Путь:
Навигация
- Архив рассылки
- В мире
- Вооруженные силы
- Гражданская оборона
- Даунгрейд
- Забытые компьютерные новости интернета
- Исторические заметки
- История Белоруссии
- История городов
- История Руси
- История Украины
- Кавказ
- Космос
- Миp искусства
- Наука
- Новости спорта
- Образовательные учебные материалы
- Общество
- Обычные истории
- Политика
- Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е
- События 2000х
- События 90х
- Специальная военная операция
- Экология
- Электроника
- Югославский кризис
- Великая Отечественная война
- Пользовательское
- Союз советских социалистических республик
- Современная Россия
- Полезное
- work-flow-Initiative
- Союз маньяк
- Архив исторических материалов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Союз советских социалистических республик
Оценка раздела:
1
Раздел рассматривает следующие направления:
- Международные отношения
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Экономика и финансы
- Торговля
- Транспорт
- Наука и образование
- Здравоохранение
- Культура и искусство
- Население и уровень жизни
На пути развития Советского Союза
Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив всякие национальные привилегии и предоставив всем нациям право на самоопределение, открыла им широкие возможности для всестороннего политического, экономического и культурного развития. Многие народы СССР имеют свою национальную государственность союзные и автономные республики, автономные области, национальные округа.
Первой советской республикой, созданной сразу после победы Октябрьской революции, была РСФСР. Вскоре были созданы самостоятельные советские республики Украинская ССР (декабрь 1917 г.) и Белорусская ССР (январь 1919 г.). Несколько позднее образовались Азербайджанская (апрель 1920 г.), Армянская (ноябрь 1920 г.) и Грузинская (февраль 1921 г.) советские республики, которые в марте 1922 г. объединились как равноправные в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).
В декабре 1922 г. советские социалистические республики объединились в союзное государство Союз Советских Социалистических Республик. В дальнейшем в Союз ССР вошли: Узбекская и Туркменская республики (27 октября 1924 г.), созданные после проведения национального размежевания в Средней Азии; Таджикская ССР (5 декабря 1929 г.), входившая до этого в состав Узбекской ССР; Казахская ССР и Киргизская ССР (5 декабря 1936 г.), преобразованные из автономных республик РСФСР; 5 декабря 1936 г. была упразднена ЗСФСР и составлявшие ее республики вошли непосредственно в СССР.
В Литве, Латвии и Эстонии Советская власть была установлена вскоре после Октябрьской революции. Однако буржуазии с помощью империалистических государств удалось подавить здесь Советскую власть и реставрировать капиталистические порядки. Только в 1940 г. в этих республиках Советская власть была восстановлена и Литовская, Латвийская и Эстонская советские республики были приняты в состав СССР.
Большая часть Молдавии, в которой Советская власть была установлена также вскоре после Октябрьской революции, в 1918 г. была оккупирована боярской Румынией, а на остальной части, после изгнания австро-германских империалистов, была создана Молдавская АССР в составе Украинской ССР. В 1940 г. ранее оккупированная территория была воссоединена с Молдавской АССР и образована Молдавская ССР.
Ныне Советский Союз добровольное объединение 15 равноправных советских социалистических республик.
Среди автономных республик раньше всех были созданы Башкирская (1919 г.), Татарская (1920 г.), Дагестанская, Абхазская и Аджарская (1921 г.), Якутская (1922 г.), Нахичеванская (1924 г.). Автономные республики Бурятская, Кабардино-Балкарская, Каракалпакская, Калмыцкая, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чувашская, Чечено-Ингушская в разное время были преобразованы из автономных областей.
Со времени создания Союза ССР число единиц национальной государственности значительно возросло. В 1923 г. было 4 союзные республики, 13 автономных республик, 16 автономных областей, а к 1967 г. союзных республик стало 15, автономных республик 20, автономных областей C национальных округов 10.
