Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ENGLISH ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Союз маньяк

Оценка раздела:
Не нравится
5
Нравится


Союз-маньяк как явление субкультуры Союз-поклонников

Подробнее: Смотри материал Что такое СоветПанк


Союз-маньяк как явление субкультуры Союз-поклонников
 

СоветПанк

 
СоветПанк это широкий круг единомышленников, уважающих эпоху Советского союза.
Во многих городах и странах бывшего СССР остались поклонники, которые охотно делятся воспоминаниями с такими же фанатами.
Гордятся былыми временами, постоянно сравнивают действительность с былым.

Им известны преимущества современности, но детям рассказывают, что от строгости, дисциплины, режима, добровольной общественной деятельности было много пользы.
Размежевание территории не позволяет близким по духу Союзникам поддерживать контакты, а Интернет-ресурс СоветПанк вмещает увлекательную информацию с наглядными примерами, лозунгами.

Обобщенно ностальгия по СССР стала поводом для образования новой культуры.
Возникновение сообщества Союзманьяк
Тема СССР не раз появлялась на различных форумах. Очередное обсуждение знатоков социализма на форуме lomasm.ru побудило к более обширному изучению темы.
Со временем развился и стал полноценным сайтом. О чем пишут и рассказывают представители Союза, можно узнать здесь.

Какие варианты названия используются и почему
Образование новой культуры обязывало придумать соответствующее название. «СоветПанк» обозначает идею и направление взглядов.
Поклонники не связывают его с определенным движением панков. Как дополнительный вариант, на сайте проскальзывает название «Союзманьяк», которое относится к рьяным фанатам СССР.
Более удачные, понятные и приятные термины «Союз», «Союзник» используются редко. Это распространенные обозначения, которые не привлекают внимания и не интригуют.
Хотя словосочетание «Союз поклонников» определяет формирование определенной субкультуры.
Разработчики сайта согласны с различными вариациями названий с сохранением общей сути взглядов и отношений.

Зачем возвращаться в прошлое?
Сторонники СоветПанка живут в реальном времени и не в силах восстановить систему прошлого века. Объяснения и причины очевидны. Бывшие пионеры и комсомольцы задаются другой целью:
расширить круг общения с помощью Всемирной Сети и заинтересовать молодое поколение, которое растет в годы инфляции, экономического кризиса и технического прорыва.
Показать, что на фоне идеализма и подражания зарубежным взглядам, менталитету, отголоски времен Советского Союза встречаются по сей день.

Автор "lomasm" (Андрей Степнёв) для связи admin@lomasm.ru

Категории

История свободного выбора СССР в картинках и прибаутках

Дата публикации: 2017-12-20 23:35:32
Дата модификации: 2017-12-20 23:35:32
Просмотров: 1212
Автор:
Посетителям выставки "Из истории рекламы России" предстояло узнать (а кому повезло прожить подольше - просто припомнить), что кушал десятки лет назад наш народ как в непосредственно физиологическом, так и в культурно-пропагандистском смысле. Особенное любопытство по понятным причинам вызвал отдельно проанонсированный раздел экспозиции, названный "Все на выборы! История политической рекламы в России".
 
В МОСКОВСКОЙ "UNION-галерее", что на Смоленской улице, напротив МИДа, хотя и с опозданием в несколько недель, но все-таки открылась обещанная еще к очередному Первомаю выставка "Из истории рекламы России". Посетителям предстояло узнать (а кому повезло прожить подольше - просто припомнить), что кушал десятки лет назад наш народ как в непосредственно физиологическом, так и в культурно-пропагандистском смысле. Особенное любопытство по понятным причинам вызвал отдельно проанонсированный раздел экспозиции, названный "Все на выборы! История политической рекламы в России". Спору нет, любой объект - одушевленный или нет, становясь предметом рекламирования, приобретает сугубо гастрономические очертания, и тут уже не остается особых различий между плавленым сырком, поп-певицей и будущим мэром города. Однако есть один двусмысленный нюансик: если поглощать тот или иной пищевой продукт, восторгаясь или раздраженно плюясь, выбравший его из числа рекламируемых покупатель будет сам, то по окончании процедуры выборов полити-ческого товара "проглатывать" нам всем придется одну и ту же власть, независимо от того, хотели мы ее "отведать", или нет. Посему вполне понятна особая нервозность, сопровождающая дни, оставшиеся до выяснения вопроса, кто из кандидатов на российский престол "имиджировал" лучше. Понятна тяга к поиску чудных созвучий политических слоганов прошлого и сегодняшних призывов. Пожалуй, именно за катарсисом плавного перехода от магазинной жратвы к единственно верному политвыбору народных масс и следовало отправиться в "UNION-галерею".
Экспозиция, посвященная промоушену творений легкой и пищевой промышленности, не слишком велика, но местами просто изумительна. Выставка заставляет задуматься о том, что в то время, как за воплями базарного зазывалы, облеченными в художественную форму (то бишь за рекламой), всегда скрывается некий блеф ее заказчика, для самого искусства рекламный жанр - едва ли не наиболее честный, поскольку искусство ангажированно, идеологично и склонно к воспроизведению воспитательных функций по самой своей сути. Даже художник, начертавший белыми буквами на черном холсте (или черными буквами на белом): "Я не хотел сказать ничего", стремится ни больше, ни меньше как доказать, что он умен и "продвинут" настолько, что (ух ты!) ничего не хотел сказать. Он тем самым поучает нас: "Не ждите от искусства непременного смысла!", и одновременно рекламирует (иначе чего было выставляться?) свой образ мыслей. То, что рекламирует он, явно менее полезно, чем какие-нибудь сливки или кефирчик, а потому поименованные и безы-мянные авторы плакатов, представленных "UNION-галереей", заслуживают большего уважения, чем наш гипотетический авангардист.
 
