Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
Картинка недели
Прочие СССР 1917-1992
Категории
Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов утв. Минздравом СССР 22.05.1962 N 397-62
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 2756
Материал приурочен к дате: 1962-05-22
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1962-05-22 Материалы за: Год 1962
Автор: Мета Гость
Утверждаю
Заместитель
Главного государственного
санитарного инспектора СССР
К.СМИРНОВ
22 мая 1962 г. N 397-62
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
И УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Правильное санитарное содержание школ обеспечивает оптимальные условия обучения и воспитания, благоприятствующие нормальному развитию детей и подростков, укреплению их здоровья и сохранению работоспособности в процессе учебных занятий, трудовой и творческой деятельности.
Настоящие Правила распространяются на все общеобразовательные школы - начальные, восьмилетние, одиннадцатилетние, трехлетние в составе IX - XI классов, вечерние (сменные), а также на учебные корпуса школ-интернатов.
I. Естественное и искусственное освещение
Все учебные помещения должны иметь хорошее естественное освещение, для чего необходимо:
а) протирать ежедневно влажным способом стекла окон с внутренней стороны и тщательно мыть их снаружи не менее 3 раз в год и изнутри не менее одного раза в месяц.
Примечание. К мытью окон, безотносительно этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов;
б) окрашивать переплеты и проемы белой матовой стойкой краской не реже одного раза в год;
в) не закрашивать нижние секции окон белой краской, не вешать занавески и шторы, не расставлять на подоконниках комнатные цветы; цветы следует помещать в переносных цветочницах (высотой 65 - 70 см от пола); конструкции шторных устройств для затемнения специальных учебных помещений (кабинет физики, химии, кинокласс и др.) должна быть такой, чтобы в нерабочем положении шторы не препятствовали прониканию дневного света и не снижали освещенности;
г) сажать деревья от здания на расстоянии тройной высоты их во взрослом состоянии, но не более 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну.
2. Стены, потолок, полы, оборудование должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов; коэффициент отражения ограждающих поверхностей и поверхностей оборудования в учебных помещениях должен отвечать таблице 1.
Таблица 1
┌───┬─────────────┬─────────┬────────────────────────────────────┐
│N │ Ограждающие │Требуемый│ Требуемый коэффициент отражения │
│п/п│ поверхности │ коэффиц.│ обеспечивается │
│ │и поверхности│отражения│ │
│ │оборудования │ │ │
├───┼─────────────┼─────────┼────────────────────────────────────┤
𗈕 │ 2 │ 3 │ 4 │
├───┼─────────────┼─────────┼────────────────────────────────────┤
│1. │Потолки │ 70 - 85 │Побелкой мелом │
│ │ │ │ │
│2. │Двери и двер-│ 70 - 85 │Покраской стойкой белой краской │
│ │ные проемы, │ │ │
│ │оконные про- │ │ │
│ │емы и пере- │ │ │
│ │плеты рам │ │ │
│ │ │ │ │
│3. │Стены (верх) │ 60 - 80 │Покраской мелом, клеевыми красками: │
│ │ │ │бледно-желтой, светло-бирюзовой, │
│ │ │ │светло-зеленой, палевой │
│ │ │ │ │
│4. │Стены панели,│ 50 - 60 │Окраской поливинилацетатными и сили-│
│ │высотой 1,50 │ │катными красками светлых тонов, ука-│
│ │- 1,75 м │ │занных в пункте 3, допускающих еже- │
│ │ │ │недельное мытье стен мылом и теплой │
│ │ │ │водой │
│ │ │ │ │
│5. │Парты, столы │ 35 - 50 │Окраской крышек парт и столов в зе- │
│ │и стулья │ │леный, светло-зеленый, светло-серый │
│ │ │ │цвет или отделкой с сохранением тек-│
│ │ │ │стурыоткидная часть стола с двух │
│ │ │ │сторон окрашивается в те же цвета, │
│ │ │ │что и поверхность столаостальные │
│ │ │ │части парты, основание стола и стул │
│ │ │ │окрашивают в светлые цветовые тона │
│ │ │ │(светло-желтый цвет, цвет слоновой │
│ │ │ │кости) или сохраняют натуральный │
│ │ │ │цвет древесины. Используемые краски,│
│ │ │ │эмульсии и эмали должны позволять │
│ │ │ │ежедневную влажную уборку мебели │
│ │ │ │ │
│6. │Полы │ 25 - 30 │Использование насколько возможно │
│ │ │ │светлых материалов для покрытия по- │
│ │ │ │лов │
│ │ │ │ │
│7. │Классные │ 10 - 15 │Использованием линолеума, релина, │
│ │доски │ │пластмасс или других материалов, │
│ │ │ │обеспечивающих слегка упругую, ров- │
│ │ │ │ную, без изъянов и трещин, гладкую │
│ │ │ │матовую поверхность коричневого или │
│ │ │ │темно-зеленого цветов; покрытие │
│ │ │ │должно допускать ежедневное мытье. │
│ │ │ │Примечание: Для кабинетов черчения │
│ │ │ │и рисования рекомендуются классные │
│ │ │ │доски черного цвета │
└───┴─────────────┴─────────┴────────────────────────────────────┘
3. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей: витрины, плакаты, таблицы, стенгазеты - следует развешать в классе на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край развешиваемых предметов не располагался выше 1,75 м от пола.
