Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Вооруженные силы

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится
Вооруженные силы России за весь ход истории

Категории

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Дата публикации: 2016-07-20 17:45:36
Просмотров: 1372
Автор:
Во все времена моральный дух войск имел исключительно важное значение для победы в бою.
Но в современных условиях человеческий фактор становится главным, решающим, первостепенным полем противоборства.
Именно сознание человека сегодня становится не метафорой, а предельно конкретным  и рассчитываемым  предметом воздействия и оперирования. 
Поэтому в Вооруженных силах Республики Беларусь в ходе фундаментальных преобразований вопросам идеологической работы, воспитанию военнослужащих и граждан нашей республики уделяется первостепенное внимание.
 
Любые сильные организации (а только сильная организация в состоянии противостоять нарастающему хаосу в мире и новым цивилизационным вызовам ХХI века) строятся на мощном идеологическом поле, ориентированном на будущее, а не на прошлое.
Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам. Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим на западный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ» – так ставит вопрос о роли идеологи Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
Соответственно идеологическая работа призвана сформировать у людей адекватное мировоззрение, воплощенное в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих стремиться к поставленным целям в интересах развития нашего общества и человека.
Не случайно в государствах Запада по масштабам и широте охвата всех сфер жизни идеологическая работа превосходит даже советскую практику. Более того, независимо от того, кто у власти в США или Великобритании, их идеологические устои остаются незыблемыми.
Проблема организации идеологической работы, воспитания в армии сегодня рассматривается в контексте новых вызовов и угроз национальной безопасности Республики Беларусь, а также проблем реформирования военной организации государства, Вооруженных Сил. Тем более, что реформирование Вооруженных Сил – объективная необходимость, обусловленная, во многом, идеологическими факторами.
Во-первых, военное строительство немыслимо без понимания значения изменений в военном деле, произошедших в последнее десятилетие. А это понимание достигается только эффективной работой по формированию научного мировоззрения.
Во-вторых, в современных войнах и вооруженных конфликтах наряду с вооруженной борьбой широко используются и иные формы противоборства, прежде всего информационное и психологическое, объектом которых является сознание и психика человека, его душа.
В конце прошлого века радикально трансформировалась сущность войны и вооруженной борьбы. Сегодня сущность войны – это продолжение политики средствами духов­ного, политического, экономического и других видов подавления и уничтоже­ния противника, где вооруженная борьба не всегда имеет определяющее, первостепенное значение, а может быть и исключена вообще.
Кроме того, в войнах нового поколения решающая роль отводится уже не большому количеству сухопутных войск, не ядерному, а высокоточному оружию, оружию на новых физических принципах, информационному оружию.
На состоявшейся недавно в Великобритании конференции Королевского института оборонных исследований один из экспертов даже назвал новый тип войны войной «постгероической» – без людей-героев в привычном смысле.
Вместе с тем, необходимо очень аккуратно относиться к подобным интригующим заявлениям, как и суждениям насчет того, что, например, двухсоттысячная профессиональная армия победила миллионную армию Ирака и что в этой войне якобы потерпела крах советская военная система и вообще умерла Европейская военная школа. Дело в том, что советская военная система и военная наука, разумеется, не предусматривала при первом приближении противника сдавать без боя столицу страны или другие города, как, например, Багдад в 2003 году. Всему миру известно, как защищали Брестскую крепость.
Так что, если исходить из реальных фактов, то следует признать, что современная военная школа, как и советская, требует воли, решимости руководства, народа и армии до конца сражаться за свое Отечество, требует от воинов и всего населения огромной нравственной силы.
Сегодня средства вооруженной борьбы достигли в своем развитии такой степени, что все чаще позволяют избегать непосредственного физического соприкосновения личного состава воюющих сторон.
Это означает, что человек, участвующий в вооруженной борьбе, из просто воина (в традиционном понимании этого слова) превращается в военного специалиста, управляющего сложной системой вооружения или обеспечивающего ее функционирование.