РЕКЛАМНАЯ индустрия 10-50-х годов, продукция которой представлена на выставке в "UNION-галерее", с большей или меньшей навязчивостью разъясняла людям, что, когда и с чем надо лопать, втирать в кожу лица, читать, выписывать и т. д. Причем приемы объяснения были, по существу, теми же самыми, что и сегодня.
 
Экспонаты сталинской эпохи отмечены нарочито оптимистическим колоритом, изобретательно одухотворяющим харчи, и монументальной афористичностью. "Пейте натуральный кофе N 8" - дает установку плакат художника Н. Мацедонского, выполненный с преобладанием успокаивающих светло-коричневых оттенков по заказу Минпищепрома и изданный Минпищепромрекламой (1949). А вот прямо-таки гиперборейские творения кисти А. Зеленского: на одном величественные лыжники съезжаются к огромным блюдам и вазам с мороженым, расставленным прямо на заснеженном пустыре. Надпись в огромном красном круге гласит: "Мороженое. Требуйте всюду" (1938). На другом изображен ледяной Дед Мороз, держащий в руках рыбину, пачку масла, бутыль молока и банку с законсервированными помидорами. "В хозяйстве лед необходим", - напоминает плакат.
 
Рекламные опусы овеянных нэпманством 20-х отдают большей меркантильностью и суетливостью. Здесь больше нервозности:"Спешите попробовать папиросы "Эх! Отдай все!" Донской Государственной табачной фабрики имени Розы Люксембург, бывшей Асмолова, Ростов-на Дону". Здесь больше недостойных уверенной в себе фирмы многословных пояснений: "Выписывайте "Деревенскую правду!" Газета разъясняет крестьянам все советские законы. Через губернские учреждения разъясняет все крестьянские споры и недоразумения. Подписчики участвуют в розыгрыше. Будут разыграны до 500 выигрышей, в числе которых: лошадь, корова, двухлемехный плуг" (1926). Но здесь же мы сталкиваемся с примерами впечатляющего синтеза изобразительного и поэтического искусства, востребованного рекламодателями в поисках большей экзальтации покупательного психоза. Вот картинки, представляющие обувной крем с милым названием "Эклипс" (то есть "Затмение"), распространявшийся Генеральным обществом французской ваксы в Москве: бородатый мужик с безумными глазищами вскарабкался на столб, словно спасая от стаи изголодавшихся волков круглую зеленую коробочку с кремом, которую судорожно сжал в кулаке. Под рисунком имеется стих: "Крем "Эклипс" таперя мой, - Мне перечить не моги! Побегу скорей домой, - Во, начищу сапоги".
 
Поэтическое творчество рекламистов - вообще отдельная тема, которую нельзя обойти вниманием. Здесь можно обнаружить графоманские потуги на экспериментаторство в области ритмики:
 
"Дайте тепло зимою: Где найдешь его? Обзаведитесь кафельною плитою - Ослепительно, уютно и дешево. Звоните по телефону 1-86-23 днем И вам доставится плита на дом. Звоните телефоном 4-77-27 ночным И получите чудодейственную колонку нарочным.
 
(Тех. контора инженера Як. Гр. Фрида, Мясницкая, 24, рядом с почтамтом)".
 
Можно отыскать экстравагантные исторические аналогии с сегодняшним днем:
 
"Крестьянин хорошо знаком с совзнаками - Со всякими лимонами, лимардами всякими. Как было? Пала кобыла, У женки поизносилась одежонка, Пришел на конный и стал торговаться. Кони идут миллиардов по двадцать... Новые деньги, стоящие твердо, Укрепят хозяйство деревни и города".
 