4. В учебных помещениях мебель должна размещаться: парты и столы в классах, учебных кабинетах и лабораториях так, чтобы свет падал с левой стороны от учащихся; верстаки в столярной мастерской - перпендикулярно или под углом 30 - 45° к окнам при расстоянии между верстаками в 80 см; верстаки в слесарной мастерской - вдоль окон в один ряд или в два ряда с расстоянием между рядами в 1,2 м; возможно размещение двухместных слесарных верстаков сдвоенными перпендикулярно к окнам; ножные машины в швейной мастерской - перпендикулярно окнам в один - два ряда так, чтобы свет на лапку машины падал слева.
Примечание. Падение света из окон спереди от учащихся не допускается. Поэтому окна в стене, на которой расположена классная доска, должны быть наглухо заделаны.
5. Окна учебных помещений, ориентированные на юг, юго-запад и запад, должны иметь солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и пр.), исключающие возможное перегревание классных комнат.
6. В средней полосе СССР с октября по март месяц на первых двух уроках первой смены необходимо повышать уровень освещенности учебных помещений включением искусственного освещения. В дневные и вечерние часы искусственное освещение следует включать в соответствии с осветительным календарем (таблица 2). Электропроводка в классах должна позволять раздельное включение ламп, для освещения 3-го ряда (наиболее отдаленного от окон). Желательно использование фотоэлектрического реле, включающего автоматически искусственное освещение при снижении уровня освещенности учебных помещений естественным светом.
Таблица 2
ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ СССР
┌────────┬───────┬───────────────┬───────┬───────┬───────────────┐
│Месяц │ Число │Время включения│ Месяц │ Число │Время включения│
│ │месяца │искусственного │ │месяца │искусственного │
│ │ │ освещения │ │ │ освещения │
├────────┼───────┼───────────────┼───────┼───────┼───────────────┤
│Сентябрь│1 - 10 │ 17,00 │Февраль│1 - 10 │ 15,00 │
│ │11 - 20│ 16,30 │ │11 - 20│ 15,15 │
│ │21 - 31│ 16,00 │ │21 - 29│ 15,30 │
│ │ │ │ │ │ │
│Октябрь │1 - 10 │ 15,30 │Март │1 - 10 │ 15,45 │
│ │11 - 20│ 15,00 │ │11 - 20│ 16,00 │
│ │21 - 31│ 14,30 │ │21 - 31│ 16,30 │
│ │ │ │ │ │ │
│Ноябрь │1 - 10 │ 14,15 │Апрель │1 - 10 │ 17,00 │
│ │11 - 20│ 14,00 │ │11 - 20│ 17,15 │
│ │21 - 30│ 13,45 │ │21 - 30│ 17,30 │
│ │ │ │ │ │ │
│Декабрь │1 - 10 │ 13,45 │Май │1 - 10 │ 18,00 │
│ │11 - 20│ 13,45 │ │11 - 20│ 18,30 │
│ │21 - 31│ 13,30 │ │21 - 31│ 19,00 │
│ │ │ │ │ │ │
│Январь │1 - 10 │ 14,00 │Июнь │1 - 10 │ 19,30 │
│ │11 - 20│ 14,15 │ │11 - 20│ 19,45 │
│ │21 - 31│ 14,30 │ │21 - 30│ 19,45 │
└────────┴───────┴───────────────┴───────┴───────┴───────────────┘
7. Минимальная освещенность от общего освещения в помещениях школы обеспечивается использованием люминесцентных ламп или ламп накаливания по действующим нормам (см. таблицу 4).
а) При освещении люминесцентными лампами в классе площадью 50 кв. м должно быть: либо 12 действующих светильников типа ШОД-2-40 или ШЛД-2-40 (две линии по 6 светильников в каждой), либо 8 светильников ШОД-2-80 и ШЛД-2-80 (по 4 светильника в ряду - для общего освещения; классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ШМЗ или ШКД; в каждом светильнике ШОД или ШЛД помещаются лампы белого света (типа БС), расстояние одного ряда светильника от наружной стены - 1,2 м, второго ряда от внутренней стены - 1,5 м.
Примечание. Все светильники люминесцентного освещения: ШОД-2-40 (школьный общего освещения диффузный), ШЛД-2-40 (школьный люминесцентный диффузный), ШЛП (школьный люминесцентный потолочный), ШМЗ (школьный местного освещения зеркальный), ШКД (школьный, классная доска) должны быть укомплектованы бесшумными пускорегулирующими аппаратами (ПРА).