Вместе с тем, сегодня социальная роль человека, защищающего свое Отечество, остается неизменной, меняется лишь содержание и характер воинского труда, который становится все более и более интеллектуальным.
При этом задача Вооруженных Сил, как и прежде – готовить не просто специалиста, а именно воина, соединяющего в себе качества интеллектуала и высокие нравственные качества, преданность Отечеству, честь и достоинство, готовность к самопожертвованию во имя Родины.
Это особенно важно в условиях мощнейшей идеологической экспансии, ведущейся против нашей республики определенными деструктивными силами.
До недавнего времени одним из средств обеспечения военной деятельности, боевых действий войск являлись психологические, информационно-психологические операции. Так было, но сегодня это уже не так. Пример тому - победа без вооруженной борьбы над Советским Союзом и над странами Варшавского Договора, которая не может быть объяснена, если не признать, что специальные операции и информационно-психологические операции превращаются из операций по обеспечению тех или иных классических видов военной деятельности в самостоятельный тип войны.
Относиться к этому типу войны как к обеспечению, то есть вести себя классически в неклассической ситуации, означает обречь себя на поражение.
Значимость нетрадиционных форм противоборства особенно полно иллюстрирует развитие способов информационной борьбы в современных условиях. Средства информационного воздействия в настоящее время достигли такого развития, что способны решать стратегические задачи геополитического уровня.
Современные информационные технологии уже способны перестраивать сознание людей. Это значит, что войны теперь и впредь будут проходить не только в пространстве и времени, но и в ином измерении – в сознании людей и за их души.
Существует еще не оцененная полностью глобальная угроза формирования не нами нашего образа мышления. В этих условиях особое значение приобретает устойчивость сознания населения ко всему, обрушивающемуся на него извне, в том числе и от собственных СМИ. Это в полной мере касается не только «простых людей», но и – что самое важное – элит, которые, с одной стороны – сами легко внушаемы, а с другой – играют огромную роль в формировании общественного мнения.
Стратегическую роль информационной борьбы подтверждает и следующий факт. С конца 90-х годов основной тенденцией в развитии понимания роли и места информационного противоборства специалистами американской корпорации «Рэнд» является осознание того факта, что стратегические информационное противоборство, являющееся самостоятельным видом стратегического противоборства, вполне способно разрешить конфликты без применения военной силы.
Соответственно в оборот введено понятие «стратегическое информационное противоборство второго поколения».
Если информационное противоборство первого поколения решало задачи огневого подавления элементов структуры военного и государственного управления, ведение радиоэлектронной борьбы, получение разведывательной информации, осуществление доступа к информационным ресурсам противника с последующим их искажением и т. д., то информационное противоборство второго поколения предусматривает несколько иной подход: создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника; манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политического напряжения и хаоса; дестабилизация политических отношений между партиями, движениями и объединениями с целью провокации конфликтов и разжигания недоверия, обострения политической борьбы, провоцирования репрессий против оппозиции и даже гражданской войны и т. д.
Речь идет главным образом о противоборстве в сфере смыслов.
Именно поэтому сегодня невозможно осуществлять военное строительство без научного познания и понимания глубочайших изменений, произошедших в военном деле в последние десятилетия. Причем это понимание необходимо сформировать как у военных кадров, так и самых широких слоев общественности.
Выдающийся военный теоретик Александр Андреевич Свечин еще в 1907 году, характеризуя имеющие место предрассудки в военном деле того времени, писал: – «Нельзя оставаться при старых шаблонах. Если наши понятия не будут изменяться соответственно прогрессу военного дела, если мы остановимся на точке замерзания, то, поклоняясь неизменным законам, мы постепенно упустим из вида всю сущность явлений.
Великие практики всегда безжалостно уничтожали символы, потерявшие смысл, пережившие самих себя. Если нам путь к победе преграждают предрассудки и мы окажемся не в силах перешагнуть через них, то нас ждут одни неудачи и поражения».
