Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Прочие СССР 1917-1992
Категории
Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях. Методические указания утв. Минздравом СССР 12.08.1987 N 4419-87
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 807
Материал приурочен к дате: 1987-08-12
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1987-08-12 Материалы за: Год 1987
Автор: Мета Гость
Утверждаю
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
12 августа 1987 г. N 4419-87
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Настоящие Методические указания разработаны Главным санэпидуправлением Минздрава СССР, ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Бердянским государственным педагогическим институтом Минпроса Украинской ССР.
Составители: Белостоцкая Н.А., Стан В.В., Веремкович Л.В., Барсукова Н.К., Липский Н.М.
Методические указания предназначены для использования в работе органов и учреждений здравоохранения и народного образования.
Малокомплектные дошкольные учреждения с разновозрастными группами составляют значительную часть сельских дошкольных учреждений.
Малокомплектные детские сады являются ступенью общей системы народного образования и призваны в тесном содружестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе. Содержание воспитательно-образовательной работы малокомплектного дошкольного учреждения должно соответствовать "Типовой программе воспитания и обучения в детском саду", утвержденной Министерством просвещения СССР (1984), с учетом специфики работы дошкольных учреждений с разновозрастными группами. В разновозрастной группе увеличивается доля самостоятельной деятельности детей, положительное воспитательное значение оказывает постоянное общение младших детей со старшими (формирование заботливости, самостоятельности, дружеских отношений и т.д.).
Для охраны и укрепления здоровья детей, их успешного воспитания и обучения большое значение имеет соблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня и комплектованию разновозрастных групп малокомплектных дошкольных учреждений.
Гигиенические требования к комплектованию
смешанных групп малокомплектных дошкольных учреждений
При подборе контингента разновозрастной (смешанной) группы следует исходить из возможности организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Режим дня разновозрастной группы должен оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию.
С гигиенических позиций оптимальными являются следующие типы малокомплектных дошкольных учреждений:
1. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы).
2. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежных возрастов и одной подготовительной группой.
Реализация такого принципа возрастного комплектования групп дошкольного учреждения позволяет с максимальной эффективностью решать воспитательные, образовательные задачи, проводить мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.
Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной преддошкольной группе
Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна).
В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).
В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми.
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОЙ
ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
┌─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐
│ Режимный момент │ Возраст детей │
│ ├─────────────────────┬─────────────────────┤
│ │ 1 г. - 1 г. 6 мес. │ 1 г. 6 мес. - 3 г. │
├─────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│Прием детей, игра │ 7.00 - 8.00 │ 7.00 - 8.00 │
│Утренняя гимнастика, │ │ │
│подготовка к завтраку, │ │ │
│завтрак │ 8.00 - 8.30 │ 8.00 - 8.30 │
│Игра │ 8.30 - 9.00 │ 8.30 - 9.00 │
│Подготовка ко сну, сон на│ │ │
│воздухе │ 9.00 - 11.00 │ - │
│Занятие 1 (по подгруппам)│ - │ 9.00 - 9.15 - 9.30 │
│Прогулка │ - │ 9.30 - 11.40 │
│Игры, самостоятельная │ │ │
│деятельность │ 11.00 - 11.40 │ - │
│Возвращение с прогулки, │ │ │
│подготовка к обеду │ - │ 11.40 - 12.00 │
│Обед │ 11.40 - 12.10 │ 12.00 - 12.30 │
│Сон на воздухе │ - │ 12.30 - 15.00 │
│Игра, занятия │ 12.10 - 14.00 │ - │
│Занятие 1 (по подгруппам)│12.40 - 12.50 - 13.00│ - │
│Занятие 2 (по подгруппам)│13.10 - 13.20 - 13.30│ - │
│Полдник │ 14.00 - 14.30 │ - │
│Подготовка ко сну, сон на│ │ │
│воздухе │ 14.30 - 16.30 │ - │
│Постепенный подъем, │ │ │
│водные процедуры │ 16.30 - 17.00 │ 15.00 - 15.30 │
│Полдник │ - │ 15.30 - 16.00 │
│Занятие 2 (по подгруппам)│ - │16.00 - 16.10 - 16.20│
│Игра │ - │ 16.20 - 17.00 │
│Прогулка │ 17.00 - 18.20 │ 17.00 - 18.20 │
│Ужин │ 18.20 │ 18.45 │
│Уход домой │ до 19.00 │ до 19.00 │
└─────────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘
После завтрака воспитатель организует игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда.
Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится после полдника.
После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а более старшие гуляют.
Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми укладывают спать.
При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.
Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной дошкольной группе
С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д.
Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4 - 6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин.
В смешанной дошкольной группе большое внимание уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3 - 4 лет составляет 4 - 6 мин., для более старших - 10 - 12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении.