б) При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть 7 или 8 действующих световых точек (7 - если напряжение в сети равно 127 вольтам, 8 - если напряжение в сети ровно 220 вольтам) общей мощностью 2100 - 2400 Вт; используются подвесные на штанге (высота подвеса над рабочей поверхностью - 1,9 м), светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения, светильник кольцевой - СК-300: кольцевой металлической - КМО-300, с лампами накаливания мощностью 300 Вт; полиэтиленовый кольцевой рассеянного света - ПРК; светильники располагаются в два ряда при расстоянии от внутренней стены - 1,5 м и наружной - 1,3 м. Расстояние между светильниками в рядах должно быть 2,65 м, расстояние светильников от классной доски - 1,2 м, расстояние светильников от стены, противоположной классной доске - 1,6 м.
Допускается временное, по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями, использование в учебных помещениях светильников типа закрытая люцетта, шар молочного стекла;
в) Для помещений временного пребывания учащихся могут использоваться светильники, указанные в табл. 3.
Таблица 3
СВЕТИЛЬНИКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ВРЕМЕННОГО
ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Освещение лампами │
│ помещений ├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │ люминесцентными │ накаливания │
├───────────────────┼───────────────────┼────────────────────────┤
│Рекреации и │ШОД-2-40 │СК-300 │
│вестибюли │ШЛП-2-40 │КМО-300 │
│ │СШ-2-40 │ПКР-300 │
│ │ │ │
│Гимнастические залы│Плафоны, защищенные│Карнизное освещение │
│ │от механических │зеркальными лампами; │
│ │повреждений │плафон, защищенный от │
│ │ │механических повреждений│
│ │ │ │
│Актовые залы │ПЛ-6-40 │СК-300 │
│ │ПЛ-10-40 │люстры │
│ │ │ │
│Кабинеты врачей │плафон │шар молочного стекла МШ │
│ │ │ │
│Административные │ШОД-2-40 │СК-300 │
│помещения │ШЛП-2-40 │ЛЦ (люцетта) │
│ │СШ-2-40 │ │
│ │ │ │
│Лестничные клетки │плафон │плафон │
│ │ │ │
│Санузлы │ │ПВН-60 │
└───────────────────┴───────────────────┴────────────────────────┘
г) При расчете примерной общей мощности световых точек, обеспечивающих требуемый по нормам уровень искусственной освещенности лампами накаливания, допустимо руководствоваться произведением удельной мощности (количество ватт на 1 кв. м пола помещения) на общую площадь помещения (см. табл. 4).
Таблица 4
НАИМЕНЬШАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ
В ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛЫ И НА УЧАСТКЕ
┌───┬─────────────────┬─────────────┬──────────────────┬─────────┐
│N │ Наименование │ Наименьш. │ Поверхности, к │Удельная │
│п/п│ помещения │ освещенн. │которым относятся │мощность │
│ │ или рабочей │ в лк │нормы освещенности│(ватт на │
│ │ поверхности ├──────┬──────┤ │ 1 кв. м │
│ │ │при │при │ │пола) при│
│ │ │люми- │лампах│ │лампах │
│ │ │нес- │нака- │ │накалив. │
│ │ │центн.│ливан.│ │ │
├───┼─────────────────┼──────┴──────┼──────────────────┼─────────┤
𗈕 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├───┼─────────────────┼──────┬──────┼──────────────────┼─────────┤
│1 │Классные комнаты,│ │ │ │ │
│ │учебные кабинеты,│ │ │ │ │
│ │лаборатории, │ │ │ │ │
│ │аудитории: │ │ │ │ │
│ │а) столы и парты │ 300 │ 150 │Горизонтальная по-│ 48 │
│ │ │ │ │верхность на уров-│ │
│ │ │ │ │не 0,8 м от пола │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │б) классные доски│ 300 │ 150 │Вертикальная по- │ - │
│ │ │ │ │верхность │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2 │Кабины черчения │ 400 │ 200 │Горизонтальная по-│ 64 │
│ │(на столах) │ │ │верхность на уров-│ │
│ │ │ │ │не 0,8 м от пола │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3 │Живые уголки │ 300 │ 150 │То же │ 48 │
│ │ │ │ │ │ │
│4 │Мастерские по об-│ 300 │ 150 │-"- │ 48 │
│ │работке металла и│ │ │ │ │
│ │дерева │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│5 │Швейные мастер- │ 400 │ 200 │-"- │ 64 │
│ │ские │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│6 │Кабинеты домовод-│ 300 │ 150 │-"- │ 48 │
│ │ства │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│7 │Пионерские комна- │ 150 │-"- │ 48 │
│ │ты │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│8 │Библиотеки │ 300 │ 150 │-"- │ 48 │
│ │ │ │ │ │ │
│9 │Кабинеты врачей │ 200 │ 100 │-"- │ 32 │
│ │ │ │ │ │ │
│10 │Учительские │ 200 │ 100 │-"- │ 32 │
│ │ │ │ │ │ │
│11 │Кабинеты директо-│ 200 │ 100 │-"- │ 32 │
│ │ров │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│12 │Спальные комнаты │ 75 │ 30 │-"- │ 9,6 │
│ │в интернатах │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│13 │Буфеты │ 200 │ 100 │-"- │ 32 │
│ │ │ │ │ │ │
│14 │Актовые залы │ 200 │ 100 │На полу │ 32 │
│ │ │ │ │ │ │
│15 │Спортивные залы │ 200 │ 100 │То же │ 32 │
│ │ │ │ │ │ │
│16 │Рекреация и кори-│ 150 │ 75 │-"- │ 24 │
│ │доры рекреации │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│17 │Вестибюли │ 100 │ 50 │-"- │ 16 │
│ │ │ │ │ │ │
│18 │Гардеробы │ 100 │ 50 │-"- │ 16 │
│ │ │ │ │ │ │
│19 │Коридоры (тран- │ 100 │ 50 │-"- │ 16 │
│ │зитн.) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│20 │Санузлы │ 75 │ 30 │-"- │ 9,6 │
│ │ │ │ │ │ │
│21 │Лестницы │ 100 │ 50 │На площадках и │ 16 │
│ │ │ │ │ступенях лестницы │ │
│ │ │ │ │ │ │
│22 │Участок │ 40 │ 20 │На земле │ - │
└───┴─────────────────┴──────┴──────┴──────────────────┴─────────┘
Примечание. 1. В учебных и производственных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное освещение у верстаков, станков, машин с использованием светильников "Альфа" на гибком кронштейне.