Категории
Период застоя СССР в 1968-1980
Дата публикации: 2016-02-22 12:06:51Просмотров: 2888
Автор: admin
К 1969-му году, благодаря старту, заложенному Лениным и Сталиным, СССР стал грозной, но вполне уязвимой силой, которая могла, как нанести мощнейший военный или политический удар, так и уладить любой конфликт в любой части земного шара. Но первое в мире социалистическое государство было во многом экспериментом, площадкой для будущих поколений и не было защищено от ошибок, которые уже произошли и продолжали происходить, и которые в итоге приведут к печальному концу.
А сейчас речь пойдет о жизни СССР времен так называемого «застоя».
Период застоя обозначение периода «развитого социализма» периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Также зачастую в публицистике используется пропагандистско-литературное клише «Эпоха застоя».
В Советском Союзе термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.
Так, во второй половине 60-х первой половине 80-х, экономический рост СССР отражался на жизненном уровне населения, состоянии его обеспеченности товарами, услугами, на разворачивании жилого строительства. Особенно это было заметно в статье Конституции СССР, принятой как раз в 1977 году, где были гарантированы права на достойную зарплату, на обеспечении жильем и бесплатной медицинской помощью, а также образованием, вплоть до высшего.
Действительно, позитивные изменения начали происходить, так средняя заработная плата выросла с 78 рублей в 1960 до 155 в 1980-м году. Люди стали пользоваться доселе невиданными для них вещами стиральными машинками, холодильниками и другой бытовой техникой. Рос ассортимент товаров и услуг. Граждане могли купить или отечественные товары, или продукцию государств «социалистического лагеря».
Для того, чтобы удовлетворить потребности населения, руководство СССР расширяло и кредитные услуги. В 60-70-е годы в советском народе были, в основном оптимистические настроения по поводу достижения Советским Союзом американского уровня жизни и быта. Про рост благосостояния населения сообщали центральные и местные газеты, в средствах массовой информации каждый день можно было услышать и увидеть сюжеты, рассказывающие о заботе Коммунистической партией и Правительством о заботе трудящихся.
Рост материального благосостояния совершался и за счет общественных фондов потребления, обеспечивающих развитие народного образования, повышения квалификации рабочих, медицинское обслуживание населения, оплату отпуска, санаториев, путевок и т.д. Большие государственные средства выделялись на охрану материнства и детства, выплату пенсий, стипендий ученикам ВУЗ-ов и техникумов.
Строились новые государственные магазины, столовые, хлебопекарни. Увеличение количества товаров требовало появление более совершенных и эффективных форм торговли, как магазины самообслуживания, универмаги, универсамы с широким ассортиментом товаров. Сельских тружеников стали регулярно обслуживать прямо на рабочих местах: полях, фермах, тракторных бригадах.
Введение пятидневной рабочей недели, увеличение отпусков отдыхающим, рост праздничных дней благоприятствовал разнообразию отдыха трудящихся. Часть граждан занималась туризмом, рыбалкой, брала участие в экскурсиях. Были и проблемы так, имела место слабая материально-техническая база и нехватка квалифицированных работников, более половины не имело профильной подготовки.
Существовали и иные трудности, особенно, выразившиеся позднее во время «перестройки» - руководство КПСС, стремясь сохранить «рабочий состав» партии, установило жесткий лимит на прием в члены КПСС научно-технической интеллигенции. Тем самым путь в управление страной высококвалифицированным специалистам был перекрыт искусственным барьером. Чтобы получить необходимый рабочий стаж многие были вынуждены утаивать диплом о высшем образовании и наниматься на завод простыми рабочими. Рост доли коммунистов с высшим образованием с 22,4% на начало 1960 г. до 30,1% на начало 1971 г. явно не свидетельствовало о процессе вытеснения малообразованных управленцев высококвалифицированными руководителями.
К тому же значительная часть "управленцев" получала образование в Высшей партийной школе, готовившей коммунистов по уже новым, ревизионистским идеологическим материалам и это сыграло свою роль.
