Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
- Модульные здания современные технологии в строительстве 2024-06-15
- Металлические стеллажи как универсальный вид оборудования 2024-06-14
Картинка недели
Приказы СССР 1917-1992
Категории
Приказ Минздрава СССР от 21.11.1949 N 870 О номенклатуре учреждений здравоохранения и утверждении инструкции по ее применению
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 1496
Материал приурочен к дате: 1949-11-21
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1949-11-21 Материалы за: Год 1949
Автор: Мета Гость
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 21 ноября 1949 г. N 870
Совет Министров СССР своим Постановлением от 31 октября 1949 г. за N 5036 "Об упорядочении сети и установлении единой номенклатуры учреждений здравоохранения" отметил наличие серьезных недостатков в деле организации сети учреждений здравоохранения.
Структура многих учреждений и существующее деление их на категории не отвечают интересам здравоохранения. Значительная часть самостоятельно существующих учреждений здравоохранения являются мелкими учреждениями. Раздробленность учреждений ведет к неправильной расстановке врачей-специалистов, разбуханию штатов административно-хозяйственного персонала, мешает правильно организовать снабжение учреждений здравоохранения и руководить их работой. Самостоятельное и обособленное существование амбулаторно-поликлинических учреждений создает искусственный отрыв врачей, работающих в этих учреждениях, от клиник, больниц и родильных домов, что снижает качество лечебно-профилактической помощи населению. Сеть больниц смешанной специализации, наиболее полно отвечающих требованиям современной медицинской науки и обеспечивающих комплексное, разностороннее обслуживание больных, развита недостаточно.
Значительная часть лечебно-профилактических учреждений развернута в неприспособленных помещениях или находится на большом расстоянии от обслуживаемых групп населения или друг от друга (амбулатории от больниц).
Совет Министров также отметил, что начатое с разрешения Совета Министров СССР объединение больничных учреждений с амбулаторно-поликлиническими себя оправдало, но осуществляется медленно.
В целях дальнейшего улучшения лечебно-профилактического обслуживания населения и санитарно-противоэпидемической деятельности учреждений здравоохранения Совет Министров СССР:
1) Утвердил единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения (см. приложения N 1 и 2 - не приводятся).
2) Обязал Министерство здравоохранения СССР, ВЦСПС, Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства, за исключением Министерства вооруженных сил СССР, Министерства внутренних дел СССР, Министерства государственной безопасности СССР:
а) закончить к 1 января 1952 года объединение учреждений больничного типа с амбулаторно-поликлиническими;
б) привести все подведомственные учреждения здравоохранения к концу 1951 года в соответствие с номенклатурой и типовыми категориями, утвержденными настоящим Постановлением;
в) обеспечить более целесообразную и удобную для населения дислокацию учреждений здравоохранения, произведя в необходимых случаях обмен зданий (помещений), принадлежащих этим учреждениям, на другие, независимо от их ведомственной принадлежности.
3) Установил подчиненность медицинских учреждений и разрешил открытие и закрытие медицинских учреждений здравоохранения, подведомственных как органам здравоохранения, так и другим министерствам и ведомствам, кроме ВЦСПС, Министерства вооруженных сил СССР, Министерства внутренних дел СССР, Министерства государственной безопасности СССР и Министерства путей сообщения, только по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, Министерством здравоохранения союзной республики, Министерством здравоохранения автономной республики или областным (краевым) отделом здравоохранения соответственно, согласно приложению N 3 (не приводится).
4) Поручил Государственной Штатной Комиссии при Совете Министров СССР разработать совместно с Министерством здравоохранения СССР и представить к 1 января 1950 года на утверждение Совета Министров СССР: а) новые типовые штаты адм.-хозяйственного персонала объединенных учреждений здравоохранения соответственно номенклатуре, установленной настоящим Постановлением; б) предложения об установлении должностных окладов руководящему составу объединенных учреждений здравоохранения в связи с изменением объема их работы.
5) Обязал Советы Министров союзных и автономных республик и обл(край)исполкомы установить для объединенных учреждений здравоохранения единый источник финансирования по бюджету.
Отмеченное в Постановлении Совета Министров СССР медленное осуществление объединения больничных учреждений с амбулаторно-поликлиническими явилось следствием того, что в ряде городов и районных центров местные органы здравоохранения не придали должного значения организационному упорядочению объединения больниц с поликлиниками, родильных домов с женскими консультациями, детских больниц с детскими консультациями и поликлиниками и допустили при их проведении ряд крупных недочетов, механически объединяя учреждения с нарушением самого принципа объединения.
Объединялись многие специализированные больницы с одной поликлиникой (г. Горький - хирургическая больница и терапевтическая больница с поликлиникой Автозаводского р-на), многие поликлиники с одной больницей (г. Ярославль - терапевтические отделения четырех поликлиник с одной больницей).