2. При наличии в школе других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих поверхностях должна быть обеспечена в соответствии с характером и точностью (разрядом) производимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.
3. В кабинете врача, учительской и кабинете директора также необходимо предусмотреть дополнительное местное освещение.
д) По истечении гарантированного срока службы (для ламп накаливания 1000, а для люминесцентных - 2500 - 3000 часов горения) лампы необходимо заменять, не дожидаясь полного выхода их из строя.
е) При отсутствии централизованного снабжения населенных пунктов электроэнергией, школы должны устанавливать местные источники электроэнергии (движки, ветровые двигатели и т.д.) и лишь в крайних случаях использовать для освещения учебных помещений керосино-калильные или линейные лампы типа "Молния".
В помещении площадью 50 кв. м должно быть не менее 7 керосиновых ламп по 30 линий или 8 ламп по 20 линий; керосино-калильные и керосиновые лампы необходимо снабжать абажурами или колпаками, заслоняющими пламя лампы от глаз.
ж) Светильники должны очищаться не реже 1 раза в 2 месяца, а стекла керосиновых ламп протираться ежедневно; фитили также должны ежедневно очищаться и подрезаться.
Примечание. Запрещается привлекать учащихся, даже старших классов, к очищению осветительной арматуры.
II. Воздушно-тепловой режим
8. Независимо от наружной температуры в осенне-весеннее и зимнее время относительная влажность воздуха должна быть 40 - 60% и при этом температура в классах, кабинетах и лабораториях не ниже +16 и не выше +17 °C; в столярных мастерских, в гимнастическом зале и рекреациях не ниже +14 и не выше +16 °C, в душевых не ниже +25 °C.
9. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг или форточек должна быть 1-пятидесятая.
10. Все фрамужные приборы должны содержаться в исправном состоянии и позволять свободно открывать фрамуги либо специальным рычажным затвором, либо натяжением шнура или при помощи палки с крючком. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях запрещается забивать и заклеивать.
11. Все учебные помещения путем открывания фрамуг или форточек должны тщательно проветриваться в перемены, а рекреационные - во время уроков. По окончании занятий вечером и утром перед началом занятий до прихода учащихся, а также в перерыве между первой и второй сменами, между занятиями одиннадцатилетней и вечерней школ, обеспечивается и проводится сквозное проветривание помещений (одновременно открываются фрамуги (окна) в классах и коридорах, при этом двери учебных помещений остаются открытыми).
Таблица 5
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ
┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Наружная температура │ Длительность проветривания │
│ │ помещений (в мин.) │
│ ├──────────────────┬────────────────────┤
│ │ в малые перемены │в большие перемены и│
│ │ │ между сменами │
├────────────────────────┼──────────────────┼────────────────────┤
│от +10 до +6 °C │ 4 - 10 │ 25 - 35 │
│от +5 до 0° │ 3 - 7 │ 20 - 30 │
│от 0 до -5° │ 2 - 5 │ 15 - 25 │
│от -5 до -10° │ 1 - 3 │ 10 - 15 │
│ниже 10° │ 1 - 1,5 │ 5 - 10 │
└────────────────────────┴──────────────────┴────────────────────┘
12. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. В сухую погоду в любое время года учащимся должна быть обеспечена возможность проводить перемены на воздухе.
13. Уроки физической культуры рекомендуется проводить в хорошо аэрируемых гимнастических залах, для чего: при температуре наружного воздуха выше +5 °C и скорости движения воздуха не более 2 м в сек. открывать в зале с подветренной стороны одно - два окнапри более низкой температуре наружного воздуха и большей скорости движения воздуха открывать одну - три фрамуги; если температура воздуха в помещении оказывается ниже 15 - 16° на уроках гимнастики или 13 - 14° на уроках с подвижными играми учащихся, проветривание зала следует прекращать. При температуре наружного воздуха ниже -10 °C и скор. движения воздуха более 7 м/сек. сквозное проветривание зала производится в отсутствие учащихся в перемены и в перерывы между занятиями, по указанной в пункте 11 схеме проветривания.
