К 40-летию "Бульдозерной" выставки. Мифы и реальность
Сентябрьские события 1974 года за десятилетия достаточно поросли мифами. Вот типичные из них:
"15 сентября 1974 группа художников выставила свои работы в Москве, на открытом воздухе. Переодетые рабочими сотрудники милиции разогнали художников и собравшихся зрителей бульдозерами и брандспойтами»
«Народу собралось много. Толпа росла и росла. Вслед за пестро задрапированными художниками стали подъезжать на длинных черных автомобилях, похожих на сюрреалистических рыб, дипломаты, обвешанные с ног до головы современной записывающей и фотографирующей аппаратурой. Они деловито засновали среди художников. Стали появляться люди, непохожие ни на художников, ни на любителей искусства, какие-то нахально уверенные и хамовато развязные. Они сразу же стали уговаривать всех расходиться по домам.
- Здесь строительная площадка. Сейчас сюда прибудет техника для рытья котлована. Товарищи, расходитесь! Не мешайте работам!
Из-за угла здания, спичечным коробком громоздившемся на фоне серого неба, потянулись самосвалы и бульдозеры. Вероятно, произошла накладка в чиновничьей среде. Кто-то с кем-то не договорился Кто-то перестраховался Художники не захотели добровольно очистить занятый ими под «выставочный зал» пустырь, пригодный только для вывоза на него мусора, и произошла свалка. Бригада спецработников милиции быстро загнала галдящих и махающих руками художников в автобусы, а их картины побросала на самосвалы с песком, который почему-то сверху был прикрыт березовыми ветками; кое-кому из иностранцев в порыве усердия попортили аппаратуру».
Однако в действительности всё произошло иначе.
Нонконформисты, чьи имена все чаще мелькали на страницах западной прессы, а картины охотно приобретались иностранными коллекционерами и галеристами, настойчиво и повсеместно стремились заявить о себе. Они хотели добиться легализации своей творческой и выставочной деятельности, выйти из «подполья». Данное мнение подтверждают и сами участники «бульдозерной выставки».
Несмотря на утверждения вроде «Однако цензурный комитет отслеживал и закрывал все, что выходило за рамки официального искусства. Краткосрочные эпизодические выставки работ нонконформистов в Домах культуры, институтах, библиотеках, организовывавшиеся их друзьями, коллекционерами, оперативно закрывались, иногда даже не успев открыться. В 1969 г. вышла инструкция Московского городского комитета партии о том, что без разрешения и просмотра работ руководством МОСХа и соответствующими организациями ни один Дом культуры, ни один институт не могут предоставлять помещения для выставок», выставки были, и не раз.
К примеру:
1969 г. апрель - Э.Зеленин - кафе «Синяя птица».
1970 г. - М. Ларионов, Н. Гончарова - институт Курчатова.
1970 - О. Целков и М. Шемякин - Дом Архитекторов.
1971 г. октябрь - групповая выставка - МГУ им. М.В.Ломоносова!
1972 г. Э.Зеленин, П.Беленок, А.Меламид - кафе «Синяя птица».
1973 г. «Кинетизм - что это такое» - Дом художника на Кузнецком мосту.
1974 г. - «Франциско Инфантэ и гpуппа «Аpго» - Центp испанского землячества.
Особняком стоит «Выставка на открытом воздухе» 22 июля 1970 г. во дворе дома американского журналиста Э.Стивенса (ул. Рылеева. В ней участвовали Э.Зеленин, Р.Заневская, С. Бордачев, Б. Козлов, Л. Мастеркова, В. Немухин, Д. Плавинский, Л. Кропивницкий и др.
И это далеко не полный список!
Организация выставки:
«Неделю мы просидели на телефоне, вспоминает былое питерский художник Юрий Жарких, но толку не вышло. От корифеев неслось «это хитрости Рабина и компашки», «политическая вылазка», «хорошенько обдумайте». Мы плюнули на осторожных знаменитостей и отослали письмо в Моссовет от имени нашей группы».
Борис Петрович Свешников, опытный художник с лагерным прошлым, сразу отказался от предложения и пожелал всем успеха. Руководитель нелегальной академии искусств Васька-Фонарщик (Василий Ситников. «НГ») предложение принял с условием, чтоб не возражал его лечащий врач.
О планировавшейся акции художники уведомили властные структуры, направив 2 сентября письмо в Моссовет, в котором сообщали о своем намерении устроить пятнадцатого сентября на одном из московских пустырей просмотр картин.
И хотя сценарий вставки с «ролевыми играми» тщательно готовился, причем предусматривались различные встречные «ходы», но предугадать до конца реакцию властей, в срочном порядке предпринявших ответную акцию по озеленению пустыря, было невозможно.
События на пустыре
Один из самых молодых участников, художник М. Федоров-Рошаль спустя три десятилетия прокомментировал эти события: «бульдозерная выставка» на самом деле не совсем «бульдозерная»: бульдозеров не было А были «мобильные отряды» поливальных машин ЗИЛ-130. Но когда такая машина едет на тебя со своими ковшами-ножами, полное ощущение, что это бульдозер».
На эту тему есть и хороший анекдот:
Октябрь 1974 г. Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют»...
Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет: "Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчуственные и бескультурные быдланы! Осуждают они... что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!"