Имеется немало случаев, где начатое объединение больниц с поликлиниками ограничивалось одной-двумя специальностями и не принимались меры к завершению объединения по всем остальным специальностям. Во многих городах не уделено должного внимания правильной организации участкового обслуживания населения, а сама участковость проводится формально: район обслуживания больницы не распределен равномерно между участковыми ординаторами - имеются участки с населением от 2000 до 7 - 10000 человек и более, а на цеховой участок приходится до 5 - 7000 рабочих.
В ряде городов медицинское обслуживание рабочих ведущих отраслей промышленности осуществляется лишь амбулаторно-поликлиническими учреждениями из-за отсутствия больниц в большинстве медико-санитарных частей, что не обеспечивает высококвалифицированное, комплексное медицинское обслуживание. Большая часть закрытых поликлиник остается до сих пор не объединенной с больницами.
Отмечается значительная текучесть участковых ординаторов, нарушение преемственности в обслуживании населенияучастковые ординаторы часто отвлекаются для выполнения различных заданий, не связанных с обслуживанием населения участка.
В ряде мест оставался неразрешенным вопрос правильного руководства и финансирования объединенных учреждений.
Основная причина недостатков в организационном оформлении объединения больниц с поликлиниками, родильных домов с женскими консультациями, детских больниц с детскими консультациями и поликлиниками, заключалась в недооценке многими руководителями органов здравоохранения проводимой организационной перестройки лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, в непонимании того положения, что объединение больничных учреждений с поликлиническими нельзя проводить в отрыве от перестройки всей сети учреждений здравоохранения города в целом.
В целях правильного и скорейшего приведения всех учреждений здравоохранения в соответствие с новой номенклатурой и типовыми категориями, упорядочения организационных форм объединения лечебно-профилактических учреждений и приближения медицинской помощи к населению на основе укрепления участкового принципа обслуживания, приказываю:
1. Ввести в действие утвержденную Советом Министров СССР номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения (приложения N 1 и N 2).
2. Установить в соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. N 5036, что открытие новых медицинских учреждений и закрытие существующих медицинских учреждений как в системе Министерства здравоохранения, так и других министерств и ведомств (кроме Министерства вооруженных сил СССР, Министерства государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел, Министерства путей сообщения, ВЦСПС) может производиться лишь по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, Министерством здравоохранения союзной или автономной республики или краевым, областным отделом здравоохранения (приложение N 3).
3. Установить, что в результате объединения типовым лечебно-профилактическим учреждением является:
- больница с поликлиникой;
- больница при промышленном предприятии, входящая в состав медико-санитарной части, с поликлиникой;
- детская больница с детской консультацией, детской поликлиникой;
- родильный дом с женской консультацией;
- диспансер с соответствующим стационарным учреждением, имеющие соответствие структурных частей стационара и поликлиники по основным специальностям, а также по мощности при обязательной работе лечащих врачей в стационаре с обслуживанием населения в поликлинике или на участке.
Достижение организации лечебно-профилактических учреждений такого типа должно являться в результате проведения плановой систематической работы по упорядочению сети учреждений здравоохранения города, организационных форм объединения, приведения сети медицинских учреждений в соответствие с новой номенклатурой и типовыми категориями, утвержденными Союзным Правительством.
4. Утвердить Инструкцию по применению новой номенклатуры учреждений здравоохранения (Приложение N 4) и Инструкцию по упорядочению организационных форм объединения лечебно-профилактических учреждений в городах (приложение N 5 - не приводится).
5. Утвердить примерную структуру распределения больничных коек в городах по специальностям для рационального их использования и структуру типового городского врачебного участка в соответствии с Приложениями N 6 и N 7.
6. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими (городов республиканского подчинения) отделами здравоохранения и начальнику Управления лечебных учреждений на водном транспорте Министерства здравоохранения СССР:
а) принять меры к приведению всех учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой и типовыми категориями, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. за N 5036;
б) реорганизовать или включить в качестве отделений, кабинетов в состав соответствующих учреждений, предусмотренных номенклатурой, все учреждения, не упомянутые в утвержденной Советом Министров СССР номенклатуре (Приложение N 4 - Перечень наименований учреждений, не включенных в номенклатуру);
в) положить в основу работы городских больниц, противотуберкулезных диспансеров, родильных домов участковый принцип медицинского обслуживания населения и установить, что врачи-терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, фтизиатры обязательно работают по участковому принципу.
Основным типом городского врачебного участка считать участок с общим числом населения в 4000 человек. В городах, имеющих недостаток врачебных должностей, разрешить временно устанавливать городские врачебные участки с населением не свыше 5500 человек.
