Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Вооруженные силы

Оценка раздела:
Не нравится
-1
Нравится
Вооруженные силы России за весь ход истории

Категории

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОИНСКОГО ЭТИКЕТА

Дата публикации: 2016-11-11 14:06:26
Дата модификации: 2016-11-11 14:06:26
Просмотров: 3234
Автор:
Воинский  этикет  древнейших времен.  Этикет русского воина.

    Чему учит история воинского этикета российского воина в древнейшие  времена, воинского этикета Красной армии и Флота, Советской армии и Флота и армейская действительность сегодня?
    В эпоху  предшествовавшую  созданию  регулярной  армии, зачатки, элементы военно-этических знаний мы находим в старинных  летописях, сказаниях, былинах, описаниях  различных походов и сражений. С незапамятных времен ратники очень дорожили  воинской  честью. Скажем, при  встрече  было  заведено в приветствии поднимать руку. Это свидетельствовало о миролюбии, отсутствии оружия.
    Норма этикета "через порог не здороваются",хорошо известная и в наше время, тоже имела в те далекие  времена  рациональное зерно: чтобы  "гость"  не  мог  скрыть холодное оружие за открываемой дверью и нанести внезапный удар.
    Первую систематизацию нормы воинского этикета получили в "кодексах чести" боевых дружин русских князей,"княжеских ратных правилах","стрелецких  уложениях".Серьезным  толчком  для  появления проблесков воинского этикета явилась борьба русского народа  против  татарского ига, продолжавшаяся 250 лет, и двухсотлетняя борьба с набегами турецко-татарских завоевателей. В  народе  складывались неписанные  боевые правила, нравственные нормы, формировались "ратные привычки воинства".Этот этап был своеобразным прологом зарождения, возникновения воинского этикета на Руси.
    С созданием регулярной русской армии возникла необходимость в определенной  системе  обучения и воспитания воинства. В 1716 году по указанию Петра I был разработан и введен в  действие  "Артикул воинский", в котором нормативно регламентировались практически все формы взаимоотношений военнослужащих, в том числе и в боевой  обстановке."Артикул  воинский" в первую очередь был направлен на безукоризненное повиновение младших по должности старшим, их неукоснительную  исполнительность  и  рабскую  покорность, на укрепление дисциплины, субординации, на то, чтобы хранить верность царю,"чинить послушание командирам".
    Петр I усовершенствовал и внедрил  новые  атрибуты  воинского этикета  для боевых действий, создал систему контроля и санкций. Он ввел единообразное обмундирование с различием по родам  войск, выделил  гвардию соответствующими знаками различия. Детали украшения оружия впервые начали диффериенцироваться как  по  признаку  "начальник-подчиненный",так  и  за особые отличия, что составило одно из направлений развития  воинского  этикета. Например, в  знак  того, что  Семеновский  и Преображенский полки сражались у переправы чуть ли не по колено в крови и спасли русские войска от  разгрома под  Нарвой осенью 1700 года, Петр I приказал им носить вместо зеленых чулок красные. В тоже время лишение права носить  какие-либо принадлежности  обмундирования считалось в войсках одним из самых тяжких наказаний.16 марта 1806 года по русской армии был объявлен приказ:"Среди  храбрости, оказанной российскими войсками, усмотрены и деяния тех, кои в день баталии  покрыли  себя  бесславием. Новгородский  мушкетерский полк при встрече с неприятелем противостоял ему недружно.
     1В наказание столь постыдного поведения  Новгородского  мушкетерского  полка  положено отныне штаб- и обер-офицерам его носить шпаги без темляков, а нижним чинам сего полка тесаков не  иметь".И лишь  через  четыре  года этому полку возвратили отличия за храбрость и мужество при штурме Базарджина.
    Новые взгляды на роль и место воинского этикета в боевой обстановке утверждались отнюдь не без борьбы. Если поклонник палочной фридриховской  системы  Павел I довел форму одежды до бессмысленности, то А.В.Суворов решительно выступал против таких "нововведений". В первый же день марша, каким начался знаменитый Итальянский поход, он приказал всем снять пресловутые павловские косицы, а позже добился введения новой, удобной для боя и похода формы одежды.
    Материально-экономические и социально-политические факторы  в период вступления России на капиталистический путь способствовали развитию новых представлений о роли воинского  этикета  в  боевой обстановке. Динамика  обновления  этих  взглядов наглядно видна на примере противоречивого понимания норм воинского этикета  в  дворянских кругах.
    С одной стороны, его нормы и атрибуты регламентировали  уважительное  отношение между людьми, что само по себе было положительным. С другой многое в представлении о воинском  этикете  связывалось с лицемерием и приспособленчеством, с пренебрежительным отношением. Двойственность такой морали усложняла и выбор формы  поведения  в  боевой обстановке. Вот как о том времени писал Р.Я.Малиновский в книге "Солдаты России":"Генерал  знал, кого  бил. Нарвись он на кадрового офицера-тот мог ему пулю в лоб пустить и избежать расстрела, ибо  защищал  он   свою  дворянскую, графскую, княжескую честь, а  прапорщик-это разночинец, не намного лучше народного "навоза",как называли тогда в высших кругах народную массу".
    Некоторые атрибуты и нормы воинского этикета хотя и осознавались прежде всего  офицерами  как  не  отвечающие  "законам  войны",требованиям воинской целесообразности, но в то же время всякое отступление от них воспринималось как отступление от вековых традиций, покушение  на порядок и дисциплину. А.А.Игнатьев в книге "50лет в строю" писал о бессмысленности ношения пехотным офицером  в годы  войны  с  Японией  в  начале XX века:"Шашка болталась между ног: при карабканьи на сопки и при перебежках ее надо было придерживать  рукой! Но  и десять лет спустя после русско-японской войны русские офицеры не смели расстаться с ней".
    У многих офицеров было свое понимание рамок приличия. Они пренебрежительно относились к нормам этикета, которых  придерживались другие военнослужащие. Скажем, считалось, что  "гардемарины  должны быть всегда вежливы, но холодны,  как британцы: надо  уметь  давать понять  неизмеримую пропасть между захудалым армейским офицером и гардемарином".Это отмечалось в негласном морском кодексе  поведения. Подобная  натянутость взаимоотношений негативно сказывалась и в боевой обстановке.
     Говоpя о воинском  этикете, мы  не  можем  пpинимать  огульно всё, мы  беpём только положительные чеpты. Плодотвоpные идеи стpоительства pоссийской аpмии и Флота были pождены  Петpом  1,Сувоpовым, Кутузовым, дpугими военначальниками,исходившими из благоpодных целей и блага госудаpства Российского, веpности котоpому  пpисягал офицеp.
Оценка материала:
Нравится
1
Не нравится
Описание материала: Воинский этикет древнейших времен. Этикет русского воина.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:

Вложенные разделы


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...