Высшая партийная школа КПСС (ВПШ) высшие учебные заведения в СССР в 19461 годах для подготовки руководящих партийных и советских кадров, а также подготовки руководителей средств массовой информации. Школы создавались и находились под руководством соответствующих Центральных Комитетов Коммунистической партии союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Учебно-методическое руководство системой ВПШ осуществлялось Высшей партийной школой при ЦК КПСС и Заочной высшей партийной школой (ЗВПШ) при ЦК КПСС.
Приём в школу членов партии (со стажем не менее трёх лет) осуществлялся по рекомендации ЦК КП союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Дополнительным требованием к абитуриентам был опыт партийной, советской, комсомольской, журналистской работы или проявленные организаторские способности в выборных партийных и советских органах.
Учебные планы подготовки кадров и состав кафедр ВПШ менялись в зависимости от конкретных условий (национального состава, образовательного уровня слушателей, требований политического момента). В 19700-х годах в составе ВПШ находились кафедры: истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политэкономии, научного коммунизма, партийного строительства, советского государственного строительства и права, международного коммунистического и национально-освободительного движения, советской экономики и управления народным хозяйством, журналистики, русского языка, иностранных языков и др.
Особенно удручал чрезвычайно низкий процент коммунистов с учеными степенями, большинство из которых работало в сфере науки и образования, а не управления.
И если в нищей, голодной стране 30-х годов, необразованные кадры вполне подходили, то уже в 70-е, для образованного мира это было чрезвычайно опасно. К тому же ситуация усложнялась работой аппарата, который постоянно увеличивался, и к 1975-му году возрос более чем на 20%.
Новым руководством страны была проведена реорганизация аппарата управления хозяйством и государством. Изменения, что вводились, были направлены на усиление централизации и бюрократизации управленческих структур. Партийная номенклатура старалась закрепить свое руководящее положение и увеличением численности КПСС. Так, членство в КПСС открывало человеку возможности карьерного роста и повышения материального состояния. Поэтому, если в начале 60-х годов число членов КПСС составляло около 8,7 млн. человек, то уже в 1980-м году оно превышало 17 млн.
К началу 70-х годов, экономика развивалась в едином народно-хозяйственном комплексе, распространяли свои полномочия союзно-республиканские министерства, их областные структуры. Но, несмотря на все усилия, темпы экономического роста начали падать, вследствие чего, экономическое состояние начинает обретать кризисный оттенок явление характерное больше для капитализма, нежели социализма. Так, начинается насаживание «валовой экономики», начинается строительство малоокупаемых водохранилищ на Днепре, возводятся «самые большие» теплоэлектростанции в Европе и другие гигантские стройки, которые были весьма обременительны при низком качестве руководства и сворачиванию социализма в стране.
Такая «гигантомания»,в объединении со скрытой инфляцией, увеличивала стоимость промышленных комплексов на 25-50%. Это заставляло направлять средства на завершение строительства важнейших объектов, оставляя при этом массу недостроев, вроде ракетного комплекса в Кировограде или тракторного сборочного комплекса под Кривым Рогом.
Индустриальная мощь, созданная в 30-е года, восстановленная в 40-е года, имела такие недостатки как огромное энергопотребление и сложность модернизации оборудования. Особенно сложно было с производством группы «А», которое взяло на себя главенствующую роль в экономике, при том, что только 29% промышленности работало на товары народного потребления.
В условиях планового ведения хозяйства производство товаров делилось на две группы:
Группа А: Производство средств производства (товары промышленного назначения).
Группа Б: Производство товаров народного потребления (потребительские товары).
Тяжелая промышленность все больше превращалась в структуру , что поглощала средства и работала сама на себя. Кроме того, из-за империалистических намерений США и блока НАТО, а так же агрессивного поведения Китая , СССР имел проблемы и с ВПК, так как приходилось делать огромные капиталовложения в производство военной техники. Как следствие, в стране развивались две экономики гражданская и военная. Превращение страны в полувоенный лагерь вело к общему упадку «брежневской системы».