Положить в основу организации медицинского обслуживания рабочих - цеховой участковый принцип с основным типом цехового участка для рабочих ведущих отраслей промышленности в 1500 рабочих;
г) пересмотреть сеть медицинских учреждений каждого города, перераспределить коечный фонд применительно к утвержденной примерной структуре, в необходимых случаях передислоцировать и изменить профиль лечебно-профилактических учреждений;
д) разработать план мероприятий по реорганизации сети по каждому городу к 1 марта 1950 года с указанием сроков реализации;
план мероприятий по реорганизации сети учреждений здравоохранения представить на рассмотрение: по столицам союзных республик и г. Ленинграду Министру здравоохранения СССР к 15 марта 1950 года;
- по столицам АССР, городам республиканского подчинения, краевым, областным центрам, а также городам районного подчинения в республиках, не имеющих областного деления, - Министру здравоохранения союзной республики;
- по городам областного, краевого и районного подчинения - заведующему краевого, областного отдела здравоохранения;
е) представить по рассмотрении планов реорганизации, согласно установленному порядку в пункте "д", на утверждение Совета Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся план передислокации учреждений здравоохранения, изменения профиля и в необходимых случаях план обмена зданиями (помещениями) для осуществления реорганизации сети учреждений здравоохранения и приведения их в соответствие с номенклатурой, утвержденной Советом Министров СССР;
ж) реорганизацию сети провести в пределах штатов и количества коек, утвержденных по народно-хозяйственному плану и бюджету, рационально использовав в этих целях прирост коек и врачебных должностей по плану 1950 года;
з) пересмотреть штаты медицинского персонала в реорганизуемых учреждениях в соответствии с действующими штатными нормативами и Инструкцией по применению новой номенклатуры (Приложение N 4, пункты 13, 14, 15).
При пересмотре штатов реорганизуемых учреждений общая численность работников здравоохранения и фонд заработной платы должны быть сохранены в пределах утвержденного народно-хозяйственного плана и бюджета по каждому городу (району).
В соответствии с принятой Министерством финансов СССР новой бюджетной классификацией расходов на здравоохранение объединенные учреждения финансировать из одного источника и по единой смете;
и) представить перечень медицинских учреждений, не объединенных на 01.01.1950, и учреждений здравоохранения, не предусмотренных утвержденной номенклатурой, а также не соответствующих типовым категориям, которые не могут быть в ближайшее время включены в качестве отделений или кабинетов в состав другого учреждения, для рассмотрения вопроса о разрешении на их временное существование как самостоятельных учреждений. В перечне указать какие меры принимаются для их реорганизации.
Перечень учреждений представить по Украинской ССР, Узбекской ССР, Казахской ССР и РСФСР к 1 мая 1950 года, по остальным республикам - к 1 апреля 1950 года;
к) провести до февраля 1950 года семинары для заведующих горздравотделами по приведению сети медицинских учреждений в соответствие с новой номенклатурой, упорядочению организационных форм объединения и укреплению участкового принципа медицинского обслуживания населения;
л) организовать бригады с привлечением работников кафедр медицинских институтов, научно-исследовательских институтов и направить их в города для оказания ими практической помощи органам здравоохранения;
м) привлечь к участию в работе по реорганизации сети учреждений здравоохранения постоянно действующие комиссии содействия здравоохранению советов депутатов трудящихся, советы при министерствах здравоохранения, краевых, областных отделах здравоохранения (Лечебный Совет, Совет лечебно-профилактической помощи детям, Совет по родовспоможению), активы медицинских работников, главных специалистов, работников кафедр медицинских институтов;
н) обсудить настоящий Приказ на конференциях и активах медицинских работников;
о) представить к 1 сентября 1950 г. донесение о проведенных мероприятиях по приведению сети медицинских учреждений в соответствие с утвержденной Советом Министров СССР номенклатурой о перераспределении коечного фонда и врачебных должностей по специальностям и упорядочению организационных форм объединения.
7. Начальнику Планово-финансового управления Министерства здравоохранения СССР т. Астафьевой Т.М. к 10 декабря 1949 г. разработать форму единой сметы для объединенных учреждений, согласовав ее с Министерством финансов СССР.
8. Начальнику Отдела медицинской и санитарной статистики т. Садвокасовой Е.А. совместно с начальником Планово-финансового управления т. Астафьевой Т.М. собрать и разработать к 1 мая 1950 года материалы по данным министерств и обл. здравотделов о сети, кадрах и организационных формах объединения в республиканских, областных и крупных промышленных центрах.
