать санитарное заключение по проекту не представляется возможным.
Если ниже проектируемого места выпуска расположены населенные пункты, использующие речную воду для питьевых целей, то в этих случаях отсутствует достаточная санитарная надежность сброса сточных вод в эпидемиологическом отношении. По местным условиям может оказаться, что полная биологическая очистка с обеззараживанием окажется недостаточной. Нельзя также не учитывать и возможность перебоев в обеззараживании. В этих случаях надлежит требовать включения в проект мероприятий по снабжению населенных мест питьевой водой из другого источника, надежного в санитарном отношении.
При рассмотрении проекта всегда необходимо требовать, чтобы в проектных материалах были освещены: место выпуска сточных вод; населенные пункты, расположенные ниже и выше (ближайшие к выпуску) по обоим берегам реки; расстояние их от места выпуска и уреза воды, количество дворов населения в каждом населенном пунктесуществующие источники питьевого водоснабжения населения, характер водопользования рекой - для питьевых, хозяйственных, производственных и других целей.
Данные по санитарной ситуации ниже проектируемого выпуска сточных вод надо иметь на расстоянии 2 - 3-суточного движения воды. Часто в проектных материалах по санитарной ситуации встречаются указания, что ниже расположенные населенные пункты водой реки не пользуются. В таких случаях должна быть указана причина отказа от использования реки, так как возможно, что водоем настолько загрязнен, что население отказывается от использования его для любых целей и даже для купания. При наличии такого санитарного состояния реки необходимо в целях ее оздоровления предъявлять к условиям спуска сточных вод особо строгие меры.
Проектное решение условий
сброса сточных вод и его обоснование
Принятые проектом условия сброса сточных вод в водоем и их обоснование являются узловым санитарным вопросом проекта канализации с точки зрения санитарной охраны водоемов.
Проекты, в которых отсутствуют санитарно-технические расчеты по обоснованию принятых проектом условий сброса сточных вод в водоем, не подлежат рассмотрению.
В качестве критерия обоснованности принятых проектом решений должны служить приведенные в "Правилах охраны водоемов от загрязнения сточными водами" требования к составу и свойствам воды водоемов у пунктов санитарно-бытового водопользования и утвержденные Главной государственной санитарной инспекцией СССР предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде водоемов.
Условия сброса хозяйственно-фекальных сточных вод
Хотя указанные "Правила охраны водоемов" одинаково распространяются как на производственные, так и бытовые сточные воды, все же гигиеническое значение бытовых сточных вод, а следовательно, и условий спуска их принципиально отлично от производственных сточных вод.
Сброс бытовых сточных вод в водоемы имеет прежде всего эпидемиологическое значение и из этого необходимо исходить при санитарной оценке проектов хозяйственно-фекальной канализации.
При оценке метода очистки хозяйственно-фекальных сточных вод следует исходить из того проверенного опытом и практикой положения, что почвенная очистка бытовых сточных вод при соблюдении необходимых санитарных требований является наиболее надежным в санитарном отношении методом. Поэтому во всех случаях, где отсутствуют противопоказания по применению этого метода и особенно в случаях, где применение искусственных методов очистки является ненадежным в санитарном отношении (маловодность водоема, неблагоприятная санитарная ситуация), необходимо требовать, чтобы отказ от использования почвенного метода очистки (поля фильтрации и др.) был достаточно обоснован.
Для объектов с небольшим количеством сточных вод (пионерские лагеря, дома отдыха и др.) могут быть рекомендованы подземные поля фильтрации, если этому не препятствуют климатические и грунтовые условия.
Если отказ от почвенного метода очистки сточных вод достаточно обоснован и проектным решением принята очистка на искусственных очистных сооружениях, то при даче заключения по проекту санитарные органы должны дать оценку принятой проектом степени очистки сточных вод (механическая, неполная биологическая, полная биологическая).
При оценке той или другой степени очистки необходимо исходить из того положения, что принятая степень очистки должна обеспечить нормы чистоты воды поверхностных водоемов по всем показателям, предусмотренным "Правилами охраны водоемов от загрязнения", у пунктов питьевого и культурно-бытового водопользования.
Таким образом, в тех случаях, когда по взвешенным веществам, растворенному кислороду и биохимической потребности в кислороде сточные воды удовлетворяют требования "Правил" при механической очистке, то можно ограничиться при спуске хозяйственно-фекальных сточных вод только механической очисткой с обеззараживанием. В тех же случаях, когда по указанным показателям требования не удовлетворяются, нужна более полная степень очистки. Само собою разумеется, что принятая проектом степень очистки должна быть обоснована соответствующими расчетами.
Выше было отмечено, что санитарное значение спуска сточных вод, содержащих возбудителей заболеваний, в основном эпидемиологическое, и из этого положения необходимо прежде всего исходить при даче заключения по проекту. При этом следует учитывать, что обеззараживание даже осветленных сточных вод не является достаточно надежным и потому при оценке принятой проектом степени очистки сточных вод необходимо решать вопрос с учетом количества сточных вод, минимальных расходов водоема, скорости течения и струйности и в особенности расстояния и времени движения воды до ближайшего пункта водопользования.
В отдельных случаях в зависимости от местных условий в целях предупреждения опасности распространения массовых инфекционных заболеваний водного происхождения, даже после полной биологической очистки с обеззараживанием, может потребоваться необходимость в мероприятиях по доочистке вод (поля фильтрации, пруды и др. мероприятия).