И сегодня необходимо решительно уничтожать символы, потерявшие смысл.
Тем более, что при организации реформирования пришлось преодолевать даже не сопротивление, а непонимание сути происходящих процессов в военно-политической обстановке, в военном деле.
Именно поэтому важнейшая задача идеологической работы – перевести интуитивные представления о существе обеспечения национальной безопасности в устойчивые знания и убеждения.
И здесь не обойтись без кропотливой теоретической работы, без настойчивого самообразования каждого военнослужащего, прежде всего офицера, без создания соответствующих идеологических условий.
Каковы же основные идеологические ориентиры Вооруженных Сил.
Во-первых, Республика Беларусь – независимое суверенное государство со своими национальными интересами.
На политической карте мира наши национальные интересы находятся во взаимодействии с национальными интересами других государств. Они могут находиться в соответствии, могут расходиться, а могут и сталкиваться.
Наша задача – защищать национальные интересы Республики Беларусь.
Отсюда вытекает предназначение Вооруженных Сил – обеспечение военной безопасности государства и вооруженная защита Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.
А это означает, что только крепкие, адекватные современному содержанию вооруженной борьбы Вооруженные Силы – гарант мирного созидательного труда белорусского народа, эффективного развития белорусского общества.
Во-вторых, Вооруженные Силы действуют в строгом правовом поле в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Беларусь.
Созданное правовое поле позволяет гражданину реализовать свое право в защите своей Родины посредством службы в Вооруженных Силах.
Иными словами – мировоззрение, которое должно быть сформировано в ходе идеологической деятельности – мировоззрение гражданина и патриота.
Именно в этом суть формирования высокого морального духа.
В-третьих, Вооруженные Силы предназначены для защиты всего общества, всех его слоев во всем его спектре и колорите.
Поэтому невозможна в армии деятельность каких- либо политических движений и организаций, преследующих политические цели (борьбу за власть, приход к власти).
Вооруженные Силы выполняют только государственную политику.
При этом следует подчеркнуть, что идеологическая работа не исчерпывается только организацией деятельности органов морально-психологического обеспечения, информационных органов и не заключается только в организации информационной деятельности.
Идеологическая работа в Вооруженных Силах сегодня – это, прежде всего:
Реализация на практике идеологии реформирования Вооруженных Сил по всем направлениям.
Формирование у наших кадров высокой культуры, в том числе военной, политической, управленческой, нравственной и иных ее составляющих.
Формирование понимания самыми широкими слоями общественности сути проводимых преобразований в военной организации государства и вооруженных силах.
Проведение комплекса фундаментальных и прикладных военно-психологических и военно-социологических исследований, непосредственно касающихся проблем идеологической работы в армии.
Активное противодействие идеологическим диверсиям (начиная от деструктивных религиозных организаций и кончая проявлениями идеологического терроризма).
В ходе реформирования Вооруженных Сил потребовалось пересмотреть методологию, организацию, формы и методы идеологической деятельности в армии.
В настоящее время создана принципиально новая система идеологической работы в Вооруженных Силах. Научные исследования позволили выйти на достаточно эффективную модель организации идеологической работы, реализуемую двумя направлениями, исходя из объектов воздействия.
Сущность модели коммуникации, реализуемой нами на практике, заключается в следующем.
            В идеологической работе, осуществляемой в Вооруженных Силах, существует, как минимум, 3 объекта, на которые направлено воздействие информации:
Население Республики Беларусь и ее элита.
Международная общественность и элита государств ближнего и дальнего зарубежья.
Личный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Предметом идеологической работы для первых двух объектов является формирование необходимых смыслов у населения и элит нашей республики, а также зарубежных государств.
Предметом идеологической работы для третьего объекта (личного состава Вооруженных Сил Республики Беларусь) является формирование мировоззрения, патриотического сознания, ценностных ориентаций, адекватных задачам обеспечения военной безопасности государства.