9. Начальнику Отдела медицинской и санитарной статистики т. Садвокасовой Е.А. совместно с начальниками управлений и самостоятельных отделов Министерства здравоохранения СССР подготовить к 10 декабря 1949 года поправки и изменения в действующие формы отчетности медицинских учреждений в соответствии с новой номенклатурой учреждений здравоохранения и направить их в Центральное Статистическое Управление при Совете Министров СССР на согласование.
10. И.о. директора Института здравоохранения и истории медицины им. Н.А. Семашко АМН СССР тов. Виноградову Н.А. с привлечением соответствующих институтов - Акушерства и гинекологии, педиатрии АМН, туберкулеза АМН, кожно-венерологического, продолжить в 1950 году работу по изучению сети медицинских учреждений городов, результатов приведения ее в соответствие с новой номенклатурой и упорядочению организационных форм объединения.
11. Директору Медгиза тов. Банщикову В.М. к 15 февраля 1950 года издать методическое пособие по приведению сети лечебно-профилактических учреждений в соответствие с новой номенклатурой и упорядочению их организационных форм объединения.
12. Приказ по Наркомздраву СССР от 28 мая 1940 г. N 273 об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения отменить.
13. Контроль за выполнением настоящего Приказа возлагаю на моего заместителя тов. Шабанова А.Н.
Министр здравоохранения
Союза ССР
Е.СМИРНОВ
Приложение N 4
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 31 ОКТЯБРЯ 1949 Г. ЗА N 5036
1. Самостоятельными учреждениями здравоохранения являются лишь те учреждения, наименования и категории которых соответствуют номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Постановлением Совета Министров Союза ССР от 31 октября 1949 г. за N 5036.
Примечание: Научно-исследовательские учреждения и учебные заведения органов здравоохранения продолжают существовать на прежних основаниях.
2. Все учреждения, не упомянутые в новой номенклатуре, подлежат реорганизации или включению в состав соответствующего учреждения, предусмотренного номенклатурой, на правах отделений или кабинетов (см. приложение - перечень наименований учреждений, не включенных в номенклатуру учреждений здравоохранения с указанием порядка их дальнейшего функционирования).
Примечание: В случае если по местным условиям учреждение, не упомянутое в номенклатуре, не может быть объединено или включено в состав другого учреждения, то в виде исключения оно может временно оставаться самостоятельным только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
3. Учреждения здравоохранения, предусмотренные новой номенклатурой, но не имеющие минимальной мощности, при которой они могут оставаться самостоятельными, доводятся до указанной в номенклатуре типовой категории либо при отсутствии к тому возможности включаются в состав соответствующего учреждения на правах отделения или кабинета.
Примечание: В случае если указанные в данном пункте учреждения не могут быть доведены до типовой категории и включены в состав другого учреждения, то в виде исключения они могут временно оставаться самостоятельными только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
4. Учреждения здравоохранения, предусмотренные новой номенклатурой, но имеющие мощность, превышающую первую категорию по данному виду учреждений, остаются самостоятельными учреждениями вне категории только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
5. Учреждения здравоохранения, предусмотренные новой номенклатурой, которые по своей мощности (числу коек) не могут быть отнесены к одной из установленных категорий вследствие большого разрыва и невозможности увеличения их мощности либо нецелесообразности сокращения таковой для доведения до одной из категорий, указанных в номенклатуре, - могут функционировать дальше при имеющейся их мощности только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
6. Туберкулезные, инфекционные и психоневрологические больницы в зависимости от их непосредственной подчиненности министерству здравоохранения союзной и автономной республики, облздравотделу, горздравотделу и т.д. и обслуживаемых ими контингентов населения могут именоваться республиканскими, областными, городскими и т.д., но в этих случаях территориальный признак должен указываться на втором месте. Например, "Туберкулезная городская больница", "Психоневрологическая республиканская больница".
Больничные учреждения, указанные в разделе А номенклатуры, если они предназначены только для детей, называются детскими. Слово "детская" должно занимать в наименовании этих учреждений первое место. Например: "Детская районная больница", "Детская инфекционная городская больница", "Детская туберкулезная республиканская больница".
При наличии в одном населенном пункте двух и более учреждений одного наименования, каждому из них может быть присвоен порядковый номер.
7. Больничные учреждения, наименование которых не указано в новой номенклатуре (раздел А), как-то: глазные, акушерско-гинекологические, гинекологические, хирургические, кожно-венерологические, онкологические и др. больницы, оказывающие лечебную помощь по одной специальности, в дальнейшем:
а) либо прекращают свое существование как самостоятельные учреждения и включаются в состав общих больниц, родильных домов или соответствующих диспансеров (противотуберкулезного, кожно-венерологического, онкологического и пр.) на правах отделений;
б) либо реорганизуются в общие больницы, имеющие в своем составе, в первую очередь, терапевтическое и хирургическое отделения;
в) либо в отношении акушерско-гинекологических и гинекологических больниц - реорганизуются в родильные дома;
г) либо продолжают временно оставаться самостоятельными учреждениями с разрешения Министра здравоохранения СССР.