Высокими темпами развивалась атомная энергетика, а именно началось строительство мощных АЭС в густонаселенных и маловодных Юго-Западных и Западных экономических районах, при этом часть электроэнергии использовалась не для собственных нужд, а для экспорта. Так же в 70-е года самой неэффективной оставалась сельскохозяйственная часть экономики, хотя для её развития было сделано очень многое: вводились масштабные программы механизации и химизации, осуществлялись работы по мелиорации и т.д.
В республиках освоили производство тракторов Т-150, свекольно- и кукурузно- собирательных комбайнов, которые не уступали лучшим зарубежным аналогам в 70-е года. За 1971-1980 года в сельское хозяйство было вложено более 27% всех капиталовложений. Но все это оказалось малоэффективным, а иногда давало противоположный результат: мелиорация приводила к засолению почвы, превращения её в непригодную для сельского хозяйства, нарушала экологический баланс. Отставала система переработки и хранения продукции. Сложилась парадоксальная ситуация: увеличивалась зарплата колхозников, капиталовложения росли, а отдача падала, планы не выполнялись.
Начались кризисные явления: падение темпов прироста продукции, постоянное падение продуктивности труда, массовое разворовывание колхозного имущества и т.д. Одной из главных причин этого была слабая административная система, введённая еще при Хрущеве, которая решала вопросы, не входящие в её задачи: чередование культур, выбор сортов, просеивание земли и т.д. Это рождало незаинтересованность сельских рабочих в конечных результатах своего труда.
В этот же период, советские дипломаты с учетом больших унижений и потерь американцев во Вьетнаме, развитием в Америке молодежного антивоенного движения, которое стало главной головной болью для Белого дома, вынудили руководство США совместно с Вьетнамским правительством подписать в 1973-м году Парижские соглашения, а после начали проводить политику «разрядки». Были подписаны договора о нераспространении ядерного оружия: страны, владеющие ядерным оружием обязаны не передавать кому-либо ядерные боеголовки или контроль над ними, а также не помогать в создании и производстве оружия массового поражения. Не обладающие ядерным оружием страны были обязаны не получать, не контролировать, не производить и не принимать помощь в создании ядерных устройств. Страны, что подписали договор, могли развивать мирную сферу применения атома, но только под контролем МАГАТЭ.
«Разрядка» существенно поменяла расклад сил на главном политическом фронте между Варшавским договором и НАТО. Начало им было приложено приходу к власти в ФРГ правительства социал-демократов и демократов во главе с Брандтом. Предыдущие правительства ФРГ во внешней политике исходили из того, что европейские границы были неточными, и отказывали признавать ГДР как суверенное государство. Такая политика была основополагающий для неё в «Холодной войне». По мере усиления экономики ФРГ, она тормозила процесс политического влияния ФРГ, лишала её маневра в странах ОВД и в СССР.
Брандт предложил новое решение признать реальное положение в Европе, нормализировать отношения с СССР и главнейшими странами Варшавского договора для развития экономических взаимоотношений. Так, в августе 1970-го года между ФРГ и СССР был заключен договор, где ФРГ признавала границы ГДР и отказывалась от пересмотра границ социалистических стран.
С сентября 1971-го года между СССР, США, Англией и Францией был заключен договор относительно Берлина, согласно которого город обретал свободный статус и не должен был входить в состав ФРГ. Так, страны и ОВД, и НАТО признали друг друга и примирились с существованием противоположных лагерей.
Но, относительные успехи СССР на внешнем поприще, нисколько не могли замедлить ликвидацию социализма внутри страны, вызванную тотальным разложением, ревизионизмом и оппортунизмом в партии, что в дальнейшем сыграло свою роковую роль
А сейчас речь пойдет о жизни СССР времен так называемого «застоя».
Период застоя обозначение периода «развитого социализма» периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Также зачастую в публицистике используется пропагандистско-литературное клише «Эпоха застоя».
В Советском Союзе термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.
