work-flow-Initiative СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Исторический портал о Родине, электронный музей СССР 'ВиФиАй' 16+

Путь

Соседние разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Оружие

Оценка раздела:
Нравится
0
Не нравится

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ИЛИ БАНДИТСКИЕ АРСЕНАЛЫ

Дата публикации: 2018-04-16 03:43:06
Просмотров: 84
Материал приурочен к дате: 1997-02-08
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-02-08 Материалы за: Год 1997
Автор:

Юрий ШОКАРЕВ,
председатель Ассоциации историков√оружиеведов Арсеналъ

ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ И ОКОЛО НЕГО
Нетерпимой ситуации, которая сложилась с историческим оружием, был посвящен Круглый стол, состоявшийся 8 февраля 1997 г. Его проводили журнал Солдат удачи и Ассоциация историков-оружиеведов Арсеналъ. Место было выбрано вполне удачно √ на выставке Безопасность-97, проходившей в московском Манеже с 4 по 8 февраля.
За Круглый стол были приглашены музейные работники, оружиеведы, антиквары и коммерсанты, сотрудники Министерства культуры, эксперты-криминалисты МВД и Минюста РФ. Ожидались несколько коллекционеров, но в последний момент представителей этой профессии, наиболее заинтересованных в цивилизованном решении проблемы, рядом с нами не оказалось. Винить их невозможно, особенно в свете того, что прозвучало на встрече.
По результатам выступлений проблема коллекционирования оружия, выглядевшая достаточно академичной, неожиданно приобрела вполне жизненное звучание. Выяснилось, что все, у кого еще сохранились дедовские реликвии, скажем, кремневый мушкет времен войны с Наполеоном, являются ... преступниками.
Нет, не можете!
Василий Лесников,
старший научный сотрудник НИЛ экспертно-криминалистического центра МВД РФ

В ходе круглого стола, в работе которго я принимал, участие, практически впервые столь широко и откровенно был озвучен важный комплекс, требующих скорейшего разрешения вопросов, связанных с неприятием нашим обществом (практически на всех его уровнях) исторического оружия, как подлинного памятника истории и материального свидетельства уровня культуры государства, наравне со старинными иконами, живописью и ювелирными изделиями, книгами и иными предметами антиквариата.
Несмотря на то, что охрана предметов старины и искусства признана на территории России важной государственной задачей и, в соответствии с этим, в последние годы издан целый ряд законодательных актов, ни в одном из них не фигурируют понятия исторического и художественного оружия.
Появление в 1993 году Закона, регулирующего оборот оружия индивидуального использования на территории Российской Федерации, стало заметным событием в жизни общества. Вновь, по прошествии 75 лет, в России в законодательном акте, принятом высшим органом представительной власти, было закреплено право граждан на владение оружием и установлены общие принципы его осуществления. Была в Законе отдельно упомянута и такая форма владения оружием, как его коллекционирование. При этом было обращено внимание на то, что объектами коллекционирования могут стать практически любые виды оружия, а не только перечисленные в Законе (ст. 25). Что же касается главного, а именно, непосредственно порядка осуществления этой специфической формы владения оружием, то его установление законодатель передал в ведение высшего органа исполнительной власти (Совета Министров √ Правительства РФ), который не замедлил своим Постановлением от 2 декабря 1993 г.   1256 утвердить Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации.
Правила предусматривали возможность не только музейного коллекционирования оружиях, но и частного √ по месту жительства владельца (ст. 38). При этом, согласно статье 40, в частных коллекциях может находиться оружие при наличии разрешения органа внутренних дел на его хранение либо оружие, производство выстрела из которого исключено. Разрешения на хранение последнего не требуется потому, что по сути речь идет уже не об оружии, как таковом (у него утрачено главное качество, определяющее функциональное назначение), а о его муляже.
Что же касается правовых условий для частного коллекционирования исправного и пригодного к использованию оружия, то на этот счет лишь в одном единственном нормативном акте, а именно, в упомянутых Правилах содержатся два по сути ничего не разъясняющих положения. Первое о том, что коллекции оружия подлежат регистрации в органах внутренних дел (ч. 2 ст. 40), а второе о том, что транспортировка коллекционного оружия допускается с разрешения органа внутренних дел (ст. 41).
Ни упомянутые законодательные акты, ни принятые во исполнение их позднее ведомственные нормативные материалы (надо отдать должное, что все они были своевременно опубликованы, и с ними мог ознакомиться каждый заинтересованный гражданин) не дали ответа на целый ряд вопросов, и прежде всего, любой ли вид оружия может являться предметом коллекционирования, как, на основании чего признавать и регистрировать коллекцию оружия, какой документ при этом следует выдавать его владельцу, а если он только еще намеревается заняться ее формированием, то что ему должно быть разрешено, и как это оформить? Ведь порядок приобретения, учета, хранения, ношения и транспортировки оружия, установленный Правилами для физических лиц (граждан РФ и иностранцев), касается только разрешенного в настоящее время к обороту на территории России, то есть занесенного в Кадастр современного пневматического, охотничьего огнестрельного и холодного оружия, а также пистолетов и револьверов, предназначенных для стрельбы газовыми и холостыми патронами. На все другие категории и виды оружия (в том числе на историческое) он не распространяется. Хотя именно последнее и становится чаще всего объектом собирательства и коллекционирования.
Приходится констатировать, что при наличии декларированной в законе еще три года назад возможности частного коллекционирования оружия, до сих пор отсутствует правовой механизм ее реализации, не распределены права и обязанности в этой сфере между гражданином и государством, хотя совершенно неоспоримо, что в цивилизованном обществе все вопросы, касающиеся оборота оружия, должны быть своевременно законодательно урегулированы.
А пока законопослушный гражданин России, пожелавший приобрести оружие с целью формирования коллекции оказывается в лучшем случае в роли героя известного анекдота:
√ Я имею право? √ Да, имеете.
√ Так я могу?... √ Нет, не можете!