14. Помещения (неотапливаемые веранды, актовый зал, приспособленные классные комнаты, рекреации зального типа), отведенные в школах продленного дня для дневного сна учащихся, должны хорошо проветриваться. Фрамуги и форточки в этих помещениях во время сна детей оставляются открытыми.
15. В уборных и кухне, во избежание затекания воздуха из них в рекреации и учебные помещения, должны быть хорошо действующие вытяжные каналы. Фрамуги и форточки в уборных заклеиваются; при наличии люфт-клозетов необходимо строго следить за правильной их эксплуатацией: должны быть обеспечены регулярная топка печи, хорошая тяга через выгреб (пламя, поднесенное к очку, энергично затягивается в выгреб), исправное состояние люка выгребной ямы; люк выгреба и двери люфт-клозета должны плотно закрываться; устройство вытяжной вентиляции в люфт-клозете помимо основной тяги через выгреб запрещается; запрещается также сливать в выгреб помои из-под умывальников, а также воду после мытья полов, окон, стен и т.д.
16. Должна быть обеспечена хорошая работа вытяжных устройств в учебных и учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением большого количества тепла или пыли (муфельная печь, точильные и шлифовальные круги, клееварка и др.).
17. Количество удаляемого вентиляцией воздуха должно регулироваться задвижками или жалюзями в вентиляционных отверстиях. Решетки вентиляционных отверстий ежемесячно очищаются от пыли.
18. В случаях отсутствия центрального отопления обогрев учебных помещений может производиться печами большой теплоемкости (железные печи устанавливать запрещается); топка печей производится из коридоров; при использовании дров печи топятся поздно вечером или рано утром, печные трубы, во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода, должны быть закрыты не ранее полного сгорания топлива и не позже чем за два часа до прихода учащихся.
III. Школьная мебель и рассаживание учащихся
19. Основным типом мебели для учащихся I - IV классов остается двухместная парта, в которой стол и сиденье связаны между собой.
Допускается оборудовать учебные помещения I - IV классов школ-интернатов и школ с продленным днем одноместными столами и стульями при наличии у них устройства, фиксирующего на время уроков письма, чтения, рисования, арифметики положение стула по отношению к столу в отрицательной дистанции (край сидения стула заходит за край стола) равной 40 мм, а крышку стола в наклонном положении под углом 12 - 15°.
20. Классные комнаты для учащихся V - VIII классов могут быть оборудованы партами или столами и стульями соответствующих размеров (номеров), классные комнаты для учащихся IX - XI классов могут оборудоваться двухместными столами.
Примечание. Запрещается заменять стулья табуретками или скамейками.
21. Рассаживание учащихся в классах по партам, а также за столами и стульями должно производиться в соответствии с их ростом (в обуви) (см. табл. 6).
Таблица 6
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ
┌──────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Для детей │ Номер парты,│ Высота в (см) │
│ростом (в см)│стола и стула├────────────────────┬──────────────┤
│ │ │ края парты, │сидения скамьи│
│ │ │(стола), обращенного│ (стула) │
│ │ │ к учащемуся (в см) │ │
├──────────────┼─────────────┼────────────────────┼──────────────┤
│ 110 - 119 │ 6 │ 52 │ 31,5 │
│ 120 - 129 │ 8 │ 56 │ 34 │
│ 130 - 139 │ 8 │ 62 │ 38 │
│ 140 - 149 │ 9 │ 68 │ 41 │
│ 150 - 159 │ 10 │ 73 │ 44 │
│ 160 - 169 │ 11 │ 77 │ 47 │
│ 170 - 179 │ 12 │ 80 │ 48 │
└──────────────┴─────────────┴────────────────────┴──────────────┘
22. Ориентировочно для оборудования однокомплектных школ в средней полосе РСФСР из общего количества мебели, руководствуясь данными 1958 - 1961 гг. по измерению роста учащихся (в обуви), требуется: восьмилетней школе - N 6 - 3%, N 7 - 21%, N 8 - 23%, N 9 - 23%, N 10 - 21%, N 11 - 8%, N 12 - 1%, одиннадцатилетней школе - N 6 - 2%, N 7 - 19%, N 8 - 20%, N 9 - 20%, N 10 - 22%, N 11 - 11%, N 12 - 6%, трехлетней школе в составе IX - XI классов и вечерней (сменной) школе - N 10 - 21%, N 11 - 44%, N 12 - 35%.
Лаборатории биологии, физики, химии оборудуются специальными не более чем двухместными столами; кабинеты черчения оборудуются специальными одноместными чертежными столами.
23. Процентное распределение общего количества требуемых парт, столов и стульев может использоваться местными отделами народного образования при заказах школьного оборудования мебельным производством. Коррективы в данные, приведенные в пункте 22, могут вноситься санитарно-эпидемиологическими станциями на основании специальных измерений роста учащихся (в обуви) в городских и сельских школах той или иной местности, которые должны проводиться каждые 5 - 10 лет.