Так, во второй половине 60-х первой половине 80-х, экономический рост СССР отражался на жизненном уровне населения, состоянии его обеспеченности товарами, услугами, на разворачивании жилого строительства. Особенно это было заметно в статье Конституции СССР, принятой как раз в 1977 году, где были гарантированы права на достойную зарплату, на обеспечении жильем и бесплатной медицинской помощью, а также образованием, вплоть до высшего.
Действительно, позитивные изменения начали происходить, так средняя заработная плата выросла с 78 рублей в 1960 до 155 в 1980-м году. Люди стали пользоваться доселе невиданными для них вещами стиральными машинками, холодильниками и другой бытовой техникой. Рос ассортимент товаров и услуг. Граждане могли купить или отечественные товары, или продукцию государств «социалистического лагеря».
Для того, чтобы удовлетворить потребности населения, руководство СССР расширяло и кредитные услуги. В 60-70-е годы в советском народе были, в основном оптимистические настроения по поводу достижения Советским Союзом американского уровня жизни и быта. Про рост благосостояния населения сообщали центральные и местные газеты, в средствах массовой информации каждый день можно было услышать и увидеть сюжеты, рассказывающие о заботе Коммунистической партией и Правительством о заботе трудящихся.
Рост материального благосостояния совершался и за счет общественных фондов потребления, обеспечивающих развитие народного образования, повышения квалификации рабочих, медицинское обслуживание населения, оплату отпуска, санаториев, путевок и т.д. Большие государственные средства выделялись на охрану материнства и детства, выплату пенсий, стипендий ученикам ВУЗ-ов и техникумов.
Строились новые государственные магазины, столовые, хлебопекарни. Увеличение количества товаров требовало появление более совершенных и эффективных форм торговли, как магазины самообслуживания, универмаги, универсамы с широким ассортиментом товаров. Сельских тружеников стали регулярно обслуживать прямо на рабочих местах: полях, фермах, тракторных бригадах.
Введение пятидневной рабочей недели, увеличение отпусков отдыхающим, рост праздничных дней благоприятствовал разнообразию отдыха трудящихся. Часть граждан занималась туризмом, рыбалкой, брала участие в экскурсиях. Были и проблемы так, имела место слабая материально-техническая база и нехватка квалифицированных работников, более половины не имело профильной подготовки.
Существовали и иные трудности, особенно, выразившиеся позднее во время «перестройки» - руководство КПСС, стремясь сохранить «рабочий состав» партии, установило жесткий лимит на прием в члены КПСС научно-технической интеллигенции. Тем самым путь в управление страной высококвалифицированным специалистам был перекрыт искусственным барьером. Чтобы получить необходимый рабочий стаж многие были вынуждены утаивать диплом о высшем образовании и наниматься на завод простыми рабочими. Рост доли коммунистов с высшим образованием с 22,4% на начало 1960 г. до 30,1% на начало 1971 г. явно не свидетельствовало о процессе вытеснения малообразованных управленцев высококвалифицированными руководителями.
К тому же значительная часть "управленцев" получала образование в Высшей партийной школе, готовившей коммунистов по уже новым, ревизионистским идеологическим материалам и это сыграло свою роль.
Высшая партийная школа КПСС (ВПШ) высшие учебные заведения в СССР в 19461 годах для подготовки руководящих партийных и советских кадров, а также подготовки руководителей средств массовой информации. Школы создавались и находились под руководством соответствующих Центральных Комитетов Коммунистической партии союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Учебно-методическое руководство системой ВПШ осуществлялось Высшей партийной школой при ЦК КПСС и Заочной высшей партийной школой (ЗВПШ) при ЦК КПСС.
Приём в школу членов партии (со стажем не менее трёх лет) осуществлялся по рекомендации ЦК КП союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Дополнительным требованием к абитуриентам был опыт партийной, советской, комсомольской, журналистской работы или проявленные организаторские способности в выборных партийных и советских органах.
