Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Прочие СССР 1917-1992
Категории
Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 719
Материал приурочен к дате: 1985-02-22
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1985-02-22 Материалы за: Год 1985
Автор: Мета Гость
Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Минздрава СССР
В.Е.КОВШИЛО
22 февраля 1985 г. N 3215-85
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В МЕЖШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ
И В ЦЕХАХ БАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящие Санитарно-гигиенические требования разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР.
При их составлении использованы материалы Ростовского медицинского института Минздрава СССР, Молдавского НИИ гигиены и эпидемиологии, Казахского НИИ гигиены труда и профзаболеваний, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР.
Санитарно-гигиенические требования предназначены для работников санитарно-эпидемиологических станций.
Трудовая подготовка учащихся в УПК и цехах базовых предприятий выполняет свою задачу, а также способствует повышению работоспособности, успеваемости и укреплению здоровья подрастающего поколения лишь при правильной организации трудовой деятельности школьников; при рациональном чередовании работы и отдыха, а также при соблюдении санитарно-гигиенических требований к условиям обучения.
Возросшие требования к трудовой подготовке вызывают необходимость усиления контроля со стороны органов здравоохранения за ее организацией.
Данные Санитарно-гигиенические требования предназначены для врачей школ, подростковых кабинетов и работников санэпидстанций и разработаны с целью совершенствования организации контроля за трудовой подготовкой школьников в УПК и цехах базовых предприятий.
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
1.1. Учащиеся допускаются к трудовому обучению и трудовой деятельности в УПК и цехах базовых предприятий лишь после медосмотра, устанавливающего отсутствие у них медицинских противопоказаний к работе (в соответствии с "Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по различным профессиям", Высшая школа, т. I - IX, 1964 г.).
1.2. Проведение медицинских обследований (осмотров) учащихся с целью выявления противопоказаний к профессиям, по которым осуществляется обучение на комбинате, а также лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия, содействующие укреплению здоровья школьников, обеспечивается районным (городским) отделом здравоохранения.
1.3. Районные (городские) санэпидстанции контролируют организацию условий и режима профессиональной подготовки школьников в УПК и цехах базовых предприятий.
1.4. Трудовое обучение учащихся 8 - 10 (11) классов может быть организовано различно: а) для занятий школьников в УПК или в учебных цехах базовых предприятий выделяются специальные дни недели; б) учебные занятия в школе сочетаются в какие-то дни с трудовым обучением в УПК или учебных цехах базовых предприятий.
1.5. В дни, специально выделенные в учебном расписании для производственного обучения, общая продолжительность трудовых занятий школьников (теоретические и практические занятия) не должна превышать для учащихся 8 - 9-х классов - 4-х часов в день; для учащихся 10 - 11-х классов - 6-ти часов в день.
1.6. В недельном расписании занятий время трудовой деятельности учащихся должно быть постоянным в течение каждого полугодия с целью выработки у школьников динамического стереотипа деятельности, способствующего успешному овладению профессиональными навыками.
1.7. Занятия трудом включают теоретическую подготовку и практическую работу школьников:
а) продолжительность практической работы учащихся не должна превышать 70 - 75% времени занятий трудом;
б) целесообразно, чтобы занятия теорией предшествовали практической работе школьников, а тема теоретических занятий была непосредственно связана с последующей практической работой учащихся;
в) наполняемость групп во время практической работы школьников не должна превышать 15 - 20 человек.
1.8. Все учащиеся должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами защиты глаз (очки, маски), органов слуха (противошумы).
1.9. В процессе трудового обучения и производительного труда необходимо:
- равномерно и полно загружать каждого учащегося;
- постепенно усложнять задания, как в пределах одной темы, так и в течение всего периода обучения;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся и уровень их подготовленности;
- чередовать трудные работы с более легкими; работы, выполняемые продолжительное время, - с работами средней длительности.
1.10. В целях снижения производственного травматизма необходимо усилить внимание мастеров производственного обучения к вопросам техники безопасности и охраны труда.