Что же изменилось с января этого года? Вступил в силу новый Уголовный кодекс, а с июля начинает действовать новая редакция закона Об оружии. Так вот, ни закон, ни тем более УК не делают разницы между автоматом Калашникова и фитильным мультуком ХVII в. И то, и другое с точки зрения закона √ огнестрельное оружие. На все возражения, что из капсюльного, а тем более из кремневого пистолета выстрелить может только специалист-оружиевед, эксперты-криминалисты дружно отвечали: Все равно это огнестрельное оружие и производство выстрела возможно. На этом основании будь любезен получить разрешение на хранение фитильного мушкета в райотделе МВД.
С позиции нормального оборота исторического и антикварного оружия эта ситуация тупиковая как для МВД, так и для всех остальных. Первым мало проблем с гражданским и служебным, подавай им еще контроль за историческим огнестрельным оружием. Добропорядочные же граждане дружно выстраиваются в очередь за справками о здоровье, ходят по диспансерам, собирают разные документы (какие требуются для приобретении нарезного оружия √ ведь капсюльный пистолет может быть нарезным), идут к сотрудникам МВД, а те вместо поисков бандитов ставят печати на лицензиях. А если следовать букве закона, то на кремневый пистолет вам никогда не дадут разрешения √ короткоствольное оружие дозволено иметь не всем. Как выразился один из участников Круглого стола, услышав все это: Впечатление театра абсурда.
Оппоненты мне могут возразить: ведь согласно статье 9 новой редакции закона Об оружии разрешено коллекционирование или (почему, или?) экспонирование оружия, правда, при получении соответствующей лицензии, а следовательно, проблема решена. Да ничуть. Во-первых, не уточнено, коллекционирование какого оружия разрешено. Если следовать букве закона, который делит все оружие на гражданское, служебное и боевое, видимо, его и можно помещать в коллекциях. Однако эта классификация худо-бедно подходит к современному оружию, но не пригодна для исторического. Получается, что пехотное ружье образца 1808 г. есть оружие боевое, разрешение на приобретение которого обычный гражданин РФ не получит никогда.
В этом вторая беда вновь придуманных положений. Коллекционирование оружия приравнено к приобретению и хранению современных его видов. Отсюда неизбежно вытекает, что правила покупки оружия для промыслового охотника и коллекционера одинаковы, и документы в МВД должны быть представлены такие же. Человек, имеющий физические недостатки, не получит разрешение на приобретение оружия, а на его коллекционирование... Ответ остается открытым. Механический перенос понятия коллекционирование в один ряд с торговлей, приобретением и хранением оружия поражает не только бессмысленностью, но и отсутствием элементарной логики. Неужели законодателям не ясно, что коллекционирование включает в себя и торговлю, и приобретение, и обмен, и хранение, и прочее, только цели у этих действий другие, исключающие самое главное в оружии √ его использование.
Необходимо было ввести в закон Об оружии и, соответственно, в Уголовный кодекс понятие √ историческое и антикварное оружие. Их коллекционирование необходимо изъять из ведения органов МВД и оставить выдачу лицензий только на современные изделия.(Солдат удачи    8, 10, 1996 г.). Дискуссии на эту тему идут давно, и нас поражает, почему разработчики закона Об оружии и Уголовного кодекса отстаивают только узковедомственные интересы. Более того, проявляют непрофессионализм, поскольку существовала инструкция МВД к приказу   246, принятая в 1987 г., согласно которой оружие конструкции или производства до 1870 г. признавалось историческим и учету в МВД не подлежало. Инструкция отменена законом Об оружии 1993 г., и данное положение до сих пор не восстановлено. Намеренно или случайно?
Вопрос любопытный. Ответ, видимо, таков √ случайно намеренно. Создатели инструкций и законов не стали особенно анализировать проблему, но решили ужесточить законодательство, исходя из общей криминализации общества. Но если спросить юристов, социологов и психологов, то они разъяснят, что ужесточение не ведет к решению проблемы, а наоборот, загоняет ее в подполье. Не поймите превратно, мы не говорим сейчас о современном оружии или о поголовном вооружении народа. Речь идет только об истории, об исторических образцах, являющихся памятниками материальной культуры и воинской славы. А как с ними обращаются?
Ситуация была обрисована музейными работниками с абсолютной точностью. Режут фрезой мемориальные образцы. Просверлив в музее пистолет Сталина, государство понесло от этого действия ущерб в десятки, а может быть, и в сотни тысяч долларов √ стоимость экспоната упала во много раз. Истина, известная любому школьнику, испорченная вещь стоит дешевле.