8. Все диспансеры, поименованные в номенклатуре в разделе В, должны иметь в своем составе стационарные отделения. В диспансерах, не имеющих стационарного отделения, последние организуются путем включения в состав диспансера соответствующей больницы, либо путем включения в состав диспансера соответствующего отделения больницы, если оно может быть выведено из состава больниц, либо путем организации нового стационарного отделения.
9. Амбулатории сельские (раздел Г номенклатуры), при торфопредприятиях, на лесозаготовках, в совхозах и т.п. как самостоятельные учреждения могут существовать только при отсутствии в том же населенном пункте больницы. При каждой такой амбулатории следует организовывать стационар, вначале хотя бы на 5 коек, и тем самым превращать ее в участковую больницу с амбулаторией.
10. Врачебные и фельдшерские здравпункты могут быть включены в состав больницы, обслуживающей рабочих промышленных предприятий, если это по местным условиям является целесообразным. Здравпункты следует, как правило, оставлять самостоятельными учреждениями при промышленных предприятиях, расположенных вдали от больниц и не обслуживаемых другими лечебными учреждениями кроме здравпунктов.
11. Поликлиники (амбулатории), детские поликлиники (амбулатории), детские консультации и женские консультации самостоятельными учреждениями не являются, они объединяются с больницами и родильными домами согласно Инструкции (см. приложение N 5) и временное самостоятельное их функционирование допускается лишь с разрешения Министра здравоохранения СССР.
12. Приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой и типовыми категориями, утвержденными Советом Министров СССР, в ряде случаев потребует передислокации и перепрофилирования учреждений, что может быть связано с необходимостью обмена зданий, принадлежащих органам здравоохранения, на здания других ведомств или организаций.
В таких случаях Министры здравоохранения союзных и автономных республик, заведующие краевыми, областными и городскими отделами здравоохранения вносят на утверждение Советов Министров и исполкомов советов свои конкретные предложения и план мероприятий по осуществлению Постановления Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. N 5036, в части касающейся более целесообразной и удобной для населения дислокации учреждений здравоохранения.
13. Перевод сети учреждений здравоохранения на новую номенклатуру обязательно требует пересмотра штатов персонала каждого учреждения с учетом мощности, структуры и деятельности последнего в целях:
а) высвобождения излишнего персонала в учреждениях, теряющих свою самостоятельность по новой номенклатуре и включаемых в состав других учреждений;
б) увеличения должностей (за счет высвобожденных) в учреждениях, штаты которых не достигли уровня, предусмотренного типовыми штатами и штатными нормативами и нуждающихся в дополнительных должностях в связи с реорганизацией.
Министры здравоохранения союзных республик к 15-му числу первого месяца каждого квартала представляют в Министерство здравоохранения СССР донесения об общем числе высвобожденного, за истекший квартал, излишнего персонала в учреждениях, потерявших свою самостоятельность при введении новой номенклатуры, а также отдельно о фактическом увеличении за счет высвобожденных должностей штаты других учреждений с распределением этих данных по следующим группам:
а) врачебные должности;
б) должности среднего медицинского персонала;
в) должности младшего медицинского персонала;
г) должности хозяйственного персонала.
14. Оформление всех намечаемых изменений в штатах учреждений должно проводиться своевременно, через вышестоящие органы, которым предоставлено право утверждать штаты учреждений - по подчиненности - через Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных и городских (в городах республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся и через Государственную Штатную комиссию при Совете Министров СССР в отношении учреждений, не подпадающих под действие типовых штатов административно-хозяйственного персонала.
15. Штаты учреждений, для которых типовые штаты и штатные нормативы еще не установлены, а также учреждения, которые хотя и не указаны в новой номенклатуре, но временно остаются с разрешения Министра здравоохранения СССР самостоятельными, сохраняются на уровне действующих.
16. Открытие новых и закрытие существующих учреждений здравоохранения, поименованных в номенклатуре, утвержденной Советом Министров СССР, производится только с разрешения Министра здравоохранения СССР, Министра здравоохранения союзной и автономной республики, заведующего краевым, областным и городским (городов республиканского подчинения) отделом здравоохранения в соответствии с порядком, установленным Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября N 5036 (см. приложение N 3).
Для получения от Министра здравоохранения СССР разрешения на открытие каждого нового учреждения здравоохранения (или на закрытие), а также на перевод в другую типовую категорию министры здравоохранения союзных республик представляют мотивированное ходатайство, приложив к нему справку, подписанную (в зависимости от подчиненности учреждения) Министром здравоохранения, заведующим отделом здравоохранения и заверенную соответствующим исполкомом (Приложение N 8 - форма справки).