1.11. В специальные дни трудовой подготовки учащихся 8 - 9 классов в УПК занятия включают 1 час теоретической подготовки и 3 часа практической работы школьников.
Для учащихся 8 - 9 классов рекомендуется следующий режим работы:
а) после теоретической части занятий организуется 10-мин. перерыв;
б) на занятиях в 8-х классах в течение двух часов практической работы через каждые 30 мин. следует проводить пятиминутные перерывы;
- на занятиях 9-х классов после первого часа практической работы (45 мин.) следует проводить десятиминутный перерыв;
в) после двух часов практических занятий для учащихся 8 - 9 классов рекомендуется организовывать перерыв длительностью 30 мин. (обеденный перерыв).
1.12. В дни трудовой подготовки учащихся 10 - 11 классов в УПК или в учебных цехах базовых предприятий занятия трудом включают 2 часа теоретической подготовки и 4 часа практической работы учащихся (допускается практическая работа в течение 5 часов).
Для школьников 10 - 11 классов рекомендуется следующий режим работы:
- 2 часа теоретических занятий разделяются 10-минутным перерывом;
- после теоретических занятий также проводится десятиминутный перерыв;
- после двух часов практической работы организуется перерыв длительностью 30 мин. (обеденный перерыв).
1.13. В процессе трудового обучения и общественно полезного производительного труда школьников следует проводить физические упражнения в виде физкультпауз, физкультминуток и вводной гимнастики.
а) Физкультминутки (длительностью до 3-х минут) включают в основном упражнения, направленные на предупреждение неблагоприятного влияния вынужденной позы, на активацию дыхания и кровообращения, на активный отдых тех мышц, которые во время работы испытывают наибольшую динамическую или статическую нагрузку. Проводятся они в середине каждого часа (45') работы на рабочем месте при предварительно выключенном оборудовании.
б) Физкультпаузы (длительностью 5 мин.) включают, помимо этого, упражнения, имеющие профессиональную прикладную физическую направленность для более активного развития профессионально значимых функций и двигательных качеств (специфичных для каждой профессии). Физкультпаузы проводятся во время десятиминутных перерывов.
При наличии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, наличие в воздухе химических и токсических веществ, дискомфортный микроклимат) физкультурные паузы проводятся вне производственных помещений, в местах, специально отведенных для отдыха.
в) Вводная гимнастика включает в себя в большей мере упражнения, направленные на активное развитие профессионально значимых функций, и проводятся на рабочем месте непосредственно перед началом практической работы в течение 5 - 7 минут.
1.14. Специальные комплексы физических упражнений составляются преподавателями физической культуры школы и проводятся физоргом группы под руководством мастера производственного обучения.
Указанные формы физического воспитания, введенные в режим дня трудового обучения, способствуют более быстрому вхождению в работу, тренировке профессионально значимых функций, сохранению высокого уровня работоспособности до конца рабочего дня.
1.15. Гигиенически оптимальная зона плотности рабочего времени учащихся рекомендуется в пределах 60 - 88%. Работа как с более низкой, так и с более высокой плотностью приводит к снижению работоспособности и ухудшению самочувствия школьников.
1.16. Нормы выработки для школьников 14 лет не должны превышать 40% почасовой нормы взрослых; для подростков 15 - 16 лет - не более 60%, для 17-летних - не более 80% почасовой нормы взрослых.
При выполнении работ, связанных с переносом и передвижением тяжестей, должны соблюдаться следующие нормы переноса тяжестей:
Юноши Девушки
14 лет не более 6 кг не более 6,0 кг
15 лет -"- 8,2 кг -"- 6,8 кг
16 лет -"- 12 кг -"- 8,0 кг
17 лет -"- 16,4 кг -"- 9,0 кг.
При этом длительность такой работы не должна превышать 1/3 рабочего времени подростка.
1.17. В дни недели, сочетающие занятия по общеобразовательным предметам в школе с трудовым обучением, общая продолжительность учебно-трудовой нагрузки школьников 8 - 10 (11) классов не должна превышать 6-ти часов в день.