Учебные планы подготовки кадров и состав кафедр ВПШ менялись в зависимости от конкретных условий (национального состава, образовательного уровня слушателей, требований политического момента). В 19700-х годах в составе ВПШ находились кафедры: истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политэкономии, научного коммунизма, партийного строительства, советского государственного строительства и права, международного коммунистического и национально-освободительного движения, советской экономики и управления народным хозяйством, журналистики, русского языка, иностранных языков и др.
Особенно удручал чрезвычайно низкий процент коммунистов с учеными степенями, большинство из которых работало в сфере науки и образования, а не управления.
И если в нищей, голодной стране 30-х годов, необразованные кадры вполне подходили, то уже в 70-е, для образованного мира это было чрезвычайно опасно. К тому же ситуация усложнялась работой аппарата, который постоянно увеличивался, и к 1975-му году возрос более чем на 20%.
Новым руководством страны была проведена реорганизация аппарата управления хозяйством и государством. Изменения, что вводились, были направлены на усиление централизации и бюрократизации управленческих структур. Партийная номенклатура старалась закрепить свое руководящее положение и увеличением численности КПСС. Так, членство в КПСС открывало человеку возможности карьерного роста и повышения материального состояния. Поэтому, если в начале 60-х годов число членов КПСС составляло около 8,7 млн. человек, то уже в 1980-м году оно превышало 17 млн.
К началу 70-х годов, экономика развивалась в едином народно-хозяйственном комплексе, распространяли свои полномочия союзно-республиканские министерства, их областные структуры. Но, несмотря на все усилия, темпы экономического роста начали падать, вследствие чего, экономическое состояние начинает обретать кризисный оттенок явление характерное больше для капитализма, нежели социализма. Так, начинается насаживание «валовой экономики», начинается строительство малоокупаемых водохранилищ на Днепре, возводятся «самые большие» теплоэлектростанции в Европе и другие гигантские стройки, которые были весьма обременительны при низком качестве руководства и сворачиванию социализма в стране.
Такая «гигантомания»,в объединении со скрытой инфляцией, увеличивала стоимость промышленных комплексов на 25-50%. Это заставляло направлять средства на завершение строительства важнейших объектов, оставляя при этом массу недостроев, вроде ракетного комплекса в Кировограде или тракторного сборочного комплекса под Кривым Рогом.
Индустриальная мощь, созданная в 30-е года, восстановленная в 40-е года, имела такие недостатки как огромное энергопотребление и сложность модернизации оборудования. Особенно сложно было с производством группы «А», которое взяло на себя главенствующую роль в экономике, при том, что только 29% промышленности работало на товары народного потребления.
В условиях планового ведения хозяйства производство товаров делилось на две группы:
Группа А: Производство средств производства (товары промышленного назначения).
Группа Б: Производство товаров народного потребления (потребительские товары).
Тяжелая промышленность все больше превращалась в структуру , что поглощала средства и работала сама на себя. Кроме того, из-за империалистических намерений США и блока НАТО, а так же агрессивного поведения Китая , СССР имел проблемы и с ВПК, так как приходилось делать огромные капиталовложения в производство военной техники. Как следствие, в стране развивались две экономики гражданская и военная. Превращение страны в полувоенный лагерь вело к общему упадку «брежневской системы».
Высокими темпами развивалась атомная энергетика, а именно началось строительство мощных АЭС в густонаселенных и маловодных Юго-Западных и Западных экономических районах, при этом часть электроэнергии использовалась не для собственных нужд, а для экспорта. Так же в 70-е года самой неэффективной оставалась сельскохозяйственная часть экономики, хотя для её развития было сделано очень многое: вводились масштабные программы механизации и химизации, осуществлялись работы по мелиорации и т.д.