17. Утверждение штатов для вновь открываемых учреждений здравоохранения, а также оформление использования штатных контингентов закрываемых учреждений для усиления штатов других учреждений, в пределах утвержденных лимитов по численности работников и фонду заработной платы проводится так же, как указано в п. 14 настоящей Инструкции.
18. Открытие новых и закрытие существующих учреждений здравоохранения всеми министерствами и ведомствами кроме Министерств Вооруженных Сил, Внутренних дел, Государственной безопасности и Путей сообщения, а также ВЦСПС проводится в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября N 5036 также по согласованию с органами здравоохранения в порядке, указанном в п. 16 настоящей Инструкции.
19. Министры здравоохранения союзных республик к 15 числу первого месяца каждого квартала представляют в Министерство здравоохранения СССР списки учреждений здравоохранения, открытых или закрытых с разрешения Министров здравоохранения ССР и АССР, заведующих краевыми, областными отделами здравоохранения за истекший квартал, с приложением справок (по форме - Приложение N 8).
ПЕРЕЧЕНЬ
НАИМЕНОВАНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ
В НОМЕНКЛАТУРУ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННУЮ
СОВЕТОМ МИНИСТРОВ СССР 31 ОКТЯБРЯ 1949 Г., С УКАЗАНИЕМ
ПОРЯДКА ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1. Глазная больница, физиотерапевтическая больница, гинекологическая больница, больница по болезням уха, горла и носа, больница кожных заболеваний, кожно-венерологическая больница и другие специализированные больницы (кроме туберкулезных, психоневрологических и инфекционных) по одной специальности включаются на правах отделений в общие больницы, родильные дома или продолжают свое функционирование только по разрешению Министра здравоохранения СССР.
2. Наркологическая лечебница и психоприемник включаются в состав психоневрологической больницы или психоневрологического диспансера.
3. Поликлиника и амбулатория объединяются с общей больницей; детская поликлиника (амбулатория) и детская консультация объединяются с детской больницей или с детским отделением больницы; женская консультация - с родильным домом или с родильным и гинекологическим отделениями больницы.
4. Физиотерапевтическая поликлиника, амбулатория специальной помощи, зобный пункт, травматологический пункт, врачебно-судовой пункт, рентгеновская станция (центр), столовая лечебного питания, пункт санитарного просвещения включаются в состав поликлиники больницы.
5. Дезпункт, дезбюро, дезинфекционная станция, дезотряд, санитарно-пропускной пункт, противоэпидемический отряд, санитарно-бактериологическая лаборатория, санитарно-гигиеническая лаборатория, промышленно-санитарная станция, санитарно-пищевая лаборатория, молочно-контрольная станция, пастеровская станция, прививочный отряд, коревая лаборатория, морская санитарно-карантинная станция и врачебно-наблюдательная станция включаются в состав санитарно-эпидемиологических станций.
6. Детские дома для трахоматозных, туберкулезных и грибковых больных реорганизуются в детские больницы.
7. Детский приемник (карантин-распределитель) реорганизуется в дом ребенка.
8. Детская комната (на водном транспорте) реорганизуется в комнату матери и ребенка.
9. Кожно-венерологические отряды включаются в состав кожно-венерологического диспансера.
10. Туберкулезный, кожно-венерологический, трахоматозный и онкологический пункты включаются как кабинеты в состав поликлиники больницы или в состав соответствующего диспансера. Гельминтологический пункт входит в состав противомалярийной станции или в состав санэпидстанции.
11. Курортный пансионат, курортный эвакоприемник, диэтетическая столовая включаются в состав курортной поликлиники.
12. Пансионат для приезжающих больных включается в состав диспансера или больницы.
13. Пункт переливания крови входит в состав больницы.
14. Трахоматозные отряды включаются в состав трахоматозного диспансера.
15. Фельдшерские и акушерские пункты реорганизуются в фельдшерско-акушерские пункты.
16. Венерологический и трахоматозный фельдшерские (сестринские) пункты включаются в состав сельской больницы.
17. Станции и пункты неотложной помощи включаются в состав станции скорой помощи или больницы.
18. Зубоврачебная амбулатория реорганизуется в стоматологическую поликлинику.
19. Зубопротезная мастерская (лаборатория) включается в состав стоматологической поликлиники или в состав больничной поликлиники (амбулатории).
20. Молочная кухня включается в состав детской консультации, больницы (или детской консультации, временно существующей как самостоятельное учреждение).
21. Малярийные пункты врачебные и фельдшерские включаются в состав противомалярийной станции или санэпидстанции.
22. Малярийный отряд включается в состав противомалярийной или санитарно-эпидемиологической станций.