Опус проиллюстрирован фигурой бородатого мужчины, с размаху ударяющего перепуганного буржуя в цилиндре тяжеленным круглым рублем, и подытожен такими строчками:
 
"Буржуй, простись с веселыми деньками - Добьем окончательно твердыми деньгами".
 
Это, собственно, уже из области "социальной рекламы"?, нечто вроде небезызвестного "Все у нас получится", только в более конкретной и действенной форме.
 
Но, безусловно, вне сравнений почти что некрасовского маштаба почти что поэма, разъясняющая причины, по которым следует требовать "Чай с избушкой" московского товарищества "Караван". К несчастью, неслабый объем произведений не позволяет нам привести его целиком. Ниже последуют лишь откомментированные фрагменты опуса, приоткрывающего завесу над историей предреволюционной рекламы.
 
"В деревне Красные канавки Гуляли шибко мужики И пропивали в винной лавке Свои последние портки..."
 
Канавки постиг глубочайший кризис, сельхозпроизводство оказалось на грани полной остановки, жены и дети безответственных гуляк пухнут с голоду. Но!:
 
"В ту пору, по дороге в Думу, К ним депутата Бог занес: Он слышит вой, дивится чуду И бабам делает запрос..."
 
Бабы жалуются народному избраннику на гнусное поведение мужиков и получают успокоительный совет:
 
"Член Думы им с улыбкой кроткой Не медля дал спасенья план: Чтоб мужики расстались с водкой, купите чаю "Караван"..."
 
Красноканавкинские страдалицы следуют совету солидного человека, в результате чего пристрастие к спиртному у их мужей мгновенно сменяется привыканием к "Каравану", который оказался прекрасным допингом для успешной работы в сельском хозяйстве. Деревня процветает и хлещет чай.
 
"Крестьяне пьют его со страстью, И скажет всяк, кто не болван, Что им открыл дорогу к счастью Лишь чай под фирмой "Караван"...".
 
История о мудром совете парламентария народу завершена, и тут бы самое время перейти непосредственно к выставочному разделу "Все на выборы!" Клиническая актуальность подобного ретро не вызывает сомнений сегодня, когда складывается впечатление, что почти все отечественное искусство по состоянию на весну 96-го сохраняет один-единственный импульс к своему существованию - политагитационную рекламу. Скажем, редкая российская поп-звезда не засверкала на трехцветном небосклоне передвижений концертной суперакции "Голосуй или проиграешь!", призванной будить политически аморфную молодежь рубежа тысячелетий с неменьшей бесцеремонностью, чем та, с которой декабристы когда-то будили Герцена.
 
Наслушавшись рекламы политического продукта, невольно задумываешься о справедливости рецептуры, в свое время предложенной не дожившим и до первых свободных выборов президента России Виктором Цоем: "Мама - анархия, папа - стакан портвейна". В случае соблюдения оной автоматически отпадает необходимость рекламировать что-либо. Но, увы, и это не выход: неизбежно тотальное несварение желудка и мозгов.
 
В общем, забредя в идейный тупик, пора бы вернуться в "UNION-галерею". Точнее, пора ее покинуть. Потому что никакого раздела "Все на выборы!" в экспозиции на самом деле обнаружить нельзя. Устроителям оказалось попросту нечем заполнять заранее проанонсированый раздел. Поэтому среди товарной рекламы скромно затесался один-единственный предвыборный плакатик 51-го года: "Воскресенье, 16 декабря. День выборов народных судей и народных заседателей". Арт-активисты в этом случае поступили честнее, нежели творцы современного агитопропа: выбор, которого нет, не рекламируется и эстетических символов оного в истории не остается. А если уж они остаются, то исключительно в форме непоколебимого архетипа: томатный сок - просто красный, и все, творог - просто белый, и все. Поэтому правдивая выставка представляет изображение по-дружески обнимающихся на одном полотне ряженки и сметаны, а солнечная майская улица тут же, за поворотом одаривает гигантским стендом, на котором изображены жмущие друг другу руки Ельцин с Лужковым и начертана надпись: "Москвичи свой выбор сделали". Там, где свободный выбор "сделан" заранее, реклама вроде бы тоже не нужна.
 
Арсений СУХОВЕРХОВ, "Новая Сибирь"
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Посетителям выставки "Из истории рекламы России" предстояло узнать (а кому повезло прожить подольше - просто припомнить), что кушал десятки лет назад наш народ как в непосредственно физиологическом, так и в культурно-пропагандистском смысле. Особенное любопытство по понятным причинам вызвал отдельно проанонсированный раздел экспозиции, названный "Все на выборы! История политической рекламы в России".

Альбомы:

Остальные материалы раздела: Союз маньяк

Предыдущая Sinclair ZX Spectrum в истории компьютерных игр

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 90%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...