В республиках освоили производство тракторов Т-150, свекольно- и кукурузно- собирательных комбайнов, которые не уступали лучшим зарубежным аналогам в 70-е года. За 1971-1980 года в сельское хозяйство было вложено более 27% всех капиталовложений. Но все это оказалось малоэффективным, а иногда давало противоположный результат: мелиорация приводила к засолению почвы, превращения её в непригодную для сельского хозяйства, нарушала экологический баланс. Отставала система переработки и хранения продукции. Сложилась парадоксальная ситуация: увеличивалась зарплата колхозников, капиталовложения росли, а отдача падала, планы не выполнялись.
Начались кризисные явления: падение темпов прироста продукции, постоянное падение продуктивности труда, массовое разворовывание колхозного имущества и т.д. Одной из главных причин этого была слабая административная система, введённая еще при Хрущеве, которая решала вопросы, не входящие в её задачи: чередование культур, выбор сортов, просеивание земли и т.д. Это рождало незаинтересованность сельских рабочих в конечных результатах своего труда.
В этот же период, советские дипломаты с учетом больших унижений и потерь американцев во Вьетнаме, развитием в Америке молодежного антивоенного движения, которое стало главной головной болью для Белого дома, вынудили руководство США совместно с Вьетнамским правительством подписать в 1973-м году Парижские соглашения, а после начали проводить политику «разрядки». Были подписаны договора о нераспространении ядерного оружия: страны, владеющие ядерным оружием обязаны не передавать кому-либо ядерные боеголовки или контроль над ними, а также не помогать в создании и производстве оружия массового поражения. Не обладающие ядерным оружием страны были обязаны не получать, не контролировать, не производить и не принимать помощь в создании ядерных устройств. Страны, что подписали договор, могли развивать мирную сферу применения атома, но только под контролем МАГАТЭ.
«Разрядка» существенно поменяла расклад сил на главном политическом фронте между Варшавским договором и НАТО. Начало им было приложено приходу к власти в ФРГ правительства социал-демократов и демократов во главе с Брандтом. Предыдущие правительства ФРГ во внешней политике исходили из того, что европейские границы были неточными, и отказывали признавать ГДР как суверенное государство. Такая политика была основополагающий для неё в «Холодной войне». По мере усиления экономики ФРГ, она тормозила процесс политического влияния ФРГ, лишала её маневра в странах ОВД и в СССР.
Брандт предложил новое решение признать реальное положение в Европе, нормализировать отношения с СССР и главнейшими странами Варшавского договора для развития экономических взаимоотношений. Так, в августе 1970-го года между ФРГ и СССР был заключен договор, где ФРГ признавала границы ГДР и отказывалась от пересмотра границ социалистических стран.
С сентября 1971-го года между СССР, США, Англией и Францией был заключен договор относительно Берлина, согласно которого город обретал свободный статус и не должен был входить в состав ФРГ. Так, страны и ОВД, и НАТО признали друг друга и примирились с существованием противоположных лагерей.
Но, относительные успехи СССР на внешнем поприще, нисколько не могли замедлить ликвидацию социализма внутри страны, вызванную тотальным разложением, ревизионизмом и оппортунизмом в партии, что в дальнейшем сыграло свою роковую роль
Оценка материала:
0
Описание материала: Период застоя СССР в 1968-1980, экономическая политика СССР сыгравшая свою роковую роль
Остальные материалы раздела: Союз советских социалистических республик
Предыдущая Краткий обзор Очерки истории советской культурыСледующая Предисловие Документы Оперативной группы ЦК КПУ 1986-1988 о ликвидации ЧАЭС перевод с Украинского
Комментарии Всего: 1
2016-12-21 00:00:00 Пользователь: Alla from facebook От имени: Alla from facebook
0
0
Строй, который пытались построить в СССР, ничего общего с социализмом не имел, так как социализм должен базироваться на высочайшем уровне производительных сил. а мы знаем какой уровень жизни был в Советском Союзе. Произошла подмена понятий... командно-административная система управления, тоталитаризм, диктаторский режим и имперское государственное устройство. Вот что на самом деле являл собой СССР. а такое государство обречено на распад, так что это был не застой, а начало закономерного конца.
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Вложенные разделы