В проектах канализации городов часто принимается на первую очередь строительства очистных сооружений механическая очистка, а на проектный срок - биологическая. В санитарном отношении такое решение является неправильным. Если конкретные местные условия таковы, что сточные воды могут быть допущены к спуску только после биологической очистки, то проектом канализации и 1-й очереди должна быть принята биологическая очистка.
Условия спуска сточных вод промышленных предприятий
В отличие от хозяйственно-фекальных сточных вод очистка загрязненных производственных сточных вод производится самыми различными методами на локальных и общих очистных сооружениях, а сточных вод, содержащих органические загрязнения, на сооружениях биологической очистки совместно с хозяйственно-фекальными сточными водами. Для обоснования принятых проектом условий спуска сточных вод приводятся расчеты, основанные на кратности разбавления, исходя из принятого "Правилами"принципиально важного положения, что условия спуска сточных вод в водоем определяются степенью возможного смешения и разбавления сточных вод с водой водоема на пути от места выпуска сточных вод до створа ближайшего пункта питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования. Оценку условий спуска сточных вод в водоем надо начинать с оценки принятых проектом методов очистки с точки зрения их эффективности.
Методы могут быть апробированные практикой, проверенные в экспериментальных условиях и апробированные соответствующими отраслевыми институтами, но не проверенные в производственных условиях.
Санитарную оценку этих методов обычно дают гигиенические институты по представлению отчетов отраслевых институтов и лабораторий, разрабатывавших метод.
Если новые рекомендуемые для очистки тех или иных производственных сточных вод методы имеют положительную оценку гигиенического института, то они могут быть рекомендованы для применения в опытно-производственных условиях для проверки их на практике, а запроектированные установки должны рассматриваться как опытно-производственные.
Следует, однако, отметить, что эффективность метода как таковая еще не определяет санитарных условий спуска сточных вод в водоем и не всегда обеспечивает выполнение санитарных требований. Обычно это имеет место при очень малых предельно допустимых концентрациях тех или иных вредных веществ, когда небольшие количества вредных веществ, оставшиеся в сточных водах после высокой эффективности очистки, не могут быть сброшены в водоем ввиду малых расходов водоемов и небольшой кратности разбавления.
Весьма важно также при санитарной оценке условий спуска промстоков дать оценку принятой проектам схеме очистки, особенно когда требуется надежная очистка вод от сильно ядовитых веществ до поступления их в водоем. Схема очистки сточных вод в этих случаях должна, во-первых, обеспечивать контроль за эффективностью очистки и, во-вторых, в случае недостаточно эффективной очистки сточных вод обеспечивать возможность направления их на повторную обработку.
С развитием промышленности органической химии с большим количеством сточных вод, содержащих разнообразные органические вещества, проектами канализации этих предприятий в настоящее время принимается совместная очистка хозяйственно-фекальных и загрязненных органическими веществами сточных вод на искусственных биологических очистных сооружениях.
В санитарном отношении в этих случаях весьма важно, чтобы все входящие в состав сточных вод химические вещества были изучены в токсикологическом, органолептическом отношении и по влиянию их на общесанитарный режим водоема.
Решающим вопросом условий спуска сточных вод является также принятая проектом кратность разбавления.
В отдельных случаях в зависимости от местных условий, мощности водоема, гидрологических условий, расстояния от выпуска до ближайшего пункта водопользования, характера водопользования и др. следует требовать технических решений по обеспечению наибольшей полноты смешения (устройство рассеивающего выпуска, выпуск сточных вод в водоем под давлением и др.).
Если речь идет о действующем предприятии, то вопрос о смешении и кратности разбавления часто может быть решен на основании данных о фактическом влиянии сточных вод предприятия на санитарное состояние водоема у пункта водопользования. Данные лабораторных исследований, характеризующие санитарное состояние водоема, и соответствующие фактические данные по разбавлению сточных вод в водоеме должны быть приведены в проекте.
Если принятые проектом методы и схемы очистки, а также принятые кратности разбавления сточных вод в водоеме не встречают возражений, следует перейти к проверке правильности принятых проектом расчетов по отдельным показателям загрязнения водоема: взвешенным веществам, реакции, растворенному кислороду, ядовитым веществам, биохимическому потреблению кислорода и др.
Только проанализировав таким образом весь проектный материал, можно перейти к выводам и заключению по проекту <*>.
--------------------------------
<*> Проекты не должны согласовываться с условиями. В случаях, когда по ним возникают принципиальные в санитарном отношении замечания, они должны направляться на доработку.
Контроль за строительством водопроводно-канализационных сооружений и вводом их в эксплуатацию необходимо осуществлять в соответствии с "Инструкцией о порядке осуществления органами Государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемической службы предупредительного санитарного надзора за проектированием, строительством и вводом эксплуатацию водопроводных и канализационных сооружений", утвержденной Главным госсанинспектором СССР 7 сентября 1951 г., и "Инструкцией о санитарных требованиях при проектировании, сооружении и пуске в эксплуатацию питьевых водопроводных линий", утвержденной Главным госсанинспектором СССР 20 сентября 1951 г. (см. сборник важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам, книга первая).
При этом надлежит учитывать необходимость принятия действенных мер, направленных на форсирование строительства водопровода и канализации, а также водопроводных очистных сооружений и сооружений по очистке сточных вод с тем, чтобы строительство этих объектов не отставало от строительства жилья, общественных и обслуживающих учреждений и промышленных предприятий.
Остальные материалы раздела: Указы СССР 1917-1992
Предыдущая Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961 О дальнейшем ограничении применения штрафов. налагаемых в административном порядкеСледующая Указ Президиума ВС РСФСР от 03.07.1961 ред. от 16.01.1965 Об утверждении Положения о товарищеских судах