24. В каждом классе (учебном кабинете) вновь оборудуемых школ следует расставлять двухместные парты, столы и стулья нескольких номеров, ориентируясь на распределение мебели, представленное в таблице 7.
Таблица 7
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ ПО КЛАССАМ
В ОДИННАДЦАТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ (В ШТУКАХ)
┌─────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────────────────────────────┐
│ \N ме-𗈚 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ Примечание │
│ \бели│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Класс\ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────┤
│1 │ 3 │ 14 │ 3 │ - │ - │ - │ - │1. В случаях оборудования │
│2 │ 1 │ 10 │ 8 │ 1 │ - │ - │ - │классов двухместными столами │
│3 │ - │ 4 │ 12 │ 4 │ - │ - │ - │количество соответственных │
│4 │ - │ 1 │ 8 │ 8 │ 3 │ - │ - │номеров стульев удваивается. │
│5 │ - │ - │ 4 │ 10 │ 5 │ 1 │ - │2. В случаях оборудования │
│6 │ - │ - │ 1 │ 7 │ 10 │ 2 │ - │помещений одноместной мебелью│
│7 │ - │ - │ - │ 2 │ 11 │ 6 │ 1 │удваивается кол-во │
│8 │ - │ - │ - │ - │ 10 │ 8 │ 2 │соответственных номеров │
│9 │ - │ - │ - │ - │ 5 │ 10 │ 5 │столов и стульев │
│10 и 11 │ - │ - │ - │ - │ 4 │ 8 │ 8 │ │
└─────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────────────────────────────┘
25. В городах и больших населенных пунктах необходимо периодически по потребности производить между школами обмен номерами мебели, имеющимися в избытке.
26. Парты, столы и стулья должны расставляться в классе по номерам: меньшие номера - ближе к классной доске, большие номера - дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их номера, ставятся первыми в первом ряду или в третьем ряду.
27. Парты и столы должны быть установлены вдоль класса в три ряда. Расстояние между наружной стеной класса и 1 рядом парт 0,6 - 0,7 м, ширина проходов между рядами парт - 0,7 - 0,75 м, расстояние между внутренней стеной класса и партами - 0,5 - 0,6 м.
Расстояние от доски до первых парт должно быть 2 - 2,75 м и не более 8 метров до последней парты; самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее шести метров.
28. Маркировка парт, столов и стульев после ремонта, измерение роста учащихся и их рассаживание должны производиться учителями и классными руководителями под руководством врачей и медицинских сестер в начале каждого учебного года. К каждой парте (столу на наружной стороне боковой стойки прикрепляется металлическая пластинка с цифрой, соответствующей номеру парты (стола)).
Измерение роста учащихся (в обуви) может производиться обычной сантиметровой лентой, станковым ростомером или специально изготовленной линейкой А.Ф. Никитина - О.В. Флерова.
Примечание. Прибор представляет собой прямую двухметровую рейку или складную линейку. На линейке с обеих сторон в определенной системе наносятся соответствующие обозначения для указанных измерений. На стороне, предназначенной для определения номеров парт, отмечены жирной чертой фактические высоты уровня заднего края крышки и сидения парты для каждого из номеров - с 6 по 12. Против каждой черты проставлен римской цифрой соответствующий номер парт и рост учащихся, для которых она подходит. Поставив прибор на пол у края крышки парты, сразу определяют, каков номер данной парты, т.е. для каких учащихся она подходит. Номер парты и рост учащихся записываются на внешней стороне боковой стойки парты (вверху) и заносится в опись парт по номерам. Другая сторона линейки служит для определения роста учащихся и номера парты, которая для них подходит. На этой стороне линейки, кроме обычных делений на сантиметры, нанесены полосы в 10 см шириной; на каждой полосе проставлен римской цифрой номер парты, подходящей для учащихся данного роста.
29. Номера парт с обозначением даты измерения роста каждого учащегося, состояния его зрения и слуха должны заноситься в классный журнал.
30. Не менее чем дважды за учебный год, в целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия, учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, следует менять местами, не нарушая соответствия номера парт их росту.
31. При ремонте мебели, осуществляемой школой, должны строго соблюдаться основные размеры каждого номера парты; целесообразно, при возможности, заменять обычные петли, которыми крепится откидная часть крышки стола парты специальными торцовыми петлями, повышающими во много раз прочность крепления; запрещается: уменьшать ширину откидных частей стола парты, заменять их целыми досками и закреплять их неподвижно, уменьшать ширину сидения скамьи.
32. Окраска мебели или отделка ее должны производиться в соответствии с указаниями пункта 5 (табл. 1) настоящей Инструкции, окраска целиком всей парты или только скамьи и основания стола в белый цвет исключается.
IV. Содержание и уборка участка и помещений школы
33. Школьный участок должен широко использоваться для пребывания учащихся на воздухе во время перемен, проведения занятий по физической культуре, уроков биологии на опытном огороде или в саду и организации внешкольного досуга учащихся.
34. Участок ограждается от улицы, озеленяется, разбивается на зоны в зависимости от его общей площади.