1.18. В дни занятий школьников в УПК не следует организовывать общественно полезный производительный труд учащихся во внеурочное время.
1.19.
а) Общественно полезный производительный труд учащихся 8 - 11 классов во внеурочное время должен проводиться в дни недели, в учебном расписании которых предусмотрено не более 5 уроков.
б) Занятия учащихся общественно полезным производительным трудом во внеурочное время должны начинаться не менее чем через 1 час после окончания уроков по расписанию. Это время должно строго соблюдаться, оно отводится на обед и отдых школьников.
в) Продолжительность общественно полезного производительного труда во внеурочное время не должна превышать 2-х часов в день для учащихся 8 - 9 классов, 3-х часов в день для учащихся 10 (11) классов.
Раздел II. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССАХ, УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ,
МАСТЕРСКИХ УПК И НА РАБОЧИХ МЕСТАХ БАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Условия внешней среды, в которой происходит учебно-производственная деятельность подростков, оказывают существенное влияние на его работоспособность и состояние здоровья.
Учебные мастерские УПК и учебные цехи базовых предприятий должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Основные документы, регламентирующие условия обучения подростков, следующие:
Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 10 сентября 1980 г. N 283/П-9 "О списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".
Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978 г. N 240/П10-3 "Об утверждении списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин".
Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 27 января 1982 г. "О нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
Строительные нормы и правила II-66-87 "Профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования".
Строительные нормы и правила II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
Строительные нормы и правила II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71.
ГОСТ 12.1.003-76 "Шум. Общие требования безопасности".
ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности".
При устройстве и оборудовании учебных кабинетов, лабораторий и мастерских учебно-производственных комбинатов, а также при организации условий трудовой подготовки школьников в учебных цехах базовых предприятий следует руководствоваться Методическими рекомендациями "Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ" (1985 год).
2.1. Естественное и искусственное освещение
2.1.1. Все учебные помещения (учебные кабинеты, лаборатории, мастерские) должны иметь естественное освещение.
Наилучшими видами естественного освещения для учебных помещений является боковое левостороннее. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета при наличии глухой перегородки должна быть не менее 2,2 м от потолка и 0,8 м от пола (при высоте 3,0). Для мастерских с большой глубиной заложения наилучшими системами естественного освещения следует считать двустороннее освещение и комбинированное (боковое левостороннее с верхним).
2.1.2. В классных помещениях и кабинетах коэффициент естественного освещения (КЕО) в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%, а в кабинетах технического черчения и рисования - не менее 2,0%.
В учебных мастерских и на рабочих местах базовых предприятий КЕО должен создаваться с учетом характера выполняемой зрительной работы (СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение").
2.1.3. Для окраски учебных столов рекомендуется светлая гамма цветов (светло-голубая, светло-серая, светло-зеленая, бежевая, цвета натуральной древесины) с коэффициентом отражения не менее 0,45.
Стены, потолки, оборудование учебных и производственных помещений должны иметь матовую поверхность. Окраску поверхностей интерьера учебных помещений следует предусмотреть светлых, лучше теплых тонов со средневзвешенным коэффициентом отражения не менее 0,45; потолок и верхние части стен необходимо окрашивать в белый цвет.
2.1.4. Помещения цехов металлообработки и деревообработки окрашивают спокойными тонами зеленого и желтого спектра с коэффициентом отражения не менее 0,60. Неподвижные части металлорежущих станков окрашивают в светло-зеленый цвет, движущиеся части - в кремовый. Отдельные элементы оборудования и архитектурно-строительные конструкции (колонны, сиденья, стенды) можно окрашивать в более яркие и контрастные цвета. Для акцентирования внимания учащихся на отдельном оборудовании его можно покрасить в более интенсивный цвет (цвет станка мастера может быть ярче, чем на рабочих местах учащихся).
2.1.5. В учебном помещении следует предусматривать наличие солнцезащитных устройств на окнах. В темное время солнцезащитные устройства должны использоваться как отражающие поверхности, ибо окна в вечернее время поглощают большое количество света. Поэтому солнцезащитные устройства должны иметь светлую окраску с коэффициентом отражения не менее 0,40.