Таким образом, идеологическая работа военного ведомства реализуется двумя направлениями.
Первое направление – это информационная деятельность военного ведомства, реализуемая главным образом через СМИ и путем активного взаимодействия с государственными институтами и общественными организациями. Здесь объектом является население республики и международная общественность.
Второе направление реализуется посредством системы морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил и всем укладом воинской жизни. В данном случае объектом являются все категории военнослужащих.
В настоящее время в рамках реформирования Вооруженных Сил идет поиск самых оптимальных моделей, форм и методов информационной деятельности.
Так, в ходе подготовки и проведения комплексного оперативного учения «Чистое небо 2003» испытана принципиально новая система информационного обеспечения, основанная на современных моделях массовой коммуникации.
В ходе учения в качестве эксперимента были созданы специальные органы информационной работы: управление информации Министерства обороны, отделы информации видов Вооруженных Сил и оперативных командований, отделения информации оперативно-тактических командований и областных военных комиссариатов, а также введены должности офицеров по информации соединений и воинских частей, принимающих участие в учении.
Важнейшей целью информационной работы в ходе учения стало формирование у широких слоев общественности в Республике Беларусь и за ее пределами адекватного понимания результативности реформирования Вооруженных Сил как высокоэффективных ответов на вызовы и угрозы в отношении национальной безопасности Республики Беларусь.
Соответственно основными задачами органов информационной работы явились: практическая отработка вопросов получения необходимой информации из войск в ходе учения для информирования общественности, ее обобщение и представление СМИ; производство информационных продуктов; организация взаимодействия с информационными структурами.
В данной системе организации информирования функции стратегического анализа и планирования информации выполняло управление информации. Координирующую функцию – пресс-служба Министерства обороны. Функцию информационно-технического обеспечения – редакция сайта Министерства обороны
Редакция сайта Министерства обороны осуществляет информирование общественности и СМИ через глобальную сеть, а в ходе учения, кроме того, обеспечивала связь с информационными структурами Вооруженных Сил и предоставляла возможность обмена информацией посредством системы передачи файлов.
С этой целью в видах Вооруженных Сил, оперативных и оперативно-тактических командованиях для органов информационной работы созданы специальные автоматизированные рабочие места, приобретено необходимое оборудование, включая ПЭВМ, лазерные принтеры, модемы, цифровые фотокамеры.
Работа информационных структур при подготовке и в ходе учения позволила обеспечить информационное сопровождение проводимых мероприятий, осуществить анализ информационно-коммуникативной среды в районах дислокации войск и принять меры по упреждению негативного воздействия на граждан и военнослужащих деструктивной информации.
В результате ее работы обеспечено полное доминирование необходимой государству информации в общем информационном поле.
Эта информация заняла более 4 часов в теле- и радио эфире. За период с 6 по 11 октября в электронных СМИ вышли в эфир 55 телесюжетов.
В ходе учения число среднесуточных публикаций, посвященных Вооруженным Силам, в печатных СМИ увеличилось более, чем в 5 раз.
Всего за период с 7 по 11 октября только в основных республиканских печатных СМИ опубликовано 118 материалов по учению.
Действенность системы информационной работы в ходе учения наглядно иллюстрирует работа сайта Министерства обороны (спецпроект «Чистое небо 2003»).
Количество обращений на сайт за время учения возросло с 20 тысяч 6 октября до более, чем 57 тысяч в сутки к концу учения и составило около 300 000.
На 11 октября взято информации с сайта Министерства обороны более, чем на 3, 6 гигабайта, что соответствует объему информации, которая берется с сайта в среднем за три месяца.
Представляет интерес и анализ посещений сайта по странам. Значительный интерес к учению проявили Польша, Литва, США, Швеция, Россия, Латвия.