Таблица 2
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│ Режимный момент │ Возраст детей │
│ ├────────────────┬─────────────┤
│ │4 - 5-й г. жизни│6-й г. жизни │
├─────────────────────────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Прием, осмотр, утренняя гимнасти-│ │ │
│ка │ 7.00 - 8.30 │ 7.00 - 8.30│
│ │ │ │
│Завтрак │ 8.30 - 9.00 │ 8.30 - 9.00│
│ │ │ │
│Игры, подготовка к занятиям │ 9.00 - 9.30 │ 9.00 - 9.15│
│ │ │ │
│Занятия │ 9.30 - 10.15 │ 9.15 - 10.45│
│ │ │ │
│Подготовка к прогулке │ 10.15 - 10.25 │10.45 - 10.55│
│ │ │ │
│Прогулка │ 10.25 - 12.30 │10.55 - 12.30│
│ │ │ │
│Возвращение с прогулки │ 12.30 - 12.50 │12.30 - 12.50│
│ │ │ │
│Обед │ 12.50 - 13.20 │12.50 - 13.20│
│ │ │ │
│Сон │ 13.20 - 15.20 │13.20 - 15.20│
│ │ │ │
│Постепенный подъем, водные проце-│ │ │
│дуры │ 15.20 - 15.50 │15.20 - 15.50│
│ │ │ │
│Полдник │ 15.50 - 16.10 │15.50 - 16.10│
│ │ │ │
│Игры, самостоятельная деятель- │ │ │
│ность │ 16.10 - 16.40 │16.10 - 16.40│
│ │ │ │
│Подготовка к прогулке, прогулка │ 16.40 - 18.10 │16.40 - 18.10│
│ │ │ │
│Возвращение с прогулки │ 18.10 - 18.20 │18.10 - 18.20│
│ │ │ │
│Ужин │ 18.20 - 18.45 │18.20 - 18.45│
│ │ │ │
│Уход детей домой │ 18.45 - 19.00 │18.45 - 19.00│
└─────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────┘
В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их содержания допустимы различия формы "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту.
Например, согласно приведенной схеме во все дни, кроме вторника 2-й и 4-й недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более младших детей (9.15 - 9.40 - 6-й год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-й год жизни9.35 - 9.50 - 4-й год жизни).
Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими (9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми младших (4-й и 5-й год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими проводят третье занятие.
Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими. После одновременного окончания второго занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой.
В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.
Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.
Таблица 3
ВАРИАНТ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СМЕШАННОЙ
ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕТИ 4 - 6-ГО ГОДОВ ЖИЗНИ)
┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Дни недели │ Возраст детей │
│ ├───────────────┬───────────────┬───────────────┤
│ │ 4-й г. жизни │ 5-й г. жизни │ 6-й г. жизни │
├────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┤
│ 1, 3 недели месяца │
├────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┤
│Понедельник │Ознакомление с │Ознакомление с │Ознакомление с │
│ │окружающим │окружающим │окружающим │
│ │Музыка │Музыка │Музыка │
│ │ │ │Рисование │
│ │ │ │ │
│Вторник │Математика │Математика │Математика │
│ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │
│ │ │ │Ознакомление с │
│ │ │ │окружающим │
│ │ │ │ │
│Среда │Развитие речи │Развитие речи │Развитие речи │
│ │Лепка │Лепка │Лепка │
│ │ │ │Грамота │
│ │ │ │ │
│Четверг │Рисование │Рисование │Рисование │
│ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │
│ │ │ │Русский язык │
│ │ │ │ │
│Пятница │Худ. лит-ра │Худ. лит-ра │Худ. лит-ра │
│ │Музыка │Музыка │Музыка │
│ │ │ │Лепка │
├────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┤
│ 2, 4 недели месяца │
├────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┤
│Понедельник │Ознакомление с │Ознакомление с │Ознакомление с │
│ │окружающим │окружающим │окружающим │
│ │Музыка │Музыка │Музыка │
│ │ │ │Рисование │
│ │ │ │ │
│Вторник │ - │Математика │Математика │
│ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │
│ │Худ. лит-ра │ - │Худ. лит-ра │
│ │ │ │ │
│Среда │Развитие речи │Развитие речи │Развитие речи │
│ │Конструирование│Конструирование│Конструирование│
│ │ │ │Грамота │
│ │ │ │ │
│Четверг │Рисование │Рисование │Рисование │
│ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │
│ │ │ │Русский язык │
│ │ │ │ │
│Пятница │Аппликация │Аппликация │Аппликация │
│ │Музыка │Музыка │Музыка │
│ │ │ │Русский язык │
└────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┘
В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры, физические упражнения, организовывать спортивные праздники, увеличивать длительность прогулок.
В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться одновременно со всей группой, однако характер упражнений, их количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также "ступенчатое" подключение к занятию детей младших возрастных групп.
Большое значение в физическом воспитании детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки <*>.
------------------------------------
<*> Методика проведения занятий изложена в Методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в дошкольных учреждениях" (1984 г.).
Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.).
Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста" (М., 1986 г.) и Методических рекомендаций "Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М., 1985 г.).
Остальные материалы раздела: Прочие СССР 1917-1992
Предыдущая Табель основного технического оснащения и оборудования лабораторий санитарно-эпидемиологических станций утв. Главным государственным сСледующая Нормативы численности рабочих. занятых обслуживанием и подготовкой производства на открытых горных работах утв. Постановлением Госкомтр