Для учебных помещений наилучшим видом солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами. Допускается применение штор из хлопчатобумажных тканей, обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами (поплин, штапельное полотно, репс).
2.1.6. В учебных помещениях, кабинетах, лабораториях столы следует размещать перпендикулярно к окнам, чтобы свет падал слева от учащегося, в три ряда по 5 - 6 столов.
В учебных мастерских станки располагаются в зависимости от характера работы, конструкции и размеров станков с учетом системы естественного освещения: перпендикулярно, параллельно или под углом 30 - 45° по отношению к окнам. В инструментальных мастерских: слесарных - расположение верстаков перпендикулярно к окнам при правостороннем освещениитокарных - параллельно окнам, под углом 20 - 30° или в шахматном порядке при левостороннем освещении; фрезерных - параллельно окнам при двустороннем освещении.
2.1.7. Искусственное освещение в учебных помещениях и кабинетах должно быть представлено светильниками рассеянного света с люминесцентными лампами и, в виде исключения, лампами накаливания. Уровень освещенности на рабочих поверхностях должен быть не менее 300 лк.
Искусственное освещение в учебных мастерских, учебных цехах на базовых предприятиях устанавливается по нормам освещения (СНиП II-4-79 "Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение").
Уровни освещенности зависят от характера зрительных работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном (СНиП II-4-79).
При выполнении тонких зрительных работ 1 - 4 разряда необходимо комбинированное освещение: при этом уровень освещенности от светильников общего света должен составлять 10% нормируемой, но не менее 150 лк.
2.1.8. Искусственное освещение учебных помещений обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами типа ЛПО-01-2х40/Д-01; ЛПО-02-4х40/А-01; ЛПО-10-2х65; ЛС-002-2х65. Светильники в учебном помещении располагаются параллельно линии окон. Расстояние ряда светильников от наружной стены - 1 - 2 м, от внутренней - 1,5 м.
Для создания нормируемых уровней освещенности в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть 12 действующих светильников ЛПО-01-2х40 или 8 светильников ЛС-002-2х65 при удельной мощности - 24,2 Вт/кв. м. В учебных кабинетах и лабораториях площадью 66 кв. м должно быть 16 действующих светильников ЛПО-01-2х40.
В кабинетах черчения площадью 66 кв. м должно быть 24 светильника (3-й разряд) ЛПО-01-2х40 при удельной мощности 36,4 Вт/кв. м.
Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-12-1х40, расположенными на высоте 2,2 м от пола и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.1.9. Искусственное освещение учебных мастерских создается системой общего освещения или комбинированного в зависимости от характера зрительной работы. В слесарных мастерских уровень искусственной освещенности на рабочих местах должен составлять 500 лк и создаваться системой общего освещения.
Для общего освещения учебных мастерских с нормальными условиями среды (отсутствие пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны использоваться люминесцентные светильники серии ЛСО02-2х40, Л2010М-2х40 (2x80), ЛСП02-2х40 (2x65), ЛСП06-2х80. Допустимо также использование светильников типа: ЛП001-2х40 (2x65), ЛП013-2х40 (2x65), ЛП002-2х40 (2x65).
Для производственных помещений с неблагоприятными условиями среды должны использоваться люминесцентные светильники серии: ПВЛ-2х40 (2x80), ПВЛ02-2х40, ЛВП31-4х80, ЛВП33-2х80.
Для местного освещения при выполнении инструментальных работ должны применяться светильники с лампами накаливания серии НКС1, для шлифовальных станков - светильники серии ЛКС-01.
2.1.10. Светильники очищаются не реже одного раза в три месяца. Запрещается привлекать учащихся к очистке светильников.
2.2. Воздушно-тепловой режим
2.2.1. Температура воздуха в основных помещениях в зависимости от разных климатических условий должна быть в классах, кабинетах, лабораториях 17 - 20 °С; в мастерских по обработке металла и древесины - 16 - 18 °С; в рекреационных помещениях - 16 - 18 °С; в вестибюле и гардеробе - 16 - 19 °С.