Ладно бы еще огнестрельное оружие XX века. Хотя нет ни одного факта, когда из музейного пистолета кого-то застрелили, портят и более древние изделия. В одном из районных музеев Москвы (!) сотрудники милиции потребовали, чтобы лезвие бердыша XVII века затупили, ствол салютационной пушки XVIII в. просверлили, а чугунные ядра убрали.
Все возвращается на круги своя. В петербургском Эрмитаже хранятся капсюльные пистолеты без брандтрубок √ свидетельство варварства тогдашних органов НКВД. Неужели мы снова вернемся к такой ситуации? А ведь к этому идет: сегодня не сделали разницы между фитильным мушкетоном и пистолетом Стечкина, а завтра потребуют привести оружие в боевую непригодность. И просверлят ведь, и порежут фрезой сотни тысяч единиц музейного фонда РФ. На прямой вопрос: Как на это смотрит Министерство культуры, начальник отдела департамента по сохранению культурных ценностей грустно сказал: Мы здесь бессильны.
На самом деле выходы есть, и не очень сложные. Если не удалось пока ввести в закон Об оружии понятий оружия исторического, антикварного , художественного (мы все же надеемся, что рано или поздно это будет сделано), то не поздно это сделать на уровне исполнительских инструкций. Необходимо в обязательном порядке привлечь к составлению подробных инструкций и разъяснений Министерство культуры РФ, которого в первую очередь касаются памятники старинного оружия как в государственных коллекциях, так и в частных. Тем более что существует специальный Департамент по сохранению культурных ценностей в Минкультуре. Ему, как говорится, и карты в руки.
Неплохо было бы использовать знания отечественных историков-оружиеведов общественного объединения Арсеналъ. Ведь в нем сосредоточены лучшие кадры специалистов по историческому оружию. Опыт успешного сотрудничества этой Ассоциации с Госсстандартом при составлении ГОСТа на холодное оружие уже имеется. Историки и культуроведы позволят преодолеть узковедомственный подход к старинному оружию и избежать омута бессмысленного контроля. Тем более что в его недрах бродит идея сертификации всех образцов исторического оружия. Видимо, в МВД плохо представляют себе разнообразие мира старинного оружия, ведь подобная сертификация равнозначна полной каталогизации большинства изделий, сохранившихся на территории РФ. Такая задача не по плечу даже Министерству культуры, которое только приступает к составлению полного каталога музейных ценностей.
Работа по созданию правил оборота исторического оружия, включая холодное, должна вестись не в тиши кабинетов одного ведомства, а при гласном участии всех заинтересованных сторон. Раньше ведь ни одна инструкция МВД, касающаяся музейных эскпонатов, не выходила без согласования с Министерством культуры или с Минфином, не говоря уж о Минюсте. Пора вернуться к этой практике. Кроме того, обязательными должны быть подписи не только начальников, утверждающих новую инструкцию, но и фамилии ее авторов, чтобы было с кого спросить за безграмотные формулировки и определения.
На Круглом столе был затронут вопрос о торговле старинным оружием и упомянуто о новых промыслах по созданию художественного оружия. Пути решения этих проблем подобны вышесказанным: создание грамотных документов, конкретно регулирующих деятельность изготовителей и коммерсантов. Нам представляется, что продажа старинного оружия должна производиться по правилам тор- говли антиквариатом. Более сложными предстают вопросы производства копий, реплик и художественных экземпляров оружия. Видимо, в данном случае без сертификации не обойтись.
Очень важно создать в нашей стране не просто терпимую, а уважительную атмосферу к собирателям старинного оружия. Тогда они сами организуются в общественные объединения или придут в существующие. Коллекционер не может жить в одиночку. Но собрать и объединить их должны не грозные статьи Уголовного кодекса и не бараки зоны. Только общественные клубы способны проводить настоящий учет старинного оружия и в какой-то степени гласный контроль за его оборотом.
Появление нормальных законов, создание человеческих, а не бюрократических, правил оборота старинного оружия, помощь в организации общественных клубов √ таковы должны быть приоритетные задачи и законодателей Думы, и ответственных работников МВД, и минюста РФ. Содействие в этих благородных делах со стороны Министерства культуры и Ассоциации историков-оружиеведов Арсеналъ им будет обеспечено.