Таблица 8
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Наименование зон │ Площадь (в га) участка │
│ ├───────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ 1,0 │ 1,5 │ 2,0 │ 3,0 │
│ ├───────┴───────┴───────┴───────┤
│ │ Площадь зоны в кв. м │
├────────────────────────────────┼───────┬───────┬───────┬───────┤
│Учебно-опытная │ 2200 │ 3200 │ 4200 │ 4900 │
│Спортивная │ 3400 │ 4800 │ 11600 │ 12800 │
│Отдыха │от 1500 до 2500│ │ │
│Зеленых насаждений │от 1000 до 2000│ │ │
│Хозяйственного двора и проездов │от 800 до 1000 │ │ │
└────────────────────────────────┴───────────────┴───────┴───────┘
Учебно-опытная зона участка может располагаться с любой стороны здания школы на расстоянии не менее высоты здания. Спортивную зону не следует располагать перед окнами учебных помещенийцелесообразно размещать ее в глубине участка. Планировка и оборудование спортивной зоны должны обеспечить условия для игры в футбол, лапту, ручной мяч, занятий по легкой атлетике. Вблизи хозяйственных помещений должен отводиться участок под хозяйственный двор. Последний должен быть изолирован от спортивной и учебно-опытной зоны, озеленен и иметь отдельный въезд с улицы. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способы удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае решаются по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.
В вечернее время должно быть обеспечено освещение территории участка, исходя из нормы освещенности в 40 - 20 люксов на земле.
35. Физкультурные площадки следует отгораживать одну от другой живой изгородью. Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, должны засеиваться невысокой, трудно вытаптывающейся травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса и лугового мятлика).
36. Весь участок должен ежедневно убираться: трава, цветы, кустарники, игровые площадки, дорожки весной и летом должны поливаться водой, в зимнее время общая игровая площадка и дорожки - расчищаться от снега, в физкультурной зоне - устраиваться горки для катания на санках и заливаться площадка под каток; ранней весной и поздней осенью должны производить очистку территории.
37. Дорожка к дворовой уборной должна иметь твердое покрытие (асфальт, щебень, бетон и др.). Кабина дворовой уборной периодически дезинфицируется 10% раствором хлорной извести. Стульчаки промываются 1 - 2 раза в день горячей водой со щелоком.
38. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие (бетонированное, асфальтовое, утрамбованный гравий). У входа в школу должны быть поставлены скребки и решетки для очистки ног. При входе в помещение школы (в тамбуре) должны находиться коврики для вытирания ног и веник для обметания ног от снега, в раздевальной - галошница. Все эти приспособления перед каждой сменой учащихся должны очищаться от грязи, пыли, снега и, по мере загрязнения, промываться и просушиваться.
39. Ежедневно после окончания занятий каждой смены должна быть проведена влажная уборка всего помещения школы (классы, коридоры, учительские и др.) при открытых окнах и фрамугах. Одновременно с влажным подметанием полов должны протираться слегка влажной тряпкой столы, подоконники, приборы отопления. Желательно использование пылесосов.
40. Классная доска должна ежедневно тщательно мыться, а тряпки, предназначенные для стирания мела с доски, после уроков - выполаскиваться; каждая классная доска должна быть снабжена лотками для задержания меловой пыли, ванночками или ящиками для хранения мела и тряпки, держателями для указки и чертежных принадлежностей (угольника, циркуля, линейки и др.).
41. После каждой перемены должна быть проведена влажная уборка коридора и рекреационного зала.
42. Паркетные полы в классах и коридорах должны один раз в месяц натираться воском или мастикой; досчатые некрашенные полы обрабатываются пылесвязывающими веществами один раз в 2 месяца; пылесвязывающая смесь наносится на пол умеренно из расчета 1 кг на 15 кв. м. Пылесвязывающая смесь готовится в пропорции: 20 кг масла (солярового, веретенного или машинного), 2 кг скипидара, 0,2 кг сиккатива.
Примечание. Во избежание запыленности воздуха частицами краски запрещается производить покрытие паркетных или досчатых некрашеных полов красками, разведенными только в воде или мастиками, составленными вопреки рекомендуемым рецептам.
43. Особое внимание должно быть обращено на уборку гимнастического зала. Это помещение должно тщательно проветриваться между занятиями групп и при уборке. Влажная уборка гимнастического зала с обтиранием спортивного оборудования должна производиться не менее двух раз в день. Маты следует выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю.
Генеральная уборка гимнастического зала и подсобных помещений при нем должна производиться не реже одного раза в неделю.
Учащиеся допускаются в гимнастический зал только в спортивных костюмах и обуви (трусы, майка, тапочки).
44. Умывальные и уборные после каждой перемены должны тщательно очищаться и приводиться в порядок, полы протираться, унитазы смываться и очищаться, сиденья и держки протираться тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе (2% раствор хлорамина или 2% осветленный раствор хлорной извести), для чего должен быть выделен специальный уборочный инвентарь.
При отсутствии в школе водопровода в умывальных должны быть оборудованы наливные умывальники.