2.2.2. Оптимальные показатели микроклимата в цехах промышленных предприятий в различное время года в зависимости от тяжести работ должны соответствовать ГОСТу 12.1.005-76 и составлять:
1) В холодный и переходный периоды года:
а) при работе легкой (категория I) <1>и средней тяжести (IIа) <2> - температура 18 - 23 °С, скорость движения воздуха не более 0,2 м/сек.;
б) при работе средней тяжести (категория IIб <3>) - температура 16 - 18 °С, скорость движения воздуха не более 0,3 м/сек.
--------------------------------
<1> Легкие физические работы (категория I) производятся сидя, стоя или связаны с ходьбой, но не требуют систематического физического напряжения или поднятия и переноски тяжестей, энергозатраты до 150 ккал/час. Физические работы средней тяжести (категория IIа, IIб).
<2> IIа - работы, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей.
<3> IIб - работы, связанные с ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей.
Извлечение из ГОСТа 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
2) В теплый период года:
а) при работе легкой и средней тяжести (I и IIа) - температура 21 - 25 °С, скорость движения воздуха не более 0,2 - 0,3 м/сек.;
б) при работе средней тяжести (IIб) - температура 18 - 21 °С, скорость движения воздуха не более 0,4 - 0,5 м/сек.
Относительная влажность воздуха во все сезоны и при разных по тяжести видах работ должна составлять 40 - 60%.
2.2.3. Запыленность воздуха в учебных классах, кабинетах и лабораториях не должна превышать 0,15 мг/куб. м.
В учебных мастерских и на производстве не должны проводиться работы, связанные с образованием пневмокониозоопасной пыли (например, сухая шлифовка деталей на абразивных кругах и т.д.). Наличие других видов пыли с содержанием двуокиси кремния менее 2% не должно превышать 10 мг/куб. м (ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования").
2.2.4. Содержание углекислоты в учебно-производственных помещениях, обусловленное жизнедеятельностью организма учащихся, должно быть не более 1 мг/л.
2.2.5. Содержание химических веществ в лабораториях, учебных мастерских и цехах базовых предприятий при работах, связанных с загрязнением воздушной среды вредными газами, парами, аэрозолями, не должно превышать предельно допустимые концентрации (ГОСТ 12.1.005-76). При этом, учитывая повышенную чувствительность подростков ко многим химическим веществам, в процессе обучения должен быть исключен контакт подростков с химическими веществами, особо токсичными для их организма (более подробно см. в разделе "Химическая промышленность").
2.2.6. Поддержание соответствующих воздушно-тепловых микроклиматических условий обеспечивается эффективными средствами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями глав СНиП II-33-75 <1> "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования", СНиП II-66-78 "Профессионально-технические училища и средние учебные заведения. Нормы проектирования" и для цехов промышленных предприятий "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий" СН 245-71.
--------------------------------
<1> Документ находится в стадии пересмотра.
2.2.7. В учебных классах и кабинетах рекомендуется осуществление децентрализованного притока воздуха через фрамуги и автоматически открывающиеся форточки и вытяжки через внутренние вытяжные каналы.
2.2.8. В лабораториях, кабинетах с вытяжными шкафами и в мастерских должна быть установлена вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
2.2.9. В лабораториях и учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением повышенного количества теплоты, пыли и химических веществ (муфельная печь, точильные, сверлильные и шлифовальные работы, электросварка и др.), а также на рабочих местах промышленных предприятий, где обучаются подростки, должна быть налажена эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая минимальное содержание указанных производственных факторов не выше допустимых уровней и концентрации соответственно ГОСТу 12.1.005-76.
2.2.10. Скорость воздуха, удаляемого через рабочие проемы вытяжных шкафов, в зависимости от предельно допустимых концентраций (ПДК) выделяемых вредных веществ должна быть:
при ПДК более 10 мг/куб. м - 0,05 м/сек.;
при ПДК от 10 до 0,1 мг/куб. м - от 0,6 до 1 м/сек.;
при ПДК менее 0,1 мг/куб. м - от 1 до 1,5 м/сек.