Таким образом, экспериментальная система уже сегодня способна обеспечить контроль информационно-коммуникативной среды, осуществлять управление СМИ и формировать общественное мнение.
Самое главное – работа информационных структур позволила обеспечить упреждение негативного воздействия деструктивной информации на граждан и военнослужащих. Практически все белорусские СМИ объективно освещали ход учения.
Подтверждением этому является анализ деструктивных информационных материалов, которые составили менее сотой части всех информационных материалов по учению и, разумеется, не в состоянии были повлиять на общественное мнение. Деструктивная информация просто «утонула» в лавине позитивной информации, освещающей ход учения.
При этом анализ подобных деструктивных материалов показывает, что на сегодняшний день у соответствующих представителей СМИ нет, и не может быть никаких аргументов для дискредитации военной политики государства и процесса реформирования Вооруженных Сил. Именно поэтому для искажения сущности военного строительства ими используется дезинформация, запланированные ассоциации, а то и просто примитивные рассуждения на отвлеченные темы, косвенно касающиеся Вооруженных Сил.
Показательно, что деструктивные информационные материалы были размещены кроме российского телеканала НТВ, лишь на сайтах оппозиционных структур «Хартыя 97», «партии БНФ» и радио «Свабода». Это свидетельствует, что, реально оценивая обстановку, оппозиционные структуры не решаются открыто выступать против армии, имеющей значительный авторитет в обществе.
Поэтому материалы, в которых представлена тенденциозная информация, прямо или косвенно касающаяся учения, размещались лишь в оппозиционных электронных СМИ, имеющих специфическую целевую аудиторию.
Таким образом, апробированная структура информационной работы подтвердила не только свою целесообразность, но и крайнюю необходимость для дальнейшего эффективного строительства Вооруженных Сил, формирования и применения идеологической составляющей обеспечения военной безопасности государства.
В целом организация информационной работы в Вооруженных Силах на современном этапе военного строительства, поиск наиболее эффективных форм и методов массовой коммуникации позволила обеспечить достаточно эффективное информационное сопровождение реформирования Вооруженных Сил, осуществлять эффективный анализ информационно-коммуникативной среды в районах дислокации войск и принимать необходимые оперативные меры по упреждению негативного воздействия на военнослужащих деструктивной информации.
2.
Учитывая опыт учения, в декабре 2003 в Вооруженных Силах созданы новые органы идеологической работы. Перераспределены функции, конкретизированы обязанности, упразднены дублирующие структуры.
В настоящее время помощнику Министра обороны по морально-психологическому обеспечению – начальнику управления морально-психологического обеспечения непосредственно подчиняются управление морально-психологического обеспечения и вновь созданное управление информации.
В прямом подчинении помощника Министра обороны находятся редакция сайта Министерства обороны, органы морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил, военные средства массовой информации, Центральный Дом офицеров, Академический ансамбль песни и танца Вооруженных Сил, Государственный музей военной истории Республики Беларусь.
При этом помощник Министра обороны Республики Беларусь – начальник управления морально-психологического обеспечения отвечает за организацию идеологической работы в Вооруженных Силах, проведение в них государственной политики Республики Беларусь, реализацию требований Президента Республики Беларусь и Министра обороны Республики Беларусь.
Управление информации является принципиально новым органом военного управления – структурным подразделением Министерства обороны, созданным в целях организации эффективной идеологической работы Министерства обороны Республики Беларусь по формированию понимания и поддержки обществом деятельности Вооруженных Сил и осуществляющим аналитические, информационные, методические и координирующие функции.
Начальнику управления информации непосредственно подчиняются редакция сайта Министерства обороны и военные средства массовой информации.