23. Станции санитарного просвещения реорганизуются в дома санитарного просвещения.
24. Врачебно-физкультурные центры реорганизуются во врачебно-физкультурные диспансеры.
25. Судебно-медицинские лаборатории и морги для судебно-медицинских вскрытий включаются в состав бюро судебно-медицинской экспертизы.
26. Магазины оптики и магазины медицинского оборудования и инструментария реорганизуются в аптекарские магазины.
27. Аптечные пункты включаются в состав аптеки как филиалы.
Приложение N 6
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА (РАСЧЕТНАЯ)
ТИПОВОГО ГОРОДСКОГО ВРАЧЕБНОГО УЧАСТКА
(на 4000 человек населения)
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Из расчета на 1 врачебный участок │
│ специальностей ├─────────────────────┬───────────────────────┤
│ │число врачебных долж-│примерное распределение│
│ │ностей ординаторов по│ числа больничных коек │
│ │специальностям │ по специальностям │
├──────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤
│Терапия │2,0 │10,0 <*> │
│Педиатрия │1,25 │5,4 <**> │
│Хирургия │0,9 │7,6 │
│Акушерство и │1,0 │7,2 <***> │
│гинекология │ │ │
│Офтальмология │0,25 │1,0 │
│Отолярингология │0,2 │0,6 │
│Неврология │0,25 │0,8 │
│Фтизиатры │0,6 │4,2 │
│Дермато-венерологи│0,4 │1,6 │
├──────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤
│ИТОГО: │6,85 │38,4 │
└──────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┘
--------------------------------
<*> В общем числе коек по терапии - 8 терапевтических коек и 2 койки в инфекционных отделениях общих больниц. Койки в самостоятельных инфекционных больницах в расчет не входят.
<**> В общем числе коек по педиатрии учтены 3,8 детских неинфекционных коек и 1,6 койки в инфекционных отделениях детских и общих больниц. Койки в самостоятельных инфекционных больницах в расчет не входят.
<***> В том числе 4,8 родильных и 2,4 гинекологических коек.
Примечание: 1. В число врачебных должностей типового городского врачебного участка не включаются должностирентгенологов, лаборантов, физиотерапевтов, врачей по обслуживанию подростков, школьников, физкультурников и др., которые устанавливаются дополнительно в соответствии со штатными нормативами.
2. Для обслуживания одного цехового участка в 1500 рабочих устанавливается 3,35 врачебных должностей, при обслуживании рабочих в стационаре, поликлинике - по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии (по остальным специальностям в зависимости от производственных условий обслуживаемого предприятия); а также для проведения профилактической работы в цехах.
3. В зависимости от числа городских врачебных участков - по городу устанавливается необходимое количество врачебных должностей и больничных коек по отдельным специальностям для обслуживания населения города (или соответственно - для внутригородского района).
Приложение N 7
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОЛЬНИЧНЫХ КОЕК В ГОРОДАХ
(в % к итогу)
При обеспечении больничными койками на 1000 населения
┌────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│Специализация коек │6 коек в городах с населением │8 коек в городах с населением │10 коек в городах с населением│
│ ├───────┬───────┬───────┬──────┼───────┬───────┬───────┬──────┼───────┬───────┬───────┬──────┤
│ │30 тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│30 тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│30 тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│
├────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│Терапевтические │28,0 │26,5 │22,0 │20,0 │25,0 │24,0 │21,0 │20,0 │24,0 │20,0 │20,0 │20,0 │
│Нервные │- │(3,5) │(3,0) │(2,5) │- │(4,0) │2,5 │2,0 │(4,0) │3,01 │2,5 │2,5 │
│Туберкулезные │(5,0) │7,0 │11,0 │9,0 │8,5 │7,5 │10,0 │9,0 │10,0 │10,0 │10,0 │11,0 │
│Детские │8,5 │9,0 │9,0 │9,0 │8,5 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │
│Хирургические │25,0 │20,0 │16,0 │16,0 │24,0 │23,0 │16,0 │14,0 │21,0 │14,0 │15,0 │10,0 │
│Травматологические │- │- │(3,0) │(2,5) │- │(2,5) │(2,5) │3,0 │- │(2,0) │2,5 │3,0 │
│Онкологические │- │- │- │(1,5) │- │(2,5) │(2,5) │(2,0) │- │3,0 │(2,0) │2,0 │
│Отолярингологические│(2,5) │(2,5) │(2,0) │(1,5) │(2,0) │(2,5) │2,5 │2,0 │(2,0) │3,0 │2,0 │1,5 │
│Урологические │- │- │- │- │- │- │(1,5) │(2,0) │- │- │(1,5) │1,5 │
│Гинекологические │(2,5) │(2,5) │5,0 │5,0 │(4,0) │5,0 │5,0 │6,0 │5,0 │5,0 │6,0 │5,0 │
│Глазные │(2,5) │(2,5) │(2,0) │2,0 │(4,0) │(2,5) │2,5 │2,5 │(3,0) │3,0 │2,5 │2,0 │
│Родильные │16,5 │16,5 │17,0 │16,5 │15,0 │12,0 │12,5 │12,5 │12,0 │12,0 │12,0 │12,0 │
│Инфекционные │22,0 │21,0 │20,0 │20,0 │19,0 │17,0 │16,5 │17,0 │15,5 │15,0 │16,0 │15,0 │
│Кожно-венерологичес-│- │- │- │2,5 │- │2,5 │1,5 │3,0 │3,5 │3,0 │2,5 │3,5 │
│кие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ИТОГО: │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │
└────────────────────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴──────┘
Примечание: 1. Процентные показатели, взятые в скобки, входят соответственно в показатели по основным специальностям:
а) по нервным и туберкулезным койкам - в показатели по терапии;
б) по травматологическим, онкологическим, урологическим, отолярингологическим, глазным и гинекологическим - в показатели по хирургии.