При полном открытии проема шкафа скорость воздуха должна быть:
при ПДК 0,1 мг/куб. м и более - 0,3 м/сек.;
при ПДК менее 0,1 м/куб. м - 0,45 м/сек.
(извлечение СНиП II-66-78).
2.2.12. Для осуществления эффективности тяги воздуха вытяжные вентиляционные решетки должны очищаться от пыли ежемесячно.
2.2.13. Обеспечение надлежащих воздушно-тепловых условий осуществляется также рациональным проветриванием и влажной уборкой всех учебно-производственных помещений. Для обеспечения рационального проветривания во всех помещениях должны иметься фрамуги и форточки площадью не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях в холодные периоды года запрещается забивать и заклеивать.
2.3. Шумовой фактор
2.3.1. Шум является одним из наиболее распространенных факторов производственной среды, характерным для многих промышленных предприятий. При работе в условиях шума могут возникать неблагоприятные изменения в организме работающих.
2.3.2. Учитывая повышенную чувствительность подросткового организма к воздействию шума, производственное обучение и практика подростков в мастерских и на базовых предприятиях должны производиться в соответствии с "Методическими указаниями по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков", утвержденными Министерством здравоохранения СССР 1 июля 1981 г. N 2410-81.
Нормируемым параметром шума для подростков 16 - 17 лет является предельный спектр 65 дБА (ПС-65).
При повышении нормативного параметра шума (ПС-65) подростки могут быть допущены к производственному обучению и практике только при:
- ограничении длительности работы в шумовой обстановке в соответствии с приведенными выше "Методическими указаниями...";
- использовании индивидуальных средств защиты от шума типа наушников ВЦНИИОТ-7Н, ВЦНИИОТ-2М, ВЦНИИОТ-4А, ВЦНИИОТ-А1, "беруши" и др. и применении их с первого дня обучения и производственной практики;
- соблюдении режима труда и отдыха, предусматривающего обязательные перерывы: для учащихся 8 - 9 классов - через 50 минут работы, для учащихся 10 - 11 классов - через 1,5 часа работы.
При параметрах шума ПС-95 и выше подростки к прохождению производственного обучения и практики не допускаются.
2.4. Санитарный режим
2.4.1. Перед началом занятий следует проводить тщательное сквозное проветривание всех помещений. Кроме того, во время перемен эффективное проветривание должно осуществляться в учебных помещениях, а во время уроков - в рекреационных.
2.4.2. Для поддерживания образцовой чистоты во всех учебно-производственных помещениях должна проводиться ежедневная влажная уборка.
2.4.3. Еженедельно осуществлять уборку с мытьем полов, осветительной арматуры, дверей, протиркой стен, мебели с применением моющих и дезинфицирующих средств (1% р-р хлорамина, 0,5% осветленный р-р хлорной извести и др.).
2.4.4. Уборка туалетов и умывальных комнат осуществляется ежедневно; полы моются горячей водой с применением моющих средств. Унитазы также ежедневно моются горячей водой с моющими средствами, а для удаления мочекислых солей - два раза в месяц щеткой, смоченной 2% раствором соляной кислоты, с последующим обильным промыванием их водой. Уборочный инвентарь должен иметь маркировку и храниться в шкафах или отведенных для этих целей помещениях. У входа в УПМ необходимо предусмотреть скребки и щетки для очистки обуви.
2.4.5. Очистку оконных стекол необходимо проводить не реже 3 - 4 раза в год снаружи и не менее 1 - 2 раз в месяц - изнутри.
2.4.6. Побелка потолка, верхних частей стен и оконных откосов проводится по мере необходимости. Двери, оконные рамы и переплеты окрашиваются белой масляной краской.
Остальные материалы раздела: Прочие СССР 1917-1992
Предыдущая Организация рационального питания юных спортсменов в школах-интернатах спортивного профиля методические рекомендации утв. Минздравом СССледующая Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1 - 7 классов утв. Минздравом СССР 22.02.1985 N 3216-85