Основными задачами управления являются:
непосредственное участие в разработке единой государственной методологии и концепции идеологической работы в армии, определении основных объектов и направлений информирования населения Республики Беларусь и международной общественности о деятельности Вооруженных Сил;
осуществление информационно-аналитической деятельности, направленной на формирование понимания и поддержки обществом деятельности Вооруженных Сил, совершенствование способов и методов управления общественным мнением, анализ и прогнозирование развития информационной обстановки, социально-психологических и социально-культурных процессов в обществе и в Вооруженных Силах, подготовка предложений по совершенствованию идеологической, информационной деятельности;
анализ средств массовой информации и оценка информационно-пропагандистских и социокультурных акций, кампаний и программ в республике и Вооруженных Силах, подготовка аналитических материалов о состоянии общественного мнения относительно деятельности Вооруженных Сил;
выявление факторов, создающих угрозу безопасности в сфере идеологии, классификация потенциальных и реальных источников негативного информационного воздействия на социальные группы, системы формирования общественного мнения, выработка предложений и определение способов их блокирования;
разработка концепции культурной политики в Вооруженных Силах, нормативных и методических документов по информационному (информационно-психологическому) обеспечению, идеологического содержания пропаганды воинской службы среди населения и общественности республики и информирования международной общественности о жизнедеятельности Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Важнейшая задача управления – информирование населения и и международной общественности о деятельности Вооруженных Сил и организационно-методическое руководство деятельностью военных электронных и печатных средств массовой информации.
Изменился штат управление морально-психологического обеспечения – сегодня управление состоит из отдела социально-психологической работы, отдела пропаганды и группы технических средств воспитания.
При этом отдел социально-психологической работы в соответствии с возложенными на управление морально-психологического обеспечения задачами:
участвует в планировании идеологической работы и организации мероприятий по морально-психологическому обеспечению задач боевой и мобилизационной готовности, применения Вооруженных Сил и социально-психологической работы;
осуществляет систематический анализ эффективности морально-психологического обеспечения воинской деятельности и анализ морально-психологического состояния войск, социально-психологической обстановки в воинских коллективах, семьях военнослужащих, среди населения военных городков, в районах дислокации соединений и воинских частей, прогнозирование их изменений и выработку соответствующих предложений начальнику управления и рекомендаций для войск;
осуществляет анализ состояния воинской дисциплины в Вооруженных Силах, ведет учет преступлений, происшествий, оперативный учет нарушений воинской дисциплины, разрабатывает предложения начальнику управления по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов военного управления по поддержанию правопорядка в войсках;
организует социально-психологическую работу в войсках, осуществляет непосредственное руководство деятельностью социально-психологической структуры Вооруженных Сил, а также выполняет обширный перечень иных функций.
Отдел пропаганды:
            планирует работу по государственно-правовому и патриотическому воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных Сил;
            организует практическую работу по проведению государственной идеологии и патриотическому воспитанию военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, разрабатывает учебные планы и программы, рекомендации, учебно-методические пособия по государственно-правовой подготовке;
            формирует понимание военнослужащими государственной идеологии и принимаемых практических мер по ее реализации, организует научно-методическое обеспечение государственно-правовой подготовки, патриотического воспитания, информационного обеспечения войск и работы с общественностью.
На этот отдел возлагается руководство, организация методической помощи армейским общественным институтам (офицерским собраниям, женским советам, институту представителей воинских коллективов из числа военнослужащих срочной службы, первичных организаций БРСМ в воинских частях и т. д. ) и подготовку соответствующего актива, а также организация взаимодействия с государственными и общественными организациями (органами государственного управления, научными и учебными заведениями, ветеранскими, молодежными, религиозными организациями и др. ) в интересах патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил и подготовки молодежи к службе в армии.
Кроме того, отдел планирует и организует культурно-досуговую работу в Вооруженных Силах, руководит организацией культурного обслуживания военнослужащих и членов их семей, развитием самодеятельного творчества личного состава, осуществляет мероприятия по повышению эффективности работы армейских учреждений культуры.