2. При повышенной потребности по местным условиям в койках по отдельным специальностям (травматология, трахома, зобные заболевания, силикоз и пр.) количество коек по этим специальностям соответственно увеличиваются сверх указанного в пределах, утвержденных по народно-хозяйственному плану прироста больничных коек.
3. Распределение коек по специальностям производится с учетом всех больничных коек в городе независимо от подчиненности.
4. При другой обеспеченности населения (6,5, 7,0, 9,0 и т.п. коек на 1000 населения) надлежит ориентироваться указанной примерной структурой.
5. Инфекционные и др. специализированные койки (туберкулез, глазные, хирургические, ухо, горла и носа и др.) предназначены для обслуживания взрослых и детей.
Приложение N 8
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
РАЗРЕШЕНО
Председатель обл(край)исполкома
Совета депутатов трудящихся
"__" ________________ 19__ года
СПРАВКА
о вновь организуемом учреждении здравоохранения
(заполняется на каждое учреждение)
1. Наименование учреждения по номенклатуре, утвержденной
Советом Министров СССР от 31 октября 1949 г. N 5036
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Типовая категория учреждения ______________________________
(число коек, врачебных должностей)
3. Основные структурные части учреждения _____________________
__________________________________________________________________
(перечислить отделения - терапевтическое, хирургическое, глазное
и т.п. - и указать со стационаром и поликлиникой они или стационар
без поликлиники; детское отделение - с консультацией, детской
поликлиникой или без них; диспансер - со стационаром или без него)
4. Адрес учреждения (каждой его основной структурной части,
расстояние от поликлиники, консультации и др. до стационара)
__________________________________________________________________
(населенный пункт, город, район, область, республика)
5. Дата предполагаемого открытия нового учреждения
__________________________________________________________________
(месяц)
6. В каком здании будет размещено организуемое учреждение ____
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(в специально выстроенном, восстановленном, приспособленном и
и т.д., кем выстроено или восстановлено, за чей счет, какой
организацией передано: исполкомом, промпредприятием и т.п.)
7. Характеристика здания _____________________________________
__________________________________________________________________
(каменное, деревянное, этажность, кубатура, полезная площадь,
система отопления, водоснабжения, канализация, освещение, наличие
подсобных помещений - кухня, морг, склады и т.п.)
8. Размер ассигнований, принятых по бюджету __________ года на
содержание и оборудование организуемого учреждения _______________
__________________________________________________________________
9. Число должностей, принятое по бюджету на конец 19__ года
__________________________________________________________________
в том числе:
врачей _______________________________________________________
среднего медперсонала ________________________________________
младшего медперсонала ________________________________________
прочего обслуживающего персонала _____________________________
10. Для обслуживания какого количества населения и каких его
групп предназначено новое учреждение (указать район обслуживания:
общегородской, внутригородской район, области и т.п.)
11. Число врачебных участков _________________________________
__________________________________________________________________
12. Распределение коек и врачебных должностей по
специальности:
койки врачебные должности
терапия
хирургия
акушерство
гинекология
педиатрия
фтизиатрия
неврология
офтальмология
_____________
_____________
_____________
_____________
--------------------------------------------------------------
Итого:
Заведующий областным (краевым)
отделом здравоохранения
Остальные материалы раздела: Приказы СССР 1917-1992
Предыдущая Приказ Минздрава СССР от 30.09.1949. 01.10.1949 N 718 О введении в действие Положения о медицинском архиве лечебного учреждения. Инструкции о ведении мСледующая Приказ Минздрава СССР от 14.02.1950 N 116 О штатных нормативах медицинского персонала и работников кухонь родильных домов