Эксперт говорит: Оружие
Марк Сонис, ведущий эксперт Российского федерального центра судебных экспертиз при Минюсте РФ

На состоявшемся 8 февраля 1997г. круглом столе Культурные ценности или бандитские арсеналы были затронуты вопросы, относящиеся к компетенции экспертов в области судебно-баллистической экспертизы. Присутствовавшие констатировали, что с появлением закона Об оружии деятельность частных коллекционеров, собирающих огнестрельное и холодное оружие, оживилась. Закон разрешает, как следует из статьи 13, коллекционирование нарезного и гладкоствольного охотничьего оружия. Но каковы непосредственные правила коллекционирования, будет впоследствие установлено Постановлением Правительства РФ. Таким образом, в настоящее время только Уголовный кодекс, вступивший в действие с 1 января 1997 г., регулирует правоотношения граждан в области приобретения и хранения оружия (статья 222 УК РФ). В частности, в ней фигурируют понятия огнестрельное оружие, холодное оружие. Каких-либо градаций этих понятий в законе нет. Поэтому при поступлении на экспертизу предмета, похожего на оружие, возникает вопрос: Является ли данный предмет огнестрельным (холодным) оружием? Эксперт обязан точно ответить на него. Основное логическое ударение в этом вопросе ставится на слове оружие. Эксперты, проведя исследование, делают вывод: Представленный предмет принадлежит (или нет) к огнестрельному (холодному) оружию. Причем эксперту все равно: крепостное ли это ружье 16 века, автомат ли Калашникова Ак-47. И винить его не в чем: в соответствии с комплексом признаков он обязан определить место исследуемого предмета среди других, а именно, отнести его к оружию. Другой вопрос экспертизы: Пригодно ли данное оружие к производству выстрелов? Здесь могут быть некоторые претензии к эксперту. Существующие ныне методики хотя и постулируют, что предмет должен быть оценен именно в том состоянии, в котором он поступил на исследование, допускают и устранение некоторых дефектов оружия, например, замену сломанного бойка, после чего производство выстрелов становится возможным. Кроме того, для дульно-зарядного оружия эксперт, как правило, сам изготавливает пули, пыжи, и, возможно, производит выстрел не тем способом, которым это делали реальные владельцы оружия в 16√19 веках. Заряд дымного пороха рассчитывается из условия минимального заряда для конкретной камеры заряжания. Вероятно, необходима модернизация методик при условии выделения в отдельные группы огнестрельного оружия, дульнозарядного и произведенного до появления унитарного патрона, снаряженного бездымным порохом. Оценка оружия, выпущенного до 20 века только как предмета, имеющего исключительно историческую, культурную ценность, экспертом-криминалистом невозможна. Художественное и старинное оружие с его точки зрения √ прежде всего оружие. Решение видится в выделении самостоятельной категории (вида) оружия: историческое оружие, правила оборота которого должны существенно отличаться от правил оборота оружия, зафиксированных в Законе Об оружии. Историческое оружие может быть определено, например, как оружие, выпущенное 100 лет назад, или оружие, выпущенное до 1890 года, или как-то иначе. Это вопрос дискуссионный, требующий согласованной проработки и решения представителями правоохранительных органов и представителями государственных и частных коллекций, представителями Министерства культуры. При выработке такого понятия Историческое оружие возможно и соответствующее изменение статей Уголовного Кодекса, из которых оно будет исключено.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Нетерпимой ситуации, которая сложилась с историческим оружием. По результатам выступлений проблема коллекционирования оружия, выглядевшая достаточно академичной, неожиданно приобрела вполне жизненное звучание.

ПредыдущаяНА ПРИЦЕЛЕ-21 ВЕК
Следующая Железный Каштан
Остальные материалы раздела: Оружие

Оставить комментарий

как гость

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps

Поддержка



Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях

Изменить размер шрифта: + -

Полезные советы...

Навигация


Новые материалы

Картинка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.оружие/культурные_ценности_или_бандитские_арсеналы