Говоря об идеологической работе непосредственно с военнослужащими, следует подчеркнуть, что Республика Беларусь стала первым государством в СНГ, где в Вооруженных Силах созданы специальные органы морально-психологического обеспечения. На эти органы возложена ответственность за организацию и осуществление морально-психологического обеспечения жизни и деятельности войск и поддержание морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению. Важнейшими задачами органов морально-психологического обеспечения стали анализ морально-психологического состояния войск и воинской дисциплины, прогнозирование их изменений и выработка соответствующих рекомендаций и предложений, организация информационной, социокультурной деятельности, психологической работы и конечно воспитания военнослужащих.
Кроме того, Вооруженные Силы Республики Беларусь стали первыми на постсоветском пространстве, где в войсках, наряду с должностями заместителей командиров (начальников) по морально-психологическому обеспечению, введены должности войсковых психологов и организована подготовка специалистов с квалификацией социальный педагог, педагог – психолог.
Эффективная идеологическая, воспитательная работа невозможна без науки. В настоящее время в Вооруженных Силах осуществляется обширный перечень фундаментальных военно-психологических и военно-социологических исследований, непосредственно касающихся проблем воспитания, управления морально-психологическим состоянием воинских коллективов.
Особо следует остановиться на выполненном в Национальной Академии Наук Беларуси исследовании «Понимание морально-психологического состояния офицерами как основа его оценки в воинских коллективах». Проведенное исследование феномена понимания морально-психологического состояния офицерами является уникальным для мировой психологической практики. Без преувеличения можно сказать, что Республика Беларусь является первопроходцем в исследовании ментальных процессов в Вооруженных Силах, опередив в соответствующей области государства ближнего и дальнего зарубежья.
На основе исследования разработана методика оценки морально-психологического состояния воинских коллективов, используемая в настоящее время в войсках. Методика позволяет с высокой точностью оценить уровень сплоченности воинских коллективов, уровень подготовки командиров и личного состава к выполнению должностных обязанностей, качественные характеристики молодого пополнения и т. д. [5; 7]
Здесь особенно важно то, что эффективное противодействие деструктивной идеологической экспансии невозможно без познания сущности ментальных процессов в конкретном обществе.
В Вооруженных Силах организован мониторинг социальных настроений и ценностных ориентаций военнослужащих. Изучение ценностных ориентаций военнослужащих позволили сформулировать следующий вывод – неверно представлять, что наша молодежь равнодушна к судьбе Отечества.
Вместе с тем, проблему патриотизма современная молодежь воспринимает совершенно иначе, чем в предшествующие десятилетия. Многие очевидные истины и ценности, характерные для старших поколений, претерпели значительные изменения и трансформации в сознании молодежи.
Так, случаи спасения Боевого знамени во время войны ценой собственной жизни как героический подвиг оценивают лишь около 50% молодых военнослужащих, в то же время около 21% – как безрассудный поступок или самоубийство. Во многом это связано с искаженным восприятием истории, что является следствием манипуляции общественным мнением, особенно на рубеже начала 90-х годов.
            Таким образом, мы вынуждены по существу ликвидировать последствия попыток целенаправленного разрушения нравственного и исторического сознания людей в условиях непрекращающегося информационного противоборства.
Учитывая специфику воинского труда, воспитательная работа в Вооруженных Силах строится по четырем направлениям воспитания: государственно-правовому, воинскому, патриотическому и духовно-нравственному.
Государственно-правовое воспитание предусматривает разъяснение военнослужащим требований Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, законов Республики Беларусь, доведение военной политики государства, общественно-политической ситуации в республике и за рубежом, деятельности политического руководства государства по обеспечению безопасности в военной сфере.
Основу государственно-правового воспитания составляют занятия по государственно-правовой подготовке. Этой формой обучения охвачен весь личный состав Вооруженных Сил. Государственно-правовая подготовка направлена на формирование политического и правового сознания, активной жизненной позиции, знаний и навыков в области практической психологии. На сегодняшний день в Вооруженных Силах созданы и функционируют около 3000 групп государственно-правовой подготовки.