45. Еженедельно должна проводиться тщательная уборка школьных помещений: протирание стен влажной тряпкой на всем протяжении панелей, удаление паутины и раз в месяц генеральная уборка с мытьем панелей, полов, радиаторов, подоконников и т.д.
46. Уборочный инвентарь (пылесосы, полотеры, ведра, щетки, тряпки и пр.) должен храниться в специальном помещении в закрытых, хорошо проветриваемых, шкафах.
Инвентарь, используемый для уборки туалетов, должен храниться раздельно с прочим уборочным инвентарем школы.
V. Школьные буфеты и столовые
47. Школьные столовые, а при отсутствии таковых буфеты, должны устраиваться в соответствии с санитарными требованиямив столовых и буфетах должны обеспечиваться необходимые гигиенические условия для приготовления, хранения и приема пищи.
48. Обеденные залы следует оборудовать столами на 4 - 6 - 10 мест и стульями, табуретками или скамейками. Столы должны иметь гигиеническое покрытие: легко моющееся, устойчивое против высокой температуры и дезинфицирующих средств (мрамор, пластик и др. или клеенку). Столы ежедневно моются горячей водой с содой и мылом, а после каждой посадки протираются влажным способом.
49. Время пользования буфетом (столовой) для каждого класса должно устанавливаться особым расписанием.
Учащиеся начальных классов должны пользоваться буфетом (столовой) под наблюдением учителя, дежурных родителей, учащихся старших классов. Перед приемом пищи учащиеся должны вымыть руки с мылом и вытереть индивидуальным полотенцем.
50. Все работники школьных буфетов (столовых) должны проходить обязательные профилактические медицинские обследования, согласно действующей инструкции Министерства здравоохранения СССР.
51. Персонал буфетов должен обеспечиваться специальной одеждой (халатами, колпаками, косынками), полотенцами и мылом для мытья рук.
52. Питьевые фонтанчики должны содержаться в исправном состоянии и регулярно очищаться.
53. В школах, где отсутствуют питьевые фонтанчики, учащиеся должны обеспечиваться остуженной кипяченой водой, содержащейся в эмалированных бачках. Крышки бачков должны закрываться и запираться на замок и сверху покрываться чехлом из белой материи. Около бачков должны быть чистые стаканы или эмалированные кружки. Вода в бачках должна меняться ежедневно, а стаканы - мыться горячей водой.
54. Директор школы и медицинский персонал, обслуживающий школу, должны проявлять постоянную заботу о школьном питании и осуществлять повседневный контроль за работой школьного буфета (столовой).
VI. Привитие учащимся санитарно-гигиенических навыков
55. Помимо гигиенических знаний, которые учащиеся получают в школе и на уроках "здоровья", а затем последовательно при прохождении ботаники, зоологии и физиологии, физики и химии, учителя и педагоги должны систематически прививать учащимся санитарно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения:
а) учителя должны проводить с учащимися санитарно-просветительную работу, медицинские работники, обслуживающие учреждение, должны консультировать учителей по вопросам гигиенического воспитания, состояния здоровья учащихся и индивидуального режима для отдельных школьников;
б) педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-гигиенического режима, соблюдения чистоты помещений и участка, тщательного проветривания классов, безукоризненной опрятности костюма (белый воротничок или подворотничок, тщательно отглаженный костюм, чистый носовой платок, вычищенные ботинки и т.д.), чистых рук, а также правильной посадки за партами;
в) учителя в начальных классах и санитарный актив учащихся под наблюдением классного руководителя в 5 - 7 классах должны систематически проверять чистоту рук и одежды школьников, наличие носовых платков.
56. Директор школы и заведующий учебной частью обязаны улучшить качество гигиенического образования учащихся и усилить контроль за прохождением уроков "здоровья" в начальных классах, а в средних и старших классах при изучении соответствующих разделов в курсах ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, физики и химии.
VII. Ответственность за выполнение санитарно-гигиенического
режима в школе и контроль за его проведением
57. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на директора школы.
58. Медицинский персонал, обслуживающий школу, осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в процессе учебных занятий, трудовой и творческой деятельности учащихся.
59. Систематический контроль за соблюдением школами настоящих Санитарных правил возлагается на санитарно-эпидемиологические станции.
Настоящие Санитарные правила разработаны Научно-исследовательским институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР.
С изданием настоящих Санитарных правил утрачивают силу:
а) "Инструкция о соблюдении санитарно-гигиенического режима в школах городов и рабочих поселков", утвержденная Государственной санитарной инспекцией СССР и Министерством просвещения РСФСР 12 мая 1952 г.;
б) "Инструкция по применению люминесцентных источников света в осветительных установках школьных зданий", утвержденная Государственной санитарной инспекцией СССР 26 сентября 1952 г. N 108.
Остальные материалы раздела: Прочие СССР 1917-1992
Предыдущая Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи принят XIV съездом ВЛКСМСледующая Разъяснение Госкомтруда СССР. Президиума ВЦСПС от 15.06.1962 N 11П-15 О применении Постановления Совета Министров СССР от 24 мая 1962 г. N 475 О режиме р