Государственно-правовая подготовка проводится непрерывно в течение всего календарного года по 2 часа в неделю.
Не менее эффективной формой воспитательного воздействия на военнослужащих и гражданский персонал Вооруженных Сил является система информирования личного состава. Текущее информирование планируется, как правило, на две недели и проводится с военнослужащими срочной службы 2 раза в неделю по 30 минут, с прапорщиками и военнослужащими, проходящими службу по контракту – 2 раза в месяц по 50 минут, с офицерами и гражданским персоналом Вооруженных Сил – один раз в месяц по 50 минут.
Для доведения и разъяснения законодательства Республики Беларусь, социальных и правовых гарантий, прав, обязанностей и ответственности военнослужащих и гражданского персонала широко используется правовое информирование. Оно проводится с военнослужащими срочной службы – один раз в неделю по 30 минут, с прапорщиками и военнослужащими, проходящими службу по контракту – 2 раза в месяц по 50 минут, с офицерами и гражданским персоналом – один раз в месяц по 50 минут.
Одной из форм государственно-правового воспитания военнослужащих, широко используемой в Вооруженных Силах, стало ежемесячное проведение единых дней информирования. В них участвуют руководители вышестоящих органов военного управления и местных органов власти, общественных объединений, ученые, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил.
Воинское воспитание военнослужащих осуществляется в процессе всей воинской деятельности и направлено на формирование у военнослужащих любви к военной службе, виду Вооруженных Сил, роду войск, воинской части, в которой они служат, волевых качеств, самостоятельности, мужества, умения брать ответственность на себя и доводить выполнение учебно-боевых задач до конца. Воинское воспитание находится в неразрывной связи с патриотическим воспитанием.
Основу патриотического воспитания составляет всестороннее и полное изучение исторического прошлого белорусского народа, его традиций и военной истории.
Наиболее распространенными формами патриотического воспитания продолжают оставаться лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории, встречи личного состава с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил. Огромное воспитательное воздействие на военнослужащих оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы в запас.
Мощным средством патриотического воспитания военнослужащих и населения страны являются государственные и профессиональные праздники, учрежденные Указом Президента Республики Беларусь. Эти даты – лучший информационный повод для активизации патриотического воспитания.
Приоритетное значение мы придаем духовно-нравственному воспитанию. Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию белорусская армии располагает достаточной материальной базой. В Вооруженных Силах действуют 10 Домов офицеров, около 100 войсковых клубов, 120 библиотек. В каждом подразделении организована коллективная подписка на государственные периодические издания. Весомую лепту в патриотическое и духовно-нравственное воспитание вносит, созданный в 2002 году, Государственный музей военной истории Республики Беларусь.
Непосредственная организация идеологической работы, ее планирование и методическое обеспечение возложены на органы морально-психологического обеспечения. В Вооруженных Силах они представлены: в Министерстве обороны – управлением морально-психологического обеспечения; в видах Вооруженных Сил – управлением морально-психологического обеспечения командования ВВС и войск ПВО и отделом морально-психологического обеспечения командования Сухопутных войск; в оперативных (оперативно-тактических) командованиях – отделами (отделениями) морально-психологического обеспечения; в бригадах (авиационных базах) – отделениями морально-психологического обеспечения; в полках – заместителями командиров по морально-психологическому обеспечению.
 


 

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Во все времена моральный дух войск имел исключительно важное значение для победы в бою. Но в современных условиях человеческий фактор становится главным, решающим, первостепенным полем противоборства. Именно сознание человека сегодня становится не метафорой, а предельно конкретным и рассчитываемым предметом воздействия и оперирования. Поэтому в Вооруженных силах Республики Беларусь в ходе фундаментальных преобразований вопросам идеологической работы, воспитанию военнослужащих и граждан нашей республики уделяется первостепенное внимание.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:

Вложенные разделы


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...